ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6410/17 от 16.10.2017 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

№ 2-6410/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2017 года

Республика Коми город Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Щелканова М.В.

при секретаре Куприенковой Л.А.

с участием:

представителя истца Горфиной С.В. по доверенности Горфина Р.В.,

представителей ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» по доверенности Ладанова А.И., Зембецкой М.А.,

представителя ответчика Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара по доверенности Иевлевой Е.Г.,

представителя третьего лица ООО УК «Октябрьская» по доверенности Маслова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горфиной С.В. к администрации МО ГО Сыктывкар, Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара об обязании выполнить работы, взыскании судебных расходов,

установил:

Горфина С.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар», Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара (далее – МАОУ «Прогимназия № 81») об обязании МАОУ «Прогимназия № 81» выполнить работы по устройству дренажной системы для отвода талой и дождевой воды с территории МАОУ «Прогимназия № 81» в обход придомовой территории многоквартирного дома ... и автомобильной дороги от ул. ..., обязании МАОУ «Прогимназия № 81» укоротить старые высокие деревья по высоте, находящиеся на территории МАОУ «Прогимназия № 81» вдоль забора со стороны домов ..., обязании администрации МО ГО «Сыктывкар» укоротить старые высокие деревья по высоте, находящейся на придомовой территории домов .... Также просила взыскать с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. В обоснование иска указано, что из-за отсутствия дренажной системы в период таяния снега и дождей с территории МАОУ «Прогимназия № 81» на территорию многоквартирного дома ... по оборудованному бетонному желобу стекает талая и дождевая вода, заливая тротуары и автомобильную дорогу, образуя глубокие лужи. Кроме того, на территории МАОУ «Прогимназия № 81» и придомовой территории дома ... растут высокие старые тополя, которые представляют угрозу для людей и транспорта во время сильного ветра, дождя, снегопада. Бездействиями ответчиков нарушаются права истца на безопасность жизни, здоровья и личного имущества.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО УК «Октябрьская», МКП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомсервис».

В судебном заседании ** ** ** требования уточнены, с учетом уточнений истец просит суд обязать ответчиков: выполнить работы по устройству дренажной системы для отвода талой и дождевой воды с территории МАОУ «Прогимназия № 81» в обход придомовой территории многоквартирного дома ... и автомобильной дороги от ул. ..., исключить стекание талой и дождевой воды с территории МАОУ «Прогимназия № 81» через дворовую территорию домов ..., обустроить дождеприемный колодец ливневой канализации, обеспечив эффективный отток дождевой и талой воды во дворе многоквартирного дома ... со стороны МАОУ «Прогимназия № 81» или путем восстановления его работоспособности, обязать укоротить старые высокие деревья по высоте, находящиеся на территории МАОУ «Прогимназия № 81», укоротить старое высокое дерево по высоте, находящееся на дворовой территории домов .... Также взыскать с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины в сумме ...

В судебном заседании представитель истца Горфиной С.В. по доверенности Горфин Р.В. требования уменьшил, и в окончательном варианте просит суд обязать ответчиков восстановить работоспособность дождеприемного колодца ливневой канализации, обеспечив эффективный отток дождевой и талой воды на территории МАОУ «Прогимназия № 81», обязать укоротить старые высокие деревья по высоте, находящиеся на территории МАОУ «Прогимназия № 81» (указанные в акте натурного осмотра администрации МО ГО «Сыктывкар», постановлении администрации МО ГО «Сыктывкар»). Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» укоротить старое высокое дерево по высоте, находящееся на дворовой территории домов ... (указанные в акте натурного осмотра администрации МО ГО «Сыктывкар», постановлении администрации МО ГО «Сыктывкар»). Также взыскать с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины в сумме ....

Из объяснений Горфина Р.В. следует, что данное уточнение содержит полный объем заявленных им требований, в связи с чем иск рассматривается судом в пределах уточненных требований.

Представители ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» по доверенности Ладанов А.И., Зембецкая М.А. с иском не согласились.

Представитель ответчика МАОУ «Прогимназия № 81» по доверенности Иевлева Е.Г. возражала против удовлетворения иска в связи с отсутствием финансирования для проведения необходимых работ.

