Решение 4 октября 2013 г. вступило в законную силу
Дело № 2-641 28 августа 2013 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
судьи Фролова А.Н.
при секретаре Острых А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по иску Архангельской региональной общественной организации «Моё жильё» в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к мэрии г.Архангельска, обществу с ограниченной ответственностью «Деревянный город» о проведении ремонтных работ по дому, взыскании убытков, компенсации морального вреда, штрафа,
установил:
АРОО «Моё жильё» обратилась в суд с иском в интересах истцов к мэрии г.Архангельска о проведении ремонтных работ по дому по ул.К., взыскании убытков, компенсации морального вреда, штрафа.
В обоснование исковых требований указали, что ФИО2, ФИО3, ФИО4 являются нанимателями жилых помещений, расположенных в доме по ул.К., ФИО1, ФИО7, ФИО5, ФИО6, ФИО8 являются собственниками жилых помещений в указанном доме. Фундамент, стены, цокольные перекрытия, чердачное перекрытие, межэтажное перекрытие, кровля, окна, двери дома нуждаются в капитальном ремонте. Просили привлечь мэрию г.Архангельска к проведению капитального ремонта свайного основания дома по всей площади, стен дома и обшивки здания, цокольного перекрытия и переборки полов в доме по всему первому этажу в последующим утеплением, чердачного перекрытия по всей площади, межэтажного перекрытия, кровли, крыши, водопровода, замены оконных блоков в квартирах № 2,3,5, замены дверных блоков в квартирах № 2,3,5. Просили также взыскать с ответчика в пользу ФИО1 расходы на оплату экспертизы в размере *** руб., а также судебные расходы в размере *** руб. *** коп., взыскать в пользу каждого истца по *** руб. в счёт компенсации морального вреда и штраф в пользу АРОО.
В предварительном судебном заседании представитель АРОО «Моё жильё» ФИО9 и представитель истцов ФИО10 исковые требования уточнили, просили обязать мэрию г.Архангельска провести капитальный ремонт свайного основания дома по всей площади, стен дома и обшивки здания, цокольного перекрытия, переборку полов в доме по всему первому этажу с последующим утеплением, капитальный ремонт чердачного перекрытия по всей площади, межэтажного перекрытия, кровли, крыши, водопровода, заменить оконные блоки в квартирах № 2 - 3 шт., № 3 - 3 шт., № 5 - 3 шт., заменить двери в квартирах № 2 - 5 шт., № 3 - 6 шт., № 5 - 4 шт., взыскать с ответчика в пользу каждого истца по *** руб. в счёт компенсации морального вреда, в пользу ФИО1 расходы на проведение экспертизы в размере *** руб., судебные издержки в размере *** руб. *** коп., в пользу АРОО «Моё жильё» взыскать штраф. Также в предварительном судебном заседании в качестве соответчика к участию в деле было привлечено ООО «Деревянный город».
В последующем представители истцов ещё раз уточнили исковые требования, просили обязать мэрию г.Архангельска провести капитальный ремонт свайного основания дома по всей площади, стен дома и обшивки здания, цокольного перекрытия, переборку полов в доме по всему первому этажу с последующим утеплением, капитальный ремонт чердачного перекрытия по всей площади, межэтажного перекрытия, кровли, крыши, водопровода, заменить оконные блоки в квартирах № 2 - 3 шт., № 3 - 3 шт., № 5 - 3 шт., заменить дверные блоки в квартирах № 2 - 5 шт., № 3 - 6 шт., № 5 - 4 шт. Обязать ООО «Деревянный город» провести текущий ремонт парового отопления, электропроводки дома. Взыскать с надлежащего ответчика в пользу каждого истца по *** руб. в счёт компенсации морального вреда, в пользу ФИО1 расходы на проведение экспертизы в размере *** руб., судебные издержки в размере *** руб. *** коп., взыскать в пользу АРОО «Моё жильё» штраф в размере 25% от суммы взысканной с ответчика.
