ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6401/16 от 25.11.2016 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

В мотивированном виде решение изготовлено 25 ноября 2016 года

Гражданское дело № ******

РЕШЕНИЕИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Лукичевой Л.В.,

с участием представителя истца помощника Уральского транспортного прокурора ФИО7,

представителей ответчика Кольцовской таможни имени ФИО3ФИО4, ФИО8, действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ,

ответчика ФИО2,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Уральского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к Кольцовской таможне имени ФИО3 Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы России, ФИО2 о возложении обязанности прекратить действие служебного контракта,

УСТАНОВИЛ:

Уральский транспортный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Кольцовской таможне имени ФИО3 о возложении обязанности прекратить действие служебного контракта № ******ск/15 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО2, издать приказ об увольнении его с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации в связи с утратой доверия.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной Уральской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в таможенных органах установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Кольцовской таможней имени ФИО3 и ФИО2 заключен служебный контракт № ******ск/15 о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещение должности главного государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Аэропорт Кольцово (пассажирский). ДД.ММ.ГГГГФИО2 в отдел государственной службы и кадров представлена справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с указанием общей суммы дохода, полученного им в 2015 году по основному месту работы в Кольцовской таможне в размере 565817 рублей 83 копейки, иных доходов не указано. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что ФИО2 в 2015 году неоднократно получал на принадлежащие ему банковские карты денежные переводы со счета ИП ФИО6, всего на сумму 193500 рублей. Из сведений ЕГРЮЛ следует, что ИП ФИО6 осуществляет деятельность по розничной торговле одеждой и обувью в специализированных магазинах, торговле товарами народного потребления иностранного производства в ТРЦ «Дирижабль» <адрес>. В нарушение требований законодательства о государственной службе и противодействии коррупции ФИО2 не указал полученный доход в справке о доходах за 2015 год в разделе «иные доходы». Ссылаясь на указанные обстоятельства, Уральский транспортный прокурор указал, что имеются основания для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы в связи с утратой доверия главного государственного таможенного инспектора Кольцовской таможни ФИО2

Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика был привлечен ФИО2

В судебном заседании помощник Уральского транспортного прокурора ФИО7 на удовлетворении заявленных требований настаивал по указанным в иске основаниям. Дополнительно суду пояснил, что из представленных в материалы дела данных о телефонных переговорах следует, что ФИО2 занимается коммерческой деятельностью и получает доход от ИП ФИО6

Представители ответчика Кольцовской таможни имени ФИО3ФИО4, ФИО8 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, поддержали доводы представленного суду письменного отзыва, согласно которого выявленные Уральским транспортным прокурором факты не являются доказательствами предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, соответственно не могут быть основанием увольнения в связи с утратой доверия. Данные факты являлись лишь поводом для проверки в порядке, предусмотренном Положением о проверке сведений, в рамках которой решается вопрос: является ли выявленное нарушение обязанности по предоставлению заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера основанием для увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия. Таким образом, увольнение гражданского служащего в связи с утратой доверия возможно лишь в соответствии с порядком, установленным ст. 59.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Дополнительно указано, что по результатам проведенной Кольцовской таможней проверки достоверности сведений о доходах, представленных главным государственным таможенным инспектором таможенного поста Аэропорт Кольцово (пассажирский) ФИО2, а так же заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО2 и ФИО6 проживают совместно без регистрации брака, ведут общее хозяйство, а потому отсутствуют достаточные основания для квалификации денежных средств, перечисленных со счета ИП ФИО6 на банковские карты, принадлежащие ФИО2, в качестве дохода.

ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал. Суду пояснил, что с 2014 года проживает совместно с ФИО6, которая является индивидуальным предпринимателем. ИП ФИО6 осуществляет перевозку товаров карго-перевозками через аэропорты <адрес>, через аэропорт Кольцово перемещение товаров не осуществляет. Служебная деятельность ФИО2 связана с осуществлением контроля за физическими лицами, а не за юридическими лицами. ФИО6 осуществляет перелеты через аэропорт Кольцово только в целях отдыха. Денежные средства, получаемые им со счета ИП ФИО6, предназначались для закупки строительных материалов и совместного строительства жилого дома, осуществляемого на земельном участке, принадлежащем ФИО6 Он не должен был их декларировать, поскольку при детальном изучении Методических рекомендаций по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2016 году в разделе «иные доходы» под какой-либо вид дохода они не подпадали.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований на основании следующего.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Кольцовской таможни имени ФИО3№ ******-к, ФИО2 принят на должность главного государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Аэропорт Кольцово (пассажирский), о чем заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации № ******ск/15 (л.д. 13-14, 9-12).

Пунктом 2 ч.1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", п. 3.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя.

Такой перечень применительно к должностям федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации утвержден приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ ******. В данный перечень, в том числе, входит должность главного государственного таможенного инспектора, замещаемая ФИО2

ДД.ММ.ГГГГФИО2 в отдел государственной службы и кадров Кольцовской таможни имени ФИО3 представлена справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с которой общая сумма дохода за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 565817 рублей 83 копейки (л.д. 15-19).

