Дело 2-640/2014
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Гречкань Н.И., при секретаре Боссерт Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании 21 февраля 2014 года в г. Омске гражданское дело по иску ФИО1 об освобождении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3173 от гаражей (гаражных боксов),
У С Т А НО В И Л :
ФИО1 обратился в суд об освобождении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3173 от гаражей (гаражных боксов), указав, что 05.09. 2011 г. между истцом и ГУЗР Омской области был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного в г. Омске, № ДГУ/11-2344-К-35. Предметом договора является земельный участок с вышеуказанным кадастровым номером площадью 3 540 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования «для строительства мойки легковых автомобилей, станции технического обслуживания легковых автомобилей без малярно-жестяных работ», местоположение установлено в 110 м. северо-восточнее относительно девятиэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Крупской, д. 19 (договор подписан сторонами с учетом протокола разногласий 14.10.2011 г.). Целью использования земельного участка в соответствии с п. 1.4. договора является строительство мойки легковых автомобилей, станции технического обслуживания легковых автомобилей без малярно-жестяных работ. Договором (приложение № 3) установлен размер арендной платы за предоставленный участок в размере 19 221 рубль 82 копейки. Земельный участок был передан по акту приема-передачи земельного участка (приложение № 2 к договору). Данный договор заключен на основании распоряжения ГУЗР Омской области от 06.06.2011 № 652-р сроком на 3 года. Право аренды на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110201:3173 приобреталось в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса РФ. Распоряжением ГУЗР Омской области от 21.03.2011 г. № 226-р согласовано место размещения мойки легковых автомобилей, станции технического обслуживания легковых автомобилей без малярно-жестяных работ, утвержден акт о выборе земельного участка для строительства объекта по ул. Крупской. 25.11.2010 г. распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 3540 кв. м. для строительства мойки легковых автомобилей, станции технического обслуживания легковых автомобилей без малярно-жестяных работ по ул. Крупской в Кировском АО г. Омска, проведены кадастровые работы по образованию земельного участка и 25.04.2011 г. произведен его кадастровый учет.
В настоящее время на земельном участке размещены индивидуальные гаражные боксы, владельцы которых являются членами гаражного кооператива «Полет - 63». В 2009 г. Администрацией Кировского АО г. Омска данная территория передавалась в краткосрочную аренду ГК «Полет - 63». В 2010 г. указанный договор был расторгнут (письмо Администрации КАО № 245 от 13.04.2011 г.), председатель кооператива и владельцы гаражей были извещены о необходимости освобождения занимаемого земельного участка. Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска был определен земельный участок для размещения временных гаражей, выносимых с площадок строительства, местоположение которого установлено в 960 м южнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <...>, в пос. Чукреевка.
В соответствии со ст. 622 Гражданского кодекса РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Тем не менее, участок освобожден не был. Ответчики неоднократно предупреждались истцом о незаконности размещения гаражей на данной территории и необходимости освобождения земельного участка, соответствующее уведомление размещалось как на самих боксах, так и на информационном стенде, были также разосланы уведомления на домашние адреса ответчиков, более того, предлагалась помощь в техническом осуществлении выноса гаражных боксов. Однако до настоящего времени ответчики не произвели никаких действий, которые свидетельствовали бы об их намерении добровольно освободить земельный участок, принадлежащий истцу на праве аренды.
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 г. № 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, которыми определено территориальное зонирование, где для каждой территориальной зоны установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности (ПЗ-310). К числу основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в данной территориальной зоне относятся мойки легковых автомобилей и станции технического обслуживания легковых автомобилей без малярно-жестяных работ. В то же время, размещение индивидуальных гаражей не является ни основным, ни условно-разрешенным, ни вспомогательным видом использования в территориальной зоне ПЗ, что также является доказательством незаконности размещения гаражей на данной территории.