Представитель истца АРОО «Моё жильё», истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО7, ФИО5, ФИО6, ФИО8 в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика ФИО11 с иском не согласилась, указала, что обязанность мэрии г.Архангельска по обеспечению проведения ремонта общего имущества исполнена путём передачи в управление многоквартирного дома. Соответственно, надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома по ул.К. должно обеспечиваться ООО «Деревянный город». На данный момент нет решения общего собрания собственников жилых помещений о необходимости проведения капитального ремонта жилого дома, поэтому требование о возложении такой обязанности является незаконным. Кроме того, согласно Областному закону №701-41-ОЗ должна быть сформирована региональная программа по капитальному ремонту, куда включаются дома, требующие капитального ремонта, на регионального оператора возложены обязанности по контролю за сроками и исполнением ремонтных работ, мэрия лишь участвует в расходах на проведение капитального ремонта соразмерно своей доли как собственник жилых помещений, а не обязано проводить капитальный ремонт. Ремонт кровли носит текущий характер, поэтому его должно проводить ООО «Деревянный город». Требования о замене оконных блоков и дверных необоснованны ввиду того, что причиной их ненадлежащего состояние является физический износ, указанное имущество не входит в общее имущество многоквартирного дома, их замена должна осуществляться силами истцов.
Представитель ООО «Деревянный город» в судебное заседание не явился,о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя мэрии г.Архангельска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 2 ст.676 ГК РФ предусмотрено, что в обязанности наймодателя жилого помещения входит осуществление надлежащей эксплуатации жилого дома, обеспечение проведения ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Согласно ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Права и обязанности наймодателя, нанимателя и членов семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения определены статьями 65, 67, 69 - 72, 76 и 81 ЖК РФ, а также в утверждённом в соответствии с пунктом 2 статьи 63 ЖК РФ Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения».
В соответствии со статьями 65 и 67 ЖК РФ, предусматривающими права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наём жилое помещение, а наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан проводить текущий ремонт жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
В целях надлежащего исполнения указанных обязанностей наймодатель должен принимать все необходимые организационные меры.
Статьёй 66 ЖК РФ установлена ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма.
В силу ст.15 ЖК РФ пригодность жилого помещения для проживания определяется по основаниям и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые устанавливают требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения его сохранности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, придомовых территорий, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно данным Правилам техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объёмах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путём проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Для выполнения этих задач наймодатель обязан производить плановые осмотры жилых домов и жилых помещений с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению, включая при этом осмотр здания в целом, в том числе конструкций, инженерного оборудования и внешнее благоустройство.
Судом установлено, что ФИО2, ФИО3, ФИО4 являются нанимателями жилых помещений, расположенных в доме по ул.К. в г.Архангельске, ФИО1, ФИО7, ФИО5, ФИО6, ФИО8 являются собственниками жилых помещений в указанном доме.
Причём ФИО5 и ФИО6 приобрели жилое помещение в указанном доме по договору приватизации.
Собственником квартир № 2,3,5, нанимателями которых являются истцы, а также бывшим собственником квартиры 10, и соответствующей части общего имущества дома, является мэрия г.Архангельска, для истцов мэрия является наймодателем жилого помещения. Обязанности собственника по содержанию и ремонту принадлежащих им жилых помещений, а также общедомовой собственности закреплены в типовых договорах социального найма.
Согласно типовым договорам социального найма жилого помещения, заключенным с истцами № от 17 мая 2011 г., № от 31 марта 2008 г., № от 27 февраля 2008 г. наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Мэрия города Архангельска как наймодатель обязана содержать жилое помещение в надлежащем состоянии в соответствии со ст.210 ГК РФ, ст.30 ЖК РФ, а именно, на наймодателя возложены обязанности по участию в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаём жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в жилом помещении, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за жилое помещение, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещения убытков, причинённых ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателем); наниматель вправе требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Кроме ГК РФ и ЖК РФ отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.
