ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6391/2021 от 21.03.2022 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено 21.03.2022

66RS0006-01-2021-006911-79

2-6391/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 14 марта 2022 года

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Павловой Н.С.

при секретаре Желяба А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Акционерному обществу «Почта России» о защите прав потребителя

УСТАНОВИЛ:

истец обратилась в суд с настоящим иском указав в обоснование исковых требований, что 27.02.2021 отправила почтовую посылку международного отправления ЕМS в Австралию. Вес посылки составил 8,090 кг. она содержала – детские вещи, игрушки, книги, мужские часы, женскую сумку и т.д. Посылка направлялась в адрес сына П.П.В., его жены и двух детей. Посылка включала в себя, в том числе, подарки на день рождение сына и его жены, внукам, вещи, размещенные в посылке, имели для истца особую ценность, срок доставки также имел важное значение. Посылка была отправлена с описью вложения и с объявленной ценностью в 40 000 руб., стоимость пересылки составила дополнительно 9 830 руб. Факт отправки посылки, а также стоимость посылки, пересылки подтверждается таможенной декларацией от 27.02.2021 г., кассовым чеком на сумму 9 830 руб. от 27.02.2021.

Поскольку посылка не поступала по месту назначения, 29.04.2021 в адрес ответчика было подано два заявления на розыск посылки и возврат тарифа за не оказанные услуги. Не получив ответа на заявления, 04.06.2021 и 08.06.2021 были направлены официальные претензии на сайт Почты России. В ответ на электронную почту истца было направлено письмо о регистрации обращений, а также было направлено письмо с указанием на вложение, однако, вложение в письме отсутствовало. 10.06.2021 истец обратилась с двумя заявлениями в отделение Почты России по адресу: <...>. Одно из заявлений содержало требование о розыске посылки, второе - о возврате денежных средств.

Согласно данным с сайта Почты России посылка отправлялась из России дважды, а именно: 11.03.2021, а также 27.10.2021. Однако, данный факт не соответствует фактическим обстоятельствам, так как посылка физически находилась на территории Российской Федерации. Ввиду того, что отправление находилось 173 дня в пути, истцом была подана претензия 19.08.2021 в которой истец изложила свои требования о возмещении убытков, возврата суммы объявленной ценности посылки и стоимости пересылки, выплаты компенсации за утерю посылки. 26.08.2021 Почта России поступил ответ, который содержал сведения об утрате посылки, о сумме возмещения в размере 23 610 руб. При этом ответчиком не было указано, в связи с чем, сумма к возмещению значительно меньше суммы расходов, понесенных мною при отправке посылки.

Посылка прибыла в Австралию 05.11.2021, вручена получателю полностью в непригодном состоянии 08.11.2021 г. (путь следования составил 253 дня). Посылка была сырой, все вещи были испорчены, в плесени. Вся посылка была полностью выброшена, так как ее содержимое было невозможно использовать, что подтверждается представленными фотографиями.

Истцом рассчитана неустойка на основании п. 5 статьи 28 Закона «О защите прав потребителей» за период со дня получения претензии и истечении срока ответа 30.08.2021 по 13.12.2021 (105 дней) в размере 156 964,50 руб., которую истец полагает необходимым уменьшить до суммы 49830 рублей не превышающей стоимость услуг.

Также истец просила взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., судебные расходы на оказание правовой помощи 10 000 руб., штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Ответчик извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что требование истца о выплате суммы объявленной ценности в размере 40000 рублей не подтверждено документально, в квитанции данная сумма в качестве объявленной ценности указана не была, тариф рассчитан без объявленной ценности, также указано, что в адрес истца направлены извещения о возможности получения денежной компенсации в размере 23610 рублей и 9830 рублей, рассчитанных на основании ст. 34 ФЗ «О почтовой связи» и Международной почтовой конвенции, однако данные почтовые переводы не были получены истцом по независящим от ответчика причинам. В случае удовлетворения требований просили применить положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Размер расходов на представителя считали завышенным.

16.02.2022 протокольным определением в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области (Роскомнадзор). Представитель третьего лица в судебном заседании полагала, что требования истца подлежат удовлетворению в сумме определенной судом, пояснила, что ответчиком действительно были нарушены порядок и сроки ответа на обращение потребителя.

Заслушав истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно ст. ст. 3, 17 ФЗ "О почтовой связи" почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи, которые осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи", почтовая связь предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, а также другим лицам и органам.

В соответствии со ст. 16 ФЗ "О почтовой связи" по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 234 были утверждены "Правила оказания услуг почтовой связи" (далее Правила).

Согласно ст. 20 ФЗ "О почтовой связи", пп. "б" п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств.

В соответствии со ст. 34 ФЗ "О почтовой связи", за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи, либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Убытки, причиненные в случае утраты почтового отправления с объявленной ценностью возмещаются оператором почтовой связи в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления с объявленной ценностью - в размере объявленной ценности и суммы тарифной платы, за исключением тарифной платы за объявленную ценность;

в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения - в размере объявленной ценности недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения, указанной отправителем в описи;

в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке без описи вложения - в размере части объявленной ценности почтового отправления, определяемой пропорционально отношению массы недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения к массе пересылавшегося вложения (без массы оболочки почтового отправления);

в случае утраты или порчи (повреждения) иных регистрируемых почтовых отправлений - в двукратном размере суммы тарифной платы.

Вопросы ответственности за утрату или порчу (повреждение) международных почтовых отправлений регулируются законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Судом установлено, что 27.02.2021 истец оформила почтовую посылку международного отправления ЕМS в Австралию в адрес сына, П.П.В. Вес посылки составил 8,090 кг.

Согласно представленной описи в квитанции ЕМS < № > посылка содержала детские вещи, игрушки, книги, мужские часы, женскую сумку, бусы, продукты (л.д. 21). Напротив каждой позиции в описи указана стоимость товаров. Истцом произведена оплата по тарифу в размере 9830 рублей

Согласно Приложению < № > к Приказу Почты России от 30.04.2020 < № > тариф на пересылку международных отправлений EMS отправления с товарными вложениями весом от 8 до 9 кг – составляет 8191 рубль 67 копеек, также истцом оплачен НДС 1638 рублей 33 копейки

Сторонами не оспаривается, что посылка была доставлена в пункт назначения в Австралии 08.11.2021, при этом содержимое посылки было испорчено и не подлежало использования по назначению.

Оценивая доводы истца об отправлении посылки именно с объявленной ценностью в 40 000 руб. и наличии оснований для взыскания ущерба в данном размере, суд, оценив представленные сторонами доказательства, приходит к выводу о том, что посылка была принята без объявленной ценности, поскольку бланк в соответствующе графе «объявленная ценность» не был заполнен, сотрудником почты тариф в размере 9830 рублей рассчитан без объявленной ценности.

Вопросы ответственности за утрату или порчу (повреждение) международных почтовых отправлений регулируются законодательством РФ и международными договорами РФ. Так, в соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции, участницей которой является РФ, почтовые администрации отвечают за: утрату, хищение или повреждение заказных отправлений и отправлений с объявленной ценностью; утрату отправлений с контролируемой доставкой.

Администрации могут взять на себя также возмещение потерь, связанных с форс-мажорными обстоятельствами.

В случае утери, хищения или повреждения отправления с объявленной ценностью отправитель имеет право на возмещение, соответствующее в принципе действительной стоимости причиненного ущерба. Косвенные убытки или нереализованные прибыли во внимание не принимаются. Однако это возмещение ни в коем случае не может превышать суммы объявленной ценности, выраженной в СПЗ. Сумма возмещения рассчитывается по переведенной в СПЗ прейскурантной цене ценных предметов того же рода в месте и в момент приема их для пересылки. При отсутствии прейскурантных цен возмещение исчисляется по обычной цене предметов, рассчитываемой на тех же основаниях. Если возмещение причитается за утерю, полное хищение или полное повреждение отправления с объявленной ценностью, отправитель или, в зависимости от случая, адресат имеет право, кроме того, на возмещение уплаченных им тарифов и сборов.

Таким образом, согласно п. 5.1 ст. 20 Всемирной Почтовой конвенции "В случае утраты, полного хищения или полного повреждения отправления с объявленной ценностью отправитель имеет право на возмещение, которое соответствует, в принципе, сумме объявленной ценности в СПЗ".

В соответствии с положениями п. 1.2 ст. 14 Всемирной Почтовой конвенции: EMS, которая является срочной почтовой службой для пересылки документов и грузов и представляет собой самую быструю из почтовых служб, по мере возможности используя физические средства; эта услуга (может предоставляться) на основе многостороннего типового соглашения EMS или двусторонних соглашений".