На сегодняшний день истец не имеет возможности реализовать свое право на строительство указанных объектов, поскольку участок занят гаражами. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Согласно п. 4 ч. 2 этой же статьи действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ).
На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были связаны с лишением владения, то есть принимать меры по защите от незаконных действий других лиц, в результате которых собственник не может пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Согласно положениям ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные ст.ст. 301-304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления, либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо также имеет право на защиту своего владения.
В соответствии со ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Договором аренды установлен размер арендной платы за предоставленный участок. Ежемесячная арендная плата установлена в размере 19 221 рубль 82 копейки.
Таким образом, истец, производя оплату пользования земельным участком, лишен возможности использовать арендуемый земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием, ввиду незаконного занятия последнего гаражными боксами ответчиков. Просит суд обязать ответчика освободить земельный участок с кадастровым номером 55:36:110201:3173, местоположение которого установлено в 110 м. северо-восточнее относительно девятиэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Крупской, д. 19, от гаражей (гаражных боксов).
В ходе судебного заседания истец ФИО1, доводы заявления поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в нем. Не возражал относительно рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
Ответчик ФИО2, будучи надлежащим образом, уведомленным о дате и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщал, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие в порядке заочного судопроизводства.
Представитель третьего лица Администрации Кировского административного округа г. Омска, Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, будучи надлежащим образом уведомленными о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. О причинах неявки не сообщали, ходатайств об его отложении не заявляли.
Представитель ГК «Полет-63» по доверенности ФИО3 в ходе судебного заседания пояснила, что считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. 11.06.1993 года Постановлением главы администрации Кировского района г. Омска на основании ходатайства гаражного кооператива ГСК «Полет-63» был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <...> Кировского района. Данный земельный участок предоставлен для строительства железобетонных гаражей, установки металлических гаражей и благоустройства территории. Было составлено заключение № 116 от 02.09.1993 года по проекту на основании постановления главы администрации района № 408. Проектом предусматривалось строительство железобетонных сборных гаражей. Условия по договору аренды земельного участка члены кооператива ГСК «Полет-63» исполняли добросовестно до 30.05.2011 года. О том, что договор аренды на земельный участок расторгнут в 2010 году Администрация уведомила ГСК «Полет-63» только в июне 2011 года с указанием на то, что данный земельный участок был предоставлен в аренду для строительства автомойки и станции технического обслуживания легковых автомобилей без малярно-жестяных работ. Однако последняя оплата за аренду земельного участка ГСК «Полет-63» датирована 30.05.2011 года. Администрация КАО г. Омска приняла оплату за аренду земельного участка в сумме 30 000 рублей за текущий 2011 год. Считает, что при выделении земельного участка ФИО1 были нарушены требования действующего законодательства. Согласно п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации начальным этапом предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения для строительства является выбор земельного участка и принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка, орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка, а также проведение процедуры согласования с соответствующими органами в случаях, предусмотренных законом. Кроме того, необходимо проинформировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, то есть орган местного самоуправления обязан (а не наделен только правом) совершить данные действия. Законодателем установлена процедура предварительного информирования населения, поскольку затрагиваются права и интересы неопределенного круга лиц. Правовые последствия нарушения порядка влечет за собой недействительность нормативного (ненормативного) правового акта, независимо от соответствия либо несоответствия законодательству и влечет незаконность последующих действий органа местного самоуправления по информированию и предоставлению земельного участка, а также нарушает права неопределенного круга лиц на участие в управлении земельными участками на территории муниципального образования г. Омска. Данные требования были нарушены. Также, в непосредственной близости от границ выделенного ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3173 площадью 3540 кв.