ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-640/2015 от 21.09.2015 Лабинского районного суда (Краснодарский край)

№2-640/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21.09.2015 года г. Лабинск

Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Горловой В.Н.,

с участием представителя заявителя - помощника Лабинского межрайонного прокурора Съемщикова С.С.,

представителя заинтересованного лица – министерства природных ресурсов Краснодарского края Калякина Р.В. (по доверенности от 22.12.2014 года);

представителя заинтересованного лица – администрации Владимирского сельского поселения Лабинского района Свинцовой О.А. (по доверенности от 01.07.2015 года);

представителя заинтересованного лица – главы администрации Владимирского сельского поселения Тараськовой И.В.

представителей заинтересованного лица – администрации муниципального образования Лабинский район Тарасенко О.В. и Пастушковой И.В. (по доверенности от 18.08.2015 года);

при секретаре Юшиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия и устранении выявленных нарушений

УСТАНОВИЛ:

Лабинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия министерства природных ресурсов и устранении выявленных нарушений.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что в период с 23.06.2015 по 26.06.2015 в результате воздействия комплекса неблагоприятных метеорологических явлений на территории Лабинского района произошло значительное поднятие уровня воды в малых реках, в связи с чем, 26.06.2015 Решением главы администрации муниципального образования Лабинский район на территории района введен режим чрезвычайной ситуации. 25.06.2015 Решением главы администрации Краснодарского края № 783 на территории Лабинского района также введен режим чрезвычайной ситуации.

В период с 23.06.2015 по 26.06.2015 в ходе поднятия уровня воды в р. Кукса произошел размыв береговой полосы, прилегающей к территориям домовладений, расположенных по следующим адресам: <Адрес>.

Особо сложная ситуация с размывом береговой полосы реки Кукса сложилась в х. Привольный в границах КФХ Е.Н., которая осложнилась тем, что на берегу реки расположены капитальные строения обрушение которых может привести полному перекрытию русла реки.

Последствия данного обрушения могут послужить основанием для возникновения новой чрезвычайной ситуации.

Прокурор просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер по берегоукреплению русла реки Кукса, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения Лабинского района.

Обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края с привлечением независимых специалистов произвести обследование русла реки Кукса, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения Лабинского района с целью установления наиболее поврежденных береговых полос, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Лабинского района в июне 2015 года, а также определить наиболее уязвимые места береговой полосы, подверженные разрушению в случае возникновения новых чрезвычайных ситуаций.

На основании заключения подготовленного независимыми специалистами, обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края осуществить берегоукрепление русла реки Кукса, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения Лабинского района.

Обязать Министерство финансов Краснодарского края произвести дополнительное финансирование берегоукрепительных мероприятий, проводимых Министерством природных ресурсов Краснодарского края на р. Кукса, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения Лабинского района Краснодарского края на основании заключения, подготовленного независимыми специалистами.

Представитель заявителя – помощник прокурора Съемщиков С.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснив суду об обстоятельствах, аналогичных изложенным в заявлении и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель министерства природных ресурсов Краснодарского края заинтересованного лица Калякин Р.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных Лабинским межрайонным прокурором требований, считая их незаконными.

Также пояснив, что в соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении по существу дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, суду надлежит выяснить:

имеет ли орган полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Вывод прокурора о том, что министерство обязано осуществить берегоукрепление русла реки Кукса в связи с осуществлением полномочий в области предотвращения негативного воздействия вод - является ошибочным, сделанным на основании неправильного применения норм материального права по следующим основаниям.

Следуя положениям статьи 67.1 ВК РФ меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий обязан осуществлять собственник водного объекта.

В рассматриваемом случае в соответствии со статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) собственником реки Кукса является Российская Федерация.

Полномочия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 26 ВК РФ.

Указанные меры осуществляются за счет средств федерального бюджета и включает в себя определенный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.03.2008 № 61 перечень мероприятий:

увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков, включая проектные работы;

предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, приобретение гидрометерологической

информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения);

3) проведение ледокольных, ледорезных работ, работ по ликвидации ледовых заторов и ослаблению прочности льда;

4) мероприятия по противопаводковой защите, включающие уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано- гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы.

Указанный перечень мероприятий не включают в себя берегоукрепительные работы, при этом является закрытым, расширению и иному толкованию не подлежит.

Таким образом, министерством не было допущено нарушений требований законодательства по основаниям указанным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2, свидетельствующим о незаконности совершенного бездействия. Следовательно, требование прокурора о признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в непринятии мер по берегоукреплению русла реки Кукса - удовлетворению не подлежит.