Согласно п.2 п.п. «а», «в», «г», «ж» Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции), иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с п.10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома; сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Анализируя все обстоятельства дела, учитывая приведённые правовые нормы, суд приходит к выводу, что мэрия г.Архангельска, являясь наймодателем жилых помещений по отношению к истцам ФИО2, ФИО3, ФИО4 обязана выполнять надлежащим образом обязанности, вытекающие из договора социального найма, в том числе обеспечивать своевременное производство капитального ремонта дома.
В силу ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» обязанность по капитальному ремонту жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у ответчика, как у бывшего наймодателя, и не исполненная им на момент приватизации жильцами занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Из положения указанной нормы следует, что мэрия г.Архангельска, как бывший наймодатель жилого помещения №10 по отношению к ФИО5, ФИО6 также обязана обеспечивать своевременное производство капитального ремонта дома.
Согласно ст.44 ЖК РФ, п. 21 Правил капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества.
Не принимаются во внимание доводы мэрии г.Архангельска о том, что она лишь участвует в расходах на проведение капитального ремонта соразмерно своей доли как собственник жилых помещений, а не обязана проводить капитальный ремонт, а также то, что полномочия по проведению капитального ремонта делегированы ООО «Деревянный город», что отражено в договоре управления многоквартирным домом. По отношению к нанимателям обязанность проведения капитального ремонта лежит на мэрии г.Архангельска, истцы вправе как наниматели, бывшие наниматели предъявлять требование о проведении капитального ремонта дома к наймодателю - мэрии города Архангельска. Перечень работ по ремонту общего имущества, порядок и условия проведения работ по капитальному ремонту общего имущества определяется решением общего собрания собственников помещений, то есть ООО «Деревянный город» не вправе самостоятельно решать вопрос о капитальном ремонте имущества.
Ненадлежащее состояние дома по ул.К., а также необходимость проведения работ подтверждается следующими доказательствами, оценивающимися судом в совокупности.
Согласно техническому паспорту дом по ул.К. 1932 года постройки, дом двухэтажный, деревянный, 12-квартирный. Физический износ дома на 2009 год составляет 46%. Деревянные сваи имеют мелкие повреждения верхней части столбов, искривлены, имеется отставание обшивки цоколя; имеется выпучивание стен, перекос оконных и дверных проёмов; имеются трещины в местах сопряжения балок с несущими стенами, отколы, трещины, протечки, ослабление креплений отдельных листов кровли; доски пола стёрты в ходовых местах, местами прогнуты; оконные переплёты рассохлись, древесина расслаивается, дверные коробки местами повреждены; водопровод на отдельных участках поражён коррозией, неисправна запорная арматура; теплоизоляция отопления нарушена, имеются отдельные повреждения; чугунные трубопроводы канализации в отдельных местах повреждены; эластичность изоляции электропроводки потеряна.
Из заключения эксперта № следует, что физический износ здания, расположенного по ул.К. на момент осмотра составляет 49%. Фундамент имеет признаки износа, выявлено подтопление фундамента, сваи поражены гнилью, разрушены, фундамент нуждается в замене оголовков свай по всей площади техподполья с вывешиванием стен. Указанные работы носят характер капитального ремонта.
Стены имеют признаки износа, который составляет 50%. Выявлены трещины в наружной обшивке стен, отсутствие некоторых досок в обшивке стен, искривление горизонтальных линий стен, фасада, осадка углов здания, неравномерная осадка здания, выпучивание стен, перекос оконных и дверных косяков, поражение гнилью нижних брусьев стен, образование в них трещин, ослабление врубок нижнего окладного венца. Ремонт требуется по всей площади, работы носят капитальный характер.
Физический износ цокольного перекрытия составляет 71%, нуждается в полной замене перекрытия и покрытия, работы носят характер капитального ремонта.
