Уникальный идентификатор дела: 83RS0001-01-2021-002048-55
Дело № 2-63/2022 11 января 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи Парфенова А.П.,
при секретаре судебных заседаний ФИО1,
с участием прокурора Воронина Е.В.,
рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре гражданское дело по иску исполняющего обязанности Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному предприятию «Аэропорт Амдерма» об обязании получить сертификат соответствия аэродрома, сертификат оператора аэродрома,
установил:
исполняющий обязанности Архангельского транспортного прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному предприятию «Аэропорт Амдерма» (ФКП «Аэропорт Амдерма») о признании незаконными действий по эксплуатации аэродрома Амдерма в отсутствие сертификата оператора аэродрома, сертификата соответствия аэродрома, обязании получить сертификат соответствия аэродрома, сертификат оператора аэродрома.
В обоснование требований указано, что проведенной прокуратурой проверкой выявлен факт нарушения ответчиком требований законодательства при эксплуатации аэродрома Амдерма. Заявитель указывает, что ответчик осуществляет эксплуатацию аэродрома в <адрес>. Оператором аэродрома Амдерма – ответчиком в отсутствие соответствующего решения Правительства РФ о закрытии аэродрома Амдерма для обслуживания воздушных судов принято решение о перепрофилировании действующего и зарегистрированного в установленном законом порядке в Государственном реестре аэродромов гражданской авиации РФ аэродрома Амдерма в посадочную площадку. Как указывает прокурор, ответчик эксплуатирует аэродром в отсутствие действующих сертификата соответствия аэродрома и сертификата оператора аэродрома, поскольку срок действия сертификата соответствия на аэродром Амдерма от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ. Прокуратурой в адрес ответчика было вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения которого нарушения ФКП «Аэропорт Амдерма» не устранены. Как указывает истец, несоответствие аэродрома Амдерма приведенным требованиям создает угрозу для устойчивой и безопасной эксплуатации аэродрома. В соответствии с действующим законодательством обязанность по получению сертификата оператора аэродрома и сертификата соответствия аэродрома возлагается на ответчика.
Истец просит суд признать незаконными действия ФКП «Аэропорт Амдерма» по эксплуатации аэродрома Амдерма в отсутствие сертификата оператора аэродрома, сертификата соответствия аэродрома, а также обязать ответчика в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить сертификат соответствия аэродрома Амдерма и сертификат оператора аэродрома Амдерма.
В судебном заседании прокурор Воронин Е.В., действующий по поручению, исковые требования уточнил: просил суд обязать ответчика в течение десяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обязывающего совершить ответчика определенные действия, получить сертификат соответствия аэродрома Амдерма и сертификат оператора аэродрома Амдерма. Указал, что на стороне ответчика по существу имеется бездействие при получении указанной документации, что является основанием для возложения на ФКП «Аэропорт Амдерма» обязанности получить сертификат соответствия аэродрома Амдерма и сертификат оператора аэродрома Амдерма.
Представитель ответчика, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
В представленном письменном отзыве на иск ответчик указал, что срок ранее выданного ФКП «Аэропорт Амдерма» сертификата соответствия аэродрома Амдерма истек ДД.ММ.ГГГГ. Просит учесть, что ответчиком предпринимаются действия, направленные на получение сертификата соответствия аэродрома. Указал, что сертификат соответствия аэродрома не может быть получен без проведения геодезической съемки аэронавигационных ориентиров и препятствий на аэродроме Амдерма. На выполнение работ по проведению геодезической съемки заключен контракт со сроком исполнения обязательств по нему до ДД.ММ.ГГГГ. После проведения геодезической съемки документы, необходимые для получения сертификата соответствия аэродрома, будут направлены в орган Росавиации. Пояснил, что в настоящее время ответчиком также предпринимаются меры, направленные на получение сертификата оператора аэродрома Амдерма. Одним из препятствий для выдачи сертификата оператора аэродрома Амдерма является отсутствие светосистемы в аэропорту. Правомерность исковых требований по существу не оспаривает.
Представитель третьего лица – Федерального агентства воздушного транспорта, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, возражений по существу не иска не привел.
