Дело № 2-6410/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2015 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Хильчук Н.А.,
при секретаре Бондаренко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании отказа в постановке на учет незаконным, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с указанным иском к ответчику Администрации города Рубцовска Алтайского края. В обоснование требований указала, что она является ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также вдовой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО2 В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О ветеранах» предусмотрены категории ветеранов, в отношении которых применяются различные меры социальной поддержки государства, в числе которых ветераны Великой Отечественной войны, а также семьи погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны. Согласно п. 4 ч.1 ст. 21 Федерального Закона № 05 от 12.01.1995 «О ветеранах» и Указа Президента № 714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» семьям умерших участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем один раз независимо от их имущественного положения. В свою очередь в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 2 Закона РФ «О ветеранах» к ветеранам Великой отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны. С *** ФИО3, согласно свидетельству № *** от *** зарегистрирована браком с З., который до даты своей смерти *** являлся ветераном Великой Отечественной войны. ФИО1 согласно удостоверению серии *** от ***, выданному управлением соцзащиты населения по г.Рубцовску, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. О смерти мужа имеется свидетельство серии *** от ***. З. обладал удостоверением «Участника Великой Отечественной войны», которое ему вручено, согласно отметке в военном билете. ***З. награжден знаком «Фронтовик». Согласно п. 2 ч.1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно Решению Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от ****** № *** «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» утверждена учетная норма (минимальный размер) жилого помещения в г.Рубцовске в размере 12 кв. метров общей площади. С *** года ФИО1 зарегистрирована в жилом помещении своего зятя ФИО4 по адресу: Алтайский край, г.Рубцовск, ..., которому данное жилое помещение принадлежит на праве собственности, что подтверждается договором купли-продажи от ***. Каких-либо иных жилых домов или помещений ФИО1 в собственности не имеет, о чем имеется справка БТИ № *** от ***. В связи с тем, что ФИО4 намерен продать принадлежащую ему на праве собственности квартиру по ... в г.Рубцовске, ФИО1 была вынуждена сняться с регистрационного учета по данному адресу. Исходя из описанных фактов и обстоятельств ФИО1 является нуждающейся в улучшении жилищных условий и подлежит постановке на учет в жилищном отделе администрации г.Рубцовска в качестве нуждающейся. *** ФИО1 предоставила в жилищный комитет администрации г.Рубцовска все необходимые документы для постановки на учет на получение жилого помещении, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, о чем имеется расписка в принятии документов. Однако *** ФИО1 получено уведомление с исходящим номером *** от *** об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с данным уведомлением администрация считает снятие с регистрационного учета ФИО1 действиями по ухудшению своих жилищных условий и в соответствии со ст. 53 ЖК РФ не может признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий ранее 5 лет. Истец считает данный отказ в признании ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий не соответствующий действующему законодательству, поскольку она не имеет в собственности жилых помещений и не является членом семьи собственника жилого помещения в соответствии со ч.1 ст. 31 ЖК РФ, к которым относятся только супруг дети или родители данного собственника. Отношения между ФИО4 и ФИО1 под такие условия не подпадают. Собственники дома по ... в г.Рубцовске и лица, проживающие с ними, также не являются членами семьи ФИО1 или иными ее родственниками. Таким образом, отказом администрации в признании ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий нарушаются ее права и законные интересы, как лица, которому Законом РФ «О ветеранах» и Жилищным Кодексом РФ предоставлены права быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий и в обеспечении жильем из средств Федерального бюджета. В то же время отказ администрации необоснован и не соответствует требованиям и условиям отказа, предусмотренным ст. 54 ЖК РФ. Истец просила: 1. Признать отказ Администрации города Рубцовска Алтайского края в постановке на учет ФИО1 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и необоснованным. 2. Признать ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий. 3. Обязать Администрацию города Рубцовска Алтайского края включить ФИО1 в список регистрационного учета как члена семьи участника Великой Отечественной войны, имеющую право на меры социальной поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте слушания дела извещена.
В судебном заседании представитель истца ФИО5, действующий на основании нотариальной доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края в судебное заседание не явился, о слушании извещен, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя Администрации города Рубцовска Алтайского края.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истца, показания свидетелей М., Е., О., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 этого Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30) необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Правительству Российской Федерации: а) в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.
В силу п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Алтайского края от 14.09.2006 № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий (ч. 1 ст. 1, п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона).
