ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-640/14 от 13.02.2014 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

  Дело № 2-640/14

 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 февраля 2014 года г. Ставрополь

 Судья Ленинского районного суда г.Ставрополя Попова И.А.,

 с участием истца Марьясова А.В.,

 представителя ответчика Губернатора Ставропольского края - Радченко Ю.В., действующей на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена> года,

 при секретаре Сафарове И.А.,

 рассмотрев в судебном заседании в помещении суда материалы гражданского дела по исковому заявлению Марьясова А. В. к Губернатору Ставропольского края о признании незаконным расторжения служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы, об изменении формулировки основания, причины и даты увольнения; о взыскании компенсаций, предусмотренных при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы, о взыскании средней заработной платы за все время вынужденного прогула, о взыскании денежной компенсации за причиненный моральный вред, о взыскании денежной компенсации от невыплаченных в срок сумм,

У С Т А Н О В И Л :

 Марьясов А. В. обратился в суд с иском к Губернатору Ставропольского края, в котором уточнив заявленные требования просит суд признать незаконными: распоряжение Губернатора Ставропольскою края от 30 сентября 2013 года №619-р в части предупреждении его о расторжении срочного служебного контракта; распоряжение Губернатора Ставропольского края от 15 ноября 2013 года №783-р об освобождении его от замещаемой должности и увольнении с граждан­ской службы по основанию истечения срока действия срочного служебного контракта. В распоряжении Губернатора Ставропольского края от 15 ноября 2013 года №783-р и в его трудовой книжке изменить формулировку основания, причины и дату освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы: слова «в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с истече­нием срока действия срочного служебного контракта» заменить словами «в соот­ветствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы Ставропольского края»; дату увольнения заменить на дату вынесения судом решения. Взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию за причинён­ный моральный вред в сумме <данные изъяты> руб. Взыскать с ответчика в его пользу компенсации, предусмотренные при увольнении по сокращению должностей государственной гражданской службы: в размере, предусмотренном частью 3.1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», т.е. четырёхме­сячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> руб.; в размере, предусмотренном частью 7 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», т.е. сохраняемо­го денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении - двухмесячного денежного со­держания в сумме <данные изъяты> руб. Взыскать с ответчика в его пользу средний заработок за всё время вынуж­денного прогула: из расчёта по <данные изъяты> руб. за каждый день вынужденного прогула, начиная с 16 ноября 2013 года до даты вынесения судом решения. Взыскать с ответчика в его пользу проценты (денежную компенсацию) от невыплаченных в срок сумм выплат при увольнении: из расчёта <данные изъяты> руб. за каж­дый день задержки, начиная с 16 ноября 2013 года по день фактического расчета вклю­чительно. Взыскать с ответчика в его пользу денежные средства в разме­ре, аналогичном поощрению, выплаченного всем другим гражданским служащим, замещающим должности в аппарате Правительства Ставропольского края: <данные изъяты> руб. умножить на коэффициент 2,07, итого <данные изъяты> руб.