м., находится мусульманское кладбище, территория которого в настоящее время огорожена забором, поскольку на территории обнаружены насыпи, датированные 16 веком, что фактически является памятником культурного наследия. 04.02.2011 года Министерством культуры Омской области за № 321 дано предварительное заключение о наличии памятников истории и культуры, о необходимости выполнения мероприятий по соблюдению, сохранности объектов культурного наследия. Также указано, что объекты историко-культурного наследия (памятники архитектуры, истории и монументального искусства) в месте размещения объекта строительства отсутствуют, однако возможно наличие объектов археологии. В перечень разрешенных видов работ включены все виды проектных работ, изыскательские работы (кроме связанных с земельными работами). До выполнения мероприятий по сохранению объектов культурного наследия Государственным органом по охране памятников истории и культуры запрещены все виды земляных работ. До настоящего времени ФИО1 не выполнены требования, выдвинутые Министерством культуры Омской области в виде комплексного историко – культурного исследования территории строительства, хотя на территории земельного участка, предоставленного для строительства мойки легковых автомобилей, станции технического обслуживания легковых автомобилей без малярно-жестяных работ, по адресу: ул. Крупской, КАО, г. Омска, на межгаражном пространстве гаражного кооператива « ГСК Полет-63» вполне возможно наличие объектов историко-культурного наследия.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Главы администрации Кировского района города Омска от 01.09.1993 года № 447 был организован кооператив по строительству и эксплуатации сборных железобетонных гаражей «Полет-63», по ул. Крупской в Кировском АО города Омска. Постановление Главы администрации Кировского района Омской области от 11.06.1993 года № 408 ГК «Полет-63» предоставлен во временное пользование земельный участок ориентировочной площадью 0,17 га под установку железобетонных гаражей. В соответствии с актом архитектурно-планировочного отдела администрации Кировского района г. Омска от 03 августа 1994 года и заключением по проекту № 116 от 02.09.1993 г. утвержден проект, предусматривающий строительство 26 временных железобетонных сборных гаражей.
Доводы истца о том, что ГК «Полет-63» никогда не имело разрешение на строительство капитальных гаражей, а так же на использование под данные гаражи спорного участка подтверждаются так же Уставом ГК «Полет-63», который создан для объединения граждан по строительству и эксплуатации сборных железобетонных гаражей.
При вынесении решения судом также учитывается, что члены ГК «Полет-63» обращались в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о регистрации права собственности на гаражные боксы, расположенные в гаражном кооперативе, однако в удовлетворении заявлений было отказано, так как исходно-разрешительные документы для строительства капитальных гаражей ГК «Полет-63» не оформлялись, разрешение на строительство, реконструкцию в порядке ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не выдавалось.
В соответствии с представленными копиями договоров аренды с 1997 года Администрацией КАО г. Омска и ГК «Полет-63» ежегодно заключались краткосрочные договоры аренды сроком до 1 года для использования под установку временных гаражей, оплата по данным договорам осуществлялась в соответствии с квитанциями.
Кроме того, в соответствии с уведомлением председателю гаражного кооператива «Полет-63» ФИО4 от 16.11.2010 года судом установлено, что Администрация КАО г. Омска уведомила ГК «Полет-63» о выборе земельного участка по ул. Крупская под строительство мойки легковых автомобилей, СТО, в связи чем, с 08 ноября 2010 года расторгается договор аренды земельного участка № 09-38 от 29 мая 2009 года, заключенный ГК «Полет-63» на основании п.4.2 указанного договора. На основании указанного пункта настоящий договор подлежит досрочному расторжению в случае предоставления участка под капитальную застройку вышестоящей организацией.
В соответствии с договором аренды № ДГ\11-2344-К-35 от 23 июня 2011 года земельный участок с кадастровым номером 55:36:110201:3173 предоставлен в аренду истцу для строительства мойки легковых автомобилей, станции технического обслуживания легковых автомобилей. Указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Омской области 13.10.2011 года, земельный участок передан истцу на основании акта приема-передачи. Договор аренды, подтверждающий право истца на использование спорного земельного участка под строительство до настоящего времени не оспорен, продолжает своё действие, что дает истцу основание требовать устранения нарушений его прав.
