ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-63/12 от 05.10.2012 Хотынецкого районного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ ДЕЛО № 2-63\12

Именем Российской Федерации

05 октября 2012 года с. Знаменское

Хотынецкий районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Мишиной Г.Ю.

с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2

ответчика - представителя администрации Хотынецкого района Орловской области по доверенности ФИО3

при секретаре Матюхиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Хотынецкого района Орловской области о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Хотынецкого района Орловской области и признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Хотынецкого района Орловской области о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Хотынецкого района Орловской области и признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. В обоснование своих требований указала, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ветераном труда. Проживает в доме своего сына ФИО2 в п. Хотынец по договору найма жилого помещения, собственного жилья не имеет. Постановлением главы п. Хотынец от 30 мая 2012 года № 44 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с указанными обстоятельствами она обратилась в администрацию Хотынецкого района с заявлением о выделении ей, как вдове ветерана ВОВ персональной социальной выплаты для приобретения жилья в собственность в размере <данные изъяты> рублей. Однако 16 июля 2012 года решением жилищной комиссии ей было отказано. В обоснование отказа комиссия ссылается на ст. 53 ЖК РФ, что, якобы, установлен факт намеренного ухудшения жилищных условий. С данным решением она не согласна, считает, что имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Просит суд признать решение жилищной комиссии администрации Хотынецкого района от 16 июля 2012 года об отказе в выделении персональной социальной выплаты для приобретения жилья незаконным и признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, и суду пояснил, что с 2007 года его мать ФИО1 вместе с отцом ФИО4 проживали в ОГУ «Орловский геронтологический центр ветеранов войны и труда». В <данные изъяты> отец умер. С ноября 2009 года его мать проживает у него в доме по адресу: <адрес> по договору найма, а не как член семьи. За найм жилого помещения ФИО1 платит денежные средства из своей пенсии. Собственного жилья она не имеет. В мае 2012 года ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с чем она обратилась в администрацию Хотынецкого района с заявлением о выделении ей, как вдове ветерана ВОВ персональной социальной выплаты для приобретения жилья в собственность в размере <данные изъяты> рублей, однако решением жилищной комиссии ей было отказано. В обоснование отказа комиссия ссылается на ст. 53 ЖК РФ, что, якобы, установлен факт намеренного ухудшения жилищных условий. С данным решением она не согласна, считает, что имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Просит суд признать решение жилищной комиссии администрации Хотынецкого района от 16 июля 2012 года об отказе ФИО1 в выделении персональной социальной выплаты для приобретения жилья незаконным и признать за ФИО1 право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

Ответчик – представитель администрации Хотынецкого района Орловской области по доверенности ФИО3 исковые требования ФИО1 не признал и суду пояснил, что общей площади жилого помещения собственника ФИО2 хватает на всех зарегистрированных членов его семьи. ФИО2 заключив с родной матерью, проживающей в его доме на правах члена семьи и фактически не нуждающейся в улучшении жилищных условий, договор найма жилого помещения, намеренно ухудшил ее жилищные условия. В связи с этим считает, что законных оснований для признания за ФИО1 права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не имеется. Просит суд в удовлетворении иска отказать.

Третьи лица - представители Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области и Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представили суду заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.45,48).

В представленных суду письменных возражениях на иск третьи лица, исковые требования ФИО1 не признали, просили суд в их удовлетворении отказать (л.д.44-45, 47-48).

Суд в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, которые о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление ФИО1 не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в ред. от 09 января 2010 года) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ч. 1 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, в том числе признаются являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ч.4,5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно Положения «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» утвержденного постановлением администрации п. Хотынец Хотынецкого района Орловской области от 27 декабря 2006 года № 34 учетная норма площади жилого помещения составляет 12 кв.м. на человека.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

При этом, согласно разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения имеет статус вдовы ветерана Великой отечественной войны 1941-1945 годов, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

С 01 декабря 2009 года ФИО1 зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается отметкой о регистрации в паспорте (л.д.8), выпиской из домовой книги (л.д.15).