 В судебном заседании истец Марьясов А.В. заявленные требования поддержал полностью и пояснил, что с 13 января 2009 года в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» он проходил государственную гражданскую службу Став­ропольского края в аппарате Правительства Ставро­польского края. С 11 марта 2013 года на основании распоряжения Губернатора Ставропольского края от 21 марта 2013 года №159-р и срочного служебного контракта от 21 марта 2013 года №46-Г он замещал в аппарате Правительства должность заведующего отде­лом по обеспечению взаимодействия Губернатора Ставропольского края, Прави­тельства Ставропольского края с Думой Ставропольского края. В период прохождения им гражданской службы, постановлением Губер­натора от 24 октября 2013 года №831 в структуру аппарата Правительства были внесе­ны изменения: упразднён возглавляемый им отдел и сокращена замещаемая им должность. Следовательно, для освобождения его от замещаемой должно­сти, увольнения с гражданской службы и прекращения служебного контракта воз­никло законное основание, предусмотренное пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Феде­рального закона (в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы). Однако, относительно основания и причины его увольнения представите­лем нанимателя были приняты иные - незаконные решения. По распоряжению Гу­бернатора от 30 сентября 2013 года №619-р его предупредили о расторжении сроч­ного служебного контракта якобы в связи с истечением срока его действия, а с 15 ноября 2013 года распоряжением Губернатора от 15 ноября 2013 года №783-р его освободили от замещаемой должности и уволили с гражданской службы по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона (в связи с истечением срока дей­ствия срочного служебного контракта). Расторжение с ним служебного контракта, освобождение от заме­щаемой должности и увольнение с гражданской службы по основанию исте­чения срока действия срочного служебного контракта считает незаконными. В соответствии со статьями 9, 23-25 Федерального закона, должности граж­данской службы подразделяются на разные категории, для которых соответственно предусмотрены разные сроки действия служебных контрактов. «Руководители» замещаются как на определенный срок полномочий, так и без ограничения срока полномочий (пункт 1 части 2 статьи 9). Срочный служебный контракт заключается для замещения не всех, а только отдельных должностей кате­гории «руководители» (пункт 1 части 4 статьи 25). Срочный служебный контракт заключается на срок от одного года до пяти лет (часть 2 статьи 25). «Помощники (советники)» замещаются на определенный срок, ограничен­ный сроком полномочий иных лиц (пункт 2 части 2 статьи 9). Срочный служебный контракт заключается для замещения всех должностей категории «помощники (со­ветники)» (пункт 1 части 4 статьи 25). Срочный служебный контракт заключается на иной срок, установленный Федеральным законом (часть 2 статьи 25) - а именно на срок, ограниченный сроком полномочий иных лиц (пункт 2 части 2 статьи 9). Таким образом, в случае заключения срочного служебного контракта его срок зависит от конкретной категорий должности гражданской службы и составляет: «руководители» - на срок от одного года до пяти лет; «помощники (советники)» - на срок, ограниченный сроком полномочий иных лиц. Согласно Закону Ставропольского края от 05 марта 2007 года №12-кз «О Реест­ре должностей государственной гражданской службы Ставропольского края», а также его служебному контракту, замещавшаяся им должность отнесена к ка­тегории «руководители». Следовательно, с ним мог быть заключён как служеб­ный контракт на неопределённый срок, так и срочный служебный контракт, с ми­нимальным сроком действия один год. В его служебном контракте, в нарушение требований части 6 статьи 24 Фе­дерального закона не указаны обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения именно срочного контракта, а не контракта на неопределённый срок. В случае заключения с ним 21 марта 2013 года срочного контракта, его минимальный срок не может истечь ранее одного года, т.е. 21 марта 2014 года. По этой причине, 15 но­ября 2013 года т.е. в день принятия решения о его увольнении, отсутствовало и в на­стоящее время отсутствует основание, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона, для его увольнения якобы «в связи с истечением срока дей­ствия срочного служебного контракта». Согласно пункту 5 части 4 статьи 24 Федерального закона, служебный кон­тракт не может предусматривать условия, ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами. Однако, вместо указания календарного срока его полномочий в распоряже­нии Губернатора о назначении его на должность категории «руководители» и в срочном служебном контракте, составленном исключительно на условиях предста­вителя нанимателя, было необоснованно указано условие, предусмотренное для другой категории - «помощники (советники)», о назначении на срок, ограниченный сроком полномочий иного лица, а именно - «Губернатора Ставропольского края Зеренкова В.Г.». Досрочное прекращение его полномочий 27 сентября 2013 года не может являться законным основанием для его увольнения «в связи с истече­нием срока действия срочного служебного контракта», поскольку срок его пол­номочий не связан со сроком полномочий Губернатора, «помощником (советни­ком)» которого он не был. Условие о назначении его на срок, ограниченный сроком полномочий ино­го лица, не соответствует требованиям части 2 статьи 23 Федерального закона, обя­зывающим представителя нанимателя обеспечить прохождение гражданским слу­жащим службы и замещение должности в соответствии с Федеральным законом. Указанное условие ухудшало его положение по сравнению с положением, уста­новленным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными пра­вовыми актами, поскольку ограничивало его права и снижало уровень его соци­альной защищенности, что свидетельствует о вынужденности подписания им соглашения с названным условием представителя нанимателя. На основании части 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), это условие не подлежит применению. С учётом изложенного, считает, что подлежат признанию незаконными сле­дующие решения представителя нанимателя: распоряжение Губернатора от 30 сентября 2013 года №619-р в части предупре­ждения его о расторжении срочного служебного контракта; распоряжение Губернатора от 15 ноября 2013 года №783-р об освобождении его от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы по основанию истечения срока действия срочного служебного контракта. Поскольку с 24 октября 2013 года замещаемая им должность сокращена, и в настоящее время в структуре и штатном расписании аппарата Правительства такая должность отсутствует, то им к ответчику не предъявляется требование о восстановлении на работе. В период прохождения им гражданской службы постановлением Губерна­тора от 24 октября 2013 года №831 в структуру аппарата Правительства были внесены изменения: упразднён возглавляемый им отдел и сокращена замещаемая им должность. Следовательно, единственным законным основанием для его увольне­ния могло быть только сокращение должностей гражданской службы. Согласно ста­тье 31 Федерального закона, в связи с сокращением должностей гражданской службы представитель нанимателя в отношении гражданского служащего должен освобо­дить от замещаемой должности и уволить с гражданской службы, прекратив служеб­ный контракт в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона. В соответствии с частями 5 и 7 статьи 394 Трудового кодекса в случае при­знания формулировки основания и причины увольнения неправильной или не соот­ветствующей закону суд обязан изменить её и указать в решении основание и при­чину увольнения в точном соответствии с формулировками Федерального закона со ссылкой на соответствующую статью, часть статьи, пункт статьи Федерального за­кона, а дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. Поскольку формулировка основания и причина его увольнения является не­правильной и не соответствующей закону, то в распоряжении Губернатора от 15 нояб­ря 2013 года №783-р и в его трудовой книжке: слова «в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с истечени­ем срока действия срочного служебного контракта» должны быть заменены словами «в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государст­венной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должно­стей государственной гражданской службы Ставропольского края», а дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. С ответчика должна быть взыскана денежная компенсация за причи­нённый моральный вред. Незаконными действиями представителя нанимателя, выразившимися в его увольнении без законного на то основания и с нарушением установленного порядка, нарушены его права и законные интересы. В отношении него не были исполнены требования статьи 31 Федерального за­кона, обязывающие представителя нанимателя в связи с сокращением должностей гражданской службы в отношении гражданского служащего: не менее чем за два месяца до увольнения предупредить о предстоящем уволь­нении; в течение двух месяцев со дня предупреждения предложить все вакантные должности с учётом категории и группы замещаемой должности, уровнем квалифи­кации, профессионального образования, стажа гражданской службы и работы по специальности; в случае отказа от предложенной должности - освободить от замещаемой должности и уволить с гражданской службы, прекратив служебный контракт в соот­ветствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона; выплатить компенсацию в размере, установленном частью 3.1 статьи 37 Феде­рального закона, т.е. четырёхмесячного денежного содержания; с письменного согласия гражданского служащего расторгнуть служебный кон­тракт до истечения срока предупреждения о предстоящем увольнении и выплатить дополнительную компенсацию в размере, установленном частью 7 статьи 31 Феде­рального закона, т.е. в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. О предстоящем увольнении по основанию - «в связи сокращением должностей гражданской службы» его не предупредили, никаких вакантных должностей не пред­ложили, решение об освобождении от замещаемой должности и увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы не приняли, соответствующие ком­пенсации не выплатили. Об уже состоявшемся увольнении по основанию якобы «ис­течения срока действия срочного служебного контракта» он узнал постфактум, получив вечером 15 ноября 2013 года трудовую книжку, в которой имелась запись об увольнении с указанными основанием и причиной, с которыми он не согласен. В день увольнения, в нарушение требований статьи 84.1 Трудового кодекса, его с соответствующим распоряжением Губернатора под роспись не ознакомили. В день увольнения, в нарушение требований статьи 140 Трудового кодекса, ему не произведена выплата всех причитающихся сумм. В этот день представите­лем нанимателя ему вообще не выплачивались какие-либо суммы, а причитающая­ся денежная компенсация за неиспользованные дни отпуска поступила только в конце четвёртых суток после дня увольнения. В день увольнения и до настоящего времени ему не выплачены компенсации, предусмотренные частями 3.1 и 7 статьи 37 Федерального закона. Все гражданские служащие, работавшие под его руководством в упразднён­ном отделе, 12 ноября 2013 года были предупреждены о сокращении, им предложены вакантные должности, после чего был решен вопрос об их трудоустройстве, либо об увольнении по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона. Например, кон­сультант отдела Авдиенко В.Д. 12 ноября 2013 года был предупреждён о предстоящем сокращении должности, а затем, в связи с отказом от предложенной ему вакантной должности, 18 ноября 2013 года был освобожден от замещаемой должности, уволен с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, и ему выплачены соответствующие компенсации. За весь период гражданской службы с 13 января 2009 года по 15 ноября 2013 года с его стороны добросовестно выполнялись обязанности гражданского служащего, предусмотренные Федеральным законом и служебным контрактом, соблюдалась служебная дисциплина, ограничения и запреты. Дисциплинарные взыскания к нему не применялись. Приказом первого заместителя председателя Правительства от 14 декабря 2009 года № 216-м за значительный вклад в совершенствование финансового механизма, развитие экономики и социальной сферы края ему была объявлена бла­годарность. Постановлением Губернатора от 28 декабря 2012 года №884 за безупреч­ную и эффективную службу в органах исполнительной власти Ставропольского края он был награжден медалью «За доблестный труд» Ш степени. Однако, со стороны представителя нанимателя 15 ноября 2013 года в отношении него были допущены односторонние незаконные действия, выразившиеся в освобо­ждении его от замещаемой должности по основанию, не предусмотренному Феде­ральным законом (без законного основания), и в увольнении с нарушением установ­ленного порядка. Незаконными действиями представителя нанимателя ему причинены нравст­венные страдания и переживания - моральный вред принадлежащим ему в силу за­кона нематериальным благам (достоинству личности, деловой репутации) и наруше­ны его личные неимущественные права (потеря работы и возможности прохожде­ния гражданской службы с учётом категории и группы замещаемой должности, уровнем квалификации, профессионального образования, стажа гражданской служ­бы и работы по специальности). Моральный вред оценивается им с учётом требований разумности и спра­ведливости в размере, равном компенсации, установленной в части 3.1 статьи 37 Фе­дерального закона, выплачиваемой при увольнении в связи с сокращением должно­стей гражданской службы, т.