ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-641/19ГОД от 16.05.2019 Гурьевского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2-641/2019 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2019 года гор. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Пасичник З.В.,

при секретаре Хасановой Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Советска Калининградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «СПЕЦГАЗАВТОМАТИКА» о возложении обязанности обеспечить наличие неснижаемого нормативного запаса дизельного топлива, с участьем третьего лица Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Советска Калининградской области обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в защиту интересов неопределенного круга лиц, указав, что в ходе проведенной проверки выявлены факты нарушения федерального законодательства в работе ООО «СПЕЦГАЗАВТОМАТИКА».

Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 24.10.2018 года № 79-01т/17 утверждены нормативы запасов топлива для источника тепловой энергии ООО «Спецгазавтоматика» в г. Советске на 2018 год в виде общего нормативного запаса дизельного топлива в объеме 2951,2 тонн, в том числе неснижаемого нормативного запаса топлива на 2018 год - 410,3 тонн, нормативного эксплуатационного запаса топлива - 2540,9 тонн.

ООО «Спецгазавтоматика» 25.10.2018 года заключило договор купли-продажи нефтепродуктов с нефтебазы № 92-09-04/99-КНБ с ООО «Калининграднефтепродукт».

Однако, фактическая закупка дизельного топлива ООО «Спецгазавтоматика» не произведена. Таким образом, запас дизельного топлива для источника тепловой энергии ООО «Спецгазавтоматика» в г. Советске не обеспечен.

В этой связи, 09.11.2018 года заместитель прокурора г. Советска внес генеральному директору ООО «СПЕЦГАЗАВТОМАТИКА» представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства.

По результатам рассмотрения представления, генеральный директор ООО «СПЕЦГАЗАВТОМАТИКА», предоставил договор на поставку нефтепродуктов от 22.11.2018 года.

При проведении прокурорской проверки 26.12.2018 года установлено, что неснижаемый нормативный запас дизельного топлива в объеме 410,3 тонн для обеспечения бесперебойной работы объекта «Газовая котельная «Западая» мощностью 80 МВт» на ул.А.Невского в г.Советске отсутствует.

Таким образом, ООО «СПЕЦГАЗАВТОМАТИКА» не обеспечено наличие неснижаемого нормативного запаса дизельного топлива в объеме 410,3 тонн для обеспечения бесперебойной работы объекта «Газовая котельная «Западная» мощностью 80 МВт» на ул.А.Невского в г.Советске.

Данное бездействие ООО «СПЕЦГАЗАВТОМАТИКА» приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на бесперебойное печение тепловой энергией для отопления в отопительный период 2018-2019 годы.

Просит обязать ООО «СПЕЦГАЗАВТОМАТИКА» в течение десяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие неснижаемого нормативного запаса дизельного топлива в объеме 410,3 тонн на объекте «Газовая котельная «Западная» мощностью 80 МВт», расположенном на ул. А.Невского в г.Советске Калининградской области.

В судебном заседании представитель истца прокурора г. Советска Калининградской области помощник прокурора Гурьевского района Калининградской области Бирюков В.Э., заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам и основаниям изложенным выше, просил его удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «СПЕЦГАЗАВТОМАТИКА» по доверенности ФИО1 возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. Пояснил, что из п. 1 приказа от 24.10.2017 года №79-01т/17 следует, что Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области утвержден норматив неснижаемого запаса дизельного топлива на 2018 год в размере 410,3 тонн.

Приказом от 24.10.2017 года №79-02т/17 установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифов на тепловую энергию на 2018 год, которым определен объем денежных средств на создание неснижаемого запаса дизельного топлива на 2018 год в размере 1 339,89 тыс. руб., что следует из протокола Службы от 24.10.2017 года №79/17.

Согласно п. 31 и 32 Правил регулирования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 года №1075, протокол заседания правления Службы является неотъемлемой частью приказа Службы.

В протоколе Службы от 24.10.2017 года №79/17 нет сведений о цене топлива на 2018 год, но с учетом пояснений представителя Службы, следует, что цена топлива была принята в размере 27,57 руб./кг. без НДС.

Определенные Службой денежные средства в объеме 1 339,89 тыс. руб. обеспечивали приобретение топлива в объеме 48,6 тонн, на эту сумму ответчиком топливо приобретено.