Представитель третьего лица ООО УК «Октябрьская» по доверенности Маслов Д.А. в части требований о восстановлении работоспособности дождеприемного колодца ливневой канализации и вырубки деревьев на территории МАОУ «Прогимназия № 81» оставил на усмотрение суда, в части требований об обязании укоротить дерево во дворовой территории полагал, что данная обязанность лежит на администрации МО ГО «Сыктывкар».

Истец Горфина С.В., представитель третьего лица МКП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомсервис» в судебное заседание не явились, о слушании извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, оценив в совокупности представленные доказательства, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Горфина С.В. является членом семьи собственника жилого помещения по адресу: ..., зарегистрирована и проживает по данному адресу.

Обращение в суд обусловлено бездействием ответчиков в организации работ по отводу талых дождевых вод и содержанию зеленых насаждений.

Управление многоквартирным домом ... осуществляет ООО УК «Октябрьская».

Как следует из материалов дела, Горфина (ранее ...) С.В. обратилась ** ** ** в ООО УК «Октябрьская» по вопросу организации работ по содержанию зеленых насаждений.

В соответствии с ответом ООО УК «Октябрьская» от ** ** ** омолаживающая обрезка и вырубка зеленых насаждений на территории г. Сыктывкара осуществляется только при наличии постановления администрации МО ГО «Сыктывкар».

Аналогичный ответ дан обслуживающей организацией дома – ООО «ТОДЭЗ».

После чего Горфина С.В. ** ** ** обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» по вопросу проведения омолаживающей обрезки и вырубки зеленых насаждений.

На данное заявление администрацией МО ГО «Сыктывкар» дан ответ от ** ** **, согласно которого по результатам осмотра зеленых подготовлен проект постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» с рекомендациями выполнения мероприятий по содержанию зеленых насаждений на территории жилого дома ... (омолаживающая обрезка одного тополя на высоту ствола 8 м), которое будет направлено в адрес ООО УК «Октябрьская» после утверждения.

Горфина С.В** ** ** обратилась в МАОУ «Прогимназия № 81» с заявлением по вопросу отвода вод с территории МАОУ «Прогимназия № 81» и содержанию зеленых насаждений.

В ответ на данное заявление МАОУ «Прогимназия № 81» ** ** ** дан ответ, согласно которому работы по вырубке и обрезке зеленых насаждений произрастающих на территории учреждения будут выполнены при условии финансирования. По вопросу отведения воды Горфиной С.В. предложено обратиться в администрацию МО ГО «Сыктывкар», поскольку проведение ремонтных работ общегородских улиц не является полномочиями МАОУ «Прогимназия № 81».

** ** ** Горфина С.В. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о решении вопроса по отводу талых дождевых вод и содержанию зеленых насаждений.

Администрацией МО ГО «Сыктывкар» ** ** ** дан ответ, согласно которому в адрес МКП «Жилкомсервис» направлено письмо о проведении работ по отводу поверхностных вод с территории МАОУ «Прогимназия № 81». По вопросу проведения работ по содержанию зеленых насаждений, произрастающих на территории учреждения МАОУ «Прогимназия № 81», администрацией МО ГО «Сыктывкар» вынесено постановление от ** ** **... «О разрешении на вырубку и обрезку зеленых насаждений» и направлено в адрес учреждения.

В настоящее время работы по отводу поверхностных вод с территории МАОУ «Прогимназия № 81» и содержанию зеленых насаждений не выполнены.

Земельный участок по адресу: ... (установлен относительно ориентира – жилого дома № ... находится в пользовании МАОУ «Прогимназия № 81» на праве постоянного (бессрочного) права пользования в соответствии с постановлением главы администрации МО «Город Сыктывкар» от ** ** **...

В соответствии с постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **... МАОУ «Прогимназия № 81», на основании заключения ФГБУН Институт биологии Коми НЦ УрО РАН, в целях предупреждения причинения материального ущерба, разрешена вырубка на территории учреждения 14 (четырнадцати) тополей в неудовлетворительном состоянии; омолаживающая обрезка 16 (шестнадцати) тополей на высоту ствола 7-8 м, обрезка боковых ветвей 10 (десяти) тополей и берез.

После вынесения указанного постановления МАОУ «Прогимназия № 81» в адрес Управления дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» ** ** ** направлялись заявления о выделении денежных средств для проведения работ по обрезке и вырубке деревьев на территории учреждения.

Постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **... не исполнено.

Согласно пункту 2 статьи 261 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения.