е. четырёхмесячного денежного содержания. Его ежемесячное денежное содержание по состоянию на день увольнения, т.е. 15 ноября 2013 года составляло <данные изъяты> руб. Расчёт произведен в следующем по­рядке. В соответствии со служебным контрактом: должностной оклад - <данные изъяты> руб.; оклад за классный чин - <данные изъяты> руб.; надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 30% этого оклада - <данные изъяты> руб.; надбавка к должностному окладу за особые условия службы в размере 200% этого оклада - <данные изъяты> руб.; денежное по­ощрение в размере 4,5 должностных окладов - <данные изъяты> руб. Распоряжением Губер­натора от 06 сентября 2013 года №546-р ежемесячное денежное содержание с 01 октяб­ря 2013 года было увеличено в 1,055 раза. С полученной суммы <данные изъяты> руб. подле­жит удержанию 13% подоходный налог в сумме <данные изъяты> руб. Итого: <данные изъяты> руб. В соответствии с частью 16 статьи 70 Федерального закона, в случаях освобо­ждения от замещаемой должности и увольнения по основаниям, не предусмотрен­ным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка, суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении: причиненного ему морального вреда в размере, определяемом судом. В соответствии со статьей 237, частью 8 статьи 394, статьей 395 Трудового ко­декса в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установлен­ного порядка увольнения суд по требованию истца может вынести решение о взы­скании в пользу истца денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. При признании судом денежных требований работника обоснованными, они удовлетворяются в полном размере. Таким образом, с ответчика должна быть взыскана денежная компенсация за причинённый моральный вред в сумме: <данные изъяты> руб. х 4 = <данные изъяты> руб. С ответчика должны быть взысканы компенсации, предусмотренные при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы. При прекращении служебного контракта в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона в связи сокращением должностей гражданской службы представитель нанимателя в отношении гражданского служащего должен выплатить: компенсацию в размере, установленном частью 3.1 статьи 37 Федераль­ного закона, а также дополнительную компенсацию в размере, установленном ча­стью 7 статьи 31 Федерального закона. Компенсации выплачиваются в размерах, кратных размеру ежемесячного денежного содержания. С учётом изложенного, с ответчика должны быть взысканы: компенсация в размере, установленном частью 3.1 статьи 37 Федерального за­кона, т.е. четырёхмесячного денежного содержания: <данные изъяты> руб. х 4 = <данные изъяты> руб., а также дополнительная компенсация в размере, установленном частью 7 статьи 31 Федерального закона, в размере сохраняемого денежного содержания, ис­численного пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении (т.к. его не предупреждали об увольнении, то двухмесячного денежного содержания): <данные изъяты> руб. х 2 = <данные изъяты> руб. С ответчика должен быть взыскан средний заработок (средняя зара­ботная плата) за всё время вынужденного прогула. В соответствии частями 2 и 8 статьи 394 Трудового кодекса, суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка (средней заработной платы) за всё время вынужденного прогула в случаях признания увольнения незаконным, а также неправильной формулировки основания и (или) причины увольнения в трудовой книжке, препятствующей поступлению работника на другую работу. Представителем нанимателя должен быть оплачен весь период его вынуж­денного прогула, так как он был незаконно освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы, дата увольнения должна быть изменена на дату вы­несения решения судом, кроме того, указанные в трудовой книжке неправильная формулировка основания и причины увольнения препятствовали поступлению его на другую работу. В соответствии с единым порядком исчисления размера средней заработной платы (среднего заработка), установленным в статье 139 Трудового кодекса, и По­ложением, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года №922, из расчёта ежемесячного среднего заработка в размере <данные изъяты> руб. и среднего числа 29,4 календарных дней в месяце, его средний днев­ной заработок составлял <данные изъяты> руб. Таким образом, с ответчика должен быть взыскан средний заработок: из рас­чёта по <данные изъяты> руб. за каждый день вынужденного прогула, начиная с 16 ноября 2013 года до даты вынесения судом решения. С ответчика должны быть взысканы проценты (денежная компенса­ция) от невыплаченных в срок сумм. В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса, при нарушении работодате­лем установленного срока выплат при увольнении, причитающихся работнику, рабо­тодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в разме­ре не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. При увольнении в связи сокращением должностей гражданской службы пред­ставитель нанимателя должен был выплатить ему компенсации на общую сумму <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. - по части 3.1 статьи 37 Федерального закона плюс <данные изъяты> руб. - по части 7 статьи 31 Федерального закона). Согласно Указанию Банка России от 13 сентября 2012 года Ж2873-У, по состоянию на дату его увольнения 15 ноября 2013 года действовала ставка рефинансирования в размере 8,25%. Одна трёхсо­тая от указанной ставки составляет 0,0275%. Таким образом, с ответчика должны быть взысканы в его пользу проценты (денежная компенсация) от невыплаченных в срок сумм выплат при увольнении в размере: <данные изъяты> руб. / 100% X 0,0275% = <данные изъяты> руб. за каждый день задержки, начиная с 16 ноября 2013 года по день фактического расчета включительно.

