ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-638/2013 от 19.07.2013 Заиграевского районного суда (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2013 г. п. Заиграево

Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Мархаева П.С., при секретаре судебного заседания Евсееве Е.А., с участием представителя заявителя - ст.помощника прокурора Звездина И.М., представителя заинтересованного лица Иванов В.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Заиграевского района РБ к АМО СП «<адрес>» о понуждении к финансированию расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Заиграевского района РБ обратился в суд с заявлением к АМО СП «<адрес>» о понуждении к финансированию расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства МО СП «<адрес>» в связи с подготовкой и проведением выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «<адрес>» и выборов главы муниципального образования сельского поселения «<адрес>».

В ходе проверки установлено, что решением Совета депутатов МО СП «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов главы муниципального образования сельского поселения «<адрес>» назначены выборы главы МО СП «<адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Совета депутатов МО СП «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов представительного органа муниципального образования сельского поселения «<адрес>» назначены выборы представительного органа МО СП «<адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ.

Местное самоуправления осуществляется гражданами РФ в поселении, в том числе, посредством участия в муниципальных выборах (ч.1 ст.6 Устава МО СП «<адрес>»).

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Совета депутатов поселения, выборных должностных лиц местного самоуправления (ч.1 ст.23 131-ФЗ, ч.1 ст.9 Устава МО СП «<адрес>»).

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ч. 1 ст. 38 Закона Республики Бурятия от 17 сентября 2003 г. № 419-111 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Республике Бурятия», ч.1 ст. 43 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 N 417-III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

В соответствии с п.1 ч. I ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета. Аналогичные положения содержатся в п.1 ч.1 ст. 2 Устава МО СП «<адрес>».

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 17 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают следующими полномочиями: организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. При этом, в соответствии с ч.3 ст.17 ФЗ-131 полномочия органов местного самоуправления, установленные статьей 17, осуществляются органами местного самоуправления поселений самостоятельно.

Решения Совета депутатов МО СП «<адрес>» № и № от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в районной газете «--------» от ДД.ММ.ГГГГ №№.

Согласно смете расходов территориальной избирательной комиссии МО «Заиграевский район» на подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица – МО СП «<адрес>», общая сумма расходов составляет 80 000 руб.

На момент проведения проверки данная денежная сумма на расчетный счет территориальной избирательной комиссии МО «Заиграевский район» не перечислена.

Финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов является одним из условий организации и проведения выборов. Несвоевременное и недостаточное перечисление денежных средств на проведение выборов избирательной комиссии парализует ее работу, что создает угрозу срыва подготовки и проведения выборов, препятствует реализации гражданами своих конституционных прав избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч.2 ст.32 Конституции РФ), что является недопустимым.

Согласно ч.1 ст.152 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, т.е. администрация МО СП «<адрес>».

Частью 1 ст.154 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов, обеспечивают управление муниципальным долгом, осуществляют иные полномочия.

Статьей 259 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратится в суд с заявлением, в случае если решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Достаточное и своевременное финансирование является залогом успешного проведения выборов, тогда как несвоевременность в перечислении денежных средств способно повлечь срыв выборов. В соответствии с ч.1 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Таким образом, действиями органов местного самоуправления поселения нарушаются избирательные права неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В судебном заседании представитель заявителя – старший помощник прокурора Звездина И.М., действующая на основании доверенности, заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации МО СП «<адрес>» – Иванов В.Г. не возражал против удовлетворения заявления прокурора, признал указанные нарушения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора Заиграевского района РБ о понуждении Администрации МО СП «<адрес>» к финансированию расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов, по следующим основаниям.

Судом установлено, что требование заявителя законно и обоснованно основано на том, что местное самоуправление осуществляется гражданами РФ в поселении, в том числе, посредством участия в муниципальных выборах (ч.1 ст.6 Устава МО СП «<адрес>»).

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Совета депутатов поселения, выборных должностных лиц местного самоуправления (ч.1 ст.23 131-ФЗ, ч.1 ст.9 Устава МО СП «<адрес>»).

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ч. 1 ст. 38 Закона Республики Бурятия от 17 сентября 2003 г. № 419-111 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Республике Бурятия», ч.1 ст. 43 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 N 417-III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

В соответствии с п.1 ч. I ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета. Аналогичные положения содержатся в п.1 ч.1 ст. 2 Устава МО СП «<адрес>».

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 17 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают следующими полномочиями: организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. При этом, в соответствии с ч.3 ст.17 ФЗ-131 полномочия органов местного самоуправления, установленные статьей 17, осуществляются органами местного самоуправления поселений самостоятельно.

Согласно Решений Совета депутатов МО СП «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов главы муниципального образования сельского поселения «<адрес>» и «О назначении выборов представительного органа муниципального образования сельского поселения «<адрес>» назначены выборы главы и выборы представительного органа МО СП «<адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ. Указанные решения опубликованы в районной газете «--------» от ДД.ММ.ГГГГ №№.

Согласно смете расходов территориальной избирательной комиссии МО «Заиграевский район» на подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица – МО СП «<адрес>», общая сумма расходов составляет 80 000 руб.

На момент проведения проверки данная денежная сумма на расчетный счет территориальной избирательной комиссии МО «Заиграевский район» не перечислена.

Финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов является одним из условий организации и проведения выборов. Несвоевременное и недостаточное перечисление денежных средств на проведение выборов избирательной комиссии парализует ее работу, что создает угрозу срыва подготовки и проведения выборов, препятствует реализации гражданами своих конституционных прав избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч.2 ст.32 Конституции РФ), что является недопустимым.

Согласно ч.1 ст.152 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, т.е. администрация МО СП «<адрес>».

Частью 1 ст.154 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов, обеспечивают управление муниципальным долгом, осуществляют иные полномочия.

Достаточное и своевременное финансирование является залогом успешного проведения выборов, тогда как несвоевременность в перечислении денежных средств способно повлечь срыв выборов. В соответствии с ч.1 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Таким образом, судом установлено, что действия администрации МО СП «<адрес>» по неперечислению денежных средств, предназначенных для проведения выборов главы и депутатов представительного органа МО СП «<адрес>» нарушают избирательные права неопределенного круга лиц, и являются незаконными.

. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать МО СП «<адрес>» произвести перечисление денежных средств на финансирование выборов в размере 80000 рублей на избирательный счет территориальной избирательной комиссии МО «Заиграевский район», из них: 40000 рублей на проведение выборов депутатов представительных органов МО СП «<адрес>», и 40000 рублей на проведение выборов главы МО СП «<адрес>».

В соответствии со ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований;

В данном случае в соответствии 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления.

Руководствуясь ст. ст. 173, 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» по неперечислению денежных средств, предназначенных для проведения выборов главы и депутатов представительного органа МО СП «<адрес>».

Обязать администрацию МО СП «<адрес>» произвести перечисление денежных средств на финансирование выборов в размере 80000 рублей на избирательный счет территориальной избирательной комиссии МО «Заиграевский район», из них: 40000 рублей на проведение выборов депутатов представительных органов МО СП «<адрес>», и 40000 рублей на проведение выборов главы МО СП «<адрес>».

Освободить Администрацию МО СП «<адрес>» в соответствие с п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца через Заиграевский районный суд.

Судья Мархаев П.С.