Дело № 2-641 /2021г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Апшеронск 07 июня 2021 года
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Якименко Н.В.,
при секретаре Давыдовой Ю.А.,
с участием ст. помощника прокурора Апшеронского района Чуприна А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Апшеронского района, действующего в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к администрации Нефтегорского городского поселения Апшеронского района о понуждении сформировать муниципальный маневренный фонд жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Апшеронского района, действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Нефтегорского городского поселения Апшеронского района о понуждении сформировать муниципальный маневренный фонд жилья, мотивируя свои требования тем, что в результате проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории Нефтегорского городского поселения Апшеронского района расположены жилые дома № по <адрес> и № по <адрес>, которые признаны аварийными, непригодными для проживания и включены в муниципальную программу «Расселение аварийного фонда, расположенного на территории Нефтегорского городского поселения Апшеронского района», утвержденную постановлением главы администрации Нефтегорского городского поселения от 12.02.2020 года №, которой определены сроки отселения граждан из авариных помещений. Проведенным с привлечением специалистов отдела по Апшеронскому району ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» осмотром установлено, что проживание граждан в домовладениях № по <адрес> и № по <адрес> в пгт. Нефтегорск создает угрозу их жизни и здоровью. Администрацией Нефтегорского городского поселения маневренный жилой фонд не сформирован, что препятствует реализации жилищных прав граждан, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания в установленном порядке. Данное обстоятельство послужило основанием для внесения прокуратурой района 09.10.2020 года представления главе Нефтегорского городского поселения. По результатам рассмотрения указанного акта реагирования органом местного самоуправления сообщено, что муниципальный маневренный жилой фонд будет сформирован при наличии иного свободного жилого фонда. Однако, до настоящего времени меры к формированию маневренного жилого фонда администрацией Нефтегорского городского поселения не приняты. Поскольку отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Нефтегорское городское поселения Апшеронского района создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения в соответствии с положениями жилищного законодательства, просит суд возложить на администрацию Нефтегорского городского поселения Апшеронского района обязанность сформировать муниципальный маневренный фонд жилья в количестве 13 жилых помещений.
В судебном заседании представитель истца – ст. помощник прокурора Апшеронского района Чуприна А.А. заявленные требования поддержал и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель Нефтегорского городского поселения Апшеронского района Франк А.А. в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что в соответствии с пунктами 6, 7, 8, 9 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В силу п.п. 1, 4, 9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; осуществление муниципального жилищного контроля. При этом в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда. При этом действующим законодательством не предусмотрены нормативы по созданию маневренного жилищного фонда. В силу подп. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в области жилищного законодательства закреплено в Жилищном кодексе РФ. Такое разграничение соответственно установлено статьями 12 и 13 Жилищного кодекса РФ, а статья 14 Жилищного кодекса РФ определяет полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Жилые помещения маневренного жилищного фонда являются видом жилых помещений специализированного жилищного фонда, под которым понимается совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного кодекса РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и к которым также отнесены: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (ст. 92, п. 2 ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ). При этом органы государственной власти РФ определяют основания предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (п. 7 ст. 12); органы государственной власти субъекта РФ - порядок их предоставления (п. 2 ст. 13); а к полномочиям органов местного самоуправления отнесено определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (п. 4 ч. 1 ст. 14). Закрепленная названная обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений и порядка их предоставления в ст. 92 Жилищного кодекса РФ содержит конкретные указания на способы ее исполнения уполномоченными субъектами, что само по себе не указывает на то, что все предусмотренные в этой норме способы (виды фондов) должны быть реализованы одновременно, то есть не ограничивает самостоятельность местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности. Полагает, что удовлетворение исковых требований прокурора Апшеронского района в заявленной редакции будет являться явным вмешательством в деятельность местного самоуправления поселения. Администрация готова принять меры по формированию маневренного фонда на территории поселения, в том числе подготовить необходимую для этого нормативную базу.
