ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6388/2013 от 11.12.2013 Химкинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-6388/2013 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2013 года г. Химки

Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Яцык А.В. с участием

заявителя ФИО1,

представителя заявителя ФИО2,

при секретаре Лаврухиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании отказа в совершении нотариального действия, заинтересованное лицо – нотариус ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 оспаривал законность отказа нотариуса Химкинского нотариального округа ФИО3 в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию.

Заявитель и его представитель в судебном заседании пояснили, что /дата/ умерла ФИО4 /дата/ ФИО1 обратился с заявлением о принятии наследства по завещанию к имуществу, оставшемуся после ее смерти, а /дата/ – с заявлением о. выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.

Постановлением от /дата/ нотариусом Химкинского нотариального округа Московской области ФИО3 было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по мотивам невозможности исчислить нотариальный тариф за его выдачу по сведениям об инвентаризационной стоимости наследуемой квартиры, выданным Химкинским филиалом ГУП МО "МОБТИ".

Ссылаясь на положения ст. 333.25 Налогового кодекса РФ, ст. 43, 44 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", заявитель полагал, что сведения, предоставляемые органами, осуществляющими государственный технический учет, об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества могут применяться нотариусами при исчислении государственной пошлины (нотариального тарифа) за совершение нотариальных действий, в том числе за выдачу свидетельства о праве на наследство.

Нотариус ФИО3 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, в предыдущем судебном заседании полагал заявление не основанным на законе, поскольку Законом "О государственном кадастре недвижимости" организациям по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации предоставлено право до /дата/ осуществлять кадастровую деятельность, но не кадастровый учет, то есть с /дата/ указанные организации не входят в число органов, указанных в п/п 7 п. 1 ст. 333.25 НК РФ.

В постановлении от /дата/, отказывая ФИО1 в выдаче свидетельства о праве на наследство, нотариус ФИО3 указал, что в соответствии с Федеральным Законом № 221 "О государственном кадастре недвижимости", Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 "О федеральной службе, государственной регистрации, кадастра и картографии", Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. № 546 "О признании утратившим силу некоторых решений Правительства РФ по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" с 01 января 2013 года Бюро технической инвентаризации не входит в число органов, указанных в п.п.7 п. 1 ст.333.25 НК РФ.

По представленным документам, в частности выданным органом БТИ сведениям об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, входящего в состав наследственного имущества, не представляется возможным исчислить нотариальный тариф за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию, подлежащий уплате в соответствии со ст. 333.24 Налогового кодекса РФ.

Исследовав представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить заявление по следующим основаниям.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса РФ для исчисления государственной пошлины по выбору плательщика может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7-10 пункта 1 статьи 333.25 Кодекса. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

Согласно подпунктам 8 и 9 пункта 1 статьи 333.25 Кодекса стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения. Стоимость земельных участков может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или федеральным органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и его территориальными подразделениями.

В соответствии с частями 2.3 и 3 статьи 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, а также подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения осуществляли расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, а также государственный учет объектов капитального строительства в переходный период до 1 января 2013 года.

С 1 января 2013 года государственный учет объектов капитального строительства осуществляется Росреестром. При этом в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, производится их государственная кадастровая оценка (глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

Согласно положениям части 3 статьи 44 Федерального закона №221-ФЗ кадастровые инженеры осуществляют в установленном Федеральным законом №221-ФЗ порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 года. При этом с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

С учетом изложенного, с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации вправе осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости и соответственно выдавать справки об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.

Между тем, согласно Закону Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. №2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" для целей исчисления налога на имущество физических лиц применяется инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества (жилых домов, квартир, дач, гаражей, прочих строений, помещений сооружений).

Таким образом, сведения по состоянию до 01 января 2014 г., предоставляемые органами, осуществляющими государственный технический учет, об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества могут применяться нотариусами при исчислении государственной пошлины (нотариального тарифа) за совершение нотариальных действий, в том числе за выдачу свидетельства о праве на наследство.

При этом суд не находит возможным удовлетворить заявленные требования в изложенной редакции, поскольку в рамках настоящего дела не полномочен проверять наличие у истца права наследования, отсутствие других наследников и лиц, имеющих право на получение обязательной доли, обременений наследственного имущества и иные вопросы, связанные с переходом права собственности в порядке наследования. Суд удовлетворяет заявление, исходя из смысла заявленных требований – оспаривания отказа нотариуса в принятии сведений об инвентаризационной оценке наследственного имущества, представленных ГУП "МОБТИ".

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 об оспаривании отказа в совершении нотариального действия, заинтересованное лицо – нотариус ФИО3 удовлетворить.

Признать незаконным постановление нотариуса Химкинского нотариального округа Московской области ФИО3 от /дата/ № об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в части обоснования отказа невозможностью исчислить нотариальный тариф.

Обязать нотариуса Химкинского нотариального округа Московской области ФИО3 исчислить нотариальный тариф за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию по сведениям об инвентаризационной стоимости наследуемой квартиры, выданным Химкинским филиалом ГУП МО "МОБТИ" /дата/ №

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Яцык

Решение в окончательной форме изготовлено 16 декабря 2013 г.

Судья А.В. Яцык