Приказом от 29.11.2018 года №87-06т/18 установлены тарифы на тепловую энергию на 2019 год. Согласно протоколу Службы №87/18 от 29.11.2018 года на приобретение неснижаемого запаса дизельного топлива Служба установила расходы в размере 1 034,51 тыс. руб., что обеспечивало приобретение топлива в объеме 37,52 тонн,на эту сумму ответчиком топливо также приобретено.

Считает, что вышеуказанные правовые акты, изданные одним государственным органом по регулированию деятельности Общества, имеют противоречия, в связи с чем, по сложившейся практике, применяется правовой акт, принятый позднее. В данном случае, приказы об установлении тарифов на 2018 год от 24.10.17 года №79-02т/17 и на 2019 год от 29.11.18 года №87-06т/18.

Расходы, которые Общество вправе понести при осуществлении регулируемой государством деятельности и цели этих расходов, определены названными приказами, в связи с чем, они является основными для Общества.

Оспаривание правового акта является правом, а не обязанностью Общества и необходимость такого оспаривания возникает только в случае, если правовой акт делает невозможным осуществление деятельности, которая регулируется этим правовым актом

Общество имеет договор на поставку дизельного топлива и в случае аварии в газовой сети и необходимости перехода на резервное топливо, а также запас дизельного топлива в размере определенных Службой денежных средств, в связи с чем полагают, что угроза срыва производства тепловой энергии, отсутствует.

Считает, что Общество обязано создать неснижаемый запас в течение нескольких лет, а не в течение 2018 года.

В судебном заседании представитель третьего лица Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области по доверенности ФИО2 просил заявленные требования удовлетворить. Дополнительно пояснил, что ООО «Спецгазавтоматика» в целях формирования нормативных запасов топлива на котельной «Западная» в г. Советске 03.10.2017 года, представило в Службу заявление от 27.09.2017 года № СГА-483 с приложением обосновывающих документов.

Приказом Службы от 24.10.2017 года № 79-01т/17 утверждены нормативы запасов топлива на источнике тепловой энергии ООО «Спецгазавтоматика» в г. Советске на 2018 год, при этом общий нормативный запас дизельного топлива на 2018 год составил 2951,2 тонн, в том числе неснижаемый нормативный запас топлива 410,3 тонн, нормативный эксплуатационный запас топлива 2540,9 тонн. При этом, неснижаемый нормативный запас топлива рассчитывается один раз в три года и восстанавливается в утвержденном размере после ликвидации последствий аварийных ситуаций.

При установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии теплоснабжающей организации ООО «Спецгазавтоматика» муниципального образования «Советский городской округ» на 2017 - 2020 годы были учтены расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива из расчета затрат на покупку резервного топлива неснижаемого нормативного запаса дизельного топлива в объеме 410,3 тонн *27 572,88 руб. =11 313,15 тыс. руб., в том числе по годам: на 2017 год в размере 7029,52 тыс. руб. в объеме 254,94 тонн; на 2018 год - 1 339,89 тыс. руб. в объеме 48,59 тонн; на 2019 год в размере 1 034,51 тыс. руб. в объеме 37,59 тонн; на 2020 год в размере 1 909,23 тыс. руб. в объеме 69,24 тонн. Факт использования неснижаемого нормативного запаса топлива ООО «Спецгазавтоматика» не подтвержден. Стоимость дизельного топлива в размере 27572,88 руб. за тонну принята Службой в соответствии с предложением ответчика, содержащимся в пояснительной записке к расчету долгосрочных параметров и тарифа по котельной «Западная». Источник финансовых средств на приобретение резервного топлива содержится в необходимой валовой выручке, определенной Службой в соответствии с действующим законодательством на каждый год долгосрочного периода.

Заслушав объяснения участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (часть 2 статьи 45 названного кодекса).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится, в том числе, утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

Согласно п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 года №115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

В соответствии с п.49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 года №317, организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование на тепловых электростанциях и источниках тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

Судом установлено, что 01.08.2016 года между администрацией Советского городского округа и ООО «Спецгазавтоматика» заключено концессионное соглашение на создание и последующую эксплуатацию имущества муниципальной собственности муниципального образования «Советский городской округ» «Газовая котельная «Западная» мощностью 80 МВт», предназначенного для производства и передачи тепловой энергии и теплоносителя по адресу: <...>.

