ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-640/2013 от 13.12.2013 Алтайского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-640/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2013 года с. Белый Яр

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Квасовой О.М., при секретаре Хардиковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании решения призывной комиссии Алтайского района от 03.12.2013 года о призыве на военную службу незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Алтайский районный суд с заявлением о признании решения призывной комиссии Алтайского района от 03.12.2013 года о призыве на военную службу незаконным, обязании призывной комиссии Алтайского района повторно рассмотреть заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, мотивируя тем, что им в отдел военного комиссариата подано заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, поскольку служба в армии противоречит его убеждениям. В удовлетворении заявления ему отказано. 03.12.2013 года призывной комиссией принято решение о призыве на военную службу, которое нарушает его конституционное право на замену военной службы на альтернативную. Полагает, что срок для подачи заявления о замене военной службы на альтернативную службу подлежал восстановлению. Во время заседания комиссии была нарушена процедура его проведения у членов призывной комиссии не были указаны фамилии.

В судебном заседании заявитель ФИО1 заявленные требования поддержал, по изложенным в заявлении основаниям, пояснил, что он обучался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в аспирантуре <данные изъяты> поэтому ему была предоставлена отсрочка призыва на военную службу, в течение сентября, октября 2013 года он неоднократно обращался в учебное заведение за получением справки для военного комиссариата о наличии оснований для отсрочки в связи с защитой диссертационной работы, представленной на кафедру, после чего ему пояснили, что его диссертационная работа не может быть допущена до защиты. Поскольку он следует убеждениям пацифизма, не приемлет любую форму насилия, распространения, ношения, применения оружия, он при первой возможности 22.10.2013г. обратился с заявлением в призывную комиссию о замене прохождения военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. Выписка из приказа об отчислении учебным заведением ему была предоставлена 31.10.2013г. В апреле 2013 года он не мог предполагать, что осенью 2013 года его диссертационная работа не будет допущена к защите, и он будет подлежать призыву, поэтому не имел возможности предоставить заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

Представитель призывной комиссии Алтайского района ФИО2 требования не признала, полагая, что ФИО1 не имеет уважительных причин пропуска срока для обращения с заявлением о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.

Представитель заинтересованного лица Отдела Военного комиссариата Республики Хакасия по Усть-Абаканскому и Алтайскому районам ФИО3 возражал против удовлетворения требований заявителя, полагал, что оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями закона.

Суд, заслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Частью 3 ст.59 Конституции Российской Федерации гарантируется право на замену военной службы альтернативной гражданской в случае, если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях.

Статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» предусмотрено право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» на альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией принято соответствующее решение.

Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 25.07. 2002 года № 113-ФЗ граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

Основания к отказу гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой предусмотрены п.4 ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 года № 113-ФЗ, в частности, гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые ст. 11 указанного Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.10.2006 года № 447-О статья 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом.

Из материалов дела следует, что постановлением главы Республики Хакасия от 26.09.2013 года № 61-П утвержден состав призывной комиссии Алтайского района.

Из личного дела призывника ФИО1 следует, что ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлена отсрочка прохождения военной службы по ДД.ММ.ГГГГ в связи с обучением в аспирантуре.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал в призывную комиссию Алтайского района заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в связи с его убеждениями. К заявлению приложена автобиография и характеристика.

В заявлении и автобиографии ФИО1 приведено обоснование наличия убеждений, которые противоречат несению военной службы, а также уважительности причин, по которым заявление не было подано в срок установленный законом.

ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией направлен запрос в <данные изъяты> о сроке окончания ФИО1 основных образовательных программ и дате защиты квалификационной работы.

Ответ на данный запрос призывной комиссией не получен.

ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией единогласно принято решение о призыве ФИО1 на военную службу.

Из выписки из протокола заседания комиссии № следует, что ФИО1 нарушен срок подачи заявления, на основании п.4 ст. 12 ФЗ от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной службе» в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой отказано.

Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучался в аспирантуре по очной форме обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, отчислен в связи с окончанием срока обучения с формулировкой «без предоставления диссертации», нормативных требований к сроку защиты диссертационных исследований не предусмотрено.

В соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования.

В соответствии с п. 44 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации аспирант за время обучения в аспирантуре обязан полностью выполнить индивидуальный план; сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине; завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения.

Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в 2010 году поступил в аспирантуру, окончание обучения ДД.ММ.ГГГГ года.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отчислен из аспирантуры с ДД.ММ.ГГГГ года.

Заявляя об уважительности причин пропуска срока подачи заявления, ФИО1 указывал на то, что успешное окончание аспирантуры привело бы к освобождению от прохождения военной службы по призыву, однако по причине, которую объективно невозможно спрогнозировать завершить образовательную программу в установленные сроки не представляется возможным.

Указанный довод заявителя суд находит заслуживающим внимания, поскольку наличие предусмотренной государственной системой аттестации ученой степени кандидата наук является основанием для освобождения от призыва на военную службу (подп. «а» п.2 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

В ходе судебного разбирательства ФИО1 также пояснял, что рассчитывал на успешное окончание аспирантуры, и, имея возможность получить отсрочку на период защиты квалификационной работы на один год, не мог достоверно знать, что будет отчислен ДД.ММ.ГГГГ без права на получение отсрочки либо освобождения от призыва.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что призывной комиссией при принятии решения не приняты во внимание доводы призывника о наличии уважительных причин пропуска срока для обращения с заявлением о замене военной службы альтернативной гражданской службой, чем нарушены права заявителя, в связи с чем решение призывной комиссии не может быть признано законным

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 о признании решения призывной комиссии Алтайского района от 03.12.2013 года о призыве на военную службу незаконным – удовлетворить.

Признать решение призывной комиссии Алтайского района от 03.12.2013 года о призыве на военную службу ФИО1 незаконным.

Обязать призывную комиссию Алтайского района рассмотреть заявление ФИО1 о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу по существу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме с 18.12.2013 г.

Судья Алтайского

районного суда Квасова О.М.