Чердачное перекрытие имеет физический износ 61%, нуждается в полной замене перекрытия, работы носят характер капитального ремонта.
Межэтажное перекрытие имеет износ 61 %. Выявлены трещины на потолке, уклоны перекрытия, отслоение и отпадение штукатурного слоя потолка. Межэтажное перекрытие нуждается в полной замене, работы носят характер капитального ремонта.
Кровля имеет износ 60%, выявлены дефекты: просветы в асбестоцементных листах, сколы и трещины, следы протечек, ослабление креплений отдельных асбестоцементных листов к обрешётке, отсутствие отдельных асбестоцементных листов. Необходима замена рядового покрытия с использованием до 25 % старого материала по всей площади кровли. Работы носят текущий характер.
Крыша имеет следующие дефекты: увлажнение древесины деревянных конструкций крыши (потеки, пятна), повреждение деталей слуховых окон (нарушение сопряжений оконных блоков, расслоение древесины оконных блоков), поражение гнилью деревянных конструкций крыши (стропил, обрешётки), продольные трещины в стропилах. Физический износ - 54%, следует провести замену части стропильных ног и частичную смену обрешётки, антисептирование всех деревянных конструкций крыши, замену повреждённых деревянных конструкций крыши. Работы носят капитальный характер.
Вследствие физического износа (61%) наблюдается коррозия трубопроводов, стёртость окрасочного слоя, в связи с чем необходимо провести работы по полной замене системы водоснабжения и окраски трубопроводов. Работы носят капитальный характер.
Электрическое оборудование имеет следующие дефекты: ослабление закреплений и отсутствие отдельных приборов (розеток, штепселей), коррозия на поверхности распределительных щитов. Физический износ электрооборудования здания составляет 20%, необходимо провести установку недостающих приборов, креплений приборов, ремонт шкафов. Работы носят текущий характер.
Система центрального отопления имеет физический износ 41%, наблюдаются коррозия трубопроводов магистралей, нарушение окрасочного слоя отопительного прибора и стояков. Система центрального отопления нуждается в частичной замене стояков, что относится к работам текущего характера.
Окна имеют следующие дефекты: часть приборов отсутствует или повреждена, створки оконного блока не открываются или выпадают, древесина расслаивается, переплёты расшатаны, наблюдается перекос оконного блока. Требуется полная замена нескольких оконных блоков - демонтаж и монтаж отливов деревянных окон, подоконных досок, оконных блоков. Дверные коробки перекошены, наличники дверного блока местами утрачены, наблюдается стёртость окрасочного слоя дверных полотен и щели в притворах, дверные полотна осели и имеют неплотный притвор по периметру коробки, приборы частично утрачены или неисправны. Необходимо произвести ремонт дверных коробок, полотен с заменой разрушенных частей, окраска дверных блоков в помещениях подъездов (входных дверей). Указанные работы носят текущий характер.
Необходимость проведения указанных работ подтверждается заключением эксперта, представителем ответчика не оспаривается.
Не доверять заключению эксперта у суда нет оснований, поскольку заключение мотивировано, содержит подробное описание проведённого исследования; выводы, изложенные в заключении, не опровергнуты ответчиками.
При рассмотрении дела судом установлено, что обязательств по капитальному ремонту дома по ул.К. мэрия г.Архангельска не исполняет, доказательств обратного ответчиком - мэрией города Архангельска не представлено.
Таким образом, поскольку мэрия г.Архангельска устранилась от выполнения своих обязательств по капитальному ремонту дома, что влечёт нарушение прав истцов-нанимателей на достойное коммунально-бытовое обслуживание, суд считает необходимым обязать мэрию города Архангельска выполнить работы по капитальному ремонту свайного основания дома по всей площади, стен дома и обшивки здания, цокольного перекрытия с переборкой полов в доме по всему первому этажу с последующим утеплением, чердачного перекрытия, межэтажного перекрытия, крыши, водопровода.
Суд считает, что производство работ по замене оконных блоков и дверей в квартирах истцов необходимо возложить на мэрию г.Архангельска, поскольку причиной возникновения дефектов оконных и дверных блоков является осадка несущих стен, вызванных дефектами фундамента. Соответственно именно не исполнение мэрией г.Архангельска своих обязанностей по капитальному ремонту фундамента находится в прямой причинно-следственной связи с возникновением дефектов оконных блоков и дверей.
Поскольку истцы ФИО1, ФИО7, ФИО8 стали собственниками квартир в доме по ул.К. на основании договоров купли-продажи, а не в результате приватизации, на них не распространяется действие ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ».
В соответствии с п.3 ч.2 ст.161 ЖК собственниками жилых помещений, мэрией г.Архангельска в данном случае, выбран способ управления домом - ООО «Деревянный город».
Согласно пп. «б» п.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, пп.3 п.2 ст.161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путём заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с п.42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность по надлежащему содержанию общего имущества, а также обязанность по производству текущего ремонта дома по ул.К. лежит на ООО «Деревянный город» в силу законодательных норм и договора управления.
Таким образом, работы по ремонту парового отопления, электропроводки дома, кровли необходимо возложить на ООО «Деревянный город».
Срок для производства работ по капитальному ремонту необходимо установить до 1 сентября 2014 г., по текущему ремонту - 1 ноября 2014 г., как вполне реальный и обоснованный.
Судом также установлено, что истцом ФИО1 были понесены расходы на проведение экспертизы в размере *** руб., изготовление копий экспертного заключения в размере *** руб., отправлению телеграммы в размере *** руб. *** коп., что подтверждается квитанциями, имеющимися в материалах дела.
Указанные расходы в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» относятся к убыткам и подлежат взысканию с ответчиков в равных долях по *** руб. *** коп.
Истцами также заявлен иск о взыскании компенсации морального вреда.
Поскольку на договор найма жилого помещения и договор управления многоквартирным домом распространяются нормы Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии со ст.15 названного закона моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесённых потребителем убытков.
В данном случае со стороны ответчиков - мэрии г.Архангельска и ООО «Деревянный город» не исполнялись надлежащим образом обязательства по капитальному и текущему ремонту дома, что свидетельствует о нарушении прав истцов, истцы вынуждены проживать в доме, требующем капитального и текущего ремонта, в связи с чем, истцы подвергаются постоянной опасности.
Учитывая, что у мэрии г.Архангельска отсутствует обязанность по отношению к истцам ФИО1, ФИО7, ФИО8 по проведению капитального ремонта, нарушение их прав мэрией допущено не было.
Не подлежит взысканию моральный вред с мэрии г.Архангельска в пользу ФИО6, ФИО5, хотя обязанность мэрии по производству капитального ремонта по отношению к данным истцам и имеется, так как какие- либо договорные отношения между ФИО6, ФИО5 и мэрией г.Архангельска, на которые распространяется Закон «О защите прав потребителей», отсутствуют. Других оснований для взыскания компенсации морального вреда с мэрии г.Архангельска в пользу ФИО6, ФИО5 не усматриваются.
Не подлежит также взысканию компенсация морального вреда с ООО «Деревянный город» в пользу истцов нанимателей, поскольку непосредственных договорных отношений между ними не возникло.
Таким образом, с учётом требований разумности, справедливости и соразмерности суд считает, что с мэрии г.Архангельска подлежит взысканию компенсация морального вреда в пользу истцов ФИО2, ФИО3, ФИО4 по *** руб. каждому, с ООО «Деревянный город» подлежит взысканию компенсация морального вреда в пользу истцов ФИО1, ФИО7, ФИО8, ФИО6, ФИО5 в размере *** руб. каждому.
Согласно п.6 ст.13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
Указанное подтверждается позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Поскольку требование о производстве капитального и текущего ремонта носят неимущественный характер, то взыскание штрафа по данной категории дел не предусмотрено. Однако истцами заявлено требования о компенсации морального вреда и убытков, которые судом удовлетворены.