На основании статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 33 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар», Совет муниципального образования городского округа "Сыктывкар" решением от 7 июля 2014 года № 26/2014-385 утверждены Правила благоустройства муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

В силу пункта 3 этих Правила благоустройство - комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Таким образом, организация поддержания в безопасном состоянии элементов озеленения и благоустройства на городской территории входит в компетенцию органа местного самоуправления.

Согласно подпунктом 6 пункта 32 Правил благоустройство территории города заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих озеленение городских территорий, а также содержание зеленых насаждений, в том числе кошение травы, обрезку и вырубку аварийных, больных, усыхающих деревьев и кустарников.

Одним из основных мероприятий по правильному содержанию городских зеленых насаждений является обрезка кроны. Различают следующие виды обрезки: санитарная, омолаживающая, формовочная. Надлежащий уход за зелеными насаждениями включает в себя удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом. Обязательному удалению подлежат также побеги, отходящие от центрального ствола вверх под острым углом или вертикально (исключая пирамидальные формы), во избежание их обламывания и образования ран на стволе. Санитарную обрезку следует проводить ежегодно в течение всего вегетационного периода. Однако одновременное удаление большого количества крупных ветвей нецелесообразно, поэтому их лучше удалять постепенно, по 1 - 2 ветви в год (п.п. 3.1.4.1, 3.1.4.2 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утв. приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153).

Раздел 5 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утв. решением Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 16.11.2010 N 35/11-600, определяет права и обязанности землепользователей озелененных территорий, в том числе обязанность обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в временное пользование, аренду, в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.

Поскольку пользователем земельного участка, на котором расположены деревья, указанные в постановлении администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **..., является МАОУ «Прогимназия № 81», на данного ответчика необходимо возложить обязанность по вырубке на территории учреждения 14 (четырнадцати) тополей, проведению омолаживающей обрезке 16 (шестнадцати) тополей на высоту ствола 7-8 м, обрезке боковых ветвей 10 (десяти) тополей и берез в соответствии с актом натурного осмотра зеленых насаждений от 10.03.2015.

Доводы МАОУ «Прогимназия № 81» об отсутствии отсутствия бюджетного финансирования не является основанием для освобождения ответчика от обязанности по надлежащему содержанию территории.

Вторым требованием истца является требование об обязании произвести омолаживающую рубку одного тополя, расположенного во дворовой территории домов ..., о котором идет речь в ответе администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **..., согласно которому по результатам осмотра зеленых подготовлен проект постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» с рекомендациями выполнения мероприятий по содержанию зеленых насаждений на территории жилого дома ... (омолаживающая обрезка одного тополя на высоту ствола 8 м), которое будет направлено в адрес ООО УК «Октябрьская» после утверждения.

Из пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что спорное дерево расположено вдоль границы участка дома ... со стороны дома ...

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 16 Вводного закона). В силу чч. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

В соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок по адресу... (установлен относительно ориентира – жилого дома № ...) используется для обслуживания ...квартирного ...-этажного жилого дома. Сведения о собственнике и границах земельного участка в ЕГРН отсутствуют. Таким образом, земельный участок не сформирован, а следовательно, не находится в долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу п. 8.4.3. Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" сектор экологии и озеленения Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" на основании обращения производит обследование, отбор и пометку деревьев и кустарников, составляет акт натурного осмотра зеленых насаждений, готовит проект постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" на работы по содержанию зеленых насаждений.

Суд неоднократно истребовал у ответчика сведения о вынесении соответствующего постановления, а также акт натурного осмотра (указаны в ответе от ** ** **...) в целях определения точного местонахождения спорного дерева для определения пользователя участка, на котором расположено спорное дерево.

Данных сведений ответчиком не представлено.

По общему правилу, обязанность по обеспечению содержания зеленых насаждений в силу приведенных норм права возлагается на администрацию МО ГО «Сыктывкар», за исключением зеленых насаждений на участках, переданных в собственность либо в пользование юридических и (или) физических лиц. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчиком администрацией МО ГО «Сыктывкар» не представлено доказательств того, что спорное дерево находится на земельном участке, переданном в пользование либо в собственность юридических и (или) физических лиц, в связи с чем на администрацию МО ГО «Сыктывкар» необходимо возложить обязанность по проведению омолаживающей рубке одного тополя, расположенного вдоль границы участка дома ... со стороны дома ...