Судом установлено, что истец является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, что подтверждается удостоверением серии В № 125648, выданным 14.02.2006, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 14.09.2006 № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» предоставление мер социальной поддержки таким гражданам осуществляется в форме субсидий.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона Алтайского края от 14.09.2006 № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» администрация Алтайского края устанавливает порядок предоставления гражданам субсидий для приобретения (строительства) жилья.
Постановлением Администрации Алтайского края от *** № *** утверждено Положение о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае.
В соответствии с п. 2 Положения субсидии предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Органы местного самоуправления осуществляют учет граждан, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона Алтайского края от 14.09.2006 № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в части, не урегулированной настоящим Положением, в порядке, установленном законом Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (п. 7 Положения).
Право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, а соответственно и на постановку на учет, возникает при условии нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий, определяемой в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений ч.2, 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: малоимущие граждане и иные категории граждан, определенные федеральными законами и законами субъектов РФ, в частности члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные выше категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч.2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Алтайского края №115-ЗС от 09.12.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер учетной нормы не может превышать размера нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленного на территории муниципального образования.
Согласно Решению Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от
23/27 ноября 2006 года № 441 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения
и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма»
утверждена учетная норма (минимальный размер) жилого помещения в г. Рубцовске в
размере 12 кв. метров общей площади.
Согласно ч.2 ст. 3 Закона Алтайского края №115-ЗС от 09.12.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Другой порядок признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе отдельно для категории ветеран (участник) Великой отечественной войны, не установлен.
Таким образом, для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях и принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин должен обратиться в орган местного самоуправления с заявлением и приложить к нему необходимые документы.
Судом установлено, что *** ФИО5, действующий на основании нотариальной доверенности, обратился в Жилищный комитет Администрации города Рубцовска Алтайского края с заявлением о принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно ответу Администрации г. Рубцовска от *** № *** истцу было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что согласно выписке из домовой книги ФИО1 *** ухудшила жилищные условия.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ФИО1 каких - либо жилых помещений в г. Рубцовске на праве собственности не имеет.
Согласно выписке из поквартирной карточки по ... в указанной квартире истец была зарегистрирована до ***. Указанная квартира находится в собственности зятя истца ФИО4
С *** истец зарегистрирована временно до *** по адресу: .... По сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю Рубцовского отдела ФИО1 не имеет жилых строений, помещений, зарегистрирована в жилом доме № *** по ..., указанное владение числится за ФИО6
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При вынесении решения суд учитывает, что согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно пп. "а, б" п. п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При решении вопроса об обеспеченности ФИО1 жилой площадью ответчик исходил из того, что *** истец ухудшила свои жилищные условия.
Вместе с тем, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1 с позиций жилищного законодательства не являлась членом семьи собственника жилого помещения - квартиры № *** по ... в г. Рубцовске, собственником в качестве члена своей семьи не вселялась, совместно с собственником квартиры в принадлежащем ему жилом помещении не проживала и совместного хозяйства не вела, снялась с регистрационного учета и переехала на другое место жительства в связи с предстоящей продажей квартиры собственником, указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и свидетельскими показаниями М., Е., О.
Согласно позиции Конституционного суда, выраженной в п. 2 определения от 19.04.2007 № 258-О-О, по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом, применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав и зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Суд полагает, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, для отказа истцу в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку снятие ее с регистрационного учета из квартиры № *** по ... в г. Рубцовске произошло вследствие принятия собственником квартиры решения о ее продаже, не зависело от воли истца и не может быть расценено как намеренное ухудшение ФИО1 своих жилищных условий.
С учетом вышеизложенного, в судебном заседании факта умышленного ухудшения жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в действиях истца не установлено.
Также установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1 не является членом семьи собственника жилого помещения по ..., в г. Рубцовске, совместного хозяйства не ведет, собственником в качестве члена семьи не вселялась, собственного жилья не имеет.
Поскольку истица не имеет жилого помещения на праве собственности, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не является членом семьи собственника жилого помещения, то, исходя из положений ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, она относится к числу лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказ в постановке ее на учет как вдовы участника Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, нуждающейся в улучшении жилищных условий, является незаконным, а требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации города Рубцовска Алтайского края в постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Признать ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию города Рубцовска Алтайского края поставить ФИО1, как вдову участника Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и включить в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Хильчук