ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-63/2021 от 08.01.2021 Ипатовского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2-63/2021

УИД 26RS0015-01-2020-002055-22

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

18января2021 года г.Ипатово

Резолютивная часть решения объявлена 18января 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 22января 2021 года.

Ипатовский районный суд <адрес> в составе судьи Куценко В.В.,при секретаре Зориковой А.Г.,

с участием заместителя прокурора <адрес> Стрельникова А.В., представителя администрации ИГО ФИО1 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Мануйлова А.И. к администрации Ипатовского городского округа <адрес>, отделу имущественных и земельных отношений администрации Ипатовского городского округа <адрес> об обязании подготовить документацию о постановке на учет как бесхозяйное имущество автомобильный дороги общего пользования и оформить право собственности на земельные участки под автомобильными дорогами общего пользования,

УСТАНОВИЛ:

прокурор <адрес>Мануйлов А.И.(далее – административный истец, прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Ипатовского городского округа <адрес> (далее – ответчик, администрация),отделу имущественных и земельных отношений администрации Ипатовского городского округа <адрес> (далее – ответчик, отдел) об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить и направить в регистрирующий орган документацию, необходимую для принятия на учет как бесхозяйное имущество, автомобильные дороги общего пользования, расположенные в <адрес> городского округа <адрес>, протяженностью *** м, по <адрес>, протяженностью *** м; в срок до ДД.ММ.ГГГГ оформить право муниципальной собственности на земельные участки, занятые под автомобильными дорогами общего пользования, расположенными на территории <адрес> городского округа <адрес>: по <адрес>, протяженностью *** м, идентификационный ******, по <адрес>, протяженностью *** м, идентификационный ******, по <адрес>, протяженностью *** м, идентификационный ******, по пер. <адрес> протяженностью *** м, идентификационный ******, по <адрес>, протяженностью *** м, идентификационный ****** по пер. <адрес>, протяженностью *** м, идентификационный ******, в <адрес>, протяженностью *** м, идентификационный ******.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Стрельников А.В. заявил отказ от требований в части обязания ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить и направить в регистрирующий орган документацию, необходимую для принятия на учет как бесхозяйное имущество, автомобильные дороги общего пользования, расположенные в <адрес> городского округа <адрес>, протяженностью *** м, <адрес>, протяженностью *** м, просил производство по делу в данной части прекратить; в остальной части исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель администрации не возражал против удовлетворения уточненныхисковых требований.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд считает возможным в соответствие со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Ипатовского городского округа включены следующие автомобильные дороги <адрес> городского округа <адрес>: <адрес>, протяженностью *** м, идентификационный ****** пер. ***, протяженностью *** м, идентификационный ******, пер. <адрес>, протяженностью *** м, идентификационный ****** пер. <адрес> протяженностью *** м, идентификационный ******, пер. <адрес>, протяженностью *** м, идентификационный ******, пер. <адрес>, протяженностью *** м, идентификационный ****** в <адрес>, протяженностью *** м, идентификационный ******, что подтверждается Перечнем автомобильных дорог, утвержденных постановлением администрации Ипатовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ***.

В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверкитребований законодательства о безопасности дорожного движения на территории Ипатовского городского округа выявлены нарушения требований законодательства, а именно: ответчиками не оформлено право муниципальной собственности на земельные участки, занятые под указанными автомобильными дорогами.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении и прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (п. 1 ст. 17 указанного Закона).

К вопросам местного значения городского округа относится также участие органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» выполнения комплексных кадастровых работ (п. 43 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. Формирование участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.

Таким образом, вопрос о постановке земельных участков на кадастровый учет, межевание земельных участков относится к компетенции органов местного самоуправления.

Согласно Решению Думы Ипатовского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ*** «Об утверждении Положения об управлении по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа <адрес>» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог должна осуществляться управлением по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа <адрес>.

При этом право собственности на земельные участки, занимаемые автомобильными дорогами, не оформлено, что не позволяет собственнику земельных участков выполнять возложенные на него ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации обязанности, а землепользователю использовать земельный участок на законных основаниях, в том числе использовать бюджетные средства на содержание автомобильной дороги.

Неисполнение ответчиками обязанности по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, оформлению права собственности на земельные участки, на которых расположены автомобильные дороги общего пользования местного значения, может повлечь за собой неисполнение органом местного самоуправления полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и, как результат, нарушить права неопределенного круга лиц, использующих названные автомобильные дороги, что в том числе может повлечь нарушение требований безопасности дорожного движения, а также возможность причинения крупного ущерба, вреда здоровью граждан и наступления иных тяжких последствий.

Кроме того, в результате того, что земельные участки не поставлены на кадастровый учет и на них не оформлено право муниципальной собственности в установленном законом порядке, невозможно финансирование содержания автомобильных дорог и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

Как следует из материалов дела, на момент рассмотрения настоящего спора в отношении земельных участков, на которых расположены вышеуказанные автомобильные дороги в <адрес> городского округа, отсутствуют сведения в ЕГРН о постановке их на кадастровый учет, право муниципальной собственности на указанные земельные участки в установленном законом порядке не зарегистрировано.

При указанных обстоятельствах суд на основании вышеизложенных норм права приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части обязания ответчиков принять мер по оформлению права муниципальной собственности на земельные участки, занятые под автомобильными дорогами, расположенными на территории <адрес> городского округа <адрес>.

Рассматривая ходатайство прокурора об отказе от требований в части обязания ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить и направить в регистрирующий орган документацию, необходимую для принятия на учет как бесхозяйное имущество, автомобильные дороги общего пользования, расположенные в <адрес> городского округа <адрес>, протяженностью *** м, пер. <адрес> протяженностью *** м, суд считает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска.

По смыслу ч. 2 ст. 39, ст. 173 ГПК РФ суд принимает отказ истца от иска, если установит, что такой отказ носит добровольный и осознанный характер, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

При отказе истца от иска и принятии его судом суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу (ч. 3 ст. 173 ГПК РФ).

Последствия отказа от иска, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ, истцу известны.

Поскольку отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, носит добровольный и осознанный характер, суд полагает возможным принять данный отказ и прекратить производство по делу в части обязания ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить и направить в регистрирующий орган документацию, необходимую для принятия на учет как бесхозяйное имущество, автомобильные дороги общего пользования, расположенные в <адрес> городского округа <адрес>, протяженностью *** м, пер. <адрес>, протяженностью *** м, на основании абз. 4 ст. 220 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199,220, 221, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Ипатовского городского округа <адрес> и отдел имущественных и земельных отношений администрации Ипатовского городского округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оформить право муниципальной собственности на земельные участки, занятые под автомобильными дорогами общего пользования, расположенными на территории <адрес> городского округа <адрес>:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

Принять отказ истца от требований в части обязания ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить и направить в регистрирующий орган документацию, необходимую для принятия на учет как бесхозяйное имущество, автомобильные дороги общего пользования, расположенные в <адрес> городского округа <адрес>, протяженностью *** м, пер. <адрес> протяженностью *** м, производство по делу в данной части прекратить.

Разъяснить истцу, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ипатовский районный суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательном виде.

Судья В.В. Куценко