По определению суда с учетом мнения истца дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Разрешая дело, суд учитывает, что в иске прокурором приведено надлежащее обоснование обращения с исковым заявлением в суд в защиту прав неопределенного круга лиц.
В силу пунктов 1, 2 статьи 41 Воздушного кодекса РФ (ВК РФ) аэродромы гражданской авиации и вертодромы гражданской авиации предназначены для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании заявления владельца аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации с приложением документа, подтверждающего соответствие такого аэродрома, такого вертодрома требованиям, предусмотренным статьей 48 ВК РФ. Форма и порядок оформления указанного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Ведение данного реестра возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации. Правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации, форма свидетельства о государственной регистрации такого аэродрома, такого вертодрома в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации устанавливаются федеральными авиационными правилами. Аэродромы государственной авиации и вертодромы государственной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов и вертодромов государственной авиации Российской Федерации. Ведение данного реестра возлагается на уполномоченный орган в области обороны. Правила государственной регистрации аэродромов и вертодромов государственной авиации Российской Федерации, форма свидетельства о государственной регистрации аэродрома государственной авиации или вертодрома государственной авиации, выдаваемого при государственной регистрации, устанавливаются уполномоченным органом в области обороны.
Данные об аэродроме гражданской авиации, о вертодроме гражданской авиации исключаются из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании решения о закрытии аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации для обслуживания гражданских воздушных судов (пункт 4 статьи 41 ВК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 49 ВК РФ аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации допускаются к эксплуатации с даты их регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации. Эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. Требования к оператору аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Согласно пункту 2 статьи 50 ВК РФ аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации закрываются для обслуживания воздушных судов по решению Правительства Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1, пункта 3 статьи 8 ВК РФ обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат: аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов. Юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Действующим в настоящее время Приказом Минтранса России от 07.10.2020 № 415 утверждены Федеральные авиационные правила «Порядок проведения обязательной сертификации аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромов, открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов» (Правила №).
Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по организации и проведению обязательной сертификации аэродромов (кроме международных и категорированных), используемых в целях гражданской авиации утвержден ранее изданным приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с пунктом 20 указанных Правил № в случае принятия решения о выдаче сертификата соответствия аэродрома с данным решением оформляется сертификат соответствия аэродрома со сроком действия 5 лет.
Приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» (Правила № 286). Данные Правила устанавливают требования к операторам аэродромов гражданской авиации, а также форму и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил.
Согласно пункту 57 Правил № 286 оператор аэродрома гражданской авиации, подлежащего обязательной сертификации, разрабатывает и обеспечивает функционирование системы управления безопасностью полетов на аэродроме.
В силу пункта 58 Правила № 286 оператор аэродрома гражданской авиации не может выполнять работы, для выполнения которых у него на момент проведения работ отсутствует необходимая документация, персонал, оборудование или иные условия, установленные Правилами.
Судом установлено, что аэродром Амдерма на основании свидетельства о государственной регистрации аэродрома № от ДД.ММ.ГГГГ включен в государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации и допущен к эксплуатации, экплуатантом аэродрома является ФКП «Аэропорт Амдерма», класс аэродрома «В», аэродром расположен в 3,5 км западнее <адрес>, пригоден для эксплуатации в светлое время суток воздушных судов Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ил-18, Як-40, вертолетов всех типов.
Основанием для выдачи указанного свидетельства о государственной регистрации аэродрома явился сертификат соответствия Росавиации № №ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что уполномоченным органом решение о закрытии аэродрома Амдерма для обслуживания воздушных судов не принималось.
Из материалов дела следует, что ответчиком принято решение о перепрофилировании действующего и зарегистрированного в установленном законом порядке в Государственном реестре аэродромов гражданской авиации РФ аэродрома Амдерма в посадочную площадку, что, как указывает ответчик в отзыве на иск, является вынужденной мерой и только в части внесения сведений в систему NOTAM (Notice to Airmen – «извещение для пилотов»).
Согласно пояснениям ответчика, несмотря на внесение указанных сведений в систему извещения для пилотов, в аэропорту не произошли какие-либо изменения, требующие корректировки документации аэродрома в части аэронавигационной информации, в связи с чем, аэропорт осуществляет свою деятельность на прежних условиях, выполняя функции по приему, обслуживанию и выпуску воздушных судов.