Таким образом, с мэрии г.Архангельска в пользу истцов ФИО2, ФИО3, ФИО4 подлежит взысканию штраф в размере по *** руб. каждому, в пользу АРОО «Моё жильё» - *** руб.
С ООО «Деревянный город» в пользу истцов ФИО7, ФИО8, ФИО6, ФИО5 подлежит взысканию штраф в размере по *** руб. каждому, в пользу ФИО1 - в размере *** руб., в пользу АРОО «Моё жильё» - *** руб.
Согласно ст.333.36, ч.1 п.19 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Таким образом, на основании ст.103 ГПК РФ с ООО «Деревянный город» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере *** руб. *** коп.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Архангельской региональной общественной организации «Моё жильё» в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к мэрии г.Архангельска, обществу с ограниченной ответственностью «Деревянный город» о проведении ремонтных работ по дому, взыскании убытков, компенсации морального вреда, штрафа удовлетворить.
Обязать мэрию города Архангельска в срок до 1 сентября 2014 г. произвести капитальный ремонт дома по ул.К., а именно:
-капитальный ремонт свайного основания по всей площади дома;
-капитальный ремонт стен дома и обшивки здания;
-капитальный ремонт цокольного перекрытия с переборкой полов по всему первому этажу с последующим утеплением;
-капитальный ремонт чердачного перекрытия;
-капитальный ремонт межэтажного перекрытия;
-капитальный ремонт крыши;
-капитальный ремонт водопровода;
-заменить оконные блоки в квартирах №2 - 3 шт., №3 - 3 шт., №5 - 3 шт.;
-заменить дверные блоки в квартирах № 2 - 5 шт., № 3 - 6 шт., № 5 - 4 шт.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Деревянный город» в срок до 1 ноября 2014 г. произвести работы по текущему ремонту дома по ул.К., а именно:
-текущий ремонт парового отопления;
-текущий ремонт электропроводки дома;
-текущий ремонт кровли.
Обществу с ограниченной ответственностью «Деревянный город» провести текущий ремонт кровли совместно с капитальным ремонтом крыши.
Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу ФИО1 расходы по оплате экспертизы, по производству копий заключения и отправлению телеграммы в размере *** руб. *** коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Деревянный город» в пользу ФИО1 расходы по оплате экспертизы, по производству копий заключения и отправлению телеграммы в размере *** руб. *** коп., компенсацию морального вреда в размере *** руб., штраф в размере *** руб. Всего взыскать - *** руб. *** коп.
Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере *** руб., штраф в размере *** руб. Всего взыскать - *** руб.
Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере *** руб., штраф в размере *** руб. Всего взыскать - *** руб.
Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда в размере *** руб., штраф в размере *** руб. Всего взыскать - *** руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Деревянный город» в пользу ФИО5 компенсацию морального вреда в размере *** руб., штраф в размере *** руб. Всего взыскать - *** руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Деревянный город» в пользу ФИО6 компенсацию морального вреда в размере *** руб., штраф в размере *** руб. Всего взыскать - *** руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Деревянный город» в пользу ФИО7 компенсацию морального вреда в размере *** руб., штраф в размере *** руб. Всего взыскать - *** руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Деревянный город» в пользу ФИО8 компенсацию морального вреда в размере *** руб., штраф в размере *** руб. Всего взыскать - *** руб.
Взыскать с мэрии г.Архангельска в пользу Архангельской Региональной Общественной Организации «Моё жильё» штраф в размере *** руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Деревянный город» в пользу Архангельской Региональной Общественной Организации «Моё жильё» штраф в размере *** руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Деревянный город» в доход бюджета государственную пошлину в сумме *** руб. *** коп.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение месяца, начиная с 3 сентября 2013 г.
Судья А.Н. Фролов