ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6391/15 от 07.12.2015 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-6391/15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2015 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска

в составе: судьи Рыбалко В. И.,

при секретаре Сидоновой Л. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калинкина ФИО5 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести индексацию пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Калинкин ФИО6 обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести индексацию пенсии.

Исковые требования мотивированы следующим. Истец Калинкин ФИО7 является военным пенсионером с ДД.ММ.ГГГГ В письме (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» уведомил истца о том, что индексация его пенсии в 2015 году в части процентной надбавки за выслугу лет будет произведена исходя из стажа 20 лет, 1 месяц, 28 дней. При этом, ответчик сослался на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет».

С данным решением истец не согласен, считает его не законным в связи со следующим. На момент выхода истца на пенсию, его выслуга лет составила 27 лет 12 дней (с 21.11.1971 по 02.12.1998).

Пенсия истцу была рассчитана в соответствии с положениями Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации».

В соответствии пп. 4 п. 13, ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», установленная истцу процентная надбавка за выслугу лет составляет 40%.

Согласно п. 1, ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Постановление Правительства РФ от 21.12.2011 № 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» вступило в силу с 01.01.2012, а в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» - с 01.01.2013. Следовательно, вышеуказанное Постановление Правительства РФ распространяется на отношения, возникшие после 01.01.2012, и к истцу отношения не имеет. Ответчик применил в отношении истца нормативный акт, не подлежащий применению.

Калинкин А. В. просит суд признать незаконным решение ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» и обязать ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» произвести индексацию пенсии Калинкина ФИО8 в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании истец Калинкин ФИО9 поддержал исковые требования, пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ году он проходил военную службу на территории Украины. Поскольку перспективы прохождения дальнейшей службы в Российской Армии не было – истца ждало увольнение в запас, жилья не было, он решил продолжать службу в армии Украины. Истец не принимал присягу, лишь написал рапорт о продолжении службы. Истец принял гражданство Республики Украина и продолжил военную службу до ДД.ММ.ГГГГ года. Перед увольнением в запас из армии Украины, истец, с ведома начальства, через Консульство России принял гражданство России, получил заграничный паспорт гражданина РФ. Уволившись в 1998 году с военной службы в армии Украины, истец с семьей переехал на постоянное жительство в г. Ульяновск, получил паспорт гражданина России. С 1998 года и по настоящее время пенсионное обслуживание истца осуществляет ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области».

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования. Указал. что выслуга истца составляет 27 лет 12 дней. До октября 2015 года при определении размера пенсии истца применялась процентная надбавка за выслугу лет в размере 40%, рассчитанная из выслуги лет 27 лет 12 дней. Однако в октябре 2015 года истцу был произведен перерасчет пенсии, при котором процентная надбавка за выслугу лет составила 30% и была рассчитана из выслуги лет - 20 лет. Ответчиком при расчете процентной надбавки за выслугу лет не был учтен период службы истца в армии Украины. Действия ответчика незаконны. На момент увольнения истца с военной службы действующее законодательство, в частности Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, не предусматривало невключение в выслугу лет периодов службы в армиях государств СНГ. Примененный ответчиком нормативный акт - Постановление Правительства РФ от 21.12.2011 № 1074 не имеет обратной силы. Кроме того, данное Постановление Правительства РФ определяет порядок расчета выслуги лет для лиц «проходящих военную службу», а не для лиц, ранее проходивших военную службу. Пенсионные права истца не могут быть ухудшены.

Представитель ответчика - ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» в судебном заседании иск не признал, пояснив, что согласно ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ, заключенного в г. Ташкенте ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет для назначения пенсии определяется по законодательству государства, в котором проходит службу военнослужащий. А размер заработка для назначения пенсии определяется в соответствии с законодательством государства, на территории которого проживает военнослужащий.

Экономический Суд СНГ в консультативном заключении от 09.12.2009 № 01-1/2-09 выработал правовую позицию, согласно которой в случае переезда пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства-участника Соглашения на постоянное место жительства в другое государство-участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при расчете процентной надбавки за выслугу лет. Процентная надбавка за выслугу лет исчисляется в соответствии с частью 2 статьи 2 Соглашения по нормам законодательства страны проживания, что также подтверждается определением Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 12.04.2011 № 01-1/1-11.

Составляющими денежного довольствия военнослужащего считаются должностной оклад, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов в соответствии с п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941.

Размер процентной надбавки за выслугу лет установлен ч. 13 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Правила исчисления указанной процентной надбавки определены п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.12.2011 № 1074.

В соответствии с данными Правилами, которые устанавливают порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии, военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются периоды службы в календарном исчислении, т.е. военная служба в Вооруженных Силах РФ, Союза ССР, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников СНГ и военная служба граждан РФ в вооруженных силах государств - участников СНГ.