Судом также установлено, что для заключения договора аренды спорного земельного участка распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 25.11.2010 года № 1047-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 3540 кв.м. для строительства мойки автомобилей, станции технического обслуживания.
Распоряжением ГУ по земельным ресурсам Омской области от 21.03.2011 № 226-р утвержден акт о выборе земельного участка для строительства мойки автомобилей, станции технического обслуживания.
В апреле 2011 года по заказу ФИО1 проведены работы по формированию земельного участка и его постановки на кадастровый учет. Земельному участку присвоен кадастровый номер 55:36:110201:3173.
17.05.2011 года ФИО1 обратился в ГУ по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3173 площадью 3540 кв.м., местоположение которого установлено в 110 м северо-восточнее относительно 9-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, КАО, ул. Крупской, 19, для строительства мойки автомобилей, станции технического обслуживания легковых автомобилей без малярно-жестяных работ.
Распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 06.06.2011 № 652-р указанный земельный участок предоставлен ФИО1 в аренду сроком на три года для строительства мойки автомобилей, станции технического обслуживания легковых автомобилей без малярно-жестяных работ.
23.06.2011 года между ГУ по земельным ресурсам Омской области и ФИО1 заключен договора аренды спорного земельного участка сроком на 3 года. Судом учитывается, что согласно Положению о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 года № 95 «О создании Главного управления по земельным ресурсам Омской области», Главное управление по земельным ресурсам Омской области является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена.
25.07.2011 года ФИО1 обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 18.08.2011 года № 791-р на основании заявления ФИО1 был утвержден градостроительный план земельного участка по ул. Крупской в КАО г. Омска.
01.03.2012 года ФИО1 получено разрешение на строительство мойки автомобилей, станции технического обслуживания легковых автомобилей без малярно-жестяных работ.
В соответствии с заключением кадастрового инженера путем наложения вновь образованного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3173 на гаражные боксы ГК «Полет-63» установлено, что гаражные боксы ответчиков находятся на земельном участке, выделенном на праве аренды истцу членство ответчика в ГК «Полет-63» подтверждается списками владельцев гаражей, предоставленными председателем ГК «Полет-63» ФИО4 Заключение кадастрового инженера в ходе судебного разбирательства оспорено не было, ответчики в соответствии со ст. 12,56 ГПК РФ не представили в судебном заседании каких-либо доказательств, опровергающих выводы о расположении гаражных боксов на спорном земельном участке. Кроме того, судом учитывается, что в соответствии с вышеуказанным заключением на спорном земельном участке часть гаражей является капитальными железобетонными гаражами. Данные выводы кадастрового инженера также в ходе судебного разбирательства не оспаривались, опровергнуты не были.
В соответствии с заключением кадастрового инженера путем наложения вновь образованного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3173 на гаражные боксы ГК «Полет-63» установлено, что гаражный бокс ответчика находятся на земельном участке, выделенном на праве аренды истцу, членство ответчика в ГК «Полет-63» подтверждается списками владельцев гаражей, предоставленными председателем ГК «Полет-63» ФИО4 Ответчик в соответствии со ст. 12,56 ГПК РФ не представил в судебном заседании каких-либо доказательств, опровергающих выводы о расположении гаражного бокса на спорном земельном участке, так же не представлено никаких доказательств установки на земельном участке капитальных железобетонных гаражей. Вышеуказанное заключение кадастрового инженера не может являться подобным доказательством, так как им проводилось лишь наложение вновь образованного земельного участка на гаражные боксы, отсутствует указание на признаки в соответствии с которыми гаражные боксы могут быть отнесены к капитальным железобетонным гаражам.
Выводы суда о необходимости освобождения земельного участка основаны на том, что сам факт членства в ГСК «Полет-63» владельцев капитальных гаражей, расположенных на не отведенном кооперативу для строительства капитальных гаражей участке, не порождает у владельца права собственности на строение. Ссылка на положения п. 4, ст. 218 ГК РФ недопустима, так как ГСК «Полет-63» не обладает какими-либо правами на земельный участок под самовольными строениями, поэтому за членами кооператива не может быть признано право собственности на эти объекты.
