ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-639/2021 от 26.07.2021 Братского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 26 июля 2021 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Воищевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-639/2021 по иску прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Вертикаль-Б», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство лесного комплекса Иркутской области, о возмещении ущерба, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам ) и среде их обитания,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль-Б» (далее - ООО «Вертикаль-Б») в пользу муниципального образования «Братский район» ущерба, причиненного в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков по договору аренды № 91-21-4/ 9 от 13.01.2009 в размере 137 873,90 руб.

В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Братского района Иркутской области в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и объектов животного мира проанализирована хозяйственная деятельность по заготовке древесины, осуществленная лесопользователями в 2020 году на арендуемых ими по договорам аренды лесных участках на всей территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области.

Установлено, что в 2020 году лесозаготовительная деятельность осуществлялась ООО «Вертикаль-Б» на лесном участке, предоставленном в целях использования лесов для заготовки древесины, на основании договора аренды № 91-21-4/9 от 13.01.2009, в соответствии с п. 2 которого арендатору предоставляется лесной участок площадью 38424 га, имеющий местоположение: Иркутская область. Братский район Усть-Илимский район Нижнеилимский район, Падунское лесничество: защитные леса:

Усть-Вихоревское участковое лесничество:

- «Приангарская дача» (запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб) кварталы №№ 6,7,15,23,33;

-«Усть-Вихоревская дача» (запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб) кварталы №№ 1-4, 9,10;

Падунское участковое лесничество:

- «Падунская дача» (запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб) кварталы №№ 9, 12, 14-16, 18-22, 123-128, 173-175, 178-183, 185-200;

-«Падунская дача» (защитные полосы. расположенные вдоль железнодорожных путей и автомобильных дорог) кварталы №№ 115, 129-131;

-«Падунская дача» (зелёные полосы) кварталы №№> 115, 129-135, 137-155, 152-155;

-«Падунская дача» (леса, расположенные в первом и втором поясах санитарной охраны источников водоснабжения) кварталы №№ 136, 151, 156, 168;

-«Дубынинская дача» (запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб) кварталы №№ 69, 70, 135, 136,138-142;

Эксплуатационные леса:

Падунское участковое лесничество: «Дубынинская дача» кварталы №№ 142, 143, 145-150;

Усть-Вихоревское участковое лесничество «Усть-Вихоревская дача» кварталы №№ 53-67.

01.08.2016 лесной участок по договору аренды № 91-21-4 /9 от 13.01.2009 передан ООО «Вертикаль-Б», о чем 27.08.2018 произведена государственная регистрация соглашения уступки прав (аренды) за регистрационным номером 38:00:000000:546-38/003/2018-4. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 23.05.2021 ООО «Вертикаль-Б» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого являются лесозаготовки.

Заготовка древесины по договору аренды ведется ООО «Вертикаль-Б» в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы. Территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «Вертикаль-Б» является охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира. Охотничьи ресурсы, будучи объектами животного мира, являющегося одним из компонентов природной среды составляющих природные ресурсы - неотъемлемый элемент окружающей среды. Хозяйственная деятельность ООО «Вертикаль-Б» связана с негативным воздействием на животный мир и среду его обитания, в результате которой причиняется вред охотничьим ресурсам, поскольку нарушается среда обитания охотничьих животных, снижается численность и продуктивность популяции животных.

По требованию прокуратуры Братского района Иркутской области территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству выполнен расчет ущерба (вреда), причиненного в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Вертикаль-Б» по заготовке древесины по договору аренды лесного участка № 91-21-4/9 oт 13.01.2009 (площадь лесного участка, подверженного годовой вырубке древесины - 107,0 га). Расчет ущерба выполнен с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948.

Основным методом учета объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (охотничьих ресурсов) согласно приказу Минприроды России от 11.01.2012 №1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета» является зимний маршрутный учет (ЗМУ).

Числовые и видовые показатели плотности населения объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области, используемые в расчете, применены на основании отчета Министерства лесного комплекса Иркутской области по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Братском районе Иркутской области в 2020 году. Данные, отраженные в отчете, являются официальной информацией о видовом составе и плотности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области.

При выполнении расчета применены средние показатели плотности населения охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области за 2020 год.

Установление общей численности объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, на всей территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области обусловлено тем, что учетные работы ведутся по определенным маршрутам, которые заведомо проходят в удалении от территорий антропогенного воздействия. Как правило, данные маршруты располагаются в местах с оптимальными кормовыми и защитными условиями обитания, с наибольшей плотностью населения объектов животного мира. Данные, полученные на основе проводимых учетных работ, экстраполируются на всю территорию охотничьих угодий Братского района Иркутской области.