В ходе рассмотрения дела ответчиком не оспаривалось наличие у него предусмотренной законодательством в области гражданской авиации обязанности по получению сертификата соответствия аэродрома и сертификат оператора аэродрома, в то время как, срок действия ранее полученного ответчиком сертификата соответствия аэродрома Амдерма от ДД.ММ.ГГГГ к настоящему времени истек ДД.ММ.ГГГГ.
Проанализировав доказательства, полученные в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу о том, что при осуществлении эксплуатации аэродрома Амдерма ответчиком до настоящего время после истечения срока действия ранее выданного сертификата соответствия аэродрома не исполнена предусмотренная законодательством обязанность по получению сертификата соответствия аэродрома и сертификата оператора аэродрома.
Таким образом, обоснованность требований прокурора в судебном заседании нашла подтверждение.
Обязанность по получению сертификатов соответствия аэродрома и оператора аэродрома возложена на лицо, осуществляющее эксплуатацию аэродрома, которым в данном случае является ответчик, что по делу оспаривается.
Доказательств исполнения ответчиком указанной обязанности в ходе рассмотрения дела не предоставлено.
Разрешая дело, суд приходит к выводу о том, что исковые требования предъявлены истцом к надлежащему ответчику, которым не предоставлено доказательств необоснованности иска, доказательств исполнения по состоянию на момент рассмотрения дела обязанности по получению сертификатов соответствия аэродрома и оператора аэродрома Амдерма, доказательств отсутствия предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика указанной обязанности либо наличия предусмотренных законом оснований для освобождения ответчика от ее исполнения, а равно доказательств того, что данная обязанность в силу закона возлагается в данном случае не на ответчика, а на иное конкретное лицо.
В ходе рассмотрения дела ответчиком, третьим лицом не приведено имеющих правовое значение доводов, оказывающих влияние на обоснованность иска по существу, иного в ходе рассмотрения дела также не установлено.
Указанные в ходе рассмотрения дела доводы по иску касаются, по сути, вопросов стадии исполнения обязанности по получению сертификата соответствия аэродрома, сертификата оператора аэродрома, но не свидетельствуют об отсутствии у ответчика самой обязанности по получению указанной документации.
Других возражений по иску иными участниками дела не указано.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь частью 2 статьи 206 ГПК РФ, принимая во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить ответчику для исполнения решения суда, существо и значимость подлежащего защите права неопределенного круга лиц на безопасность эксплуатации воздушного транспорта и аэродрома Амдерма, требования разумности сроков исполнения судебного решения, период, прошедший с момента истечения срока действия ранее полученного ответчиком сертификата соответствия аэродрома Амдерма (ДД.ММ.ГГГГ) (более полутора лет), географические и климатические условия региона, суд считает возможным установить срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено ответчиком, а именно, в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в обстоятельствах дела считая данный срок разумным.
В ходе рассмотрения дела ответчиком не указано возражений относительного заявленного истцом срока исполнения решения суда при удовлетворении иска.
При обращении с иском в суд прокурор от уплаты государственной пошлины в силу закона был освобожден.
Согласно статье 103 ГПК РФ, статье 61.1 Бюджетного кодекса РФ, статье 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Доказательств наличия предусмотренных законом оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины в материалах дела не имеется.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск исполняющего обязанности Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному предприятию «Аэропорт Амдерма» об обязании получить сертификат соответствия аэродрома, сертификат оператора аэродрома – удовлетворить.
Обязать федеральное казенное предприятие «Аэропорт Амдерма» в течение десяти месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу получить сертификат соответствия аэродрома Амдерма.
Обязать федеральное казенное предприятие «Аэропорт Амдерма» в течение десяти месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу получить сертификат оператора аэродрома Амдерма.
Взыскать с федерального казенного предприятия «Аэропорт Амдерма» в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 (ноль) копеек.
На решение суда лицами, участвующими в деле, могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в суд Ненецкого автономного округа путем подачи через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Парфенов
Мотивированное решение изготовлено 18 января 2022 года