ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-639/2014 от 16.09.2014 Каслинского городского суда (Челябинская область)

  Дело №2-639/2014        

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ         РОССИЙСКОЙ       ФЕДЕРАЦИИ

 16 сентября 2014 года        г.Касли

 Каслинский городской суд Челябинской области, в составе:

 председательствующего судьи Ахлюстиной Е.М.,

 при секретаре Клевцовой Н.А.,

 с участием представителя истца Каслинского городского прокурора помощника Каслинского городского прокурора Ермакова М.А.,

 ответчика ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каслинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Каслинского городского поселения и ФИО1 о возложении обязанности по расторжении трудового договора,

 УСТАНОВИЛ:

 Каслинский городской прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к администрации Каслинского городского поселения и ФИО1 о возложении обязанности по расторжению трудового договора. В обоснование исковых требований указал, что проведенной Каслинской городской прокуратурой проверкой соблюдения законодательства о муниципальной службе в Каслинском городском поселении установлено, что ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в администрацию Каслинского городского поселения на должность начальника финансово - экономического отдела администрации Каслинского городского поселения ФИО1, трудовой договор со ФИО1 заключен в нарушении требований, установленных Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации». Исходя из нормы закона, право претендовать на занятие муниципальной должности - «начальник отдела» у ФИО1 возникает с момента присвоения лицу квалификации и получения документов о соответствующем уровне образования. Как установлено при проверке ФИО1 не имеет высшего образования. В силу закона, исключается продолжение пребывания в должности муниципального служащего работника, принятого с нарушением установленных ТК РФ и иными федеральными законами правил заключения трудового договора, а именно: отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом. Он подлежит освобождению от должности либо переводу на другую должность. В результате незаконных действий игнорируются интересы неопределенного круга лиц - граждан РФ, которые при условии их соответствия квалификационным требования, могли поступить на муниципальную службу в администрацию Каслинского городского поселения, действия главы Каслинского городского поселения по заключению со ФИО1 трудового договора являются незаконными, имеются основания для расторжения с ней трудового договора. Каслинской городской прокуратурой в адрес заместителя главы Каслинского городского поселения КРР ДД.ММ.ГГГГ направлено представление «Об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе». Данное представление рассмотрено, нарушения законодательства не устранены.

 В судебном заседании представитель истца помощник Каслинского городского прокурора Ермаков М.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, дополнительно пояснил, что администрация Каслинского городского поселения, как работодатель надлежащим образом, не изучила, представленные ФИО1, при приеме на работу документы, и на стадии приема на службу не отказала в приеме на работу, в связи с тем, что ФИО1 не обладает специальными документами, подтверждающими ее высшее профессиональное образование. Занимая должность, которая относится к главной должности муниципальной службы, что подтверждается и должностной инструкцией ФИО1 должна обладать стажем работы не менее 3 лет, кроме того, иметь высшее профессиональное образование. Документов, подтверждающих, что ФИО1 имеет высшее образование в суд не представлено, в связи, с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

 Представитель ответчика администрации Каслинского городского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, представил по делу отзыв.

 Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав все материалы дела, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд находит заявленные Каслинским городским прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, в связи с тем, что трудовой договор со ФИО1 заключен в нарушение требований, установленных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».

 Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в администрацию Каслинского городского поселения на должность начальника финансово - экономического отдела администрации Каслинского городского поселения, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.7-8), распоряжением главы Каслинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № рк (л.д.10), трудовой книжкой ФИО1 - запись № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47).

 Согласно п.6 трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальный служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением муниципальной службы и исполнением законодательства о муниципальной службе, муниципальными правовыми актами и иными локальными нормативными актами, принимаемыми администрацией.

 Согласно п.1.1 должностной инструкции начальника финансово-экономического отдела администрации Каслинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной Главой Каслинского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ начальник финансово - экономического отдела относится к категории руководителей, к главной должности муниципальной службы, назначается и освобождается от занимаемой должности распоряжением администрации Каслинского городского поселения (л.д.52).

