ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-640/2024 от 23.01.2024 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

23 января 2024 года <адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего - судьи Мукаиловой В.И., при секретаре с/з ФИО4; с участием: истца ФИО2, представителя истца ФИО2 по доверенности ФИО5, представителя Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД по доверенности ФИО6, представителя Министерства финансов РД по доверенности ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД о взыскании бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в Советский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД об обязании предоставить бюджетные субсидии на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту.

В судебном заседании представитель истца ФИО14 исковые требования поддержал и просил удовлетворить, пояснив, что ФИО2ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «Сбербанк» оформила ипотечный жилищный кредит на приобретение готового жилья в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и заключила договор купли-продажи объекта недвижимости с использованием средств ипотечного кредита.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в <адрес>» ФИО2 обратилась в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан с заявлением о предоставлении ей бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам.

ФИО2 со своей стороны выполнила условие - осуществляла все платежи по ипотечному жилищному кредиту в полном размере и в установленные договором сроки, однако с ДД.ММ.ГГГГ до сих пор ФИО2 не получает данную субсидию за счет бюджета Республики Дагестан.

Таким образом, нарушено право ФИО2 на получение данной бюджетной субсидии

Также истцу в связи с обращением в суд пришлось понести расходы на специалиста для привлечения к подготовке и материала и представления интересов в суде. За оказание юридической помощи истцом была оплачена сумма в размере 35 000 рублей.

Просит суд:

1. Взыскать с Минстроя РД в пользу ФИО2 бюджетную субсидию на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту в сумме 316 528 (триста шестнадцать тысяч пятьсот двадцать восемь) рублей.

2. Взыскать с Минстроя РД в пользу ФИО2 расходы на представителя в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей.

ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить.

Представитель Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД по доверенности ФИО6 требования не признал, просил отказать в удовлетворении, пояснив, что на реализацию мероприятий по предоставлению бюджетных субсидий за последние 3 года выделено:

- в 2018 году - 0 руб.;

- в 2019 году - 118 008,9 тыс. руб.;

- в 2020 году - 10 000,0 тыс. руб., для предоставления бюджетных субсидий ветеранам боевых действий, выполнявшим интернациональный долг в <адрес> (далее - Ветераны), в соответствии с поручением Главы Республики Дагестан ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ.

- в 2021 году - 7 599,1 тыс. руб., для предоставления бюджетных субсидий Ветеранам, в соответствии с протоколом совещания у Г лавы Республики Дагестан ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ и поручением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ

В 2019 году бюджетные субсидии были предоставлены 551 гражданам, в т.ч. 38 ветеранам в первоочередном порядке, в соответствии с поручением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ..

Остальным категориям граждан, состоящим в списке получателей бюджетных субсидий, выплаты были произведены в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления: 2007 г. - 2 чел.; 2008 г. - 3 чел.; 2009 г. - 9 чел.; 2010 г. - 25 чел., в т.ч. 9 ветеранов; 2011 г. - 59 чел., в т.ч. 11 ветеранов; 2012 г. - 100 чел., в т.ч. 6 ветеранов; 2013 г. - 105 чел., в т.ч. 2 ветерана; 2014 г. - 236 чел., в т.ч. 6 ветеранов; 2015 г. - 10 чел., в т.ч. 2 ветерана; 2016 г. - 1 чел., в т.ч. 1 ветеран; 2018 г. - 1 чел., в т.ч. 1 ветеран.

Остальным категориям граждан, состоящим в списке получателей бюджетных субсидий, выплаты были произведены в порядке очередности по дате подачи заявления:

2007 г. — 2 чел.; 2008 г. — 3 чел.; 2009 г. — 9 чел.; 2010 г. — 25 чел., в т.ч. 9 ветеранов; 2011 г. — 59 чел., в т.ч. 11 ветеранов;2012 г. — 100 чел., в т.ч. 6 ветеранов; 2013 г. — 105 чел., в т.ч. 2 ветерана; 2014 г. — 236 чел., в т.ч. 6 ветеранов; 2015 г. — 10 чел., в т.ч. 2 ветерана; 2016 г. - 1 чел., в т.ч. 1 ветеран; 2018 г. - 1 чел., в т.ч. 1 ветеран.

Последние выплаты в 2021 году произведены ФИО3, который состоит в списке получателей субсидий (зарегистрирован в книге регистрации) по номеру 318, что подтверждается выпиской из книги регистрации и приказом Минстроя РД от ДД.ММ.ГГГГ-Пр-92 (приложение ).

Согласно Закону Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов», на 2022 год предусмотрены денежные средства в размере 16 473,12 тыс. рублей.

Указанная сумма была распределена с учетом принципа очередности гражданам, стоящим в списках на получение бюджетных субсидий, что подтверждается приказом Минстроя РД от ДД.ММ.ГГГГ-Пр-189 «О предоставлении бюджетной субсидии отдельным категориям граждан для компенсации расходов по оплате процентов по ипотечным жилищным кредитам» (приложение ).

Согласно указанному приказу, последняя оплата была произведена ФИО9 в размере 121 554,39 руб., который состоит в списке получателей субсидий, зарегистрированный в книге под .

В список на оплату вошли граждане, которыми представлен необходимый пакет документов для перечисления бюджетных субсидий и последним является заявление, датированное ДД.ММ.ГГГГ.

Более того, удовлетворение требований ФИО2 ущемляет права других лиц, состоящих в списке получателей бюджетной субсидии, обратившихся за предоставлением бюджетных субсидий раньше истца и ни разу не получивших указанные выплаты.

Требования по оплате услуг представителя в размере 35 000 руб. также необоснованно поскольку отсутствует доказательство понесенных расходов.

Представитель Министерства финансов РД по доверенности ФИО10 в судебном заседании пояснил, что социальные выплаты на компенсацию части расходов по оплате процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) из республиканского бюджета было профинансировано: в 2015 году - 42 187,50 тыс. рублей; в 2016 году - 18 250,00 тыс. рублей; в 2017 году - 20 000,00 тыс. рублей; в 2019 году - 118 008,89 тыс. рублей; в 2020 году - 10 000,00 тыс. рублей; в 2021 году - 1 000,00 тыс. рублей.

Министерство финансов РД исполнило установленные законом обязанности и полномочия по финансированию указанных мероприятий в полном объеме.

Информацией, как и кому распределены указанные средства и почему истец не получил компенсацию задолженности по бюджетным субсидиям из выделенных средств, Министерство финансов РД не располагает

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении государственной программы РД "Развитие жилищного строительства в <адрес>" утверждена подпрограмма "Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан", которая направлена на оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Мероприятия по предоставлению гражданам субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения (далее - бюджетная субсидия) на территории республики реализуются Минстроем РД.

В соответствии с приложением к подпрограмме "Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан" разработано Положение "О порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам", согласно которому бюджетная субсидия предоставляется гражданам в случае получения ими ипотечного жилищного кредита для участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на основании договора участия в долевом строительстве (уступки права требования от юридического лица), приобретения жилого помещения на первичном и вторичном рынках жилья, строительства индивидуального жилого дома, и используется на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.

Бюджетная субсидия предоставляется гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, и используется только на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.

Согласно пункту 16 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, утвержденного постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ, бюджетная субсидия предоставляется гражданину в течение пяти лет пользования кредитом, начиная с даты подачи заявления.

Согласно представленной ответчиком выпиской из книги регистрации заявлений граждан о предоставлении бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, заявление ФИО2 зарегистрировано за от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленным справкам ПАО Сбербанк о размере выплаченных процентов и размере выплаченного основного долга по кредитному договору ФИО11 является заемщиком Банка и ей предоставлен кредит по договору от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 688 500 рублей.

Согласно справке о задолженностях заемщика по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток долга после погашения: 589 882,91 руб.

Из представленных с возражениями Минстроя РД сведений следует, что на реализацию мероприятий по предоставлению бюджетных субсидий выделено:

- в 2018 году - 0 руб.;

- в 2019 году - 118 008,9 тыс. руб.;

- в 2020 году - 10 000,0 тыс. руб., для предоставления бюджетных субсидий ветеранам боевых действий, выполнявшим интернациональный долг в <адрес> (далее - Ветераны), в соответствии с поручением Главы Республики Дагестан ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ.

- в 2021 году - 7 599,1 тыс. руб., для предоставления бюджетных субсидий Ветеранам, в соответствии с протоколом совещания у Главы Республики Дагестан ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ и поручением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ.

Остальным категориям граждан, состоящим в списке получателей бюджетных субсидий, выплаты были произведены в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления: 2007 г. - 2 чел.; 2008 г. - 3 чел.; 2009 г. - 9 чел.; 2010 г. - 25 чел., в т.ч. 9 ветеранов; 2011 г. - 59 чел., в т.ч. 11 ветеранов; 2012 г. - 100 чел., в т.ч. 6 ветеранов; 2013 г. - 105 чел., в т.ч. 2 ветерана; 2014 г. - 236 чел., в т.ч. 6 ветеранов; 2015 г. - 10 чел., в т.ч. 2 ветерана; 2016 г. - 1 чел., в т.ч. 1 ветеран; 2018 г. - 1 чел., в т.ч. 1 ветеран.

В 2019 году бюджетные субсидии были предоставлены 551 гражданам, в т.ч. 38 ветеранам в первоочередном порядке, в соответствии с поручением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ.

В 2022 г. было выделено, согласно закону Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов», денежные средства в размере 16 473,12 тыс. рублей.

В силу ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

По делу не установлено обстоятельств прекращения обязательств.

В соответствии с п. 3 ст. 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

В соответствии с п. 7 Положения, при определении размера бюджетной субсидии учитывается следующее:

- норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по <адрес>, установленный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на дату заключения кредитного договора;

- норматив общей площади жилого помещения в следующем размере: 33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина; 42 квадратных метра - на семью из 2 человек; по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Суд не может согласиться с выводами ответчика, о нарушении прав иных лиц в случае выплаты ФИО2 задолженности по бюджетной субсидии ранее, чем лицам, обратившимся до нее с заявлением о выплате бюджетной субсидии.

При отсутствии в регламенте исполнения данного обязательства очередности такого исполнения, основанием для отказа в удовлетворении требований не является.

Реестр очередников с указанием задолженности перед ними и сроков выплаты, принятых мер по работе с этим реестром ответчиком также с возражениями не представлены, что свидетельствует о неисполнении обязательства со ссылкой на отсутствие финансирования, которое не соответствует действительности.

Более того, регистрация заявления ФИО2 о предоставлении бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам от ДД.ММ.ГГГГ в книге регистрации заявлений граждан под от не свидетельствует о том, что находящиеся до него в очереди граждане своевременно обратятся к ответчику с заявлением о перечислении (выплате) гражданам данной субсидии, то есть согласно п. 18 Положения, выплата субсидии также носит заявительный характер.

По запросу суда ответчиком произведен расчет размера бюджетной субсидии, исходя из состава семьи – 6 человек.

Расчет размера бюджетной субсидии, согласно п. 8 Положения производится по следующей формуле: С = 3/4 * П * (Ср / Сб) * (М * Н/Ц), где: С - сумма бюджетной субсидии; П - сумма уплаченных гражданином процентов по кредитному договору; Ср - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату заключения кредитного договора, плюс три процентных пункта; Сб - ставка по кредитному договору; М - площадь приобретенного жилья; Н - норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по <адрес>; Ц - стоимость приобретенного (строящегося) жилья согласно договору купли- продажи, договору долевого участия в строительстве, договору строительного подряда либо иным документам, подтверждающим расходы по строительству индивидуального жилого дома. При Ц ниже стоимости, рассчитанной исходя из нормативов, указанных в пункте 7 Положения, в расчете суммы субсидии используется фактическая стоимость жилья, определенная в договоре купли-продажи.

В случае если ставка по кредитному договору ниже ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, плюс три процентных пункта, коэффициент (Ср/Сб) исключается из формулы расчета размера предоставляемой бюджетной субсидии.

В соответствии с Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-у «О размере ставки рефинансирования Банка России» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ставка рефинансирования была установлена в размере 8,25% и плюс три процентных пункта (11,25%).

Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по <адрес> в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее-Минстрой России) от ДД.ММ.ГГГГ/пр установлена на IV квартал 2015 года в размере 25 450 рублей.

Сумма субсидии составляет: 0,75 * 441 180,9 * 0,81 * 1,181 = 316 528 рублей.

Данный расчет судом проверен, подлежит применению, в связи с чем, суд взыскивает с ответчика в пользу истца бюджетную субсидию на оплату части процентов по ипотечному кредиту в рамках государственной программы «Развитие жилищного строительства РД» из средств республиканского бюджета в размере 316 528 рубль.

В силу частей 1 и 2 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 10 и 12 постановления от января 2016 г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее - постановление Пленума Верховного да Российской Федерации ) разъяснил, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

Истцом суду представлены доказательства понесенных расходов за оказание юридических услуг адвоката, а именно: договор оказания юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО2 и ФИО5, согласно которому стоимость оказываемых услуг составляет 35 000 рублей.

Согласно чеку по операции Сбербанк от ДД.ММ.ГГГГФИО14 получил от ФИО2 в лице ее невестки 35 000 рублей.

В связи с чем суд удовлетворяет исковые требования ФИО2 к Министерству строительства и ЖКХ Республики Дагестан о взыскании судебных расходов, понесенных за оказание юридических услуг, в размере 30 000 рублей.

С учетом установленных обстоятельств, суд находит исковые требования ФИО12 подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования ФИО2 к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД.

Обязать Министерство строительства и ЖКХ Республики Дагестан предоставить ФИО2 бюджетную субсидию на оплату части процентов по ипотечному кредиту в рамках государственной программы «Развитие жилищного строительства РД» из средств республиканского бюджета в размере 316 528 (триста шестнадцать тысяч пятьсот двадцать восемь) рублей.

Взыскать с Министерства строительства и ЖКХ Республики Дагестан в пользу ФИО2 расходы на услуги представителя в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей.

Взыскать с Министерства строительства и ЖКХ Республики Дагестан в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 6 365 (шесть тысяч триста шестьдесят пять) рублей.

Апелляционная жалоба может быть подана в Верховный суд РД через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: судья В.И. Мукаилова