В соответствии со ст. 264 ГК РФ собственник земельного участка может предоставить земельный участок другим на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (п. 1). Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п. 2).
Таким образом, суд находит несостоятельной ссылку представителя ФИО3 о том, что ФИО1 не является надлежащим истцом по данному делу. Договором аренды земельного участка между ФИО1 и ГУ по земельным ресурсам Омской области истцу предоставлено право использования спорного земельного участка для строительства объекта недвижимости, в том числе, истцом получено и право на надлежащую защиту своих нарушенных прав на использование земельного участка путем заявления требований о сносе самовольных построек и освобождении от некапитальных гаражей. Учитывая, что договор аренды между Администрацией КАО г. Омска и ГК «Полет-63» расторгнут, гараж ответчика находится на территории спорного земельного участка без каких-либо на то оснований, требования об освобождении земельного участка от него может быть заявлено любым лицом, которому передано право пользования земельным участком.
В соответствии с абзацем третьим пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов.
Согласно статьи 27 Земельного Кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Соотношение гражданского и земельного законодательства при регулировании оборота земельных участков основано на признании земельного участка недвижимым имуществом. Это положение отражено в статье 130 ГК, согласно которой к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся и земельные участки.
В силу пункта 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно п. 1. ст. 46 ЗК РФ аренда земельных участков прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Статья 607 ГК РФ устанавливает, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.
В соответствии со статьей 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.
Поскольку договор аренды № 09-38 от 29.05.2009 был расторгнут в одностороннем порядке 16.11.2010 года, то договорные отношения прекращены с 16.02.2011 года. Согласно п. 2.4 указанного договора аренды он подлежит досрочному расторжению в случае предоставления участка под капитальную застройку вышестоящей организацией. Кроме того, в соответствии с п. 3.9, 3.10 договора арендатор обязан в случае капитального строительства переместить гаражи на определенный арендодателем участок. Так же в случае не продления договора аренды арендатор обязан освободить арендуемый земельный участок от имущества и сооружений собственными силами и средствами.
Суд также руководствуется требованиями п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Процедура выбора земельного участка предусмотрена ст. 31 Земельного кодекса РФ, в силу п. 1 которой гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Согласно п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.
В силу п. 4 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (п. 7 ст. 31 ЗК РФ).
Порядок принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства установлен ст. 32 Земельного кодекса РФ.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (п. 1 ст. 32 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе (п. 2 ст. 32 ЗК РФ).
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что порядок предоставления земельного участка ФИО1 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, установленный п. 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ, ответчиком был соблюден. Так, органом местного самоуправления в соответствии с установленной п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ по заявлению ФИО1 осуществлен выбор земельного участка и принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта; в отношении земельного участка выполнены кадастровые работы, осуществлен его государственный кадастровый учет; принято решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.
При осуществлении процедуры выбора земельного участка под строительство ответчика были соблюдены положения закона об информировании населения о выборе участка под строительство. Так, размещение информации о выборе спорного участка под строительство мойки автомобилей и станции технического обслуживания по ул. Крупской в г. Омске было осуществлено в № 52 (601) газеты «Третья Столица» от 09.12.2010 года. В соответствии с постановлением Мэра г. Омска от 25.05.2007 № 395-п «Об опубликовании муниципальных правовых актов и иных официальных документов, подлежащих обязательному опубликованию» данное издание определено в качестве официального печатного издания органов местного самоуправления города Омска.
Суд приходит к выводу о том, что о предстоящем выборе земельного участка под строительства землепользователь земельного участка ГСК «Полет-63» также был уведомлен надлежащим образом, что подтверждается письмом Администрации КАО г. Омска от 16.11.2010 года с отметкой председателя кооператива об ознакомлении с ним 21.12.2010 года.