Министерство не является специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в установленном законодательством порядке реализацию государственной, региональной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. И учитывая изложенное выше, полагают, что министерство природных ресурсов Краснодарского края является ненадлежащим ответчиком по данному спору.

Представитель министерства финансов Краснодарского края в судебное заседание не явился и представил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, предоставив в письменном виде возражения на заявление из которого следует, что в заявлении Лабинского межрайонного прокурора не указано кто является собственником водных объектов, в результате поднятия уровня вод в которых, на территории Лабинского района был введен режим чрезвычайной ситуации. В этой связи не представляется возможным определить уполномоченный орган по принятию мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Статьей 11 Федерального закона от 21.12,1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Указанной статьей установлено, что финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют как органы государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органы местного самоуправления (пункт «е» части 1 и пункт «г» части 2 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ). При этом в соответствии с абзацем четвертым части 1 статьи 24 Федерального закона № 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Пунктом 8 части 1 статьи 14 и пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, на территории муниципального района относится к вопросам местного значения сельского поселения, муниципального района соответственно.

В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 24 Федерального закона № 68-ФЗ, пунктом 5 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится предупреждение чрезвычайных ситуаций только межмуниципального и регионального характера.

В связи с тем, что режим чрезвычайной ситуации был введен на территории Лабинского района и меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций (берегоукрепление русла реки Кукса) необходимо принять на территории Владимирского сельского поселения Лабинского района, полагаем, что требования Лабинского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по берегоукреплению русла реки Кукса, предъявлены к ненадлежащим заинтересованным лицам.

Полномочиями по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Владимирского сельского поселения Лабинского района обладают органы местного самоуправления муниципального образования Владимирское сельское поселение Лабинского района и муниципального образования Лабинский район.

Просят в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования Лабинский район Пастушкова И.В. в судебном заседании просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель администрации муниципального образования Лабинский район Тарасенко О.В. в судебном заседании пояснила, что в результате выпадения локальных сильных ливневых дождей в период 30-31 мая и 23-27 июня 2015 г. произошло резкое поднятие уровня воды в реке Кукса выше опасных отметок в ст. Владимирской и х. Привольном, что привело к размыву береговой полосы и как следствие затоплению прилегающих домовладений. В х. Привольном в границах КФХ Е.Н. произошел размыв берегов и дна реки Кукса на протяжении 350 метров. При ширине реки 4-5 метров и глубине до 2,5-3 метров русло в пределах КФХ достигло ширины 40-50 метров с глубиной до 15 метров с образованием водопада высотой 4 метра. Береговая кромка подошла к строениям на расстояние 3 метров.

Водным кодексом РФ установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.

Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (далее - водные объекты).

Река Кукса полностью расположена на территории Краснодарского края, является федеральной собственностью, следовательно, обязанность по осуществлению негативного воздействия вод реки Кукса и ликвидации его последствий возлагается на министерство природных ресурсов Краснодарского края.

Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель администрации Владимирского сельского поселения Тараськова И.В. в судебном заседании пояснила, что они обращались 26.06.2015 г. в министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о включении их в целевую программу «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства» на 2014-2020 г. но ответа не получили. Расчистка русла рек не входит в обязанности администрации сельского поселения. Они проводят только санитарную очистку. В настоящее время страдают люди из-за обрушения берегов и на этом основании просят заявление удовлетворить в полном объеме.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В период с 23.06.2015 по 26.06.2015 в результате воздействия комплекса неблагоприятных метеорологических явлений на территории Лабинского района произошло значительное поднятие уровня воды в малых реках, в связи с чем, 26.06.2015 Решением главы администрации муниципального образования Лабинский район на территории района введен режим чрезвычайной ситуации.

25.06.2015 Решением главы администрации Краснодарского края № 783 на территории Лабинского района также введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно положений ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», под ликвидацией чрезвычайных ситуаций подразумевается проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей.

Согласно ст. 3 указанного закона, к основным целям законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Также из положений ст. 18 вышеуказанного закона следует, что граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Водным кодексом РФ установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.

Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (далее - водные объекты).

