РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Городец 31 марта 2014 года
Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Перлова С.Е., при секретаре Бергерт Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Нижегородской области о признании присвоенного ему идентификационного номера налогоплательщика недействительным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об обязании Межрайонную ИФНС № 5 Нижегородской области выдать свидетельство о постановке на налоговый учет не содержащее идентификационный номер налогоплательщика.
В исковом заявлении ФИО1 указал, что он вынужден отказаться от свидетельства о постановке на налоговый учет содержащего идентификационный номер налогоплательщика по религиозным убеждениям.
В связи с изложенным, ФИО1 просит признать присвоенный ему идентификационный номер * недействительным и обезличить его, выдать свидетельство о постановке на налоговый учет не содержащее идентификационного номера.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС № 5 Нижегородской области в судебном заседании исковые требования не признал, считает, что они не подлежат удовлетворению, суду пояснил, что признание ИНН недействительным предусмотрено только в случаях – снятия с учета физического лица в налоговом органе в связи с его смертью и обнаружения у физического лица более одного ИНН, при этом один из ИНН сохраняется, а остальные признаются недействительными. Идентификационный номер, присвоенный физическому лицу, не подлежит изменению, исключение - внесение изменений в нормативные правовые акты РФ либо изменения его структуры. Процедура «аннулирования и (или) отказа от присвоенного ИНН» не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Кроме того, следует отметить, что проводимая налоговыми органами работа по учету налогоплательщиков - физических лиц с применением ИНН не содержит нарушений прав человека и гражданина. Она осуществляется в рамках Конституции Российской Федерации согласно Кодексу и принятыми в соответствии с ним нормативными актами в целях признания, соблюдения и защиты прав граждан. Учитывая, что налоговый орган действовал в рамках своей компетенции и действующего законодательства, а соблюдение законности одним субъектом не может повлечь нарушение прав другого субъекта, просит оставить исковые требования ФИО1 без удовлетворения.
В судебном заседании исследованы письменные материалы дела:
- копия паспорта на имя ФИО1, *** года рождения, уроженца .......;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации, выданное ФИО1, *** года рождения, *** ИНН *;
- заявление ФИО1 в Государственную налоговую службу об отказе от ИНН от ***;
- ответ ФИО1 из Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области на его заявление от ***, согласно которому выполнить просьбу ФИО1 о признании ИНН недействительным по убеждениям и обезличивании ИНН не представляется возможным, поскольку указанные действия с ИНН не предусмотрены законодательством о налогах и сборах.
Выслушав истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 *** выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации и присвоен идентификационный номер налогоплательщика *. На момент подачи искового заявления истец состоит на налоговом учете по месту жительства в Межрайонной ИФНС России №5 по Нижегородской области в качестве владельца недвижимого имущества, транспортного средства на основании сведений регистрирующего органа и является налогоплательщиком.
Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Полномочия налоговых органов, как федеральных органов исполнительной власти, установлены Налоговым кодексом Российской Федерации принятым и введенным в действие федеральным законом.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 32 НК РФ, налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.
Из содержания пунктов 1 и 8 статьи 83, пунктов 1 и 7 статьи 84, пунктов 3 - 6 статьи 85 НК РФ следует, что в целях налогового контроля, составной частью которого является учет налогоплательщиков, физические лица, не относящиеся к индивидуальным предпринимателям, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства на основании заявления о постановке на учет, а также без такого заявления на основе информации, предоставляемой уполномоченными на то законом органами; при этом налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет, с указанием присвоенного ему идентификационного номера налогоплательщика.
Пунктом 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Приказом МНС России от 27 ноября 1998 года № ГБ-3-12/309 утверждены соответствующие Порядок и условия, согласно которым идентификационный номер налогоплательщика - физического лица представляет собой цифровой код, состоящий из двенадцати последовательных цифр, характеризующих слева направо код налогового органа, который присвоил идентификационный номер налогоплательщика, порядковый номер и контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 8 статьи 84 Кодекса на основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Из изложенного видно, что идентификационный номер налогоплательщика по своему предназначению, определенному на уровне федерального закона, подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета и не заменяет имя человека; наличие в нем некоего числа, могущего затрагивать религиозные чувства налогоплательщика, может носить случайный характер.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 10 июля 2003 г. № 287-0, вынесенном по жалобам ряда граждан, указал на отсутствие оснований утверждать, что абзац первый пункта 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации нарушает свободу совести и вероисповедания (статья 28 Конституции Российской Федерации), запрет собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия (статья 24, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Верховным Судом Российской Федерации был проверен в порядке абстрактного нормоконтроля приказ МНС России от 24 декабря 1999 года № АП-3-12/412, которым внесены изменения и дополнения в вышеупомянутый приказ МНС России от 27 ноября 1998 года № ГБ-3-12/309, в части, устанавливающей, что идентификационный номер налогоплательщика присваивается налоговым органом физическому лицу, не являющемуся налогоплательщиком, при учете сведений о нем, поступающих в налоговый орган в соответствии с нормами пунктов 3 и 5 статьи 85 Налогового кодекса.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2000 года по делу № ГКПИ00-402 признано, что установленный порядок присвоения физическому лицу идентификационного номера налогоплательщика не является вторжением в частную жизнь, правило о присвоении налоговым органом физическому лицу идентификационного номера налогоплательщика при учете сведений о нем не противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд полагает, что требования истца ФИО1 о признании присвоенного ему идентификационного номера 160500886324 недействительным, обезличивании его и выдаче свидетельства о постановке на налоговый учет не содержащего идентификационного номера, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
ФИО1 в иске к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Нижегородской области о признании присвоенного ему идентификационного номера * недействительным и обезличивании его, отказать.
ФИО1 в иске к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Нижегородской области о выдаче свидетельства о постановке на налоговый учет не содержащего идентификационного номера, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья Городецкого городского суда С.Е. Перлов
Мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2014 года.
Судья Городецкого городского суда С.Е. Перлов