 Представителем ответчика представлено распоряжение Губернатора № 958-р от 25.12.2013 года, из пункта 1.2.2. которого ему стало известно, что государственным гражданским служащим, замещающим должности в аппарате Правительства Ставропольского края в 2013 году было выплачено поощрение в размере 2,07 месячного денежного содержания. Ответчиком в суд названное распоряжение представлено не в полном виде: отсутствует приложение № 2 (перечень государственных гражданских служащих, которым было выплачено поощрение). По его сведениям, поощрения были выплачены всем гражданским служащим, замещающим должности в аппарате Правительства Ставропольского края, за исключением служащих, имеющих дисциплинарные взыскания в порядке статей 57 и 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Он за период замещения в 2013 году должности в аппарате Правительства Ставропольского края дисциплинарных взысканий не имел, характеризуется положительно. Таким образом, имеется дополнительное основание для исковых требований о взыскании с ответчика денежных средств (поощрения), на которые у истца возникает право при изменении даты увольнения на дату вынесения судом решения. Расчет месячного денежного содержания произведен в следующем порядке. В соответствии со служебным контрактом: должностной оклад - должностной оклад - <данные изъяты> руб.; оклад за классный чин - <данные изъяты> руб.; надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 30% этого оклада - <данные изъяты> руб.; надбавка к должностному окладу за особые условия службы в размере 200% этого оклада - <данные изъяты> руб.; денежное по­ощрение в размере 4,5 должностных окладов - <данные изъяты> руб. С 01 октяб­ря 2013 года ежемесячное денежное содержание увеличено в 1,055 раза (распоряжение Губер­натора от 06 сентября 2013 года №546-р). С полученной суммы <данные изъяты> руб. подле­жит удержанию 13% подоходный налог в сумме <данные изъяты> руб. Итого: <данные изъяты> руб. Таким образом с ответчика подлежат взысканию денежные средства в размере, аналогичном поощрению, выплаченного всем другим гражданским служащим, замещающим должности в аппарате Правительства Ставропольского края: <данные изъяты> руб. умножить на коэффициент 2,07, итого <данные изъяты> руб.

 Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

 В судебном заседании представитель ответчика Губернатора Ставропольского края - Радченко Ю.В., исковые требования Марьясова А.В. не признала и указала, что оспариваемое Марьясовым А.В. правовое основание для заключения с ним срочного служебного контракта (в данном случае на срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации) содержится в статье 24 Федерального закона. Необходимость регламентации отдельным нормативным правовым актом органа государственной власти Ставрополь­ского края перечня должностей, замещаемых на определенный срок, ни фе­деральным законодательством, ни законодательством Ставропольского края не предусмотрено. В Ставропольском крае с государственными гражданскими служащими Ставропольского края (далее - гражданские служащие), замещающими долж­ности гражданской службы Ставропольского края, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Губернатором Ставропольского края, служебные контракты заключаются на срок полномочий Губернатора Ставропольского края. Таким образом, срок полномочий гражданских служащих, замещаю­щих должности категории «руководители», связан сроком полномочий Гу­бернатора Ставропольского края. Данный подход основан как на положениях статьи 25 Федерального закона, так и на пункте «з» статьи 7 Закона Ставро­польского края от 06.01.1999 года № 2-кз «О Губернаторе Ставропольского края», согласно которому Губернатор Ставропольского края определяет основные направления и содержание кадровой политики и организации гражданской службы Ставропольского края, и направлен на установление единого поряд­ка для заключения служебных контрактов с гражданами, назначаемыми на должности гражданской службы категории «руководители». При этом, необходимо учитывать, что при назначении на должности гражданской службы высшей группы должностей категории «руководители» или заключении срочного служебного контракта конкурс не проводится, что подтверждает определенный статус лиц, назначаемых на должности граж­данской службы на данных условиях. В соответствии с Законом Ставропольского края от 05 марта 2007 года № 12-кз «О Реестре должностей государственной гражданской службы Став­ропольского края» должность заведующего отдела по обеспечению взаимо­действия Губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольско­го края с Думой Ставропольского края аппарата Правительства Ставрополь­ского края относится к высшей группе должностей категории «руководите­ли» и назначение на эту должность осуществляется Губернатором Ставро­польского края. Правомерность сложившейся в крае практики заключения указанных служебных контрактов подтверждена Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров в ходе проверки исполнения органами исполнительной власти Ставропольского края Феде­рального закона № 79-ФЗ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам государственной гражданской службы в 2010 году. Марьясов А.В. был назначен на должность заведующего отделом по обеспечению взаимодействия Губернатора Ставропольского края, Прави­тельства Ставропольского края с Думой Ставропольского края аппарата Пра­вительства Ставропольского края (далее - отдел) распоряжением Губернато­ра Ставропольского края от 21 марта 2013 года № 159-р «О назначении Марья- сова А.В.» по вышеизложенным основаниям на срок полномочий Губернато­ра Ставропольского края Зеренкова В.Г. и с ним был заключен срочный слу­жебный контракт от 21 марта 2013 года № 46-г. С условиями служебного кон­тракта Марьясов А.В. был ознакомлен под роспись 21 марта 2013 года, воз­ражений относительно условий контракта, в том числе по сроку его действия, от Марьясова А.В. не поступало. Следует отметить, что срочные служебные контракты с Марьясовым А.В. заключались неоднократно, и при этом они на момент их заключения или расторжения (в том числе в связи с истечением срока полномочий Гу­бернатора Ставропольского края Гаевского В.В.) также им не оспаривались. Так, Марьясов А.В. распоряжением Губернатора Ставропольского края от 21 марта 2011 года № 171-р был назначен на должность заместителя предста­вителя Губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края в Думе Ставропольского края на срок полномочий Губернатора Ставро­польского края Гаевского В.В. (служебный контракт от 21 марта 2011 года № 44-р подписан Марьясовым А.В. 21 марта 2013 года), распоряжением Гу­бернатора Ставропольского края от 04 апреля 2012 года № 266-р - на должность заведующего отделом (одновременно освобожден от замещаемой им долж­ности заместителя представителя Губернатора Ставропольского края, Прави­тельства Ставропольского края в Думе Ставропольского края) на срок пол­номочий Губернатора Ставропольского края Гаевского В.В. (служебный кон­тракт от 04 апреля 2012 года № 69-г, подписан Марясовым А.В. 04 апреля 2012 года), распоряжением Губернатора Ставропольского края от 13 июня 2012 года № 554-р - на должность заведующего отделом (одновременно освобожден от временного исполнения обязанностей по данной должности) на срок полно­мочий Губернатора Ставропольского края Зеренкова В.Г. (служебный кон­тракт от 13 июня 2013 года № 142-г, подписан Марьясовым А.В. 13 июня 2012 года). Гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода, кото­рый не ограничен никаким минимальным сроком (один год, о чём ошибочно указал в своем исковом заявлении Марьясов А.В.) и соглашается на прохож­дение гражданской службы на оговоренных в служебном контракте услови­ях. Наступление обстоятельств (прекращение полномочий лица, назначенно­го на должность Губернатора Ставропольского края) при которых истекает срок действия служебного контракта гражданского служащего, является объ­ективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, или от заслуг гражданского служащего или имеющихся у него наград и поощрений (на что обращает внимание в своем исковом заявлении Марьясов А.В.), а потому увольнение гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контрак­та. В связи с отставкой высшего должностного лица Ставропольского края - Губернатора Ставропольского края Зеренкова В.Г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2013 года № 734 «О дос­рочном прекращении полномочий Губернатора Ставропольского края» рас­поряжением Губернатора Ставропольского края от 30 сентября 2013 года № 619-р «О предупреждении работников аппарата Правительства Ставро­польского края о расторжении срочных служебных контрактов в связи с ис­течением срока их действия» (далее - распоряжение Губернатора Ставро­польского края № 619-р) (за подписью временно исполняющего обязанности Губернатора Ставропольского края Владимирова В.В.) Марьясов А.В. был предупрежден (наряду со всеми гражданскими служащими, с которыми были заключены срочные служебные контракты) о расторжении с ним срочного служебного контракта от 21 марта 2013 года № 46-г, в связи с истечением сро­ка его действия под роспись (подпись Марьясова А.В. от 01 октября 2013 го­да). В соответствии с распоряжением Губернатора Ставропольского края от 15 ноября 2013 года № 783-р «Об увольнении Марьясова А.А.» Марьясов А.В. освобожден от замещаемой должности заведующего отделом и уволен с гра­жданской службы Ставропольского края 15 ноября 2013 года в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона в связи с истечением сро­ка действия срочного служебного контракта. При увольнении Марьясову А.В. в соответствии с требованиями Феде­рального закона произведены все необходимые выплаты: денежная компен­сация за неиспользованные 6 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и 5 календарных дней ежегодного до­полнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день за период работы с 13 января 2013 года по 15 ноября 2013 года включитель­но. Марьясов А.В., как уже было сказано выше, был предупрежден 1 ок­тября 2013 года на основании распоряжения Губернатора Ставропольского края № 619-р о расторжении с ним срочного служебного контракта, и поэтому проведение реорганизационных и штатных мероприятий в аппарате Прави­тельства Ставропольского края к основаниям его увольнения уже не имело отношения. Упразднение отдела в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 24 октября 2013 года <номер обезличен> не влечет правовых по­следствий для заведующего отделом в силу заключенного с ним срочного служебного контракта. Таким образом, расторжение с Марьясовым А.В. срочного служеб­ного контракта, освобождение его от замещаемой должности заведующе­го отделом и увольнение с гражданской службы Ставропольского края в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта, а также осуществление всех причитающихся ему при увольнении выплат произведено в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

 Просит суд отказать Марьясову А.В. в удовлетворении заявленных требований.

 Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 В соответствии с частью 7 статьи 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

 Статьей 73 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено ограничение действия Трудового кодекса Российской Федерации на отношения связанные с приемом, увольнением государственных гражданских служащих. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 Правовое положение государственных гражданских служащих регули­руется Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государствен­ной гражданской службе Российской Федерации».

 Специфика государственной службы как профессиональной деятельно­сти по обеспечению исполнения полномочий государственных органов пре­допределяет правовой статус государственных служащих, исходя из особен­ностей, которые обусловлены характером выполняемой ими деятельности и предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, и законодатель вправе в рамках своей дискреции определять с помощью специального пра­вового регулирования права и обязанности государственных служащих, на­лагаемые на них ограничения, связанные с государственной службой, а также предоставлять им соответствующие гарантии с учетом задач, принципов ор­ганизации и функционирования того или иного вида государственной служ­бы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 года № 14-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года № 472-0-0 и от 19 января 2011 года № 48-0-0).