Представитель Совета Нефтегорского городского поселения Апшеронского района Франк А.А. в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на иск указал, что в соответствии с пунктами 6, 7, 8, 9 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В силу п.п. 1, 4, 9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; осуществление муниципального жилищного контроля. При этом в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда. При этом действующим законодательством не предусмотрены нормативы по созданию маневренного жилищного фонда. В силу подп. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в области жилищного законодательства закреплено в Жилищном кодексе РФ. Такое разграничение соответственно установлено статьями 12 и 13 Жилищного кодекса РФ, а статья 14 Жилищного кодекса РФ определяет полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Жилые помещения маневренного жилищного фонда являются видом жилых помещений специализированного жилищного фонда, под которым понимается совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного кодекса РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и, к которым также отнесены: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (ст. 92, п. 2 ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ). При этом органы государственной власти РФ определяют основания предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (п. 7 ст. 12); органы государственной власти субъекта РФ - порядок их предоставления (п. 2 ст. 13); а к полномочиям органов местного самоуправления отнесено определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (п. 4 ч. 1 ст. 14). Закрепленная названная обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений и порядка их предоставления в ст. 92 Жилищного кодекса РФ содержит конкретные указания на способы ее исполнения уполномоченными субъектами, что само по себе не указывает на то, что все предусмотренные в этой норме способы (виды фондов) должны быть реализованы одновременно, то есть не ограничивает самостоятельность местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности. Удовлетворение исковых требований прокурора Апшеронского района в заявленной редакции будет являться явным вмешательством в деятельность местного самоуправления поселения. Совет готов оказать необходимое содействие администрации Нефтегорского городского поселения в принятии мер по формированию маневренного фонда на территории поселения, в том числе издать необходимые для этого решения, рассмотреть вопрос о финансировании необходимых для этого мероприятий.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя истца, суд находит исковые требования прокурора Апшеронского района, действующего в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к администрации Нефтегорского городского поселения Апшеронского района о понуждении сформировать муниципальный маневренный фонд жилья обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу требований ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Исходя из положений пунктов 3, 6 ч. 1, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно содержанию ч. ч. 1, 9 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из положений статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Постановлением главы Нефтегорского городского поселения Апшеронского района № от 12.02.2020 года утверждена муниципальная программа «Расселение аварийного фонда, расположенного на территории Нефтегорского городского поселения Апшеронского района», согласно которой домовладения № по <адрес> и № по <адрес> включены в перечень многоквартирных домов подлежащих расселению.
Из имеющегося в материалах дела информационного письма Отдела по Апшеронскому району ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» от 24.09.2020 года № и № следует, что многоквартирные жилые дома по адресу: <адрес> по адресу: <адрес> на момент проведения исследования не отвечают требованиям регламента о безопасности зданий и сооружений, создают угрозу жизни и здоровью граждан.
09.10.2020 года и.о. прокурора Апшеронского района Фотовым А.И. в адрес главы Нефтегорского городского поселения Апшеронского района Варельджян А.С. направлено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
09.11.2020 года глава Нефтегорского городского поселения Апшеронского района в ответе на представление от 09.10.2020 года пояснил, что администрацией поселения будет сформирован маневренный жилой фонд для отселения граждан из аварийных жилых помещений при наличии на территории поселения свободных муниципальных жилых помещений.
Поскольку бездействие администрации Нефтегорского городского поселения Апшеронского района нарушает права неопределенного круга лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, то суд считает необходимым возложить на администрацию Нефтегорского городского поселения Апшеронского района обязанность сформировать муниципальный маневренный фонд жилья в количестве 13 жилых помещений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Апшеронского района, действующего в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к администрации Нефтегорского городского поселения Апшеронского района о понуждении сформировать муниципальный маневренный фонд жилья – удовлетворить.
Возложить на администрацию Нефтегорского городского поселения Апшеронского района обязанность сформировать муниципальный маневренный фонд жилья в количестве 13 жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Апшеронский районный суд.
Полный текст решения изготовлен 07 июня 2021 года
Судья Якименко Н.В. Решение не вступило в законную силу.