ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-638/2013 от 25.04.2013 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

 Дело № 2-638-13

                      РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 25 апреля 2013 года

 Центральный районный суд г. Читы в составе:

 Председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,

 При секретаре Скажутиной О.Ю.,

 Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении пенсии,

 У С Т А Н О В И Л:

 Истец ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в декабре 2010 года обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) за назначением досрочной трудовой в соответствии с п.п.15 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Протоколом руководителя Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) № 1547 от 21.06.2011 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то обстоятельство, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, мужчинам по достижении возраста 55 лет, в случае, если они проработали в инженерно-техническом составе, на работах по непосредственному обслуживанию судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. На момент обращения истец имеет страхового стажа 34 года 2 месяца 22 дня, специального стажа по ст. 27.1.15 документального подтверждения не имеет, но специального стажа по Списку № 2 составляет 7 лет 2 месяца 26 дней. Пенсионным Фондом не были зачтены периоды: с 05.04.1976 г. по 16.05.1976г. в должности <данные изъяты>, период с 17.05.1976г. по 30.11.1980г. в должности <данные изъяты>, период с 01.12.1985г. по 28.02.1988г. в должности <данные изъяты>, период с 01.03.1988г. по 10.03.1991г. в должности <данные изъяты>, период с 11.03.1991г. по 31.12.1997г. в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> по той причине, что представленными документами не подтверждается занятость истца. Периоды работы с 01.12.1985г. по 28.02.1988г., с 11.03.1991г. по 31.12.1997 в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> не засчитан в специальный стаж, поскольку право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию по выслуг лет имеют бригадиры, пользующиеся правом на пенсию в связи с особым условиями труда как рабочие в случаях, когда их профессия прямо предусмотрена Списками; когда они заняты в бригаде рабочих, профессии которых предусмотрены Списками, выполняют дополнительные трудовые функции бригадира и не освобождены от своей основной работы по профессии. Согласно представленных документов истцом не подтверждается занятость в течение полного рабочего дня за периоды работы с 01.04.1994г. по 30.04.1994г., с 01.01.1995г. по 31.01.1995г., с 01.02.1996г. по 28.02.1996г. Так же не были включены периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: с 03.01.2002г. по 04.01.2002г., с 22.04.2002г. по 30.04.2002г., 10.11.2002г, поскольку периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы не предусмотрены для включения в специальный стаж. Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица периоды с 03.01.2002г. по 04.01.2002г., с 22.04.2002г. по 30.04.2002г., с 10.11.2002г, не подтверждаются как специальный стаж. Просит суд зачесть не засчитанные ответчиком периоды работы ФИО2 с 05.04.1976г. по 16.05.1976г. в должности <данные изъяты>, с 17.05.1976г. по 30.11.1980г. в должности <данные изъяты>, период с 01.12.1985г. по 28.02.1988г. в должности бригадира авиатехников, период с 01.03.1988г. по 10.03.1991г. в должности авиатехника по приборам, период с 11.03.1991г. по 31.12.1997г. в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> назначить ФИО2 досрочную трудовую пенсию по старости по одному из оснований, предусмотренных законом, а именно в соответствии с пп. 15 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсия в РФ» с момента обращения истца в ПФР в 55 лет, т.е. с 01.01.2011г. Взыскать с УПФР РФ в г. Чите в пользу ФИО1 5 200 рублей – убытки, связанные с восстановлением нарушенных пенсионных прав, в том числе судебные расходы, в размере 5 000 рублей, оплата услуг юриста, 200 рублей оплата госпошлины.

