Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2019 года г. Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Медведева П.В., при секретаре Богдановой Е.К., с участием прокурора Поповой А.Г., представителей ответчиков Валянина Н.А. и Моториной Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-639/2019 по иску Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство», администрации городского поселения Мишелевского муниципального образования о понуждении устранить нарушения требований законодательства о водопользовании, взыскании ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование иска Ангарским межрайонным природоохранным прокурором указано, что ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» осуществляет сбор и обработку сточных вод. При осуществлении хозяйственной деятельности организацией эксплуатируется комплекс очистных сооружений, расположенный по адресу: (данные изъяты), являющийся муниципальной собственностью Мишелевского муниципального образования. В соответствии с договором аренды муниципального имущества от 00.00.0000 данный объект передан ООО «ЖКХ» для оказания услуг в области жилищно-коммунального хозяйства. Комплекс очистных сооружений размещен на земельном участке с кадастровым номером 000. В ходе биологической очистки стоки самотеком подаются в горизонтальную песколовку, из нее на два двухъярусных отстойника. После первичного отстаивания осветленная вода подается на две секции биофильтра высотой 2 м, очистка песколовки производится в часы минимальных расходов вручную. Прошедшие биологическую очистку стоки поступают на два вертикальных вторичных отстойника. Перед отстойниками вода смешивается с хлором (раствором хлорной извести) в смесителе в помещении хлораторной. Вторичный отстойники одновременно являются контактными резервуарами. Из вторичных отстойников вода по трубопроводу диаметром 250 мм длиной 300 м поступает в р. Белая, Выпуск сточных вод осуществляется в водный объект – р. Белая, выпуск расположен в 220 м от территории КОС.
У ООО «ЖКХ» отсутствует разрешение на пользование водного объекта р. Белая в целях сброса сточных вод. В ходе проверки 00.00.0000 отобраны пробы воды р. Белая, 480 м выше места сброса, р. Белая 50 м иже мест сброса, выпуск № 1 сточных вод р. Белая. Объем сточных вод, сброшенных в день отбора проб воды – 195,672 куб.м. В результате испытаний отобранных проб выявлено превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах в сравнении с ПДК водоемов рыбохозяйственного назначения по следующим показателям: нитрит - иону в 11,7 – 13,7 раз, аммоний - иону - в 102-134 раза, фосфат – иона в 320 раз, нефтепродуктам – 8-8,4 раз, БПК полн. В 17-24,7 раз. Объект – комплекс очистных сооружений оказывает негативное воздействие на водный объект р. Белая. Таким образом, ООО «ЖКХ», эксплуатируя комплекс очистных сооружений при осуществлении хозяйственной деятельности по водоотведению, в нарушение требований закона не обеспечил постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
В собственности Мишелевского муниципального образования в целях решения вопросов местного значения по водоотведению стоков в границах муниципального образования находится имущество – комплекс очистных сооружений, расположенный по адресу: (данные изъяты). Мишелевское муниципальное образование несет бремя содержание объекта КОС. В соответствии с Уставом администрация Мишелевского муниципального образования осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом.
Согласно прокурорской проверке степень изношенности канализационных очистных сооружений, их техническое состояние не обеспечивает соблюдения установленного процесса очистки сточных вод. На момент осмотра биофильтры не обеспечены биологическим компонентом для очистки стоков. Здание, в котором размещены биофильтры, находится в аварийном состоянии: имеются сквозные дыры, трещины в стенах, стены влажные, грязные, в помещении сыро. Механическая вентиляция отсутствует. Помещение хлораторной оборудовано самодельным вытяжным зонтом, соответствующих документов не имеется. Предусмотренная проектом вентиляционная система в нерабочем состоянии. Осадок на КОС образуется на 3-х этапах очистки: на песколовке, в первичных и вторичных отстойниках. Осадок из песколовки должен переноситься на песковую площадку. Фактически песковая площадка отсутствует, поэтому уловленный песок песок хранится на иловой площадке. Не обезвреженный осадок со вторичных отстойников сбрасывается на иловую карту вручную, поскольку предусмотренная система автоматической перекачки отхода на иловые площадки не работает. Иловые площадки не разделены на секции, в связи с чем, невозможно соблюдать поэтапное ее заполнение, что позволило бы обезвредить осадок с помощью высушивания и экспозиции, то есть схема обезвреживания осадка не работает, иных методов обезвреживания на иловых картах не применяется, паразитолоических исследований осадка на иловой карте и сточных вод не проводится, соответственно не обеспечивается полное обезвреживание осадка. Техническое состояние КОС не соответствует, капитальный ремонт не проводился с момента ввода в эксплуатацию. Таким образом, ни собственником объекта, ни эксплуатирующей организацией не принимается мер к обеспечению предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах сбрасываемых КОС в р. Белая. Размер вреда р. Белая сбросом загрязняющих веществ составляет 7730 руб.