Засчитывать периоды службы в Вооруженных Силах Украины указанным постановлением не предусмотрено.

Выслуга лет истца для назначения пенсии была исчислена Министерством обороны Республики Украина и составляет 27 лет.

До перерасчета с ДД.ММ.ГГГГ Калинкину ФИО10. выплачивалась процентная надбавка за выслугу 27 лет в размере 40% за период службы с ДД.ММ.ГГГГ

В сентябре 2015 года во исполнение п. 13 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», п. 2 Правил исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 № 1074 и ч. 2 ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ, заключенного в г. Ташкенте ДД.ММ.ГГГГ, размер денежного довольствия для исчисления пенсии Калинкину ФИО12. приведен в соответствие с законодательством РФ.

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, личное дело БУ-35828, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Калинкин ФИО11. является военным пенсионером, состоит на пенсионном обслуживании в ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области».

Калинкин ФИО13. проходил военную службу с 21.11.1971 по 02.12.1998, в том числе в Вооруженных Силах Республики Украина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно материалам личного дела Калинкина ФИО14. ДД.ММ.ГГГГ он принял присягу на верность народу Украины.

Из пояснений Калинкина ФИО15. следует, что в период службы в Вооруженных Силах Украины он принял гражданство Республики Украина. Лишь перед увольнением в запас из армии Украины, истец, с ведома начальства, через Консульство России принял гражданство России.

Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в Вооруженных Силах Украины как гражданин Украины. Суду не представлены доказательства прохождения истцом военной службы в Вооруженных Силах Украины по контракту, как гражданина РФ.

С действительной военной службы подполковник Калинкин ФИО16 был уволен в запас приказом Заместителя Министра обороны Украины - Командующего сухопутными войсками <данные изъяты>, согласно п. 65 п.п. «б» (по возрасту).

Согласно расчету, произведенному Министерством обороны Республики Украина, выслуга лет Калинкина ФИО17. для назначения пенсии составляет 27 лет 12 дней.

До ДД.ММ.ГГГГ при назначении истцу пенсии ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» учитывалась процентная надбавка за выслугу лет в размере 40% исходя из выслуги – 27 лет.

С ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» произвело истцу перерасчет пенсии, согласно которому размер процентной надбавки за выслугу лет определен истцу – 30% исходя из выслуги – 20 лет (без учета периода службы в Вооруженных Силах Украины).

В соответствии со ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей от 14.02.1992, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Согласно ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.

Размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в своем консультативном заключении N 01-1/2-09 от 09.12.2009 указал, что в статье 2 Соглашения от 15.05.1992 для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (часть первая), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (часть вторая) установлены отдельное правила относительно применяемого национального законодательства.

По этой причине выслуга лет для назначения пенсий, исчисленная по законодательству государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсий, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет. Процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие. В таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.

Выслуга лет для определения права на пенсию в Российской Федерации определяется Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (Раздел II), Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов. сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (п. 1 - 7).

Согласно п. «а» ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет в размере 50% соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст. 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3% указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм.

В силу ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В настоящее время в Российской Федерации порядок исчисления выслуги лет для определения размера ежемесячной надбавки за выслугу лет определяется Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и принятым в его исполнение Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 N 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет».

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.12.2011 № 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении военная служба следующие периоды:

а) военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

б) военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств;

в) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);

г) военная служба граждан Российской Федерации до 1 января 1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;

д) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.

Учитывая, что в судебном заседании, в порядке ст.56 ГПК РФ стороной истца не были предоставлены доказательства того, что в период с 19.01.1992 по 02.12.1998 он проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, или в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников СНГ, либо в Вооруженных силах Украины именно как гражданин Российской Федерации на основании заключенного Республикой Украина и Российской Федерацией соответствующего международного договора или договора о военном сотрудничестве, суд находит исковые требования Калинкина А. В. не подлежащими удовлетворению.

Таким образом, в удовлетворении иска следует отказать.

Суд не принимает по внимание доводы представителя истца о том, что при перерасчете истцу пенсии, применено законодательство, не подлежащее применению, так как Постановление Правительства РФ от 21.12.2011 № 1074 не имеет обратной силы.

По мнению суда, установление Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, являющейся составной частью денежного довольствия военнослужащих, из которого, в свою очередь, определяется размер пенсии военных пенсионеров, направлено на обеспечение реализации пенсионных прав военнослужащих и потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы истца.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (Постановления от 19.06.2002 N 11-П, от 27.11.2008 N 11-П, от 11.07.2002 N 191-О, от 16.05.2007 N 375-О-П и др.).

Руководствуясь ст.ст.10,12,56,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Калинкина ФИО18 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести индексацию пенсии - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В. И. Рыбалко