Между тем, в рамках проведенной Уральской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства о государственной гражданской службе и противодействии коррупции в таможенных органах установлено, что ФИО2 в 2015 году неоднократно получал денежные переводы на принадлежащие ему банковские карты со счета № ******, открытого в ПАО «Сбербанк России» на имя ИП ФИО6 Такие переводы были получены ДД.ММ.ГГГГ на сумму 50000 рублей, ДД.ММ.ГГГГ на сумму 100000 рублей, ДД.ММ.ГГГГ на сумму 31000 рублей, ДД.ММ.ГГГГ на сумму 12500 рублей, итого на общую сумму 193500 рублей. Получение денежных переводов от ИП ФИО6 ответчиком ФИО2 в судебном заседании не оспаривалось и подтверждается выпиской по операциям на счете (л.д. 39-97).

Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет деятельность по розничной торговле текстильными изделиями и прочими товарами в специализированных магазинах и на рынках (л.д. 101-104).

Ссылаясь на нарушение ответчиком ФИО2 требований п. 6.1 ст. 20, п. 1.1 ч.1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 2 ч.1 ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции» в виду не указания им в справе о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год в разделе «иные доходы» полученных в качестве дохода денежных переводов на общую сумму 193500 рублей, истец полагает, что имеются основания для прекращения служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО2 и увольнения его с гражданской службы в связи с утратой доверия.

Между тем, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется на основании следующего.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Статьей 59.3 вышеуказанного Закона установлено, что взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч.2 ст. 59.3 Закона).

Согласно ч.7 ст. 8 ФЗ «О противодействии коррупции» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в части 1 настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.

Подпунктом а) пункта 7 "Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению", утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1065 установлено, что проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителем соответствующего федерального государственного органа или уполномоченными им лицами, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют кадровые службы федеральных государственных органов и кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов, кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности (далее - кадровые службы), по решению должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего федерального государственного органа, либо руководителя соответствующего территориального органа федерального государственного органа

Основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, в том числе, правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами (подп. а) пункта 10 Положения).

На основании вышеуказанных норм права, в связи с поступившим ДД.ММ.ГГГГ, то есть только после подачи иска в суд, в Кольцовскую таможню имени ФИО3 представления Уральского транспортного прокурора об устранении нарушений законодательства о государственной службе и противодействии коррупции, приказом начальника Кольцовской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** назначено проведение проверки достоверности сведений о доходах, представленных главным государственным таможенным инспектором таможенного поста Аэропорт Кольцово (пассажирский) ФИО2, срок проведения которой установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведенной Кольцовской таможней имени ФИО3 проверки, доклад о результатах которой представлен в материалы дела, установлено (в том числе на основании объяснений, отобранных у самого ФИО2), что с декабря 2014 года между ФИО2 и ФИО6, являющейся индивидуальным предпринимателем и осуществляющей торговлю одеждой и обувью в специализированных магазинах и товарами народного потребления иностранного производства в торгово-развлекательном центре «Дирижабль», сложились фактические брачные отношения в силу которых они совместно проживают и ведут общее хозяйство. В мае 2015 года после совместно проведенного отпуска они начали строительство дачного дома на принадлежащем ФИО6 земельном участке. Денежные средства, перечисляемые ФИО6 на банковские карты ФИО2, предназначались для покупки строительных материалов. Согласно объяснению, ФИО2 не указал данные денежные средства в справке о доходах за 2015 год в разделе «иные доходы» основываясь на Методических рекомендациях по заполнению справки о доходах за 2015 год, так как не посчитал иным доходом денежные средства, которые использовались для ведения совместного хозяйства, так как, по его мнению, они не подпадали ни под один из перечисленных пунктов раздела «иные доходы» методических рекомендаций.

В соответствии с протоколом № ****** заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ, на повестку дня которой был поставлен вопрос о проверке достоверности сведений о доходах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представленных ФИО2, установлено, что в представленных для рассмотрения материалах проверки отсутствуют достаточные основания для квалификации денежных средств, перечисленных со счета ИП ФИО6 на банковские карты, принадлежащие главному государственному таможенному инспектору отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Аэропорт Кольцово (пассажирский) ФИО2, в качестве дохода, полученного указанным государственным служащим. Комиссией принято решение о невозможности сделать вывод о недостоверности сведений о доходах, указанных главным государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Аэропорт Кольцово (пассажирский) ФИО2, так же как и выводов об участии указанного государственного гражданского служащего в осуществлении предпринимательской деятельности. Начальнику таможни было рекомендовано рассмотреть вопрос о целесообразности проведения проверки исполнения ФИО2 должностных обязанностей, связанных с необходимостью уведомления представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов и принятию мер по предотвращению такого конфликта.

Таким образом, право принятия решения об увольнении ФИО2 в связи с утратой доверия принадлежит прежде всего Кольцовской таможне имени ФИО3, которая на основании проведенной проверки пришла к выводу об отсутствии таких оснований.

Доводы истца об императивности положений требований п. 6.1 ст. 20, п. 1.1 ч.1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 2 ч.1 ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции» не свидетельствуют о том, что из представленного к иску материала проверки достоверно следует то, что полученные ФИО2 на его банковские карты денежные средства являются доходом и о недостоверности указанных им в справке о доходах сведений. Как было указано выше, право на принятие такого решения принадлежит работодателю с учетом соблюдения принципов и порядка увольнения с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия, установленного законом, а именно – ст. 59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Уральского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к Кольцовской таможне имени ФИО3 Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы России, ФИО2 о возложении обязанности прекратить действие служебного контракта – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья Л.В. Лукичева