На основании изложенного Ангарский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство», администрацию Мишелевского муниципального образования обеспечить государственный учет комплекса очистных сооружений, расположенных по адресу: (данные изъяты), в качестве объекта негативного воздействия на окружающую среду; обязать ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» обратиться в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области и получить разрешение о предоставлении водного объекта (р. Белая) в пользование в целях сброса сточных вод в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда; обязать ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» согласовать свою деятельность по осуществлению сброса сточных вод р. Белая с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство», администрацию Мишелевского муниципального образования обеспечить сброс сточных вод с очистных сооружений в р.п. Мишелевка Усольского района с соблюдением допустимых концентраций и количества загрязняющих веществ, установленных нормативами к сбросу в р. Белая; взыскать с ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство»в бюджет муниципального образования Усольский район в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде 7730 руб.
Прокурор Попова А.Г. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» Моторина Ю.П., действующая по доверенности (л.д. ), в судебном заседании против исковых требований не возражала.
Представитель ответчика Глава администрации Мишелевского муниципального образования Валянин Н.А. в судебном заседании против исковых требований не возражал, просил продлить срок для получения решения о предоставлении водного объекта до декабря 2019 года.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 9 Водного кодекса РФ предусмотрено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в целях сброса сточных вод, приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В судебном заседании установлено, что ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» осуществляет сбор и обработку сточных вод. При осуществлении хозяйственной деятельности организацией эксплуатируется комплекс очистных сооружений, расположенный по адресу: (данные изъяты), являющийся муниципальной собственностью Мишелевского муниципального образования.
В соответствии с договором аренды муниципального имущества от 00.00.0000 данный объект передан ООО «ЖКХ» для оказания услуг в области жилищно-коммунального хозяйства (л.д.). Комплекс очистных сооружений размещен на земельном участке с кадастровым номером 000.
В соответствии с Технологическим регламентом очистных сооружений п. Мишелевка, на комплексе очистных сооружений принята раздельная система очистки сточных вод, которая предусматривает постепенную очистку стоков: механическая очистка, биологическая очистка, обработка образовавшегося остатка.
В ходе биологической очистки стоки самотеком подаются в горизонтальную песколовку, из нее на два двухъярусных отстойника. После первичного отстаивания осветленная вода подается на две секции биофильтра высотой 2 м, очистка песколовки производится в часы минимальных расходов вручную. Прошедшие биологическую очистку стоки поступают на два вертикальных вторичных отстойника. Перед отстойниками вода смешивается с хлором (раствором хлорной извести) в смесителе в помещении хлораторной. Вторичный отстойники одновременно являются контактными резервуарами. Из вторичных отстойников вода по трубопроводу диаметром 250 мм длиной 300 м поступает в р. Белая, Выпуск сточных вод осуществляется в водный объект – р. Белая, выпуск расположен в 220 м от территории комплекса очистных сооружений (л.д.).
Река Белая является поверхностным водным объектом, находящимся в федеральной собственности в силу ст. 8 ВК РФ.
Согласно ст. 22 Водного кодекса РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать, в частности: цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов); объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Нарушение условий использования водного объекта, является основанием для принудительного прекращения права пользования (ст. 10 ВК РФ). Таким образом, решение о предоставлении водного объекта является одним из механизмов регулирования хозяйственной деятельности в целях предотвращения негативного воздействия на водный объект.
Порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование регулируется ст. 23 ВК РФ, Административным регламентов по предоставлению органами государственной власти субъектов РФ государственной услуги в сфере переданного полномочия РФ по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в в пользование, утв. Приказом Минприроды России от 14.09.2011 № 763.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела судом установлено, что у ООО «ЖКХ» отсутствует разрешение на пользование водным объектом р. Белая в целях сброса сточных вод.
Кроме того, в соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Такая деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно Правилам согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, для согласования иной хозяйственной деятельности в территориальный орган Рыбнадзора предоставляются, в частности, программа планируемых работ осуществления хозяйственной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных ресурсов и среды их обитания.
Решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения и содержит, в частности, меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, планируемые в соответствии с документацией; условия и ограничения, необходимые для предупреждения или снижения негативного воздействия деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Согласно ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством РФ.
Исходя из норм пунктов 2, 7 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, разработка и проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов.
Установлено, что в нарушение вышеперечисленных требований закона обязанность по согласованию своей хозяйственной деятельности, влияющей на водные биоресурсы и среду их обитания, с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства ответчиком ООО «ЖКХ» не исполнена.
Пунктом 1 с. 2 ст. 39 ВК РФ установлено, что при использовании водных объектов водопользователи обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (п. 4 ст. 35 ВК РФ).
В силу ч. 6 ст. 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки 19.10.2018 отобраны пробы воды р. Белая, 480 м выше места сброса, р. Белая 50 м иже мест сброса, выпуск № 1 сточных вод р. Белая. Объем сточных вод, сброшенных в день отбора проб воды – 195,672 куб.м.
