Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Петрозаводский городской суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Петрозаводский городской суд Дело № 2-6385/19
г. Петрозаводск, ул.Красная, д.33
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 августа 2010 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Орловой А.А., при секретаре Трофимовой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Петрозаводского городского округа об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя,
установил:
Администрация Петрозаводского городского округа обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава А.И.Киндт, в связи с тем, что им были вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа о предоставлении В.В.А., К.А.В., К.Д.М., Т.А.В. благоустроенного жилого помещения. Сумма исполнительского сбора составила 20.000 рублей.
Заявление мотивировано тем, что будучи должником по исполнительным производствам №........, №........, № ........, №........, обязанным предоставить взыскателям жилые помещения исключительно в виду того, что исполняет переданные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, Администрация Петрозаводского городского округа неоднократно сообщала судебному приставу-исполнителю об обстоятельствах, препятствующих исполнению данной категории судебных решений в установленные им сроки.
Администрация Петрозаводского городского округа предоставляет жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в рамках исполнения переданных Законом Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственных полномочий. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В рассматриваемом случае, на исполнение переданных государственных полномочий бюджету Петрозаводского городского округа предоставляется субвенция из бюджета Республики Карелия. В соответствии с требованиями бюджетного законодательства бюджет Республики Карелия на 2010 год, в том числе и в части субвенции Петрозаводскому городскому округу для исполнения вышеуказанных государственных полномочий, был сформирован и утвержден еще в 2009 году. Рассматриваемые исполнительные производства были возбуждены в период май-апрель 2010 года. При формировании проекта бюджета Республики Карелия финансовые средства для предоставления жилых помещений по данным исполнительным производствам не могли быть предусмотрены. В бюджете Петрозаводского городского округа на указанный период времени также не могли быть предусмотрены финансовые средства для предоставления жилых помещений по данным исполнительным производствам.
По состоянию на 01 мая 2010 года в бюджете Петрозаводского городского округа были предусмотрены средства субвенции из бюджета Республики Карелия на исполнение данного государственного полномочия в размере 6672,7 тыс. рублей. На указанные средства в установленном законом порядке размещен муниципальный заказ на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приобретенные жилые помещения будут предоставлены гражданам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решения о предоставлении жилья которым были вынесены в 2007 году.
Администрацией Петрозаводского городского округа установлен график исполнения решений суда о предоставлении жилых помещений, исходя из даты вынесения решения, за строгим соблюдением которого следит, в том числе и судебный пристав-исполнитель. По состоянию на 01 января 2010 года в данном графике находилось 66 исполнительных производств по предоставлению жилья детям-сиротам. Возможность предоставления жилья Т.А.В., В.В.А., К.Д.М., К.А.В. ранее исполнения вышеуказанных решений суда у Администрации Петрозаводского городского округа отсутствовала. При этом, по состоянию на 01 июня 2010 года список неисполненных решений суда сократился до 44, что свидетельствует о предпринимаемых Администрацией мерах, направленных на решение проблемы.
Администрация Петрозаводского городского округа при решении вопросов предоставления жилья данной категории граждан находится в строгих рамках требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Процедуры размещения муниципального заказа согласно действующему законодательству охватывают значительный период времени. В феврале 2010 года из бюджета Республики Карелия в бюджет Петрозаводского городского округа были перечислены средства субвенции в размере 6006,0 тыс.рублей. С учетом имевшего остатка средств 2009 года, на 2010 год в бюджете Петрозаводского городского округа для указанных целей были предусмотрены средства в размере 6672,7 тыс.рублей. В пределах имевшихся финансовых средств Администрацией Петрозаводского городского округа был размещен муниципальный заказ на приобретение 2 (двух) трехкомнатных благоустроенных квартир на общую сумму 6000,0 тыс.рублей и 1 (одного) благоустроенного жилого помещения на сумму 672679,42 тыс.рублей. Заявки на участие в торгах по данному муниципальному заказу были рассмотрены 7 апреля 2010 года. Но Управление Федеральной антимонопольной службы по РК обязало Администрацию Петрозаводского городского округа отменить результаты процедур размещения муниципального заказа. В связи с чем муниципальный заказ был размещен повторно. По итогам торгов Администрацией Петрозаводского городского округа в июле текущего года заключены два муниципальных контракта по приобретению двух трехкомнатных квартир, что позволит исполнить решения суда в отношении шести взыскателей из категории детей-сирот.
Считая перечисленные меры исчерпывающе возможными Администрация Петрозаводского городского округа просила признать постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконными и отменить их.