В такой ситуации суд приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления не нарушены положения закона об информировании населения о выборе земельного участка для предстоящего строительства.
Судом также критически оцениваются доводы представителя третьего лица о том, что спорный земельный участок расположен на территории объекта культурного наследия. Какие-либо доказательства данного факта в ходе судебного разбирательства представлены не были.
Судом учитывается, что в соответствии с проектом планировки спорный земельный участок находится в зоне планируемого размещения производственно-коммунальных объектов IV-Vклассов опасности, которая включает в себя участки территории г. Омска, предназначенные для размещения промышленных, производственно-коммунальных и коммунально-складских предприятий IV-Vклассов опасности, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой и розничной торговли, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Указанный вывод суда сделан на основании карты градостроительного зонирования территорий г. Омска, являющейся приложением № 1 к решению Омского городского Совета № 201 от 10 декабря 2008 года. В соответствии с фрагментом карты градостроительного зонирования, представленной департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, спорный земельный участок находится в зоне П3-310, не пересекается с земельными участками с кадастровыми номерами 55:36:110201:332 и 55:36:110201:331, которые выделены в зону кладбищ, крематориев СН1-408, на территории которых и находится «Курганный могильник «Омск-Каржас». Как указано выше зона «Курганного могильника «Омск-Каржас» выделена в зону кладбищ, крематориев СН1-408 в соответствии с приложением № 3, но она не пересекается с границами земельного участка, выделенного ФИО1
В соответствии с предварительным заключением Министерства культуры Омской области от 04.02.2011 г. № 321 данные о наличии объектов культурного наследия на испрашиваемом земельном участке отсутствуют, что также видно из приложенного ситуационного плана, в соответствии с которым определена граница объекта культурного наследия «Курганный могильник «Омск-Каржас», а также спорного земельного участка. При этом установлено, что земельный участок, выделенный ФИО1, лишь частично совпадает с территорией, занимаемой ГК «Полет-63», наложение на земельный участок, занимаемый объектом культурного наследия, не происходит. Аналогичная информация содержится и в материалах кадастрового плана, где имеется схема расположения смежных земельных участков, графически отражено, что спорный земельный участок не имеет наложения с земельными участками с кадастровыми номерами 55:36:110201:332 и 55:36:110201:331.
Доводы о том, что наложение земельных участков ФИО1 и занимаемого объектом культурного наследия «Курганный могильник «Омск-Каржас» существует, в ходе судебного заседания не подтверждены.
Судом также учитывается, что на основании вышеуказанного заключения Министерства культуры Омской области производство земляных работ запрещено лишь без соблюдения условий освоения объекта, которые также содержатся в предварительном заключении. Соблюдение условий освоения территории объектов не исключает возможности использования земельного участка под строительство автомойки.
Кроме того, в соответствии со ст. 37 Федерального закона РФ от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. Исполнитель работ обязан проинформировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, об обнаруженном объекте.
Указанные работы, а также работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо федерального органа охраны объектов культурного наследия.
В случае принятия мер по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или в случае устранения угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, по предписанию которого работы были приостановлены.
Работы по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, изменение проекта проведения работ, представлявших собой угрозу нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия, либо изменение характера указанных работ проводятся за счет средств заказчика работ.
Таким образом, в вышеуказанной статье определены меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия. В случае обнаружения указанных объектов на территории земельного участка, выделенного ФИО1, указанное обстоятельство будет являться основанием лишь для приостановления работ и принятия мер по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, но не для расторжения договора аренды земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233-234 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к ФИО2 об освобождении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3173 от гаражей (гаражных боксов) удовлетворить в полном объеме.
Обязать освободить земельный участок с кадастровым номером 55:36:110201:3173 ФИО2 от гаражного бокса № 106 «а».
Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в Кировский районный суд г. Омска заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, с соблюдением требований ст. 242 ГПК РФ.
Решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.И. Гречкань