В результате испытаний отобранных проб выявлено превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах в сравнении с ПДК водоемов рыбохозяйственного назначения по следующим показателям: нитрит - иону в 11,7 – 13,7 раз, аммоний - иону - в 102-134 раза, фосфат – иона в 320 раз, нефтепродуктам – 8-8,4 раз, БПК полн. В 17-24,7 раз (л.д.). Объект – комплекс очистных сооружений оказывает негативное воздействие на водный объект р. Белая.
Согласно ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч. 2 ст. 69.2 ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Пунктом 25 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта РФ согласно их компетенции включают сведения об объекте в федеральный или региональные реестры в течение 10 дней со дня получения заявки о постановке объекта на учет и выдают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке данного объекта на государственный учет.
Таким образом, ООО «ЖКХ», эксплуатируя комплекс очистных сооружений при осуществлении хозяйственной деятельности по водоотведению, в нарушение требований закона не обеспечил постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
При постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на учет, определяется категория объекта в зависимости от уровня воздействия на окружающую среду.
Судом установлено, что у ООО «ЖКХ» не разработаны и утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы, отсутствует разрешение на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
В собственности Мишелевского муниципального образования в целях решения вопросов местного значения по водоотведению стоков в границах муниципального образования находится имущество – комплекс очистных сооружений, расположенный по адресу: (данные изъяты) (л.д. ). Мишелевское муниципальное образование несет бремя содержание объекта КОС. В соответствии с Уставом администрация Мишелевского муниципального образования осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом.
Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» установлен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Передача муниципальной собственности на основе краткосрочных договором в пользование эксплуатирующей организации, исключает создание условий для выполнения природоохранных мероприятий, обозначенных выше.
Согласно прокурорской проверке степень изношенности канализационных очистных сооружений, их техническое состояние не обеспечивает соблюдения установленного процесса очистки сточных вод. На момент осмотра биофильтры не обеспечены биологическим компонентом для очистки стоков. Здание, в котором размещены биофильтры, находится в аварийном состоянии: имеются сквозные дыры, трещины в стенах, стены влажные, грязные, в помещении сыро. Механическая вентиляция отсутствует. Помещение хлораторной оборудовано самодельным вытяжным зонтом, соответствующих документов не имеется. Предусмотренная проектом вентиляционная система в нерабочем состоянии. Осадок на КОС образуется на 3-х этапах очистки: на песколовке, в первичных и вторичных отстойниках. Осадок из песколовки должен переноситься на песковую площадку. Фактически песковая площадка отсутствует, поэтому уловленный песок песок хранится на иловой площадке. Не обезвреженный осадок со вторичных отстойников сбрасывается на иловую карту вручную, поскольку предусмотренная система автоматической перекачки отхода на иловые площадки не работает. Иловые площадки не разделены на секции, в связи с чем, невозможно соблюдать поэтапное ее заполнение, что позволило бы обезвредить осадок с помощью высушивания и экспозиции, то есть схема обезвреживания осадка не работает, иных методов обезвреживания на иловых картах не применяется, паразитолоических исследований осадка на иловой карте и сточных вод не проводится, соответственно не обеспечивается полное обезвреживание осадка. Техническое состояние КОС не соответствует, капитальный ремонт не проводился с момента ввода в эксплуатацию.
Результатом такого состояния объекта муниципальной собственности является сброс в р. Белая недостаточной очищенных вод, причинение вреда водному объекту и водным биологическим ресурсам.
Судом установлено, что ни собственником объекта, ни эксплуатирующей организацией не принимается мер к обеспечению предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах сбрасываемых КОС в р. Белая.
Согласно расчетам истца размер вреда р. Белая сбросом загрязняющих веществ составляет 7730 руб. (л.д. ), данный расчет ответчиками не оспорен.
В соответствии и с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно п. 3 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной или иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядками таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Доказательств отсутствия вины, а также мотивированных возражений относительно размера причиненного ущерба, ответчиком не представлено, в то время, как в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая, что вред, причиненный водному объекту рыбохозяйственного значения высшей категории – р. Белая сбросом загрязняющих веществ в составе сточных вод, поступающих по выпуску № 1 от КОС ООО «ЖКХ» п. Мишелевка Усольского района, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению ущерба в размере 7730 руб.
Таким образом, исковые требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство», администрации городского поселения Мишелевского муниципального образования о понуждении устранить нарушения требований законодательства о водопользовании, взыскании ущерба удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство», администрацию Мишелевского муниципального образования обеспечить государственный учет комплекса очистных сооружений, расположенных по адресу: (данные изъяты), в качестве объекта негативного воздействия на окружающую среду.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области и получить разрешение о предоставлении водного объекта (р. Белая) в пользование в целях сброса сточных вод в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» согласовать свою деятельность по осуществлению сброса сточных вод р. Белая с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство», администрацию Мишелевского муниципального образования обеспечить сброс сточных вод с очистных сооружений в р.п. Мишелевка Усольского района с соблюдением допустимых концентраций и количества загрязняющих веществ, установленных нормативами к сбросу в р. Белая.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» в доход бюджета муниципального образования Усольский район в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде 7730 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья П.В. Медведев