ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6411/18 от 16.07.2018 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Гражданское дело № 2-6411/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Яковенко О.В.,

при секретаре Кистановой А.С.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Железнодорожного района г. Красноярска Дмитриева И.Г.,

представителя ответчика Ивановой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о возложении обязанности осуществить постановку на учет объект бесхозяйного имущества,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г.Красноярска обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о возложении обязанности осуществить постановку на учет объект бесхозяйного имущества. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Железнодорожного района г. Красноярска проведена проверка исполнения департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска при постановке на учет объектов коммунальной инфраструктуры в качестве бесхозяйных, в ходе которой установлено, что по адресу: <адрес>, находится бесхозяйный объект коммунальной инфраструктуры – наружные сети канализации.

Согласно акту технического состояния объекта от 14.09.2015 года данный объект коммунальной инфраструктуры технологически связан с объектами инженерно-технического обеспечения, в отношении которых заключен договор аренды на обслуживание имущества казны, объект имеет степень износа 100%, введен в эксплуатацию в 1964 году, техническая документация на объект отсутствует, техническое состояние неудовлетворительное, требуется ремонт.

Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.06.2018 года следует, что в едином государственном реестре недвижимости сведения об указанном выше объекте недвижимости отсутствуют.

Просит суд обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска осуществить постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю бесхозяйный объект инженерной инфраструктуры – наружные сети канализации, расположенный по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель процессуального истца – помощник прокурора Железнодорожного района г. Красноярска Дмитриев И.Г. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным выше.

Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска Иванова Н.С. (доверенность в деле), в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований., представила суду письменные возражения, доводы которых поддержала.

Третье лицо ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Принимая во внимание положения ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие неявившегося участника процесса.

Выслушав представителя процессуального истца, ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу п. 4 и п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения.

Из положений ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ следует, что в случае выявления систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения орган местного самоуправления признает право собственности на данные объекты. До указанного момента эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 416-ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов.

В силу п. 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закона № 218-ФЗ) к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно ч. 10 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

Согласно п. 30 Постановления Пленума Российской Федерации от 31.12.2015 года № 1532 в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в орган регистрации прав направляется соответствующее заявление с приложением следующих документов: а) в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, - документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, в том числе: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 года № 931.

Согласно п. 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее – объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законом.

Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В целях реализации возложенных на орган местного самоуправления обязанностей распоряжением администрации г. Красноярска от 25.05.2011 года № 510-х утвержден Регламент взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности.

Согласно п. 1.3 Регламента выявление объектов бесхозяйного недвижимого имущества осуществляется департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска, администрациями районов в городе, юридическими и физическими лицами.

В соответствии с п. 2.1 Регламента департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в случае целесообразности приема объекта в муниципальную собственность осуществляет техническую инвентаризацию объекта (при ее отсутствии).

В силу ч. 1 ст. 1 Устава города Красноярска, принятого решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 года № В-62 (далее – Устав г. Красноярска), муниципальное образование город Красноярск в соответствии с Законом Красноярского края от 25.02.2005 года № 13-3148 «О наделении муниципального образования город Красноярск статусом городского округа» является городским округом. В состав муниципального образования входят городской населенный пункт город Красноярск и сельский населенный пункт деревня Песчанка.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 7 Устава г. Красноярска к вопросам городского значения относятся организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 48 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 23.05.2013 года № 110-р, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска организует учет бесхозяйного движимого и недвижимого имущества, а также организует работу по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты.

В ходе судебного заседания установлено, что по адресу: <адрес>, находится бесхозяйный объект коммунальной инфраструктуры – наружные сети канализации.

Согласно акту технического состояния объекта от 14.09.2015 года данный объект коммунальной инфраструктуры технологически связан с объектами инженерно-технического обеспечения, в отношении которых заключен договор аренды на обслуживание имущества казны, объект имеет степень износа 100%, введен в эксплуатацию в 1964 году, техническая документация на объект отсутствует, техническое состояние неудовлетворительное, требуется ремонт.

В соответствии с письмом департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска от 06.10.2015 года № 07/4042-дгх оформление вышеуказанного объекта инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность в качестве бесхозяйного является целесообразным.

Согласно письму департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 17.05.2018 года № 1093/ги в отношении указанного объекта коммунальной инфраструктуры кадастровые работы не проведены.

Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.06.2018 года следует, что в едином государственном реестре недвижимости сведения об указанном выше объекте недвижимости отсутствуют.

Поскольку указанное имущество расположено в административных границах муниципального образования г. Красноярск, то обязанность по принятию необходимых мер по его постановки на учет и оформлению в муниципальную собственность в силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ и Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2013, возложена непосредственно на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, как на соответствующий орган местного самоуправления в порядке, прямо предусмотренном законом.

При рассмотрении дела по существу ответчиком не представлено суду доказательств, свидетельствующих о принятии каких-либо необходимых и достаточных мер, направленных на постановку выявленного бесхозяйного объекта на учет в Управление Росреестра по Красноярскому краю.

Непринятие своевременных мер влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг.

При таких обстоятельствах требования прокурора о постановке на учет бесхозяйного имущества являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска осуществить постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю бесхозяйный объект инженерной инфраструктуры – наружные сети канализации, расположенный по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий О.В. Яковенко