В судебном заседании представитель должника Петрашкевич Л.С., действующая в интересах Администрации Петрозаводского городского округа по доверенности, заявленные требования поддержала по вышеизложенным основаниям. Настаивала на том, что должником приняты все возможные меры во исполнение обращенных к нему требований. Дополнила приведенные доводы тем, что должником ведутся постоянные переговоры и совещания с Правительством РК, результатом которых должна стать передача здания бывшего общежития, что в значительной степени позволит решить проблему исполнения решений о предоставлении жилья.
Заместитель начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава А.И.Киндт в судебное заседание не явился, извещался судом о дате, времени, месте рассмотрения дела.
Представитель УФССП России по Республике Карелия Тимофеев М. Д., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, указывая на то, что ссылки должника на безденежность не являются основанием освобождения от исполнения обязательств.
Судебный пристав- исполнитель Пух Н. А. поддержал позицию представителя УФССП по РК.
Заинтересованные лица – взыскатели: В.В.А., К.Д.М., К.А.В. полагали требования должника необоснованными, просили в удовлетворении заявлений отказать, считая действия судебного пристава- исполнителя законными.
Заинтересованное лицо - взыскатель Т.А.В. в судебное заседание не явился, извещен судом о дате, месте времени рассмотрения дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы исполнительных производств и представленные документы, суд находит оспариваемые действия и бездействие законными и обоснованными, а заявленные требования – не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что на исполнении заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава А.И.Киндт Межрайонного отдела судебных приставов по особым производствам УФССП по РК находятся исполнительные производства, возбужденные на основании исполнительных листов, выданных Петрозаводским городским судом:
№........, возбужденное 27 мая 2010 года – по заявлению взыскателя Т.А.В.,
№........, возбужденное 08 апреля 2010 года – по заявлению взыскателя В.В.А.,
№ ........, возбужденное 25 мая 2010 года – по заявлению взыскателя К.Д.М.,
№........, возбужденного 26 апреля 2010 года – по заявлению К.А.В..
Требования исполнительных документов, обращенные к должнику – Администрации Петрозаводского городского округа, состоят в обязанности последнего предоставить взыскателям благоустроенные жилые помещения. Постановлениями о возбуждении исполнительного производства должнику в срок 5 дней с момента их получения предложено исполнить требуемое, о чем немедленно сообщить судебному приставу.
В установленные сроки требования исполнены не были, что не оспаривается заявителем; более того, обстоятельства, препятствующие исполнению, до сведения судебного пристава- исполнителя не доводились, о чем свидетельствует отсутствие соответствующей информации в материалах исполнительных производств.
Расценивая бездействие должника как неисполнение требований исполнительного документа 20.07.2010г. судебный пристав- исполнитель вынес оспариваемые постановления о взыскании исполнительского сбора по указанным исполнительным производствам в размере 5.000 рублей, на сумму 20.000 рублей.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 7 названного закона, в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, исполняются, в том числе, органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Системное толкование приведенных положений в совокупности с принципом обязательности судебных постановлений, установленным ст. 13 ГПК РФ, позволяет сделать вывод, что конечной целью судебного решения является реальное и полное восстановление нарушенных прав.
Представитель должника, не оспаривая факт наличия решений и своей обязанности по их исполнению, не представил судебному приставу- исполнителю доказательств, как реального исполнения, так и наличия обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение.
По мнению суда, приведенные им доводы не могут быть приняты во внимание при оценке законности оспариваемых постановлений, поскольку факт неисполнения неимущественных требований установлен.
Согласно ст. 112 Закона РФ «Об исполнительном производстве»:
- исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа;
- исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;
- в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Закона РФ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. В силу ч. 7 названной статьи при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Однако должник с соответствующими исками в суд не обращался, поэтому ссылки на отсутствие вины в неисполнении решений не могут быть предметом рассмотрения в рамках настоящего заявления.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о правомерности оценки судебным приставом- исполнителем бездействия должника как неисполнения требований исполнительного документа, а принимая во внимание установленные обстоятельства, - к выводу о законности принятых им решений.
Следовательно, постановления судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора, обусловленные его обязанностью, в соответствии со ст. 105 Закона РФ «Об исполнительном производстве», при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения решения, принять такое решение, являются законными и обоснованными.
Оспариваемые постановления вынесены в соответствии со ст. ст. 14, 112 Закона РФ «Об исполнительном производстве», их содержание отражает основания принятого решения и выводы, соответствующие установленным обстоятельствам.
Обжалуемое решение принято судебным приставом- исполнителем в соответствии с установленной Законом РФ «О судебных приставах» компетенцией и его полномочиями.
Основываясь на положениях ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, согласно которой суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий должностного лица и права, либо свободы гражданина не были нарушены, руководствуясь ст. ст. 194-198, 257, 258, 441 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А.Орлова
Мотивированное решение изготовлено 30.08.2010г.