Согласно п. 5.2 Регламента применения типового соглашения EMS "Операторы EMS обязаны нести ответственность и выплачивать возмещение убытков в соответствии с фактической суммой убытка, понесенного в результате утраты, хищения или повреждения отправлений EMS; по возможности установить в отношении такого возмещения максимальный предел выплаты при условии, что эта максимальная сумма будет не менее 30 СПЗ за отправления, содержащие только документы, и 130 СПЗ за отправления, содержащие другие предметы.

В связи с тем, что услуга EMS не относится к универсальным услугам почтовой связи, правовое регулирование данной услуги также осуществляется локальными нормативными актами ФГУП "Почта России", а именно Приказом ФГУП "Почта России" от 21.12.2018 N 439-п, которым установлен порядок выплаты возмещений пользователем услуг EMS.

Согласно п. 7.2. Приказа за утрату или полное повреждение международного отправления ускоренной почты EMS Заказчику выплачивается возмещение:

- для отправлений EMS без объявленной ценности с документами - в размере 30 СПЗ <2> за одно почтовое отправление EMS и тарифа за пересылку. Кроме того, уплаченные почтовые сборы;

- для отправлений EMS без объявленной ценности с товарными вложениями - в размере стоимости утраченного (но не более 130 СПЗ) за одно почтовое отправление EMS и тарифа за пересылку.

Кроме того, в силу ст. 400 Гражданского кодекса Российской Федерации, по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).

Ответственность операторов почтовой связи при осуществлении деятельности в области почтовой связи устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи". Всемирной почтовой конвенцией, а также локальными нормативными актами ФГУП "Почта России".

Судом установлено, что на основании приказа от 02.07.2021 № №205-п «Об установлении тарифов на пересылку международного почтового отправления ЕМS» тариф СПЗ равен 106 рублей.

Таким образом, Федеральным законом "О почтовой связи", Всемирной почтовой конвенцией, а также локальными нормативными актами ФГУП "Почта России" установлен ограниченный размер ответственности оператора почтовой связи, что исключает полное возмещение убытков такой организацией.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное выше, оценив доказательства по делу, принимая во внимание, что доказательств порчи посылки и содержащихся в ней вещей на территории Российской Федерации, именно в результате действий работников АО «Почта России», стороной истца не представлено, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика убытков в размере стоимости тарифа за отправление 9830 рублей и возмещение в размере 13780 рублей ((130 максимальный размер СПЗ) x 106 руб. (1 СПЗ)), всего 23610 рублей.

В соответствии со ст. 28 Закона "О защите прав потребителей" в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Судом установлено, что десятидневный срок на возврат денежных средств по претензии от 19.08.2021 истек 30.08.2021, с указанной даты по 13.12.2021 период просрочки составил 105 дней, а сумма неустойки составляет 156964 рублей 50 копеек. Учитывая, что размере неустойки не может превышать цену оказанной услуги, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка в размере 23610 рублей.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В силу ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Учитывая, что в результате действий ответчика были нарушены права истца как потребителя, и, принимая во внимание характер и объем причиненных физических и нравственных страданий истца, длительной доставкой посылки, ее порчу, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.

В соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Учитывая, что требования потребителя не были удовлетворены в добровольном порядке, с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 26 110 рублей (23610+23 610+5 000)*50%.

Доводы ответчика об отсутствии оснований для взыскания неустойки и штрафа, ввиду принятия ответчиком всех возможных мер для восстановления нарушенных прав истца, поскольку ещё до момента обращения истца в суд с иском ответчиком была рассчитана и подготовлена денежная компенсация, однако истец от получения компенсации отказалась не получив почтовый перевод, какими-либо доказательствами не подтверждены.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, составляет 1916 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с акционерного общества «Почта России» в пользу ФИО1 денежные средства в размере 23610 рублей, неустойку в размере 23610 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в размере 26 110 рублей, судебные расходы на отправку почтовой корреспонденции в размере 323 рубля, расходы на оплату услуг представителя в размере 7 000 рублей, всего взыскать 85653 (восемьдесят пять тысяч шестьсот пятьдесят три рубля).

Взыскать акционерного общества «Почта России» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1916 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Н.С. Павлова