ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-639/17 от 19.12.2017 Каменского городского суда (Алтайский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2017 года г. Камень-на-Оби

Каменский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего А.Ю. Балакиревой,

при секретаре Е.С. Биёвой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-639/2017 по иску прокурора .... в интересах Сергеевой С. Ф. к Управлению социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам Алтайского края, Министерству труда и социальной защиты Алтайского края, ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) о признании действий незаконными, возложении обязанности, взыскании социальной доплаты к пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Баевского района Алтайского края в интересах Сергеевой С.Ф. обратился с иском к Управлению социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам Алтайского края, Министерству труда и социальной защиты Алтайского края, ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) о признании действий Управления социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам Алтайского края, Министерства труда и социальной защиты Алтайского края по предоставлению в пенсионный орган недостоверных сведений о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения незаконными; возложении на Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам Алтайского края, Министерство труда и социальной защиты Алтайского края обязанности представить в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) достоверные сведения о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения начиная с ***; взыскании с ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ в Каменском районе Алтайского края федеральной социальной доплаты з период с октября 2016 года по август 2017 года в размере 1032,97 руб.

В обоснование требований прокурором указано, что Сергеева С.Ф. является не работающим пенсионером, ветераном труда и на нее распространяются положения Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в том числе, с учетом общей суммы материального обеспечения, в части прав на социальную доплату к пенсии. ГУ-Управлением Пенсионного фонда РФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) в *** года, а также период с *** года Сергеевой С.Ф. социальная доплата к пенсии начислялась с учетом приобретения льготных проездных билетов, соответствующий денежный эквивалент (3,65 руб. (на железнодорожном транспорте) и 89 рублей 10 рублей (на городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного (внутрирайонного) сообщения) в *** году и 4,54 руб. и 89,80 руб. - в *** году) учитывался при определении ее размера. Вместе с тем, в указанный период Сергеева С.Ф. проездные билеты не приобретала.

Материальный истец Сергеева С.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.

Представитель процессуального истца помощник прокурора Андреева Л.В. изложенные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель Управления социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам Алтайского края Абрамова Л.К. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила отказать в удовлетворении иска, дополнительно пояснила, что пересмотр денежного эквивалента исходя из фактически предоставленного объема мер социальной поддержки в натуральном виде осуществляется в соответствии с п. 12 Правил на основании заявления пенсионера, то есть носит заявительный характер. Сергеева С.Ф. с соответствующим заявлением о пересмотре денежного эквивалента в Управление социальной зашиты ни разу не обращалась. Управлением во исполнение вступившего в законную силу решения Каменского городского суда от *** решением от *** пересмотрены денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате проезда исходя из фактически предоставленного объема за предыдущий год с *** по ***, а также за период с *** по *** переданы соответствующие сведения в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное).

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку пересмотр денежного эквивалента за период, начиная с октября 2016 года по август 2017 года без соответствующего заявления пенсионера, предусмотренного п. 12 Правил преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых. пенсионерам в натуральной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), в денежные эквиваленты для подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29,09.2009 N 804н, осуществлен быть не может.

Представитель ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) Козырева О.Н. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дополнительно пояснила, что денежный эквивалент пересматривается на основании полученных из Министерства труда и социальной защиты Алтайского края сведений со следующего месяца после подачи пенсионером соответствующего заявления. Сергеева С.Ф. с таким заявлением в Управление социальной защиты населения не обращалась. Кроме того, во исполнение вступившего в законную силу решения Каменского городского суда от ***Сергеевой С.Ф. выплачена взысканная сумма федеральной социальной доплаты за период с *** года по *** года в размере 859,18 рублей, а также на основании сведений, переданных Министерством труда и социальной защиты Алтайского края на основании этого же решения суда от *** выплачена сумма федеральной социальной доплаты за период с *** года по август включительно *** года.

Представители третьих лиц Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Суд, выслушав помощника прокурора Андрееву Л.В., представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам Алтайского края Абрамову Л.К., представителя ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) Козыреву О.Н., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Из анализа положений абз. 2 ст. 1, ст. 12 указанного Федерального закона следует, что одним из видов государственной социальной помощи является социальная доплата к пенсии.

В силу ч.ч. 1-5 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом от 15 декабря 2001 рода N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а именно: пенсий; срочной пенсионной выплаты; дополнительного материального (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно). При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки, в частности, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч.ч. 2 и 3 указанной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, но не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря предыдущего года. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч.ч. 2 и 3 указанной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации, но не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря предыдущего года.

В соответствии с положениями ч. 8 ст. 12.1 Федерального, закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» пересмотр размера федеральной социальной доплаты к пенсии при изменении размеров выплат, перечисленных в п. 4 ч. 2 и в ч. 3 указанной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации получено извещение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изменении размеров указанных выплат в соответствии с ч. 13 указанной статьи. Пересмотр размера региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с указанной статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 13 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан извещать соответствующие территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о произведенных изменениях, индексациях, увеличениях размеров денежных выплат, предусмотренных п. 4 ч. 2 указанной статьи, и о произведенных изменениях денежных эквивалентов мер социальной поддержки, денежных компенсаций, перечисленных в ч. 3 указанной статьи, а территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны извещать уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации о произведенных изменениях, индексациях, увеличениях размеров денежных выплат, перечисленных в п.п. 1, 1.1, 2 и 3 ч. 2 указанной статьи, в срок не позднее 10 дней со дня, с которого произошли соответствующие изменения.

Согласно ч. 11 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития. Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с указанной статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации.

Приказом Минздравсоцразвития России от 30.09.2009 № 805н утверждены Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты (действовали до 06 июня 2017 года, с указанной даты действуют Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденные Приказом Минтруда России от 07.04.2017 N 339н).

В соответствии с п.п. 3, 4 Правил, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 30.09.2009 г. № 805h, федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации. В целях осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности, принимает решение об установлении (об отказе в установлении) федеральной социальной доплаты к пенсии, выносит распоряжение о пересмотре размера федеральной социальной доплаты к пенсии; производит начисление и выплату федеральных социальных доплат к пенсии.

Согласно п. 7 указанных Правил Пенсионный фонд Российской Федерации, а также территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях установления социальных доплат к пенсии осуществляют обмен соответствующей информацией в электронной форме, на бумажном носителе.

В соответствии с п. 15 Правил, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 30.09.2009 № 805н, решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведений об установленных пенсионеру денежных эквивалентах мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугороднего), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг, иных мер социальной поддержки (помощи).

Согласно п. 19 указанных Правил пересмотр размера федеральной социальной доплаты к пенсии при изменении величины прожиточного минимума (размеров соответствующих выплат, денежных эквивалентов мер социальной поддержки), влекущем увеличение размера федеральной социальной доплаты к пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором установлено (определено) указанное изменение.

Исходя из положений п. 8 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Приказом Минтруда России от 07.04.2017 N 339н, пенсионный фонд Российской Федерации, а также территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях установления социальных доплат к пенсии, в срок не позднее 10 дней со дня, в котором произошли изменения, индексация, увеличение размеров денежных выплат, указанных в п. 6 указанных Правил (в том числе иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении), осуществляют обмен соответствующей информацией на бумажном носителе и в электронной форме.

Приказом Главтрудсоцзащиты от 15.12.2015 № 506 «Об утверждении на 2016 год денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате проезда городским и пригородным пассажирским транспортом в целях установления социальной доплаты к пенсии» денежный эквивалент меры социальной поддержки по оплате проезда всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования и автомобильным транспортом пригородного (внутрирайонного) сообщения, предоставляемой отдельным категориям граждан-в Алтайском крае, на одного человека в месяц определен в размере 89 рублей 10 копеек.

Приказом Главтрудсоцзашиты от 14.12.2016 № 596 «Об утверждении на 2017 год денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате проезда городским и пригородным пассажирским транспортом в целях установления социальной доплаты к пенсии» денежный эквивалент меры социальной поддержки по оплате проезда всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования и автомобильным транспортом пригородного (внутрирайонного) сообщения на одного пенсионера в месяц определен в размере 89 рублей 80 копеек.

Как следует из материалов дела Сергеева С.Ф. является ветераном труда и не работающим пенсионером, при этом сумма ее материального обеспечения не превышает величины прожиточного минимума пенсионера в Алтайском крае.

Согласно ч. 9 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» денежные эквиваленты мер социальной поддержки, перечисленные в ч. 3 указанной статьи, определяются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и доводятся до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федераций по каждому конкретному пенсионеру. Правила преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме и перечисленных в ч. 3 указанного статьи, в денежные эквиваленты устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.09.2009 № 804н утверждены Правила преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам в натуральной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), в денежные эквиваленты для подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера.

Согласно п. 12 указанных Правил денежные эквиваленты мер социальной поддержки пересматриваются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации: а) при изменении размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, условий выбора регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для конкретного гражданина (уровень благоустройства жилого помещения, вид отопления, наличие отопительного периода, состав семьи); б) при изменении тарифов, применяемых для расчета размера платы за услуги телефонной связи; в) при изменении тарифов, ставок платы и сборов за транспортные услуги; г) по заявлению пенсионера исходя из фактически предоставленного объема мер социальной поддержки в натуральном виде за предыдущий год.

В соответствии с п. 13 Правил, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.09.2009 № 804н, пересмотр денежных эквивалентов мер социальной поддержки уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли изменения, указанные в пп. «а» - «в» п. 12 Правил, либо подано заявление пенсионера, указанное в пп, «г» п. 12 указанных Правил.

Из смысла приведенных норм права следует, что размер денежных эквивалентов, учитываемых при определении общей суммы материального обеспечения пенсионера, определяется уполномоченным органом по каждому конкретному пенсионеру, в частности, исходя из фактически предоставленного объема мер социальной поддержки. В свою очередь, пересмотр денежного эквивалента мер социальной поддержки исходя из фактически их предоставленного объема носит заявительный характер и осуществляется, уполномоченным органом только при наличии соответствующего заявления пенсионера, которым последний о таком объеме уведомляет. При этом самостоятельным правом определять фактический объем получаемых (полученных) мер социальной поддержки, без соответствующего заявления пенсионера, уполномоченный орган не обладает.

Сергеева С.Ф. в *** году, а также в период с *** года по *** года в Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам Алтайского края с заявлением о пересмотре денежного эквивалента исходя из фактически предоставленного объема мер социальной поддержки в виде приобретения льготного проездного билета не обращалась.

Кроме того, судом установлено, что ранее решением Каменского городского суда от *** были удовлетворены исковые требования прокурора Баевского района Алтайского края в интересах Сергеевой С. Ф.. Действия Управления социальной защиты населения по Баевскому району, Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, выразившиеся в предоставлении в орган пенсионного обеспечения недостоверных сведений о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения Сергеевой С. Ф. признаны незаконными. На Управление социальной защиты населения по Баевскому району, Министерство труда и социальной защиты Алтайского края возложена обязанность представлять в государственной учреждение - Управление Пенсионного фонда в Каменском районе Алтайского края(межрайонное) достоверные сведения о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения Сергеевой С.Ф. начиная с ***. С государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Каменском районе Алтайского края(межрайонное) в пользу Сергеевой С.Ф. взысканы недоначисленные суммы федеральной социальной доплаты за период с *** года по *** года в размере 859,18 рублей.

Указанное решение суда вступило в законную силу ***.

Во исполнение указанного решения суда решением от *** Управления социальной защиты населения пересмотрены денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате проезда исходя из фактически предоставленного объема за предыдущий год за период с *** по ***, а также за период с *** по *** информация о неполучении Сергеевой С.Ф. мер социальной поддержки доведена уполномоченным органом до ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Каменском районе Алтайского края, которым в свою очередь на основании указанного решения суда Сергеевой С.Ф. выплачена взысканная сумма федеральной социальной доплаты за период с *** года по *** года в размере 859,18 рублей, а также выплачена сумма федеральной социальной доплаты за период с *** года по *** года включительно.

Принимая во внимание изложенное, требования прокурора Баевского района Алтайского края в интересах Сергеевой С.Ф. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Баевского района Алтайского края в интересах Сергеевой С. Ф. к Управлению социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам Алтайского края, Министерству труда и социальной защиты Алтайского края, ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) о признании действий незаконными, возложении обязанности, взыскании социальной доплаты к пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.Ю. Балакирева