ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-639 от 14.02.2011 Фрунзенского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

                                                                                    Фрунзенский районный суд города Владимира                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Фрунзенский районный суд города Владимира — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-639/11г. .....

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2011 года

Фрунзенский районный суд гор.Владимира

в составе:

председательствующего судьи: Знайко Н.В.

при секретаре: Фирсовой В.А.

с участием прокурора: Саверайте И.П.

с участием заявителя: Дубова А.Ф.

представителя заявителя: Посталакий А.С.

( по доверенности № 33АА0022448 от 08.02.201г. сроком на три месяца)

представителя заинтересованного лица: Черной С.В.

( по доверенности от 04.02.2011г. сроком на три месяца)

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Владимире

гражданское дело по заявлению ДУБОВА А.Ф. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района г.Владимира № 98 от 04.02.2011г. и обязании зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21,

У С Т А Н О В И Л:

Дубов А.Ф. обратился в суд с заявлением об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района города Владимира ( далее по тексту -ТИК Фрунзенского района города Владимира ) № 98 от 04.02.2011 года об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21 и принятии решения о регистрации Дубова А.Ф. в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному округу № 21.

В ходе судебного разбирательства Дубов А.Ф. уточнил ранее поданное заявление, в котором просил обязать территориальную избирательную комиссию Фрунзенского района города Владимира принять решение о регистрации Дубова А.Ф. в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21

В обоснование заявления указал, что 04 февраля 2011 года постановлением № 98 ТИК Фрунзенского района города Владимира, на которую возложены полномочия избирательной комиссии одномандатного округа № 21 по выборам депутата Совета народных депутатов г.Владимира двадцать шестого созыва отказала ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты, выдвинутому избирательным объединением « Владимирское региональное отделение политической партии « Коммунистическая партия Российской Федерации» по основанию, указанному в подпункте «в» пункта 23.1 статьи 33 Избирательного Кодекса Владимирской области. Избирательная комиссия посчитала, что наличие отметки об аннулировании заграничного паспорта в его паспорте автоматически делает документ недействительным. По его мнению, избирательная комиссия не является уполномоченным органом власти, обладающим правом признания паспорта гражданина РФ действительным либо недействительным. Как следует из ответа начальника УФМС по Владимирской области Л. от 07.02.2011г. паспорт гражданина РФ Дубова А.Ф., серии 1701 № 385726, выданный 10.12.2001г. ОВД Ленинского района г.Владимира является действительным. Считает доводы ТИК Фрунзенского района г.Владимира неправомерными и просит суд заявление удовлетворить.

Заявитель Дубов А.Ф. и его представитель Посталакий А.С. в судебном заседании свои доводы поддержали.

Представитель заинтересованного лица ТИК Фрунзенского района города Владимира Черная С.В. с заявлением не согласилась, пояснив, что в силу положения п. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникших из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Суд проверяет законность принятого постановления на основе анализа положений закона, вне зависимости от того, ссылались на них стороны или нет, для обеспечения соблюдения прежде всего публичных интересов, принципа равенства кандидатов. Оспариваемым постановлением затрагиваются не только права кандидата, но и других кандидатов, выдвинувшихся по данному округу, а также избирателей. В связи с этим, полагали, что суду следует исследовать все обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидата, а не только указанных в оспариваемом решении.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона№ 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 этого Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата. Пунктом 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Обязанностью соответствующей избирательной комиссии является уведомить кандидата об имеющихся нарушениях, допущенных им при оформлении документов, необходимых для его регистрации, и предоставить ему срок для исправления недостатков.

В силу вышеназванных норм Федерального закона, а также Разъяснения порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23.03.2007 г. № 203/1272-4, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к их оформлению. Процедура внесения уточнений и дополнений в документы, представленные для регистрации в качестве кандидата, установленная этим Федеральным законом и Разъяснением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, регламентирует устранение неполноты сведений о кандидате или ненадлежащее оформление уже представленных документов.  Данными нормами не предоставляется право кандидату дополнительно представить документы, не поданные своевременно для регистрации его в качестве кандидата в депутаты.