Хозяйственная деятельность, связанная с рубками лесных насаждений заставляет диких животных мигрировать с подверженных рубками территорий. Таким образом, прослеживается тенденция увеличения (сохранения стабильного числа показателей) средней плотности населения охотничьих ресурсов в местах, где антропогенная нагрузка минимальна и существуют оптимальные кормовые и защитные условия обитания.

При рубках леса среда обитания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (охотничьи ресурсы), со временем восстанавливается. Дикие животные, покинувшие данные участки вследствие антропогенного воздействия на них, постепенно возвращаются в привычные места обитания. При определении периода воздействия (лаг времени), используемых в расчете, учитывается не только период непосредственного влияния антропогенных факторов на охотничьи ресурсы, но и время, в течение которого происходит восстановление среды их обитания, в связи с чем, дикие животные возвращаются в ранее покинутые места обитания.

Поскольку различные виды диких животных в силу биологических особенностей по-разному реагируют на изменения среды их обитания, особенности восстанавливаемой кормовой базы и защитные функции лесных насаждений, для каждого вида существует свой временной промежуток (лаг времени) возврата в восстанавливаемую среду обитания.

Поэтому в данном случае (рубки леса) период воздействия (лаг времени) для зоны прямого воздействия принят период от 1 до 30 лет в зависимости от вида животного и периода воздействия, в течение которого осуществлялось непосредственное воздействие фактора беспокойства - работы бензопил,

автотранспорта и другой техники в целях спиливания деревьев и их трелевки до места складирования и вывозки. Период рубки (лаг времени) на объекты животного мира (охотничьи ресурсы) составляет 1 год.

Так как при рубках лесных насаждений со временем происходит восстановление среды обитания охотничьих ресурсов, расчет выполнялся только по одной зоне с применением пересчетного коэффициента 0.75 по территории сильного воздействия. По территории необратимой трансформации расчет нс производился.

По зонам среднего и слабого воздействия рассчитать размер ущерба, причиняемого объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам) не представляется возможным по причине наложения площадей радиусов зон косвенного воздействия вырубленных лесных насаждений по отдельным очагам воздействия (по каждой лесосеке в отдельности), и в связи с этим - происходит многократное завышение и пересчет площади зон сильного, среднего и слабого воздействия рубок на охотничьи ресурсы вокруг отдельных очагов рубки. Территория, в пределах которой арендатором лесного участка осуществлялась заготовка древесины, является общедоступными охотничьими угодьями, а также закрепленными за охотпользователями средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.

В соответствии с расчетом размер ущерба (вреда), причиненный в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Вертикаль-Б» по заготовке древесины по договору аренды лесного участка № 91-21-4/9 от 13.01.2009 в охотничьих угодьях Братского района Иркутской области составляет: 137 873,90 руб. (общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений 107,0 га). Самостоятельно ответчик по вопросу компенсации причиненного ущерба (вреда) объектам животного мира (охотничьим ресурсам) в территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству не обращался.

В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить. Дополнительно по возражениям представителя ответчика Петухова С.А. пояснила, что данные, полученные на основе проводимых учетных работ, экстраполируются на всю территорию охотничьих угодий района, на котором проводились учетные работы и являются официальной информацией Министерства лесного комплекса Иркутской области о видовом составе и плотности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Установление общей численности объектов животного мира отнесенных к охотничьим ресурсам на всей территории охотничьих угодий Братского района Иркутской облает обусловлено тем, что учетные работы ведутся в соответствии с методическими указаниями по определенным маршрутам, которые заведомо проходят в удалении от территорий антропогенного воздействия. Учет численности охотничьих ресурсов локально на территории лесозаготовок не проводится, поэтому применяются показатели в целом по району. Согласно методическим указаниям расчет численности охотничьих ресурсов осуществляется по категориям среды их обитания. Поэтому при выполнении расчета применяются средние показатели плотности населения охотничьих ресурсов. Расчет ущерба произведен на основании утвержденной методики, другой методики не существует. Все данные ЗМУ аккумулируются и обобщаются.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Вертикаль-Б» Петухов С.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что истцом не представлено доказательств причинно- следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причинённым вредом. Полагал, что ущерб подлежит возмещению только в том случае, если численность объектов животного мира снизилась. Ответчик не согласен с представленным истцом расчётом ущерба, причинённого объектам животной мира. В представленном расчёте показатели численности животных приведены только на начало 2020, а на конец года (или на начало 2021 года) они отсутствуют. В связи с чем нет сведений для сравнения численности животных за спорный период, то есть отсутствуют данные для установления ущерба. Просил отказать в удовлетворении иска.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство лесного комплекса Иркутской области, извещённое о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель министерства по доверенности Анварова К.Н. указала на то, что исковые требования прокурора Братского района являются законными, обоснованными и просила их удовлетворить в полном объеме.