30.10.2017 года ООО «СПЕЦГАЗАВТОМАТИКА» заключен договор поставки тепловой энергии с МП «Советсктеплосети», в соответствии с п. 1.1 которого ответчик принял на себя обязательства в течение срока действия договора осуществлять поставку МП «Советсктеплосети» тепловой энергии и теплоносителя в точках поставки в согласованном договором объеме и надлежащего качества.

МП «Советсктеплосети» по муниципальным тепловым сетям транспортирует тепловую энергию и теплоноситель, поставляемые ООО «СПЕЦГАЗАВТОМАТИКА», в дома жителей г. Советска Калининградской пасти для отопления и подогрева горячей воды.

Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 24.10.2018 года № 79-01т/17 утверждены нормативы запасов топлива для источника тепловой энергии ООО «Спецгазавтоматика» в г. Советске на 2018 год в виде общего нормативного запаса дизельного топлива в объеме 2951, 2 тонн, в том числе неснижаемый нормативный запас топлива на 2018 год - 410,3 тонн, нормативный эксплуатационный запас топлива - 2540,9 тонн.

ООО «Спецгазавтоматика» 25.10.2018 года заключило договор купли-продажи нефтепродуктов с нефтебазы № 92-09-04/99-КНБ с ООО «Калининграднефтепродукт».

По результатам проведенной прокуратурой города Советска проверки, было установлено, что фактическая закупка дизельного топлива ООО «Спецгазавтоматика» в г.Советске не произведена, запас дизельного топлива для источника тепловой энергии ООО «Спецгазавтоматика» в г.Советске не обеспечен, несмотря на наличие уведомления ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» об ограничении поставки газа с 09.11.2018 года, в связи с чем генеральному директору ООО «Спецгазавтоматика» 09.11.2018 года внесено представление №7-12-6130-2018 об устранении нарушений федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

По результатам рассмотрения вышеназванного представления, 27.11.2018 года генеральный директор ООО «Спецгазавтоматика» предоставил договор поставки тепловой энергии от 30.10.2017 года с МП «Севетсктеплосети» и сообщил о заключении 22.11.2018 года договора на поставку нефтепродуктов с ООО «Питерснаб», по условиям которых ООО «Спецгазавтоматика» представляется отсрочка платежа в течение 30 календарных дней, сроком поставки в течение 24-х часов неограниченного объема топлива, по заявке заказчика. Финансирование закупки резервного запаса топлива на объекте «Котельная Западная» мощностью 80 МВт» в городе Советске Калининградской области определено при государственном тарифном регулировании, других источников возмещения расходов на закупку не предусматривается. Кроме того, сообщено о привлечении к дисциплинарной ответственности заместителя генерального директора ООО «Спецгазавтоматика» ФИО3 за несоблюдение должностных обязанностей, выразившихся в ненадлежащем контроле за соблюдением федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Основанием для обращения с настоящим исковым заявлением, послужило установление прокуратурой города Советска по состоянию на 26.12.2018 года отсутствие неснижаемого нормативного запаса дизельного топлива в объеме 410,3 тонн для обеспечения бесперебойной работы объекта «Газовая котельная «Западная» мощностью 80 МВт» на ул.А.Невского в г. Советске.

Как следует из п.п. 14 - 16 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Минэнерго России от 10.08.2012 года № 377, определение нормативов осуществляется на основании следующих данных: данные о фактическом основном и резервном топливе, его характеристика и структура на 1 октября последнего отчетного года; способы и время доставки топлива; данные о вместимости складов для твердого топлива и объеме емкостей для жидкого топлива; показатели среднесуточного расхода топлива в наиболее холодное расчетное время года предшествующих периодов; технологическая схема и состав оборудования, обеспечивающие работу котельных в режиме «выживания»; перечень неотключаемых внешних потребителей тепловой энергии; расчетная тепловая нагрузка внешних потребителей (не учитывается тепловая нагрузка котельных, которая по условиям тепловых сетей может быть временно передана на другие электростанции и котельные); расчет минимально необходимой тепловой нагрузки для собственных нужд котельных; обоснование принимаемых коэффициентов для определения нормативов запасов топлива на котельных; размер общего нормативного запаса топлива с разбивкой на неснижаемый нормативный запас топлива и нормативный эксплуатационный запас топлива, утвержденный на предшествующий планируемому год; фактическое использование топлива из общего нормативного запаса топлива с выделением нормативного эксплуатационного запаса топлива за последний отчетный год.