Дубов А.Ф. не представил необходимые для регистрации документы, подтверждающие сведения, указанные им в заявлении о согласии баллотироваться, а именно: документ об основном месте работы, занимаемой должности, и паспорт гражданина РФ. Вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат Дубов А.Ф. представил копию паспорта гражданина РФ серия 1701 № 385726, выданный 10.12.2001 г., код подразделения 332-001. На странице 19 данного паспорта имеется отметка «аннулировано», проставленная на штампе о выдаче загранпаспорта. В соответствии с п. 6 Положения «О паспорте гражданина Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997г. № 828 паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным. В соответствии с п. 15 Описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997г. № 828, девятнадцатая страница бланка паспорта предназначена для внесения отметок о получении  основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, а также о ранее выданных  основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Из буквального смысла данного положения следует, что 19-я страница паспорта не предназначена для отметок об аннулировании сведений  о выданных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. Полагают, что в силу прямого указания п.6 Положения о паспорте гражданина РФ, паспорт гр. Дубова А.Ф. является недействительным, поскольку содержит отметку, не предусмотренную Положением о паспорте. На момент вынесения решения об отказе в регистрации Заявителя кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира, избирательная комиссия руководствовалась указанными требованиями закона, а также официальным ответом УФМС России. Следовательно, вывод избирательной комиссии о недействительности паспорта Дубова А.Ф. является законным и обоснованным. При этом, недействительность паспорта говорит о его отсутствии, а не о ненадлежащем оформлении данного документа. Таким образом, у комиссии отсутствовала обязанность по уведомлению кандидата об отсутствии паспорта среди представленных им документов. Ответ УФМС России от 07.02.11 года № 10/967 не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, так как он прямо противоречит п. 6 Положения о паспорте гр. РФ. УФМС России по Владимирской области не имеет полномочий придавать иное толкование данному Положению, иными словами при наличии отметки в паспорте, не предусмотренной Положением о паспорте, УФМС России не вправе признавать паспорт действительным. Кроме того, о законности решения комиссии можно судить только по имеющимся на момент проверки документах кандидата. Представленный кандидатом ответ УФМС России является новым обстоятельством, не известным избирательной комиссии на момент проверки документов кандидата, следовательно, не влечен признания решения комиссии незаконным. Учитывая обязанность кандидата представить документы для выдвижения и регистрации и отсутствие обязанности комиссии извещать кандидата об отсутствии требуемых законом документах, в рассматриваемом случае кандидат Дубов А.Ф. должен был проявить должную степень заботливости по проверке паспорта на предмет его действительности при представлении его в комиссию для регистрации. Утверждение о том, что комиссия в данном случае должна была поставить кандидата в известность о недействительности его паспорта, и соответственно, его отсутствии, означало бы возложение на избирательную комиссию обязанностей, не предусмотренных законом. Следовательно, по мнению заинтересованного лица, у избирательной комиссии были все основания для отказа кандидату Дубову А.Ф. в регистрации по основанию, предусмотренному пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона 67-ФЗ (отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации).

Кроме того, Дубовым А.Ф. не представлены документы, подтверждающие указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы и занимаемой должности. Так, в заявлении о согласии баллотироваться кандидат указал следующее место работы: ГУП комбинат «Тепличный».   Документ, подтверждающий указанные сведения кандидат не представил. Среди представленных кандидатом документов имеется копия трудовой книжки, из которой следует, что местом работы кандидата является Государственное унитарное предприятие Владимирской области   комбинат «Тепличный»,   то есть иное в сравнении с указанным кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться предприятие. Также, кандидат неверно указал наименование занимаемой им должности в ГУП Владимирской области комбинат «Тепличный». Согласно представленной им трудовой книжки наименование его должности «  директор комбината»,   в то время как, кандидат указал в своем заявлении «  директор»   и документ, подтверждающий то, что он занимает эту должность, не представил. Между тем не подтверждение места работы, занимаемой должности соответствующими документами является существенным нарушением закона, влияющим на волю избирателей, так как избиратель вправе получить достоверные сведения о месте работы, должности кандидата. У избирательной комиссии в данном случае также были основания для отказа кандидату Дубову А.Ф. в регистрации по основанию, предусмотренному пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ (отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации).

Кроме того, в нарушение положения п. 2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ кандидат сообщил неполные сведения об адресе места жительства. Так, в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона №67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации,   района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, указание субъекта РФ (Владимирской области) в соответствии с требованиями закона является обязательным. В то же время, Дубов А.Ф. сведения об адресе места жительства в заявлении о согласии баллотироваться указал не полностью, поскольку не указал субъект РФ, в котором находится его место жительства. Указанное нарушение является существенным, поскольку исходя из приведенных выше положений избирательного законодательства, не указание в адресе места жительства наименования субъекта Российской Федерации является нарушением закона. Действующее избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих комиссию выяснять, не препятствуют ли однозначному восприятию указанные сведения, исключается ли иное толкование данных об адресе места жительства кандидата. Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом. Также, кандидат в заявлении о согласии баллотироваться не полностью указал данные документа, удостоверяющие его личность в нарушение п. 2 ст. 33 Федерального закона №67-ФЗ, в частности кандидатом не указана дата выдачи паспорта гр. РФ, а также неверно указано наименование органа, выдавшего данный документ. Так в паспорте кандидата указано, что органом, выдавшим документ является ОВД Ленинского района горда Владимира,   в то время как кандидат в своем заявлении указал ОВД Ленинского района Владимирской области г. Владимира. Подобное нарушение также является существенным, поскольку не указание требуемых данных о документе, удостоверяющем личность, является нарушением закона. Действующее избирательное законодательство, как и в предыдущем случае, не содержит норм, обязывающих комиссию (и суд) выяснять, не препятствуют ли однозначному восприятию указанные сведения, исключается ли иное толкование данных о документе, удостоверяющем личность. Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом. Кроме того, п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ содержит требование о том, что если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Однако в своем заявлении кандидат не указал, что осуществляет полномочия депутата Совета народных депутатов города Владимира на непостоянной основе. Обо всех указанных недостатках в строгом соответствии требованиям п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия поставила в известность кандидата письмом от 31.01.2011 исх. № 14. При этом комиссия совершила достаточные действия для того, чтоб сообщить об этом кандидату в установленный законом срок. Указанное письмо было доставлено по адресу места жительства кандидата. В то же время, вручить письмо не удалось в связи с тем, что кандидат фактически не проживает по указанному им в согласии баллотироваться адресу, о чем был составлен соответствующий акт, который подписали соседи кандидата. Однако обнаруженные недостатки не были кандидатом исправлены в предусмотренный законом срок. Полагала, что у избирательной комиссии имелись также основания для отказа в регистрации кандидата, предусмотренные пп. в.2) п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ (отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом). В соответствии с требованиями статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении предусмотренных законом оснований для отказа в регистрации избирательная комиссия не вправе принять решение о регистрации кандидата. Выявление в процессе проверки документов на выдвижение и регистрацию кандидата Дубова А.Ф. указанных в настоящем возражении нарушений требований закона свидетельствует о законности принятого избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата. Не указание в решении комиссии всех допущенных кандидатом нарушений не свидетельствует о его незаконности. В то же время, все допущенные нарушения, полагаем, должны быть оценены судом в порядке п. 3 ст. 246 ГПК РФ в целях обеспечения равенства прав кандидатов. В удовлетворении заявления просила Дубову А.Ф. отказать.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области в суд не явился, представив письменный отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя УФМС по Владимирской области.

Заслушав заявителя, его представителя, представителя ТИК Фрунзенского района города Владимира, прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления Дубову А.Ф. отказать, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями ( бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с пунктом 6 статьи 26 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( далее- по тексту – Федеральный закон

№ 67-ФЗ) формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего созыва.

Подпунктами а) и в) пункта 9 указанной статьи предусмотрено, что территориальная комиссия осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации.

Аналогичный порядок формирования и полномочия территориальных комиссий предусмотрены статьей 17 Закона Владимирской области от 13.02.2003г. № 10-ФЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» ( далее по тексту- Закон Владимирской области № 10-ОЗ).

07.12.2010г. избирательной комиссией города Владимира принято постановление « О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва на территориальные избирательные комиссии Ленинского, Октябрьского, Фрунзенского районов города Владимира». В соответствии с указанным постановлением полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 21 возложены на территориальную комиссию Фрунзенского района города Владимира.

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от 23.12.2010 года № 8 назначены выборы депутатов Совета народных депутатов города Владимира.

25.01.2011 года Дубов А.Ф. представил в территориальную избирательную комиссию Фрунзенского района города Владимира документы о выдвижении кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21, что подтверждается справкой о приеме документов № 6 от 25.01.2011 года.

26.01.2011 года Дубов А.Ф. представил в ТИК Фрунзенского района города Владимира документы о регистрации его в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира по одномандатному избирательному округу № 21, что подтверждается справкой № 9 от 26.01.2011г.

В результате проверки документов, представленных Дубовым А.Ф., ТИК Фрунзенского района города Владимира выявила основания для отказа в регистрации и постановлением № 98 от 04.02.2011года отказала Дубову А.Ф. в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21.

Проверяя законность принятого ТИК Фрунзенского района города Владимира постановления, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002года « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются : в)отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или)регистрации кандидата.

К таким документам, согласно ст. 10 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ « О гражданстве Российской Федерации», удостоверяющим гражданство Российской Федерации, относится, в том числе, паспорт гражданина Российской Федерации.

Вместе с тем, если в паспорте содержатся отметки, не предусмотренные Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997г. № 828, - это само по себе не свидетельствует о лишении либо прекращении гражданства Российской Федерации данного лица, а, следовательно, и об утрате этим лицом избирательного права.

Таким образом, доводы ТИК Фрунзенского района города Владимира о недействительности представленного Дубовым А.Ф. паспорта серии 1701 № 385726, выданного 10.12.2001г. отделом внутренних дел Ленинского района города Владимира, код подразделения 332-001 суд признает необоснованными, а указанное основание к отказу в регистрации в качестве кандидата неправомерным.

Кроме указанного в оспариваемом постановлении ТИК Фрунзенского района города Владимира № 98 от 04.02.2011 года основания, избирательной комиссией были выявлены и иные нарушения, являющиеся в соответствии с законодательством РФ, основанием к отказу в регистрации Дубова А.Ф. в качестве кандидата в депутаты.

Суд, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не связан основаниями и доводами заявленных требований, что вызвано необходимостью обеспечить надлежащий судебный контроль за правомерностью действий властных субъектов ( ч.3 ст. 246 ГПК РФ).

В соответствии с подпунктом в.2) пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является : отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

Аналогичные основания предусмотрены подпунктом в.2) пункта 23.1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области.

Так, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.

Установлено, что в заявлении о согласии баллотироваться Дубов А.Ф. указал следующие сведения : адрес места жительства – г.Владимир, п-т Ленина д.2 кв.94, индекс 600001, паспорт 17 01 385726 Отдел внутренних дел Ленинского района Владимирской области, место работы –ГУП комбинат «Тепличный», занимаемая должность – директор ( ..... ).

В подтверждение указанных в заявлении сведений заявителем были представлены следующие документы : 1) справка ГУП Владимирской области комбинат «Тепличный» от 28.12.2010г., из которой усматривается, что Дубов А.Ф. действительно работает в Государственном унитарном предприятии Владимирской области комбинат « Тепличный» по настоящее время. Назначен директором ГУП Владимирской области комбинат «Тепличный» с 25 апреля 2002 года, 2) копия трудовой книжки, из которой усматривается, что Дубов А.Ф. назначен « директором комбината».

Исходя из представленных заявителем документов ТИК Фрунзенского района города Владимира посчитала, что Дубовым А.Ф. неверно указано наименование занимаемой должности, а не подтверждение места работы, занимаемой должности соответствующими документами, является существенным нарушением закона.

Однако, в процессе судебного разбирательства было установлено, что занимаемая Дубовым А.Ф. в ГУП Владимирской области комбинат «Тепличный» должность поименована как « директор», что подтверждается Уставом ГУП Владимирской области комбината «Тепличный», трудовым договором, заключенным между Комитетом по управлению государственным имуществом Владимирской области и Дубовым А.Ф. от 22.09.2003г., а также последующими распоряжениями председателя комитета по управлению государственным имуществом Владимирской области о продлении срока действия трудового договора.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что наименование должности в заявлении о согласии баллотироваться Дубовым А.Ф. указано верно. Ссылка заинтересованного лица на запись в трудовой книжке, по мнению суда, является несостоятельной, поскольку трудовая книжка хранится на предприятии, сам заявитель мог не знать о произведенной в трудовой книжке записи. Сама по себе некорректная запись наименования должности не может являться основанием ограничения избирательного права заявителя.

По указанному основанию отказ в регистрации Дубова А.Ф. в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов суд признает необоснованным.

Вместе с тем, по иным, установленным в ходе судебного разбирательства, основаниям, предусмотренным законом, суд полагает действия ТИК Фрунзенского района города Владимира об отказе в регистрации Дубова А.Ф. в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов законными и обоснованными.

Установлено, что на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, отсутствовали следующие сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата : сведения об основном месте работы, сведения о том, что заявитель является депутатом и осуществляет полномочия депутата Совета народных депутатов города Владимира на непостоянной основе, а также сообщение неполных сведений об адресе места жительства и данных паспорта.

Так, в заявлении о согласии баллотироваться Дубов А.Ф. указал следующее место работы : ГУП комбинат «Тепличный». Документ, подтверждающий указанные сведения заявитель не представил. Из представленных документов следовало, что местом работы Дубова А.Ф. является Государственное унитарное предприятия Владимирской области   комбинат « Тепличный».

Не подтверждение места работы соответствующими документами, по мнению суда, является существенным нарушением закона, влияющим на волю избирателей, так как избиратель вправе получить достоверные сведения о месте работы кандидата.

Кроме того, Дубов А.Ф. сообщил неполные сведения об адресе места жительства. В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона № 67-ФЗ адрес места жительства - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Таким образом, указание субъекта РФ ( Владимирская область) в соответствии с требованиями закона является обязательным.