Суд, с учетом мнения старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., представителя ответчика ООО «Вертикаль-Б» Петухова С.А. считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверней информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Отношения, возникающие по поводу возмещения вреда окружающей среде, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающею среде: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека: научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе, на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с счетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статьей 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

В силу ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В судебном заседании установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 23.05.2021 ООО «Вертикаль-Б» является юридическим лицом, одним из дополнительных видов деятельности которого является лесозаготовка.

Согласно договору аренды лесного участка № 91-21-4/9 от 13.01.2009 арендатору ООО «Братское лесное предприятие» предоставлен во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью 38 424 га, с местоположением: Иркутская область. Братский район, Усть-Илимский район, Нижнеилимский район, Падун- ское лесничетсво защитные леса:

Усть-Вихоревское участковое лесничество:

-«Приангарская дача» (запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб) кварталы №№ 6,7,15,23,33;

-«Усть-Вихоревская дача» (запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб) кварталы №№ 1-4, 9,10;

Падунское участковое лесничество:

-«Падунская дача» (запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб) кварталы №№ 9,12,14-16, 18-22, 123-128, 173-175, 178- 183,185-200;

-«Падунская дача» (защитные полосы. расположенные вдоль железнодорожных путей и автомобильных дорог) кварталы №№ 115,129-131;

-«Падунская дача» (зелёные полосы) кварталы №№ 115,129-135, 137-155, 152-155;

-«Падунская дача» (леса, расположенные в первом и втором поясах санитарной охраны источников водоснабжения) кварталы №№ 136, 151, 156. 168;

-«Дубынинекая дача» (запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб) кварталы №№ 69, 70, 135,136, 138-142;

Эксплуатационные леса:

Падунское участковое лесничество: «Дубынинская дача» кварталы №№ 142, 143,145-150;

Усть-Вихоревское участковое лесничество «Усть-Вихоревская дача» кварталы №№ 53-67.

Как следует из договора уступки прав и обязанностей oт 01.08.2016 ООО «Братское лесное предприятие» (именуемое в договоре цедент) уступило, а ООО «Вертикаль-Б» (именуемое в договоре цессионарий) приняло все права и обязанности арендатора по договору аренды № 91-21-4/9 от 13.01.2009 на лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью 38 424 га, с местоположением, указанным в договоре аренды № 91-21 -4 9 от 13.01.2009.

Заготовка древесины ведётся ООО «Вертикаль-Б» в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы, что подтверждается распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 08.05.2020, положительным заключением экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Между тем, территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «Вертикаль-Б», является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.

Согласно отчёту об использовании лесов, представленному ООО «Вертикаль-Б» в Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, за период с января по декабрь 2020 года по договору аренды лесного участка № 91-21-4/9 от 13.01.2009 ответчиком в 2020 году заготовлено древесины на площади 107,0 га.

В соответствии с расчетом ущерба (вреда), причиненного в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Вертикаль-Б» по заготовке древесины по договору аренды лесного участка № 91-21-4/9 от 13.01.2009 в Братском районе Иркутской области в 2020 году, ООО «Вертикаль-Б» в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины произведена вырубка древесины на площади 107,0 га.

Объективно установленным является тот факт, что на арендуемом ООО «Вертикаль-Б» лесном участке в 2020 году велась заготовка древесины и её вывоз, в связи с осуществлением которых задействованы техника и технологические механизмы.

Таким образом, общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений - 107,0 га.

Общий размер ущерба, причинённого ООО «Вертикаль-Б» объектам животного мира и среде их обитания в результате вырубки лесных насаждений (уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов и воздействия фактора беспокойства) в 2020 году составил 137 873,90 руб.

Данный расчет выполнен с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам (далее - Методика), утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации то 08.12.2011 № 948.

Согласно указанной Методике под ущербом понимается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания. Прямые потери - единовременная

гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний.