Общий нормативный запас топлива определяется не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.

Все результаты расчетов и обоснования принимаемых коэффициентов для определения нормативов запасов топлива на котельных рекомендуется оформлять в виде пояснительной записки на бумажном носителе (брошюруются в отдельную книгу) и в электронном виде.

Согласно п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 года №115 энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Согласно пунктам 6,9 Порядка определения нормативов запаса топлива неснижаемый нормативный запас топлива рассчитывается один раз в три года и восстанавливается в утвержденном размере после ликвидации последствий аварийных ситуаций.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 22.10. 2012 года № 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения".

При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском, налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения (пункт 31 Основ ценообразования), утвержденные приказом Службы от 24.10.2017 №79-01т/17.

Согласно под «б» пункта 47 Основ ценообразования к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей.

На основании изложенного выше, суд приходит к выводу, что ответчиком до настоящего времени не обеспечено наличие неснижаемого нормативного запаса дизельного топлива в объеме 410,3 тонн на объекте «Газовая котельная «Западная» мощностью 80 МВт», расположенной в г.Советске Калининградской области, ул.А.Невского, что влечет за собой нарушение конституционных, жилищных прав граждан - потребителей коммунальных услуг на благоприятные условия жизни, на предоставление в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества.

При разрешении заявленных требований, вопреки доводам представителя ответчика, суд исходит из того, что неснижаемый нормативный запас дизельного топлива создается в целях обеспечения работы котельных в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива, резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпания нормативного эксплуатационного запаса топлива, эксплуатационный запас топлива необходим для надежной и стабильной работы котельной. Указанное не означает, что в период самого отопительного сезона допустимо снижение нормативного запаса топлива на котельной, поскольку он создается в целях обеспечения работы как в условиях непредвиденных обстоятельств, так и для обеспечения надежной и стабильной работы котельной в течение всего отопительного периода.

При этом приказы Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 24.10.2017 года №79-02т/17 и от 29.11.2018 года №87-06т/18 являются действующими и ответчиком в установленном законом порядке не оспорены.

Само по себе заключение между ООО «СПЕЦГАЗАВТОМАТИКА» и ООО «Питерснаб» 22.11.2018 года договора на поставку нефтепродуктов, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, не является, поскольку не обеспечивает наличие неснижаемого нормативного запаса дизельного топлива на объекте в объеме 410,3 тонн.

Таким образом, поскольку ООО «СПЕЦГАЗАВТОМАТИКА» до настоящего времени не обеспечен неснижаемый нормативный запас топлива на объекте «Газовая котельная «Западная» мощностью 80 МВт» в объеме 410,3 тонн, суд находит исковые требования прокурора, законными и обоснованными.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Прокурором заявлено требование об установлении для ответчика срока для обеспечения наличия неснижаемого нормативного запаса дизельного топлива в объеме 410,3 тонн, в течение десяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда, вместе с тем, суд полагает целесообразным установить ответчику срок для совершения указанных действий в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В соответствии с пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ прокуроры при обращении в суды общей юрисдикции с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Частью 1 ст.103 ГПК РФ предусмотрено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ при обращении организаций в суд общей юрисдикции с заявлением неимущественного характера подлежит уплате государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Советска, удовлетворить частично.

Возложить на ООО «СПЕЦГАЗАВТОМАТИКА» обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие неснижаемого нормативного запаса дизельного топлива в объеме 410,3 тонн на объекте «Газовая котельная «Западная» мощностью 80 МВт», расположенной по адресу: <...>.

В удовлетворении остальной части заявленных требований, отказать.

Взыскать с ООО «СПЕЦГАЗАВТОМАТИКА» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено 31.05.2019 года.

Председательствующий: Пасичник З.В.