66RS0021-01-2020-001265-07
Дело № 2-639/2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Богданович 26 октября 2020 года
Богдановичский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего Пивоваровой Е.В.,
при секретаре Корелиной И.П.,
с участием представителя истца – старшего помощника Богдановичского городского прокурора Загоруйко Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Богдановичского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию городской округ Богданович в лице Администрации городского округа Богданович и Муниципальному общеобразовательному учреждению «Байновская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности исполнения законодательства,
у с т а н о в и л:
Богдановичский городской прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с заявлением к муниципальному образованию городской округ Богданович в лице Администрации городского округа Богданович и Муниципальному общеобразовательному учреждению «Байновская средняя общеобразовательная школа» (далее – МОУ «Байновская СОШ») о возложении обязанности по соблюдению законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования.
В обоснование своих доводов прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности МОУ «Байновская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что в здании учреждения отсутствуют стационарные или ручные металлоискатели с функцией контроля доступа посетителей, что влияет на возможность совершения террористического акта. Допускается беспрепятственное проникновение в организацию посторонних лиц. Указанное бездействие ставит под угрозу жизнь детей в период нахождения их в данном образовательном учреждении.
Просит обязать Администрацию городского округа Богданович в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МОУ «Байновская СОШ» для оснащения указанного объекта стационарными или ручными металлоискателями; обязать МОУ «Байновская СОШ» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по оснащению стационарными или ручными металлоискателями здания школы, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Загоруйко Я.В. исковые требования и доводы истца поддержала.
Ответчики - Администрация городского округа Богданович и МОУ «Байновская СОШ» в письменных отзывах на исковое заявление признали исковые требования, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд принимает признание иска ответчиками, считает, что закону это не противоречит, прав и законных интересов других лиц не нарушает.
Суд, заслушав истца, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В силу статей 2, 45 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Согласно п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, основанная на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма, которые заключаются в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) (п.7 ст.2, пп. «а» п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
На основании пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. ст. 28,29 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Образовательные учреждения должны создавать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, обязаны создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Указанные учреждения несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных законом к их компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация обязана соблюдать права обучающихся, работников, в том числе посредством соблюдения санитарно-эпидемиологических правил.
На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В зданиях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
На основании пунктов 4.1, 5.2 Приказа Рособразования от 11.11.2009 № 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" руководителям образовательных учреждений поручено принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.
В силу п. «д» ч. 25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 6.03.06 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании п.7.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, обязанность по выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности и созданию условий для безопасного пребывания детей в образовательном учреждении, в силу положений статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит на учреждении и субсидиарно на учредителе учреждения.
В соответствии с Уставом собственником имущества и учредителем школы является городской округ Богданович, функции учредителя и главного распорядителя бюджетных средств в отношении школы осуществляет Администрация ГО Богданович», функции собственника – Комитет по управлению муниципальным имуществом ГО Богданович.
В силу п. 6.5, 6.6 Устава источником формирования имущества Учреждения являются денежные средства, выделяемые учреждению в виде субсидий из бюджета Городского округа Богданович.
В силу ст. ст. 69.1, 69.2, 78.1, 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование автономных учреждений осуществляется путем предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания с учетом нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Кроме того, финансирование реализуется путем предоставления субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений.
В соответствии с частью 3 статьей 55 "Устава городского округа Богданович" (принят Решением Думы МО "Богдановичский район" от 26.05.2005 N 39, зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 21.11.2005 N RU663090002005011) имущество, переданное в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям и в оперативное управление органам местного самоуправления и муниципальным учреждениям, а также имущество, приобретенное муниципальными учреждениями на собственные доходы в соответствии с уставной деятельностью и учтенное на отдельном балансе муниципального учреждения, содержится соответственно муниципальными предприятиями, органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями городского округа.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования городского округа в силу пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отнесены организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17, части 2 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения городского округа органы местного самоуправления обладают полномочиями на создание и осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Администрация городского округа в силу статьи 30, подпункта 13 пункта 1 статьи 6 «Устава городского округа Богданович» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по вопросу организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 "Устава городского округа Богданович" к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится формирование и исполнение местного бюджета.
В соответствии с пунктом 12.1 частью 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Таким образом, финансовое обеспечение учреждения, является обязательством собственника – городской округ Богданович в лице администрации городского округа Богданович, как органа формирующего и исполняющего бюджет по решению вопросов местного значения.
Бездействие образовательного учреждения, его собственника, учредителя, главного распорядителя бюджетных средств, выразившееся в отсутствии финансирования и невыполнение требований законодательства, не обеспечивает безопасность учащихся образовательного учреждения и не соответствует принципам антитеррористической защищенности.
Судом установлено, что в здании учреждения МОУ «Байновская СОШ», расположенном по адресу: <адрес>, отсутствуют стационарные или ручные металлоискатели, что влияет на возможность совершения террористического акта.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя истца, справкой МКУ «Управление образования городского округа Богданович» (л.д. 13).
Невыполнение ответчиком требований законодательства об антитеррористической защищенности, а именно отсутствие стационарных или ручных металлоискателей в здании образовательного учреждения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить надлежащей антитеррористической и противодиверсионной устойчивости объекта, осуществлять постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения, то есть повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Богдановичского городского прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Богдановичского городского прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное образование городской округ Богданович в лице Администрации городского округа Богданович в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Муниципального общеобразовательного учреждения «Байновская средняя общеобразовательная школа» для оснащения стационарными или ручными металлоискателями здания школы, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Байновская средняя общеобразовательная школа» в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу произвести работы по оснащению стационарными или ручными металлоискателями в здании школы, расположенном по адресу: <адрес>.
Решение в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Богдановичский городской суд.
Председательствующий: Е.В. Пивоварова