Фактически на арендованном ответчиком лесном участке ведется заготовка древесины и ее вывоз, в связи с осуществлением которых задействованы техника и технологические механизмы, что является очевидным фактом и доказыванию не подлежит.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в основе осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» животные и другие организмы, их генетический фонд являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

В соответствии с Положением о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области.

Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требовании обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственнику среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Таким образом, ответчик своими действиями, выразившимися в хозяйственной деятельности по заготовке древесины по договору аренды лесного участка № 91-21-4/9 от 13.01.2009 в Братском районе Иркутской области, причинил ущерб, окружающей среде - животному миру и среде его обитания.

При этом, суд учитывает, что российское природоохранное законодательство допускает возникновение имущественной ответственности и за правомерные действия, поскольку вследствие уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов (вырубки лесов), охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к вывод, что поскольку в результате хозяйственной деятельности ООО «Вертикаль-Б» по заготовке древесины по договору аренды лесного участка № 91-21-4/9 от 13.01.2009 в Братском районе Иркутской области в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания причинен ущерб (вред) в размере 137 873,90 руб., то исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика ООО «Вертикаль-Б» Петухова С.А. о необоснованности расчета ущерба и недоказанности размера ущерба судом отклоняются по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем ( пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3,4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»).

В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).

Применению при определении ущерба подлежит Приказ Минприроды РФ от 08.12.2011 № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», в соответствии с которым при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которые определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическими характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.

Таким образом, расчет ущерба обоснованно произведен в соответствии с названной утвержденной Методикой.

Согласно п.п. «б» п. 5 указанной Методики от 8.12.2011 № 948, численность или плотность охотничьих ресурсов на территории воздействия определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Основным методом учета объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (охотничьих ресурсов), согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении

Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета» (далее - Методические указания), является зимний маршрутный учет (ЗМУ).

Из анализа названных Методических указаний следует, что учетные маршруты (ЗМУ) располагаются на сопредельных с участками лесозаготовок, численность объектов животного мира на которых выше из-за вытеснения их с участков, на которых ведется хозяйственная деятельность вследствие воздействия фактора беспокойства (антропогенного и техногенного).

При этом, Методикой не предусмотрено при расчете ущерба учитывать на участках, где производится хозяйственная деятельность, показатели численности

животных на начало и конец периода проверяемой деятельности.

Представленный истцом расчет ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания произведен в отношении конкретных выделов, выражается в сокращении численности особей животных и составляет в денежном выражении 137 873,90 руб. Размер причиненного вреда определён по специальной формуле, с использованием данных государственного мониторинга.

Расчёт составлен уполномоченным специалистом Министерства лесного комплекса Иркутской области с учетом необходимых параметров, предусмотренных Методикой.

В связи с чем у суда не имеется каких-либо оснований не принимать сведения по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, приведенные в расчете Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, либо считать их недостоверными.

Согласно п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде но нормативу 100 процентов.

При таких обстоятельствах ущерб, причиненный в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины подлежит взысканию с ООО «Вертикаль-Б» в пользу муниципального образования «Брагский район».

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого

они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. п. 1 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, госпошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей.

Таким образом, государственная пошлина в размере 3 957,48 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль-Б» (ОГРН 1153850027077, ИНН 3804053512) в пользу муниципального образования «Братский район» ущерб, причиненный в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков по договору аренды № 91-21-4/9 от 13.01.2009 в размере 137 873,90 руб. с зачислением денежных средств по следующим реквизитам:

Банк получателя - ОТДЕЛЕНИЕ ИРКУТСК БАНКА РОССИИ//УФК ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, г. Иркутск,

БИК: 012520101, счет 03100643000000013400;

Счет банка получателя: 40102810145370000026;

В поле платёжного поручения 16 «Получатель» УФК по Иркутской области (министерство лесного комплекса Иркутской области), л/с 04342D01640);

В поле платёжного поручения 61 «ИНН»: ИНН министерства - 3808170859;

В поле платёжного поручения 103 «КПП» КПП министерства- 380801001;

В поле платёжного поручения 104 «КБК дохода» 843 1 16 11050 01 4801 140

(Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде (за исключением вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях), подлежащие зачислению в бюджет муниципального образования (вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы);

В поле платёжного поручения 105 «ОКТМО» - 25604000 Братский район Падунское лесничество;

В поле платёжного поручения 24 «Назначение платежа» - территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, ИНН - 3805731859, КПП- 380501001.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль-Б» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 3 957, 48 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.А. Гапеевцева

Дата изготовления мотивированного решения суда - 02.08.2021.