Из материалов дела следует, что по информации комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар» в реестре муниципальной собственности числится объект: ливневая канализация столовая № ... расположенная по адресу: ..., которая закреплена за МКП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомсервис». Участок ливневой канализации по Парковому переулку входит в состав объекта: ливневая канализация столовая № .... Участок ливневой канализации от домов №№ ... в реестре муниципальной собственности не числится, на обслуживание МКП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомсервис» не передан.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статье 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Таким образом, из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.

Исходя из части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как сказано выше, к одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Применительно к настоящему делу к вопросам местного значения городского округа также относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера (пункты 8 и 28 части 1 статьи 16 этого же федерального закона).

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Сводом правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления" подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.

Исходя из вышеприведенных норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.

Как видно из материалов настоящего дела, обстоятельства систематического подтопления придомовой территории дома ... в свзяи с обильным стеканием воды с территории земельного участка, закрепленного за МАОУ «Прогимназия № 81» по адресу: ..., участвующими в деле лицами не оспариваются, а также подтверждается пояснениями допрошенных свидетелей ... Л.Н., ... П.Г., а также фотоматериалами, представленными в дело.

По требованию суда МКП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомсервис» было осуществлено обследование территории домов ..., возле придомовой территории домов ... обнаружена дренажная система и один люк подземной дренажной системы, которые не находятся в оперативном управлении МКП «Жилкомсервис». Возле дома ... была обнаружена дренажная система и люк внутри двора, который сильно зарос травой, а также люк и труба, выход которой направлен на ливневую канализацию, находящуюся в оперативном управлении МКП «Жилкомсервис».

В суд представлена соответствующая информация и схема, отражающая выявленные ветки ливневой канализации, а также колодцы, находящиеся в ненадлежащем состоянии.

Как указано ранее, истец ставит требование о приведении в работоспособное состояние дождеприемного колодца, расположенного на территории МАОУ «Прогимназия № 81» по адресу: город ..., со стороны домов № ...

Данный дождеприемный колодец, а также ветка ливневой канализации, присоединенная к переданной в эксплуатацию МКП «Жилкомсервис» ливневой канализации, отражена на схеме, приложенной к информации по результатам осмотра.

Данная ветка ливневой канализации и дождеприемный колодец отражены на схеме коммунальных сетей города, при этом сведения об основаниях внесения не представлено.

Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что, в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Ни администрацией МО ГО «Сыктывкар», ни третьим лицом не представлено доказательств того, что данный спорный участок ливневой канализации и дождеприемный колодец имеет собственника либо имеется акт разграничения балансовой принадлежности, в соответствии с которым имеется лицо, на которое возложена обязанность по их обслуживанию.

При таких обстоятельствах на администрацию МО ГО «Сыктывкар» необходимо возложить обязанность по организации работ по приведению в работоспособное состояние, обеспечивающее отток дождевой и талой воды, дождеприемный колодец ливневой канализации, расположенный на территории МАОУ «Прогимназия № 81» по адресу... со стороны домов ...

Срок выполнения работ по очистке колодца необходимо определить до 01.04.2018, в срок вырубки деревьев – в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии со ст. ст. 88, 98 ГПК РФ с ответчиков подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме по 150 руб.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск Горфиной С.В. к администрации МО ГО Сыктывкар, МАОУ «Прогимназия 81» об обязании выполнить работы, взыскании судебных расходов удовлетворить.

Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара произвести вырубку 14 (четырнадцати) тополей, омолаживающую обрезку 16 (шестнадцати) тополей на высоту ствола 7-9 м, обрезку боковых ветвей 10 (десяти) тополей и берез, в соответствии с актом натурного осмотра зеленых насаждений, находящихся на территории земельного участка по адресу... от ** ** **, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» произвести омолаживающую рубку одного тополя, расположенного вдоль границы участка дома ... со стороны дома ... (указан в ответе администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **...), в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» организовать проведение работ по приведению в работоспособное состояние, обеспечивающее отток дождевой и талой воды, дождеприемный колодец ливневой канализации, расположенный на территории МАОУ «Прогимназия № 81» по адресу: ..., со стороны домов ..., в срок до 01.04.2018.

Взыскать с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара в пользу Горфиной С.В. расходы по уплате госпошлины в сумме 150 руб.

Взыскать с администрации МО ГО «Сыктывкар» в пользу Горфиной С.В. расходы по уплате госпошлины в сумме 150 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья М.В. Щелканов