Указанный жилой дом на праве собственности принадлежит сыну истца - ФИО2, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-17).

Согласно выписке из домовой книги, в указанном жилом доме помимо истца ФИО1 зарегистрированы: собственник (сын истца) ФИО2, его супруга И. и дочь К. (л.д.15)

Согласно данным технического паспорта общая площадь указанного жилого помещения составляет 86,9 кв.м., жилая - 48,2 кв.м. (л.д.28).

Таким образом, по месту проживания ФИО1 уровень обеспеченности ее жилой площадью составляет 21,7 кв.м., что превышает учетную норму.

Вместе с тем, постановлением администрации поселка Хотынец Хотынецкого района Орловской области ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что проживает в доме сына не как член семьи, а снимает комнату по договору найма с оплатой за услуги, собственного жилья не имеет (л.д.26, 27).

Суд критически относится к указанному постановлению поскольку, оно принято без полного и всестороннего изучения всех обстоятельств дела.

Из показаний допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля председателя жилищной комиссии п. Хотынец Т.. следует, что при принятии решения о признании ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий жилищная комиссия руководствовалась тем, что истец ФИО1 и ее сын ФИО2, с их слов, не считают друг друга членами своей семьи. Кроме того, ФИО1 собственного жилья не имеет, проживает в доме сына не как член семьи, а снимает комнату по договору найма с оплатой за услуги.

С указанной позицией суд не может согласиться, поскольку то обстоятельство, что истец ФИО1 не является членом семьи своего сына объективными и достоверными доказательствами не подтверждено. При этом представитель истца ФИО2 в судебном заседании не отрицал, что проживает с матерью одной семьей.

Договоры найма жилого помещения от 01 декабря 2009 года и от 22 мая 2012 года, заключенные между ФИО2 и ФИО1 не могут быть расценены судом как доказательства нуждаемости ФИО1 в жилом помещении, поскольку они не влекут каких-либо правовых последствий, истцом не представлены доказательства, подтверждающие оплату по договору, при этом, ФИО2 налог на доходы физических лиц за 2010 год и 2011 года оплатил лишь в апреле 2012 года, непосредственно перед обращением с заявлением о признании ФИО1 нуждающейся в жилом помещении. Кроме того, составлены договоры близкими родственниками (сыном и матерью), по мнению суда, лишь для вида, с целью создания условий для постановки ФИО1 на очередь лиц, нуждающихся в жилье. Представитель истца ФИО2 подтвердил в судебном заседании, что целью заключения договора найма было получение ФИО1 права на обеспечение жильем.

При таких обстоятельствах, по мнению суда ФИО1 не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

26 июня 2012 года ФИО1 обратилась в администрацию Хотынецкого района Орловской области с заявлением о выделении ей - как вдове ветерана ВОВ персональной социальной выплаты для приобретения жилья в собственность в размере <данные изъяты> рублей.

Решением районной муниципальной жилищной комиссии от 16 июля 2012 года ФИО1 отказано в выделении персональной социальной выплаты для приобретения жилья в собственность в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, так как комиссией установлен факт намеренного ухудшения жилищных условий, выразившийся в том, что между заключением договора найма жилого помещения межу ФИО1 и ее сыном ФИО2 и целью этих действий (постановкой на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий) установлена прямая причинная связь (л.д.29-31).

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, по смыслу ст.53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В данном случае, представителем истца ФИО2 не отрицается, то обстоятельство, что целью заключения договора найма жилого помещения было создание условий для признания ФИО1 нуждающийся в жилом помещении.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение районной муниципальной жилищной комиссии от 16 июля 2012 года об отказе ФИО1 в выделении персональной социальной выплаты для приобретения жилья в собственность является обоснованным, правовых оснований для признания за ФИО1 права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к администрации Хотынецкого района Орловской области о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Хотынецкого района Орловской области и признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения суда через Хотынецкий районный суд Орловской области.

Председательствующий________________Г.Ю. Мишина