 В судебном заседании представитель истца ФИО3, истец ФИО1, исковые требования уточнили. Просили суд признать незаконным решение руководителя Государственного учреждения    «Управление ПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное)» от 21.06.2011 г. об отказе в назначении ФИО1 досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в части не включения в специальный стаж оспариваемых периодов. Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 22.03.2011г. Обязать государственное учреждение «Управление Пенсионного Фонда России в г. Чите Забайкальского края (межрайонное)» зачесть периоды работы ФИО1 с 05.04.1976г. по 16.05.1976г. в должности <данные изъяты> по 3 разряду; с 17.05.1976г. по 31.01.1980г. в должности <данные изъяты> 4 разряда; с 01.02.1980г. по 30.11.1985г. в должности <данные изъяты> 5 разряда; с 01.12.1985г. по 28.02.1988г. в должности <данные изъяты>; с 01.03.1988г. по 10.03.1991г. в должности <данные изъяты>; с 11.03.1991г. по 31.12.1997г. в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ. Обязать государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда России в г. Чите Забайкальского края (межрайонное)» досрочно назначить ФИО1 трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г.. № 173-ФЗ с 22 марта 201 1 года. Остальные требования оставить без изменения.

 Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) ФИО4, действующая на основании доверенности, против заявленных требований возражала, представила возражения на исковое заявление. Ссылается на то, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 22.03.2011 г. обратился в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по пп. 15 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ». Однако в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ФИО1 было отказано решением комиссии № 1547 от 21.06.2011 года, с учетом дополнений, внесенных протоколом № 2417 от 01.09.2011 г., по причине недостаточности специального стажа. Специальный стаж по непосредственному обслуживанию воздушных судов документально не подтвержден, специальный стаж по Списку № 2 составляет 7 лет 2 месяца 26 дней, страховой стаж составил 34 года 2 месяца 22 дня. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет. Представленными для назначения пенсии истцом документами, не подтверждается занятость истца полный рабочий день непосредственно на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях, в объединениях, летно- испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации в периоды: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>. Периоды работы с 01.12.1985г. по 28.02.1988г., с 11.03.1991г. по 31.12.1997г. в должности <данные изъяты> не засчитаны в специальный стаж, так как согласно п. 11 разъяснений № 5 от 22.05.1996г. «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право па пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию по выслугу лет, имеют бригадиры, пользующиеся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда как рабочие в случаях: когда их профессия прямо предусмотрена Списками, когда они заняты в бригаде рабочих-профессии которых предусмотрены Списками и выполняют дополнительные трудовые функции бригадира и не освобождены от своей основной работы по профессии. Списком № 459 от 04.09.1991г. профессия бригадира не предусмотрена. Документов подтверждающих, что в должности бригадира авиатехников выполнял дополнительные трудовые функции бригадира и не был освобожден от основной работы по профессии ни в орган ПФР при подаче заявления о назначении пенсии, ни в суд при подаче искового заявления истцом не представлены. В связи с отсутствием документальною подтверждения занятости истца в указанные периоды в течение полного рабочего дня непосредственно на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническом) обслуживанию воздушных судов в периоды, считает заявленные ФИО1 требования необоснованными. Требования о взыскании судебных расходов, считают необоснованными, поскольку использование бюджетных средств ПФР не по целевому назначению, которое предусмотрено соответствующим федеральными законами, в том числе выплата судебных расходов приведет к прямому нарушению бюджетного регулирования, вместе с тем, денежных средств на выплату судебных расходов в бюджете ПФР не предусмотрено.

 Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.

 Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

 Перечень должностей работников авиации, которым устанавливается право на указанную трудовую пенсию по старости, содержится в Списке должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года № 459 (далее Список от 04.09.91). Этот Список применяется на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537.

 В Список от 04.09.91 включены руководители (мастера всех наименований и начальники цехов, участков, смен, служб, групп) и специалисты: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований, инженеры всех наименований.

 Одним из условий досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г. работникам инженерно-технического состава гражданской авиации является их непосредственная занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

 В соответствии с указанным Списком право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости приобретают работники инженерно-технического состава авиации, которые непосредственно заняты полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях).

 Аэродром – это площадка с различными сооружениями и специальными помещениями для взлета, посадки, стоянки и текущего ремонта и обслуживания летательных аппаратов. Для технического обслуживания и ремонта транспортных судов гражданской авиации используются различные сооружения в виде платформ, стеллажей, стремянок и т.д., которые в комплексе называются доком. Док может быть стационарным, т.е. размещенным, как правило, в ангарах и других специально оборудованных помещениях, а также передвижным, используемым на стоянке самолетов и других летательных аппаратов.

 Таким образом, под аэродромным обслуживанием судов понимается техническое обслуживание, включая текущий ремонт воздушных судов на стоянках, площадках для самолетов и в специальных помещениях (ангарах), расположенных на территории аэродрома, с использованием соответствующих сооружений и оборудования.

 Поскольку законодательство из работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 указанного выше Закона, исключает техническое обслуживание воздушных судов в специально оборудованных помещениях, то в данном случае право на досрочное пенсионное обеспечение приобретают работники, инженерно-технического состава (чьи должности указаны в Списке от 04.09.1991), которые непосредственно в течение полного рабочего дня заняты на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на стоянках для воздушных судов и других открытых площадках аэродромов. При этом не имеет значения, в штате какой организации состоят эти работники. Это могут быть работники предприятий, воинских частей, научно-исследовательских и учебных заведений авиации и других организаций, имеющих аэродромы.

 В Списке от 04.09.91 г. прямо указано, что занятость работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями. Однако, истец не может в орган пенсионного обеспечения предоставить от работодателя подтверждающую льготный характер его работы справку для назначения пенсии, так предприятия ликвидированы и документы сданы в Государственный архив документов по личному составу Забайкальского края.

     Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.

 В силу пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

 Согласно пункту 5 Разъяснения Минтруда РФ № 5 от 22.05.96года, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29 под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

     До 1 января 1992 года не требуется подтверждение работы в течение полного рабочего дня в льготной должности.

 В судебном заседании установлено, что ФИО1 22.03.2011 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии пп.15 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением руководителя межрайонного УПФР № 1547 от 21.06.2011 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указано, что на момент обращения истец имеет страхового стажа 34 года 2 месяца 22 дня, специальный стаж по статье 27.1.15 документально не подтвержден, специальный стаж по Списку № 2 составляет 7 лет 2 месяца 26 дней.

 Истец не может предоставить от работодателя подтверждающие льготный характер его работы справки в орган пенсионного обеспечения для назначения пенсии, так предприятия ликвидированы и документы сданы в Государственный архив документов по личному составу Забайкальского края. Такие документы как регламенты технического обслуживания самолетов, технологические указания по выполнению регламентных работ, должностные инструкции, карты-наряды на оперативное техническое обслуживание воздушных судов в Архив не сдавались и не сдаются, в связи с чем, имеется необходимость подтверждения льготного характера работы в судебном порядке.

 Как усматривается из трудовой книжки истца:

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

     Аналогичные сведения содержит архивная справка № 1-1977/с-1 от ДД.ММ.ГГГГ года. Помимо этого, в справке указаны сведения о том, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 297-л ФИО1, <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ назначен бригадиром; приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 46-л ФИО1, <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ от обязанностей бригадира – освобожден; приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-л ФИО1, <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ назначен бригадиром; приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 81-л ФИО1, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность <данные изъяты>.

 Судом исследовано «Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России» (НТЭРАТ ГА-93), утвержденное Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № ДВ-58 от 20.06.1994 г., из которого следует, что авиационный техник (авиатехник) - специалист по наземному обслуживанию авиационной техники - самолетов, вертолетов и т. д., имеющий действительное свидетельство авиационного техника. При обслуживании в России отечественной авиационной техники, авиатехники подразделяются на специалистов по ЛАиД (летательный аппарат и двигатель), то есть СД (самолет и двигатель), ВД (вертолет и двигатель) и АиРЭО (авиационное и радиоэлектронное оборудование). При обслуживании иностранной техники разделение — по допускам (check). Оперативное и периодическое (гарантийное) аэродромное обслуживание воздушных судов гражданской авиации на стоянках для воздушных судов и других открытых площадках аэродромов осуществляется инженерно-техническим составом АТБ авиапредприятий. Авиационно-техническая база (АТБ) является основным организационно обособленным комплексом производственных и функциональных структур авиапредприятия, осуществляющим инженерно-авиационное обеспечение полетов. К работам на авиационной технике допускают ИТП, прошедший в установленном порядке обучение (переучивание) и стажировку. Инженерам, авиатехникам, авиамеханикам, в соответствии с их специальностями оформляют допуск для выполнения: работ по регламентам оперативного, периодического ТО (технического обслуживания); работ по отдельным системам, комплексам, зонам ВС, видам АиРЭО, и ремонта АиРЭО; запуска и опробования двигателей; буксировки воздушных судов; технического обслуживания ВС на временных аэродромах; отдельных ремонтных работ; других постоянных и разовых работ, определяемых авиапредприятием. Допуск к работам на АТ оформляют: авиатехникам: к периодическому ТО не более 3-х типов ВС, из них – не более двух типов 1 класса; к оперативному ТЛ – не более пяти типов ВС, из них не более трех типов судов 1 класса. Все виды допуска для выполнения работ на АТ инженерам, авиатехникам и авиамеханикам оформляют приказом руководителя авиапредприятия (АТБ) при наличии документов, подтверждающих успешное завершение ими программы обучения и стажировки, утвержденных ГОУВТ для ВС данного типа, имеющих удостоверение по охране труда установленного образца на соответствующие оформляемому допуску к ТО виды работ и операций.

 Техническое состояние авиационной техники (АТ) и качество ее технического обслуживания (ТО) определяют: визуально и по органолептическим признакам (шумы, запахи и т.п.); проверкой в действии (функциональный контроль); средствами инструментального контроля (автоматическими, ручными, комбинированными); проверкой полноты выполнения регламентных работ, последнее относится к контролю качества ТО и является принципиальной частью его оценки). Номенклатура методов и средств контроля определяется эксплуатационной документацией (10.1.1.).Функции контроля являются частью служебных обязанностей специалистов, ответственных за организацию и производство работ в подразделениях ИАС, и составляют основу деятельности отдела технического контроля (ОТК).

 К ремонтным предприятиям ГА относятся заводы, другие структуры ГА, основной вид деятельности которых – производство ремонта ВС, авиадвигателей, других изделий АТ, а также выполнение доработок АТ и переоборудование ВС по бюллетеням.

 Из Плана внешнего управления авиакомпании ОАО «Читавиа» на период внешнего управления с 02.10.2002 г. по 02.10.2003 г., Перечня имущества ОАО «Читаавиа», передаваемого в оплату уставного капитала ОАО «АК «Читаавиа», Акта приема-передачи имущества от 01.07.2003 г., судом установлено, что Аэропорт города Читы не имеет закрытых помещений (ангаров) для осуществления ремонта летательных аппаратов. Читинский объединенный авиаотряд, ОАО «Читаавиа», Объединение «Байкалавиа» не относились к ремонтным предприятиям, а осуществляли только оперативное и периодическое обслуживание летательных аппаратов, обеспечивая безопасность полетов, что подтверждают технические указания по выполнению регламентных работ по оперативному и периодическому обслуживанию воздушных судов, Устав ОАО «Авиационная компания «Читаавиа».

     Приказами командира <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1, как прошедший теоретическую и практическую подготовку, допущен к самостоятельному обслуживанию авиатехники на самолеты Ту-104, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Як-40, Ил-18, Ил-14, Ту-154, Ан-2.

 Из должностной инструкции авиационного техника по авиационному и радиоэлектронному оборудованию (АиРЭО), утвержденной Генеральным директором ОАО «АэроЧита» СИГ 06.11.2010 г., судом установлено, что авиационный техник по АиРЭО обязан осуществлять техническое обслуживание авиационной техники по своей специальности.

 У суда нет оснований сомневаться в том, что должностные инструкции значительно менялись за все время эксплуатации аэропорта Чита.

     Суду не представлено доказательств того, что в период работы истца бригадиром авиатехников он был освобожден от основной работы авиатехника.

     Пунктом 7.1.12. Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА-93), утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № ДВ-58 от 20.06.1994 г. определено, что в типовом случае непосредственную организацию процесса периодического ТО осуществляют начальник смены, инженеры смены, бригадиры - в пределах своей компетенции каждый. Инженеры смены и бригадиры проверяют комплектование рабочих мест техническими средствами, проводят инструктаж исполнителей по особенностям выполнения работ на ВС, техники безопасности и правил охраны труда в условиях предстоящего процесса.

     Пунктом 7.1.13.НТЭРАТ ГА-93 установлено, что в типовом случае бригадиры лично выполняют наиболее сложные работы, несут ответственность за организацию работы подчиненных им специалистов. Они дают задания на работы отдельным исполнителям или группе исполнителей, в которой назначают старшего - специалиста, ответственного за выполнение поручаемых группе работ.

     Из ответа на судебный запрос Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) сообщило, что Читинский объединенный авиационный отряд, ОАО «Читаавиа» относились к предприятиям гражданской авиации. Должности авиатехника по спецоборудованию, техника по приборам, бригадира авиатехников, авиатехника по приборам непосредственно связаны с работами по оперативному и периодическому (аэродромному) техническому обслуживанию воздушных судов при их заправке авиационными горюче смазочными материалами, авиационными маслами, спецжидкостями, слива отстоя авиатоплива, отбору проб авиа ГСМ в соответствии с действующими на тот период нормативными документами (Наставление по службе горюче смазочных материалов на воздушном транспорте РФ (НГСМ-РФ-94).

 Работа истца в течение полного рабочего дня с 01.01.1992 г. по 31.12.1997 года подтверждена лицевыми счетами. В лицевых счетах отражена доплата за вредность, а также за период работы бригадиром – доплата за бригадирство.

 У суда нет оснований полагать, что в указанные периоды предприятие работало в режиме неполной рабочей недели или неполного рабочего дня, доказательств обратного суду не представлено, а аэропорт «Чита» в указанный период осуществлял пассажирские перевозки, при которых требовалось оперативное и периодическое аэродромное техническое обслуживание воздушных судов, чем истец и занимался.

 Периоды работы истца в командировке в Китае также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку в командировки истец направлялся именно для обслуживания самолетов, что отражено в лицевых счетах. При этом истцу выплачивалась средняя заработная плата.

 При таких обстоятельствах суд считает возможным и необходимым включить периоды работы ФИО1 с 05.04.1976г. по 16.05.1976г., с 17.05.1976г. по 31.01.1980г.; с 01.02.1980г. по 30.11.1985г.; с 01.12.1985г. по 28.02.1988г.; с 01.03.1988г. по 10.03.1991г.; с 11.03.1991г. по 31.12.1991 года, и в течение полного рабочего дня с 01.01.1992 года по 31.12.1997г., как работу в должности <данные изъяты> с непосредственной занятостью полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.15 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 На ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 55 лет, он имеет страховой стаж 34 года 2 месяца 22 дня. Оспариваемые истцом периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж составляют 21 год 8 месяцев 26 дней, что более 20 лет, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Спора о наличии страхового стажа в гражданской авиации между сторонами не возникало.

 Следовательно, все условия, необходимые для назначения истцу пенсии на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имелись. В соответствии со ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Истец обратился с заявлением о назначении пенсии 22 марта 2011 года.

 На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма оплаченной им госпошлины в размере 200 рублей.

 В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истцом за оказание услуг представителя оплачено по договору 5 000 рублей. С ответчика в пользу истца с учетом требований разумности и времени участия представителя в судебном заседании подлежит взысканию 3 000 рублей.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

 Включить периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в течение полного рабочего дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

 Признать за ФИО1 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.15 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

     Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.15 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

 Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 3 200 рублей.

 Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения через Центральный районный суд г. Читы.

 Председательствующий Казакевич Ю.А.