 В соответствии с п.2.1 указанной должностной инструкции в соответствии с действующим законодательством о муниципальной службе начальник финансово - экономического отдела должен иметь высшее профессиональное (экономическое или финансовое) образование, стаж муниципальной службы и (или) государственной службы по специальности не менее трех лет (л.д.52 оборот).

 Согласно представленного в материалы дела Диплома БТ № выданного Челябинским политехническим техникумом ФИО2, окончила полный курс по специальности планирование на предприятиях машиностроительной промышленности, ей присвоена квалификация техник-плановик (л.д.9). Документов, подтверждающих наличие у ФИО1 высшего профессионального (экономического или финансового) образования не представлено.

 Доводы ФИО1 о том, что она обучалась в Уральском институте ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», успешно закончила четырехлетнее обучение по специалитету «Государственной и муниципальное управление» квалификации «менеджер ГМУ», в связи с чем, приобрела право на получение диплома установленного образца по квалификации бакалавр не подтверждены допустимыми доказательствами и не принимаются судом. ФИО1 в судебном заседании подтвердила, что указанные доводы в обоснование возражений представителя ответчика администрации Каслинского городского поселения записаны с ее слов.

 Направленные ФИО1 запросы в архив Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, без указания получения их адресатом судом не принимаются в качестве доказательств законности заключения со ФИО1 трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ.

 В соответствии со ст.42 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а так же принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

 Согласно статье 2 Федерального закона от 02.03.2007 г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (пункт 1 статья 10 указанного Закона).

 Согласно статье 9 Федерального закона от 02.03.2007 г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

 Согласно утвержденному Законом Челябинской области №153-30 от 28 июня 2007 года «О реестре должностей муниципальной службы в Челябинской области» реестру должностей муниципальной службы муниципальная должность начальник отдела отнесена к главной должности.

 В соответствии со статьей 6 Закона Челябинской области от 30.05.2007 года №144-30 (в редакции Закона Челябинской области от 27.05.2010 года №588-30) «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области для замещения высших и главных должностей муниципальной службы квалификационные требования - высшее профессиональное образование, а также стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее трех лет или стаж работы по специальности не менее трех лет.

 Согласно п.п. 7, 8 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); 2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); 3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); 4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра); 5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).

 Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

 В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В соответствии с ч.2 ст.150 ГПК РФ суд рассматривает дело по представленным доказательствам.

 ФИО1 не оспаривается то обстоятельство, что на дату заключения трудового договора ДД.ММ.ГГГГ и на день рассмотрения дела в суде у нее не имеется документов, подтверждающих наличие у нее высшего профессионального (экономического или финансового) образования, следовательно, ФИО1 принята на должность с нарушением действующего законодательства, в связи, с чем исключается продолжение ее пребывания в должности муниципального служащего, и подлежит освобождению от должности. Действия главы Каслинского городского поселения по заключению со ФИО1 трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными, при этом игнорируются интересы неопределенного круга лиц - граждан РФ, которые при условии их соответствия квалификационным требованиям, могли поступить на муниципальную службу в администрацию Каслинского городского поселения.

 При установленных судом обстоятельствах, суд удовлетворяет исковые требования Каслинского городского прокурора в полном объеме.

 Руководствуясь изложенным, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Каслинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Каслинского городского поселения и ФИО1 о возложении обязанности по расторжению трудового договора удовлетворить.

 Обязать администрацию Каслинского городского поселения расторгнуть трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ с начальником финансово-экономического отдела ФИО1.

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение одного месяца с даты вынесения мотивированного решения, через Каслинский городской суд Челябинской области.

 В случае пропуска срока для подачи апелляционной жалобы, сторона, пропустившая указанный срок, вправе обратиться к суду с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, одновременно с подачей апелляционной жалобы.

 Председательствующий судья

 Решение вступило в законную силу.