В данном случае, заявителем не указан субъект, в котором находится его место жительства.

Также Дубов А.Ф. в заявлении о согласии баллотироваться не полностью указал данные документа, удостоверяющие его личность, в частности заявителем не указана дата выдачи паспорта гражданина РФ, а также неверно указано наименование органа, выдавшего данный документ. Так, в паспорте указано, что органом, выдавшим документ является ОВД Ленинского района города Владимира, в то время как Дубов А.Ф. в заявлении указал ОВД Ленинского района Владимирской области г.Владимира.

Указанные нарушения являются существенным, поскольку действующее избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих комиссию выяснять, не препятствуют ли однозначному восприятию указанные сведения, исключается ли иное толкование данных об адресе места жительства кандидата либо данных о документе, удостоверяющим личность. Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом.

Пункт 2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ содержит требования о том, что если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.

Однако, в заявлении о согласии баллотироваться Дубовым А.Ф. не указано, что он осуществляет полномочия депутата Совета народных депутатов города Владимира на непостоянной основе.

Таким образом, отсутствие вышеперечисленных сведений являются основанием для отказа в регистрации кандидата.

При указанных обстоятельствах, суд признает законными и обоснованными действия ТИК Фрунзенского района города Владимира, выразившиеся в отказе Дубову А.Ф. в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира.

Доводы заявителя и его представителя о том, что отсутствующие либо неполно указанные Дубовым А.Ф. в заявлении сведения, заявителем могли быть устранены в случае надлежащего извещения ТИК Фрунзенского района города Владимира Дубова А.Ф. о выявленных недостатках, в связи с чем полагают, что избирательная комиссия не предприняла достаточных мер для извещения Дубова А.Ф. о выявленной неполноте сведений - суд признает необоснованными.

Действительно, пунктом 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Обязанностью соответствующей избирательной комиссии является уведомить кандидата об имеющихся нарушениях, допущенных им при оформлении документов, необходимых для его регистрации, и предоставить ему срок для исправления недостатков.

В судебном заседании установлено, что обо всех выявленных недостатках избирательная комиссия поставила в известность заявителя письмом от 31.01.201г., исх. № 14. При этом ТИК Фрунзенского района города Владимира совершила, по мнению суда, достаточные действия для того, чтобы сообщить об этом кандидату в установленный законом срок. Указанное письмо было доставлено по месту жительства Дубова А.Ф. Однако, вручить письмо не представилось возможным в связи с тем, что Дубов А.Ф. фактически не проживает по указанному им в заявлении о согласии баллотироваться адресу.

Указанное подтверждается актом от 31.01.2011г. о невручении документа, подписанным соседями заявителя, проживающими по адресу: .......

Более того, представители ТИК Фрунзенского района города Владимира предпринимали меры к извещению Дубова А.Ф. посредством сотовой связи, что не отрицал в судебном заседании сам заявитель. Однако, ответных действий со стороны заявителя не последовало. При этом, как пояснил в ходе судебного разбирательства заявитель, он видел на своем аппарате сотовой связи не принятые вызовы.

В связи с тем, что законом не определено, в какой форме должно проводиться извещение кандидата, суд не усматривает в действиях ТИК Фрунзенского района города Владимира нарушений избирательного законодательства.

При этом суд учитывает, что осуществив выдвижение кандидатом в депутаты, Дубов А.Ф. должен был проявить достаточную степень заботливости при выполнении возложенных на кандидата требований и условий выдвижения в качестве кандидата в депутаты, предусмотренных избирательным законодательством.

При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает в действиях ТИК Фрунзенского района города Владимира по отказу Дубову А.Ф. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира по одномандатному избирательному округу № 21 нарушений избирательного законодательства, в связи с чем, заявление Дубова А.Ф. признает необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 193-199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ДУБОВУ А.Ф. в удовлетворении заявления об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района города Владимира № 98 от 04.02.2011г. об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21 и принятии решения обязывающего территориальную избирательную комиссию Фрунзенского района города Владимира зарегистрировать Дубова А.Ф. в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21 отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Владимира в течение 5 дней со дня принятия решения судом первой инстанции.

Судья: Н.В.Знайко

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда от 03 марта 2011 года определила:

Решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 14 февраля 2011 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым заявление Дубова А.Ф. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района г. Владимира от 04.02.2011 г. № 98 «Об отказе в регистрации Дубову А.Ф. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21».

Обязать территориальную избирательную комиссию Фрунзенского района города Владимира зарегистрировать Дубова А.Ф. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21.

  Судья Н.В. Знайко

   а