Река Кукса полностью расположена на территории Краснодарского края, является федеральной собственностью, следовательно, обязанность по осуществлению негативного воздействия вод реки Кукса и ликвидации его последствий возлагается на министерство природных ресурсов Краснодарского края.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Краснодарского края от 13.07.1998 № 132-КЗ «О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к основным принципам организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится: заблаговременное, плановое проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

Пунктом «е» ч. 1 ст. 11 Закона определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности: осуществление и финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно Положения о Министерстве природных ресурсов Краснодарского края (далее Министерство), утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 №1250, министерство является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в установленном законодательством порядке реализацию государственной политики в сфере использования, охраны водных объектов, предотвращения негативного воздействия вод (водных отношений) и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на территории Краснодарского края (п. 1 Положения).

Так разделом 3.4. Положения определены полномочия Министерства в области водных отношений, а именно: осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Краснодарского края, выполнение мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Краснодарского края. К таким мероприятиям относится: увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков, включая проектные работы; по противопаводковой защите, включая уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, а также проектные работы (п. 3.4.15 Положения).

Суд учитывает, что приказом Министерства природных ресурсов РФ от 18 марта 2008 года № 61 утвержден Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с данным перечнем к мероприятиям по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в Федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации относятся и мероприятия по противопаводковой защите, включая уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы (пп.4 п.2 перечня).

Кроме того, Приказом Минприроды России от 31 августа 2010года №337 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод

и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Согласно п. 16 данных методуказаний основной формой негативного воздействия вод является затопление и подтопление прибрежных территорий при прохождении весеннего половодья и летне-осенних паводков. В этом случае мероприятие включают в себя: увеличение пропускной способности русел рек, их расчистку, спрямление и дноуглубление, а также расчистку водоемов и водотоков; уполаживание берегов; биогенное закрепление берегов; укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках.

Судом установлено, что в период с 23.06.2015 по 26.06.2015 в ходе поднятия уровня воды в р. Кукса произошел размыв береговой полосы, прилегающей к территориям домовладений, расположенных по следующим адресам: <Адрес>.

Особо сложная ситуация с размывом береговой полосы реки Кукса сложилась в х. Привольный в границах КФХ Е.Н., которая осложнилась тем, что на берегу реки расположены капитальные строения обрушение которых может привести полному перекрытию русла реки.

Последствия данного обрушения могут послужить основанием для возникновения новой чрезвычайной ситуации.

При таких обстоятельствах, неисполнение Министерством природных ресурсов Краснодарского края требований Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закона Краснодарского края от 13.07.1998 № 132-КЗ «О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», выразившееся в непринятии мер по расчистке, берегоукреплению русла р. Кукса, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения Лабинского района, грубо нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, а также может создать условия для угрозы жизни и здоровья граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации и может причинить крупный ущерб жителям Владимирского сельского поселения проживающим на территориях ст. Владимирской и х. Привольный, а также причинить существенный вред хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на территории вышеуказанных населенных пунктов.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 746 от 28.06.2012 утверждено Положение «О Министерстве финансов Краснодарского края».

Пунктом 2.14 Положения определено, что к одной из основных задач Министерства относится: организация в установленном порядке исполнение судебных актов, решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов по обращению взыскания на средства краевого бюджета по денежным обязательствам получателей средств краевого бюджета, на средства государственных бюджетных учреждений Краснодарского края, обеспечение учета и хранения исполнительных документов, решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов и иных документов, связанных с их исполнением.

Также, Положением о Министерстве финансов Краснодарского края определены его функции, согласно п. 3.57 Министерство финансов Краснодарского края в пределах установленной компетенции осуществляет деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации по организации и ведению мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Исходя из вышеизложенного суд считает необходимым обязать Министерство финансов Краснодарского края произвести дополнительное финансирование берегоукрепительных мероприятий, проводимых Министерством природных ресурсов Краснодарского края на р. Кукса, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения Лабинского района Краснодарского края.

Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер по берегоукреплению русла реки Кукса, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения Лабинского района.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер по берегоукреплению русла реки Кукса, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения Лабинского района.

Обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края с привлечением независимых специалистов произвести обследование русла реки Кукса, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения Лабинского района с целью установления наиболее поврежденных береговых полос, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Лабинского района в июне 2015 года, а также определить наиболее уязвимые места береговой полосы, подверженные разрушению в случае возникновения новых чрезвычайных ситуаций.

На основании заключения подготовленного независимыми специалистами, обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края осуществить берегоукрепление русла реки Кукса, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения Лабинского района.

Обязать Министерство финансов Краснодарского края произвести дополнительное финансирование берегоукрепительных мероприятий, проводимых Министерством природных ресурсов Краснодарского края на р. Кукса, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения Лабинского района Краснодарского края на основании заключения, подготовленного независимыми специалистами.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Лабинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья