ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-639/18 от 01.10.2018 Калачинского городского суда (Омская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 октября 2018 года г. Калачинск

Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В., при секретаре Саволайнен Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 639/2018 по исковому заявлению Кривицкого ФИО8 к ООО «Водоканал», АО «Калачинский коммунальник» о признании незаконными действий по начислению платы на общедомовые нужды, обязании не совершать действий по начислению платы на общедомовые нужды, суд

У С Т А Н О В И Л:

В Калачинский городской суд обратился с вышеназванным исковым заявлением Кривицкий А.И. к ООО «Водоканал», АО «Калачинский коммунальник», в котором указал, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> многоквартирный дом является 2-х этажным, 2- х подъездным, подвальное помещение либо техническое подполье отсутствует, система водоснабжения и водоотведения входит в дом под землей, на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № <адрес> от 01.09.2012 собственниками помещений в многоквартирном доме выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом, 01.09.2012 собственниками заключен договор на содержание и ремонт общего имущества МКД с ООО «Управляющая компания», которая осуществляет промывку и опрессовку систем отопления в доме, за указанные услуги они оплачивают в ООО «Управляющая компания», однако в июле 2018 года АО «Калачинский Коммунальник», действующий на основании агентского соглашения, заключенного с ООО «Водоканал», выставило в его адрес квитанцию, в которой отдельными графами установлен размер платы за водоотведение и водоснабжение, потребленные на общедомовые нужды, фактически указанные услуги не оказываются, технической возможности потребления воды в местах общего пользования в МКД не имеется, обратился в АО «Калачинский Коммунальник» с заявлением о произведении перерасчета платы, в котором было отказано, полагал действия ответчиков незаконными, фактически услуги не оказываются, конструктивные особенности МКД не позволяют потреблять воду на общедомовые нужды, просил признать незаконными действия ООО «Водоканал», АО «Калачинский Коммунальник» по начислению Кривицкому ФИО9, проживающему по адресу: <адрес>, платы за водоснабжение и водоотведение на общедомовые нужды; обязать ответчиков не совершать указанные действия.

Истец Кривицкий А.И. в судебном заседании поддержал исковые требования, дал пояснения аналогичные изложенным в иске, просил иск удовлетворить, поскольку имеется решение собственников о выборе способа управления управляющей компанией от 9.07.2017 года, заключен ли договор управления ему не известно, но протокол передан управляющей компании.

В судебном заседании представитель ответчика АО «Калачинский коммунальник», ООО «Водоканал» Сдвижкова Л.Б., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, суду пояснила, что АО «Калачинский Коммунальник» в соответствии с Уставом осуществляет агентскую деятельность на основании договоров с ресурсоснабжающей организацией ООО «Водоканал», в том числе в части выставления квитанций и взимание оплаты услуг с абонентов, тарифы по которым производятся начисление за коммунальные услуги соответствуют тарифам, утвержденным для ресурсоснабжающих организаций РЭК Омской области, приказом РЭК Омской области № 63/27 от 31 мая 2017 года утверждены нормативы потребления холодной(горячей) воды, сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (ОДН), с данного периода ООО «Водоканал» имел намерение о выставлении платы за ОДН производить, но в связи с отсутствием технической возможности производить расчет и начисление, данные услуги стали возможны после технической подготовки-установки системы расчета и начисления, а именно с июля 2018 года, начисление по ОДН производится собственникам в случае непосредственного управления МКД или управляющей компании, что включается в квитанцию УК, в доме № <адрес>, собственниками помещений в многоквартирном доме 01.09.2012 года выбран непосредственный способ управления домом, при указанных обстоятельствах действия по выставлению в квитанциях размера платы истцу за водоснабжение и водоотведение на содержание общедомового имущества отвечает требованиям ст. 156 ЖК РФ, п.10 ст. 12 ФЗ от 29.06.2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, просила в иске отказать.

Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания» Квашенко И.П. пояснил, что МКД по адресу:г.<адрес> не находится на управлении управляющей компании, договор управления не заключен, управляющая компания начисления по ОДН не производит, действия ответчиков соответствуют закону, права истца не нарушены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Так, в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе вследствие неосновательного обогащения.

Как следует из материалов дела, что на основании договора купли-продажи Кривицкий А.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.20).

Согласно технического паспорта по состоянию на 24.03.1983 года многоквартирный дом является 2-х этажным, 2- х подъездным, подвальное помещение либо техническое подполье отсутствует (л.д.41-43).

На основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № <адрес> от 01.09.2012 собственниками помещений в многоквартирном доме выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом (л.д.18).

С целью реализации данного способа управления 01.09.2012 между собственниками помещений данного многоквартирного дома и ООО «Управляющая компания» заключен договор на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома (л.д.4-14).

Из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № <адрес> от 11.04.2017 года следует, что собственники вновь выбрали непосредственный способ управления МКД, а также приняли решение о непосредственной оплате коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям (л.д.65-66).

Ресурсоснабжающей организацией по предоставлению услуги водоснабжения и водоотведения в г.Калачинске является ООО «Водоканал» на основании распоряжения главы Калачичнского муниципального района № 339-р от 2.06.2015 года (л.д.111).

1.01.2018 года между АО «Калачинский Коммунальник» и ООО «Водоканал» заключен договор № 9 об осуществлении деятельности, в том числе по приему и расчету платежей физических лиц за водоснабжение, водоотведение (канализование) (л.д.104-110).

Приказом РЭК Омской области № 63/27 от 31 мая 2017 года «Об утверждении нормативов потребления холодной (горячей) воды, сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Омской области» утверждены нормативы потребления холодной(горячей) воды, сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (ОДН) (л.д.81-83).

С 1.07.2018 года взимание платы за водоснабжение и водоотведение, потребляемую на общедомовые нужды жильцам этого многоквартирного дома, осуществляет ресурсоснабжающая организация – ООО «Водоканал» в лице агента АО «Калачинский коммунальник», поскольку МКД находится на непосредственном управлении.

В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает, кроме прочего, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и общедомового имущества.

В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Управляющие компании, в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), в соответствии с пунктом 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Управляющая организация на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "и" пункта 34 Правил должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.

В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 Правил и положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

Пункт 17 Правил предусматривает обязанность ресурсоснабжающей организации приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил; собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.

Исходя из положений п.14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Согласно п.40 Правил потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

В силу пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а ресурсоснабжающей организации принадлежит право начисления и взимания платы непосредственно собственникам за предоставленные коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды при непосредственном управлении многоквартирным домом.

Учитывая факт непосредственного управления дома истца действия по выставлению в квитанциях размера платы за водоснабжение и водоотведение на содержание общедомового имущества отвечает требованиям ст. 156 ЖК РФ, п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354.

Доводы истца Кривицкого А.И. о наличии решения собственников от 9.07.2017 года о выборе способа управления МКД управляющей компанией и оплате на ОДН в ООО «Управляющая компания», суд находит несостоятельными, поскольку доказательств наступления события, выразившегося в управлении многоквартирным домом управляющей компанией суду не представлено.

Напротив, об отсутствии указанного договора указал представитель ООО «Управляющая компания» Квашенко И.П. в судебном заседании, из содержания квитанций, выставляемых ООО«Управляющая компания» собственникам также не следует о начислении ОДН по водоснабжению и водоотведению.

Исследуя правильность начисления платы ресурсоснабжающей организацией, суд исходит из содержания приказа РЭК Омской области № 63/27 от 31 мая 2017 года «Об утверждении нормативов потребления холодной (горячей) воды, сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Омской области», согласно которых норматив потребления холодной(горячей) воды, сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (ОДН), с учетом этажности, централизованного холодного водоснабжения, водоотведения, оборудованием унитазами, раковинами составляет 0.045 куб.м в месяц на 1 кв.м площади; площадь мест общего пользования <данные изъяты> кв.м., площадь жилых помещений в доме <данные изъяты> кв.м, площадь квартиры № - <данные изъяты> кв.м., стоимость холодной воды за куб.м- 60,8 руб, стоимость водоотведения за куб.м- 69,49 руб.

Тем самым, приведенная ответчиками формула расчета стоимости указанной услуги: (0<данные изъяты> руб.- стоимость холодной воды на ОДН; <данные изъяты> руб.- стоимость водоотведения на ОДН, суду представляется правильной.

Учитывая изложенное, суд не усматривает в действиях ООО «Водоканал», АО «Калачичнский коммунальник» нарушений, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований Кривицкого А.И. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кривицкого ФИО10 к ООО «Водоканал», АО «Калачичнский коммунальник» о признании незаконными действий по начислению платы на общедомовые нужды, обязании не совершать действий по начислению платы на общедомовые нужды оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированной части.

Судья Е.В.Иванова

Мотивированная часть решения изготовлена 03.10.2018 года.