ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6391/17 от 01.06.2017 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-6391/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2017г. г. Саратов.

Волжский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Егоровой И.А.,

при секретаре Ефимовой О.С.,

с участием истца ФИО1 и представителя истца адвоката Уранова С.Н., действующего на основании доверенности от 13.09.2017г.,

представителей ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от 27.04.2017г. и ФИО3, действующей на основании доверенности от 01.06.2017г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Министерству образования Саратовской области о признании недействительным решения конкурсной комиссии,

установил:

Истец обратился в суд с иском о признании недействительным решения конкурсной комиссии Министерства образования Саратовской области на замещение вакантной должности директора государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области « Саратовская кадетская школа-интернат» №1 им. Б.Н. Еремина». В обоснование заявленных требований указал, что в период времени с февраля 2016г. по июнь 2017г. истец, согласно проведенного Министерством образования Саратовской области конкурса на замещение вакантной должности директора государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области « Саратовская кадетская школа-интернат» №1 им. Б.Н. Еремина» был назначен директором школы. За время работы четко выполнял программу развития Саратовской кадетской школы – интерната №1, которая была согласована с Министерством образования Саратовской области за 2016 – 2020 годы. 29.07.2017г. истцом было подписано соглашение о расторжении трудового договора по ст. 77 ТК РФ, несмотря на то, что трудовой договор с ним был пролангирован еще на 1 год 6 месяцев, т.е. до июля 2018г. 28.07.2017г. Министерством образования Саратовской области вновь был объявлен конкурс на замещение вакантной должности директора государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области « Саратовская кадетская школа-интернат» №1 им. Б.Н. Еремина». Истец принял решение об участии в данном конкурсе и подал соответствующий пакет документов. 14.08.2017г. был проведен конкурс, решением конкурсной комиссии Министерства образования Саратовской области истцу было отказано в назначении на должность в связи с недостаточным количеством балов, полученных по результатам конкурсных мероприятий. Победителем конкурса был признан ФИО4, он же назначен директором школы. С решением конкурсной комиссии истец не согласен, считает, что представленная им программа развития соответствует основным направлениям государственной политики России в области образования, закону РФ « Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего и среднего образования, Концепции модернизации Российского образования, Национальному проекту «Образование», Национальной образовательной инициативе Президента РФ « Наша новая школа », Уставу школы и является достойной для реализации в жизни школы. Более того, программа уже была согласована с Министерством образования Саратовской области на период 2016-2020 годы.

Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснив, что процедура проведения и подготовки конкурса на замещение должности директора государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области « Саратовская кадетская школа-интернат» №1 им. Б.Н. Еремина» ответчиком соблюдена. Однако, представленная истцом Программа развития государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области « Саратовская кадетская школа-интернат» №1 им. Б.Н. Еремина» на 2016-2020 года» некоторыми членами конкурсной комиссии оценена не должным образом, в связи с предвзятым отношением к истцу, что не позволило истцу по результатам конкурса стать его победителем и притендавать на должность директора школы-интерната. Просил иск удовлетворить.

Представитель истца поддержал позицию доверителя, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика в судебном заседании иск не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, приобщенном к материалам дела ( л.д. 72-75, том 1). Просили отказать истцу в удовлетворении иска, поскольку процедура подготовки и проведения конкурса на замещение вакантной должности директора государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области « Саратовская кадетская школа-интернат» №1 им. Б.Н. Еремина» ответчиком соблюдена. По итогам заседания конкурсной комиссии ФИО1 набрал по итогам собеседования - 17 балов, по итогам оценки программы – 133 балла, итоговый бал составил – 150. В соответствии с рейтингом кандидатов по результатам конкурса истец занял 4 место. Об итогах конкурса ФИО1 проинформирован в установленный законом срок в письменной форме. Просили в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 39, 196 ГПК РФ предмет и основания иска, ответчик по делу определяются истцом, суд принимает решение по

В соответствии со статьей 275 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления конкурсной процедуры, предшествующей заключению трудового договора с руководителем организации. В этой связи обеспечение перехода на конкурсную систему отбора руководителей общеобразовательных учреждений с публичным представлением кандидатами программ развития общеобразовательного учреждения (далее - конкурсная система отбора) и последующим заключением срочного трудового договора с победителем конкурса не потребовало внесений дополнений, изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе и в сфере образования.

В соответствии с установленным законодательством Российской Федерации в сфере образования распределением полномочий обеспечение перехода на конкурсную систему отбора руководителей государственных общеобразовательных учреждений отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений - к компетенции органов местного самоуправления.