 В соответствии со статьей 9 Федерального закона и статьей 4 Закона Ставропольского края от 01 марта 2005 года № 4-кз «О некоторых вопросах го­сударственной гражданской службы Ставропольского края» должности госу­дарственной гражданской службы категории «руководители» могут заме­щаться на определенный срок полномочий или без ограничения срока пол­номочий. В силу части 3 статьи 25 Федерального закона срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с государст­венной гражданской службой (далее - гражданская служба) не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категорий замещаемой долж­ности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом и другими федеральны­ми законами.

 Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт.

 В силу ч. 3 ст. 25 указанного Федерального закона срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

 Пункт 4 ст. 25 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, что срочный служебный контракт заключается, в том числе, в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)».

 В судебном заседании установлено, что с 13 января 2009 года в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Марьясов А.В. проходил государственную гражданскую службу Став­ропольского края в аппарате Правительства Ставро­польского края.

 С 11 марта 2013 года на основании распоряжения Губернатора Ставропольского края от 21 марта 2013 года №159-р и срочного служебного контракта от 21 марта 2013 года №46-Г назначен на должность заведующего отде­лом по обеспечению взаимодействия Губернатора Ставропольского края, Прави­тельства Ставропольского края с Думой Ставропольского края на срок полномочий Губернатора Ставропольского края Зеренкова В.Г.

 По распоряжению Гу­бернатора от 30 сентября 2013 года №619-р Марьясова А.В. предупредили о расторжении сроч­ного служебного контракта в связи с истечением срока его действия.

 Распоряжением Губернатора от 15 ноября 2013 года №783-р истца освободили от замещаемой должности и уволили с гражданской службы по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона (в связи с истечением срока дей­ствия срочного служебного контракта) с 15 ноября 2013 года.

 В Ставропольском крае с государственными гражданскими служащими Ставропольского края, замещающими долж­ности гражданской службы Ставропольского края, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Губернатором Ставропольского края, служебные контракты заключаются на срок полномочий Губернатора Ставропольского края.

 Таким образом, срок полномочий гражданских служащих, замещаю­щих должности категории «руководители», связан сроком полномочий Гу­бернатора Ставропольского края. Данный подход основан как на положениях статьи 25 Федерального закона, так и на пункте «з» статьи 7 Закона Ставро­польского края от 06.01.1999 года № 2-кз «О Губернаторе Ставропольского края», согласно которому Губернатор Ставропольского края определяет основные направления и содержание кадровой политики и организации гражданской службы Ставропольского края, и направлен на установление единого поряд­ка для заключения служебных контрактов с гражданами, назначаемыми на должности гражданской службы категории «руководители».

 Срок трудового договора в этих случаях устанавливается по соглашению сторон в пределах срока полномочий соответствующего выборного органа или должностного лица.

 Досрочное прекращение полномочий тех или иных органов или должностных лиц должно влечь за собой и прекращение трудовых договоров с лицами, принятыми на работу для обеспечения указанной деятельности.

 Вывод суда о том, что с позиции языкового толкования указанных правовых норм разделительный союз «или» дает основание для вывода, что с лицами, замещающими должности категории «руководители», может быть заключен как срочный служебный контракт, так и служебный контракт на неопределенный срок является правильным.

 Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации.

 К категории должностей, замещаемых в результате назначения в случаях, предусмотренных законом или иным нормативным правовым актом, относятся:

 а) государственные гражданские служащие:

 - замещающие на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

 - категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;

 - при заключении срочного служебного контракта;

 - состоящие в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе;

 - исполнение должностных обязанностей которых связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ (Закон о государственной гражданской службе).

 Марьясов А.В. был назначен на должность заведующего отделом по обеспечению взаимодействия Губернатора Ставропольского края, Прави­тельства Ставропольского края с Думой Ставропольского края аппарата Пра­вительства Ставропольского края распоряжением Губернато­ра Ставропольского края от 21 марта 2013 года № 159-р «О назначении Марьясова А.В.» по вышеизложенным основаниям на срок полномочий Губернато­ра Ставропольского края Зеренкова В.Г. и с ним был заключен срочный слу­жебный контракт от 21 марта 2013 года № 46-г. С условиями служебного кон­тракта Марьясов А.В. был ознакомлен под роспись 21 марта 2013 года, воз­ражений относительно условий контракта, в том числе по сроку его действия, от Марьясова А.В. не поступало.

 В связи с отставкой высшего должностного лица Ставропольского края - Губернатора Ставропольского края Зеренкова В.Г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2013 года № 734 «О дос­рочном прекращении полномочий Губернатора Ставропольского края» рас­поряжением Губернатора Ставропольского края от 30 сентября 2013 года № 619-р «О предупреждении работников аппарата Правительства Ставро­польского края о расторжении срочных служебных контрактов в связи с ис­течением срока их действия» Марьясов А.В. был предупрежден, наряду со всеми гражданскими служащими, с которыми были заключены срочные служебные контракты, о расторжении с ним срочного служебного контракта от 21 марта 2013 года № 46-г, в связи с истечением сро­ка его действия под роспись.

 В соответствии с распоряжением Губернатора Ставропольского края от 15 ноября 2013 года № 783-р «Об увольнении Марьясова А.А.» Марьясов А.В. освобожден от замещаемой должности заведующего отделом и уволен с гра­жданской службы Ставропольского края 15 ноября 2013 года в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона в связи с истечением сро­ка действия срочного служебного контракта.

 При увольнении Марьясову А.В. в соответствии с требованиями Феде­рального закона произведены все необходимые выплаты: денежная компен­сация за неиспользованные 6 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и 5 календарных дней ежегодного до­полнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день за период работы с 13 января 2013 года по 15 ноября 2013 года включитель­но.

 Конституционный Суд РФ в Определении № 700-О от 11 мая 2012 года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Зеленовой Ю. Н. на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 35, частями 1 и 3 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указал, что истечение срока действия срочного служебного контракта, заключенного в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», является одним из оснований его прекращения, освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы (пункт 2 части 1 статьи 33 данного Федерального закона), о чем государственный гражданский служащий должен быть заранее предупрежден в письменной форме (часть 1 статьи 35 названного Федерального закона).

 Гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях. При этом истечение срока действия срочного служебного контракта является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта.

 Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих, в том числе принцип равенства, поскольку в равной мере распространяется на всех государственных гражданских служащих, замещающих должности на основании срочного служебного контракта (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 1002-О-О и от 23 сентября 2010 года № 1140-О-О). Аналогичное правовое регулирование действует в отношении лиц, заключивших срочный трудовой договор.

 Таким образом, увольнение в данном случае осуществляется не по инициативе работодателя, а в связи с наступлением предусмотренного законом события - юридического факта - окончания срока действия служебного контракта.

 Упразднение отдела в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 24 октября 2013 года <номер обезличен> не влечет правовых по­следствий для заведующего отделом в силу заключенного с ним срочного служебного контракта.

 При увольнении в связи с истечением срока действия срочного слу­жебного контракта в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федераль­ного закона, процедуры, предусмотренные статей 31 Федерального закона при возникновении отношений, связанных с гражданской службой, при со­кращении должностей гражданской службы или упразднении государствен­ного органа, его структурного подразделения (предложение в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении ва­кантных должностей, выплата дополнительной денежной компенсации), не применяются.

 Таким образом, расторжение с Марьясовым А.В. срочного служеб­ного контракта, освобождение его от замещаемой должности заведующе­го отделом и увольнение с гражданской службы Ставропольского края в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта, а также осуществление всех причитающихся ему при увольнении выплат произведено в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

 Разрешая спор, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, суд приходит к выводу об отказе Марьясову А.В. в удовлетворении заявленных требований, поскольку в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения факт совершения работодателем неправомерных действий, приведших к нарушению трудовых прав истца, причинению морального вреда. Доказательства обратного истец, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, в суд не представил.

 Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении исковых требований Марьясова А. В. к Губернатору Ставропольского края о признании незаконными: распоряжение Губернатора Ставропольскою края от 30 сентября 2013 года №619-р в части предупреждении о расторжении срочного служебного контракта; распоряжение Губернатора Ставропольского края от 15 ноября 2013 года №783-р об освобождении от замещаемой должности и увольнении с граждан­ской службы по основанию истечения срока действия срочного служебного контракта. Об изменении в распоряжении Губернатора Ставропольского края от 15 ноября 2013 года №783-р и в трудовой книжке формулировку основания, причины и дату освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы: слова «в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с истече­нием срока действия срочного служебного контракта» заменить словами «в соот­ветствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы Ставропольского края»; о замене даты увольнения на дату вынесения судом решения. Взыскании с ответчика денежную компенсацию за причинён­ный моральный вред в сумме <данные изъяты> руб., компенсации, предусмотренные при увольнении по сокращению должностей государственной гражданской службы: в размере, предусмотренном частью 3.1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», т.е. четырёхме­сячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> руб.; в размере, предусмотренном частью 7 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», т.е. сохраняемо­го денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении - двухмесячного денежного со­держания в сумме <данные изъяты> руб., среднего заработка за всё время вынуж­денного прогула: из расчёта по <данные изъяты> руб. за каждый день вынужденного прогула, начиная с 16 ноября 2013 года до даты вынесения судом решения процентов (денежной компенсации) от невыплаченных в срок сумм выплат при увольнении: из расчёта <данные изъяты> руб. за каж­дый день задержки, начиная с 16 ноября 2013 года по день фактического расчета вклю­чительно, денежных средств в разме­ре, аналогичном поощрению, выплаченного всем другим гражданским служащим, замещающим должности в аппарате Правительства Ставропольского края: <данные изъяты> руб. умножить на коэффициент 2,07, итого <данные изъяты> руб. - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

 Мотивированное решение составлено 17 февраля 2014 года.

 Судья И.А. Попова