Принимая во внимание результаты исполнения поручения Президента Российской Федерации, а также качество представленных документов, Минобрнауки России рекомендует в нормативных правовых актах, регламентирующих организацию и проведение конкурсной системы отбора, учесть следующее:

- допускать к участию в конкурсной системе отбора лиц, прошедших соответствующую аттестацию, установленную законодательством Российской Федерации в сфере образования;

- задать структуру программ развития общеобразовательного учреждения, представляемых кандидатами в рамках конкурсной системы отбора;

- прописать критерии оценивания программ развития общеобразовательного учреждения ( письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ИР-758/08 от 11.09.2012г. « Об обеспечении перехода на конкурсную систему отбора руководителей общеобразовательных учреждений с публичным предоставлением кандидатами программ развития учреждения»).

Приказом министерства образования Саратовской области № 2315 от 25.09.2014г. утверждено Положение об организации и проведение конкурса на замещение вакантной должности руководителя государственного общеобразовательного учреждения, функции и полномочия учредителя в отношении которого осуществляет министерство образования Саратовской области.

В соответствии с вышеуказанным Положением назначение на должность руководителя государственного общеобразовательного учреждения, в отношении которого функции и полномочия учредителя осуществляет министерство образования Саратовской области, осуществляется по результатам конкурса на замещение вакантной должности руководителя.

Организация и проведение конкурса осуществляется министерством образования Саратовской области ( далее Министерство) ( п. 1.3 Положения).

Решение о проведении конкурса принимает Министерство при наличии вакантной должности руководителя государственного общеобразовательного учреждения, функции и полномочия учредителя в отношении которого осуществляет министерство образования Саратовской области ( п.2.1. Положения).

Решение о проведении конкурса оформляется приказом Министерства (п.2.2 Положения).

В целях проведения конкурса Министерство формирует конкурсную комиссию, утверждает персональный состав конкурсной комиссии; размещает информацию о проведении конкурса на официальном сайте Министерства в сети Интернет за 20 дней до начала приема заявлений и документов от кандидатов; организует независимую экспертизу программ развития образовательного учреждения, представленных конкурсантами, посредством их размещения на официальном сайте Министерства в сети Интернет в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия конкурсной комиссией решения о допуске кандидатов к участию к в конкурсе, с указанием порядка и сроков предоставления заключений по итогам независимой экспертизы ( п. 2.3 Положения).Конкурсная комиссия формируется из числа представителей Министерства, независимых экспертов в области управления в сфере образования на безвозмездной основе. Конкурсная комиссии правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции настоящим Положением, если на заседании присутствует не менее двух третей ее состава. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом заседания конкурсной комиссии ( п. 2.5 Положения).

Конкурсная комиссия: проверяет правильность оформления заявлений кандидатов и комплектность прилагаемых к нему документов; принимает решение о допуске ( отказе в допуске) кандидата к участию в конкурсе; определяет победителя конкурса; вправе рекомендовать Министерству включить в формируемый Министерством кадровый резерв руководителей государственных общеобразовательных учреждений кандидата, не победившего, но набравшего высокое количество баллов ( п. 2.6 Положения).

Решение о допуске ( отказе в допуске) кандидата к участию в конкурсе оформляется протоколом заседания конкурсной комиссии, который передается в Министерство в день проведения заседания конкурсной комиссии ( п. 2.12 Положения).

Министерство в письменной форме уведомляет кандидата о допуске (не допуске) кандидата к участию в конкурсе не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия конкурсной комиссией соответствующего решения ( п. 2.13 Положения).

При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами ( п. 3.1 Положения).

Конкурс проводится очно в один этап и состоит из собеседования с кандидатом и предоставления им Программы ( п. 3.2 Программы).

Программа кандидатов оценивается конкурсной комиссией по следующим критериям: актуальность, прогностичность, эффективность, реалистичность, полнота и целостность, проработанность, управляемость, контролируемость, социальная открытость, культура оформления.ж Каждый из критериев оценивается членами конкурсной комиссии по пятибалльной шкале ( 0-5 баллов). Результаты оценивания заносятся в оценочный лист, который подписывается каждым членом конкурной комиссии, присутствующим на ее заседании Победителем конкурса признается кандидат, набравший максимальное количество баллов. При равенстве суммы баллов кандидатов решение о победителе конкурса принимается председателем конкурсной комиссии. Результаты конкурса вносятся в протокол заседания конкурсной комиссии в виде рейтинга кандидатов по сумме набранных баллов. Протокол заседания конкурсной комиссии подписывается всеми присутствующими на заседании ее членами. Протокол заседания конкурсной комиссии передается в Министерство в день проведения конкурса ( п.3.3. – 3.6 Положения).

Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации ( п. 3.11. Положения) (л.д.72-84, том 1).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что приказом министерства образования Саратовской области от 03.07.2017 № 1562 объявлен конкурс на замещение вакантной должности директора государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области « Саратовская кадетская школа-интернат» №1 им. Б.Н. Еремина» и утвержден состав конкурсной комиссии из 8 человек ( л.д. 167-170, том 1 ).

Документы ФИО1 на участие в конкурсе приняты 26.07.2017г.

Министерством образования Саратовской области размещена информация о проведении конкурса на официальном сайте Министерства в сети Интернет за 20 дней до начала приема заявлений и документов от кандидатов; организована независимая экспертиза программ развития образовательного учреждения, представленных конкурсантами, посредством их размещения на официальном сайте Министерства в сети Интернет ( л.д. 271-276, том 1).

Решением конкурной комиссии ( протокол №1 от 03.08.2017г.) ФИО1 был допущен к участию в конкурсе, о чем истец уведомлен письмом № 01-26/5649 от 03.08.2017г. ( л.д. 184 -188, том 1 ).

14.08.2017г. состоялось заседание конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности директора государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области « Саратовская кадетская школа-интернат» №1 им. Б.Н. Еремина». Участие в комиссии приняли все восемь членов комиссии, персональный состав которой, утвержден приказом Министерства образования Саратовской области № 1562 от 03.07.2017г.

По итогам заседания конкурсной комиссии ФИО1 набрал по итогам собеседования – 17 баллов, по итогам оценки Программы - 133 балла, итого 150 баллов, что подтверждается копиями оценочных листов кандидата ФИО1, заполненных каждым членом конкурсной комиссии ( л.д. 177-183, том 1) и протоколом заседания конкурсной комиссии №2 от14.08.201г. ( л.д. 189-194, том 1).

В соответствии с рейтингом кандидатов по результатам конкурса ФИО1 занял четвертое место.

Об итогах конкурса ФИО1 проинформирован в установленные п. 3.7 Положения сроки 18.08.2017г. исх. № 01-26/6161, что подтверждено истцом в ходе рассмотрения дела.

Таким образом, истцом было реализовано его право на прохождение конкурса отбора и участия в конкурсе на замещение вакантной должности директора государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области « Саратовская кадетская школа-интернат» №1 им. Б.Н. Еремина», процедура объявления и проведения конкурса соблюдена в полном объеме, что не отрицалось истцом в ходе рассмотрения дела, истец не набрал максимальных баллов в рейтинге кандидатов по результатам конкурса.

Решение по результатам конкурсного отбора на замещение вакантной должности директора государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области « Саратовская кадетская школа-интернат» №1 им. Б.Н. Еремина» было принято полномочным органом, с соблюдением порядка, установленного Положением об организации и проведение конкурса на замещение вакантной должности руководителя государственного общеобразовательного учреждения, функции и полномочия учредителя в отношении которого осуществляет министерство образования Саратовской области, утвержденным Приказом министерства образования Саратовской области № 2315 от 25.09.2014г.

Доводы истца о предвзятом к нему отношении некоторых членов конкурсной комиссии, не оценивших должным образом представленную истцом Программу, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку решение по результатам проведения конкурса на замещение вакантной должности директора государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области « Саратовская кадетская школа-интернат» №1 им. Б.Н. Еремина» было принято коллегиальным органом при наличии объективной, полной информации о кандидате. Кроме того ФИО1 присутствовал на заседании комиссии, не был лишен возможности дополнить информацию по представленной им Программе, лично отвечал на вопросы членов конкурсной комиссии, что подтверждается протоколом заседания конкурсной комиссии №2 от 14.08.201г. ( л.д. 189-194, том 1).

Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.

Это конституционное положение и требование норм международного права содержится и в ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Законом на суд не возлагается обязанность по собиранию доказательств и по доказыванию действительных обстоятельств дела, так как возложение такой обязанности приведёт к тому, что он будет вынужден действовать в интересах какой-либо из сторон.

Оценив представленные доказательства с позиции ст. 67 ГПК РФ суд установил, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом суду не представлено допустимых и бесспорных доказательств, при наличии которых суд смог бы прийти к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ суд

решил:

ФИО1 в иске к Министерству образования Саратовской области о признании недействительным решения конкурсной комиссии Министерством образования Саратовской области по проведению конкурса на замещение вакантной должности директора государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области «Саратовская кадетская школа-интернат» №1 им. Б.Н. Еремина» от 14.08.2017г., отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья