ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-641/2022 от 27.07.2022 Зейского районного суда (Амурская область)

УИД 28RS0008-01-2022-000975-26

Дело № 2-641/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Плешкова А.А.,

при секретаре Козловой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «Районные Электрические Сети» о признании движимого имущества бесхозяйным, признании права собственности на движимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

Истец ООО «РЭС» обратился в Зейский районный суд с настоящим исковым заявлением с требованием признать движимую вещь – электрическую сеть <адрес> в заявленном составе бесхозяйной, а также признать право собственности заявителя на движимую вещь - электрическую сеть <адрес> в заявленном составе. В обоснование заявленных требований истцом указано, что <Дата обезличена> заявитель обратился в администрацию Дугдинского сельсовета с письмом об обращении движимой вещи – бесхозяйных объектов электроснабжения, образующих единый объект – электрическую сеть, расположенную на территории <адрес>, обслуживаемой ООО «РЭС» в собственность. В соответствии с ПУЭ-7 п. 1.2.1-<Дата обезличена> Область применения. Определения. п. 1.2.6: электрическая сеть - совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории. Таким образом, бесхозяйные объекты электроснабжения, обеспечивающие электроснабжение абонентов и потребителей <адрес> в соответствии с определением ПУЭ являются единой движимой сложной вещью, состоящей из сопряженных элементов электрической сети. Муниципальное образование выразило свое согласие на обращение в собственность ООО «РЭС» бесхозяйных объектов электроснабжения расположенных на территории <адрес>, тем самым выразив свой отказ от указанных вещей. Начиная с 2016 года заявитель добросовестно, открыто и непрерывно владеет бесхозяйными объектами электроснабжения расположенными на территории <адрес> как своим собственными, что подтверждается заключенными соглашениями об эксплуатации. Таким образом, ООО «РЭС» добросовестно, открыто и непрерывно владеет движимым имуществом как своим в течение пяти лет, что является достаточным для соблюдения срока приобретательной давности. Бесхозяйные объекты электроснабжения расположенные на территории <адрес> в составе, указанном в табличной форме не обладают признаком недвижимого имущества – неразрывной связи с землей посредством фундамента. В связи с отсутствием фундамента, акта ввода в эксплуатацию - бесхозяйных объектов электроснабжения расположенных на территории <адрес>, движимое имущество – электрическая сеть не относится к недвижимому имуществу и подлежит принятию к учету как движимое имущество. В связи с тем, что муниципальный орган отказался от права собственности на вещь, оставил вещь с целью отказа от права собственности на нее, то в соответствии с п. 1 ст. 226 ГК РФ она является брошенной.

Из дополнений к заявлению – правовой позиции о квалификации заявленного имущества как движимой вещи также следует, что поскольку <адрес> для линий напряжением до 35 кВ получение разрешения не требуется, акт ввода в эксплуатацию в связи с этим не составляется, то объект электросетевого хозяйства по Дугде не является объектом капитального строительства и соответственно не имеет по данному признаку характеристики объекта недвижимости. Общество правомерно квалифицировало объекты - распределительные сети напряжением 0,4-1 кВ, 6-10 кВ (воздушные линии электропередачи с сопутствующими линиям трансформаторами) как движимые объекты. Исходя из сформулированных вышеуказанной судебной практикой правовых подходов в отношении кабельных линий, ВЛ, КТП напряжением до 35 кВ, с учетом позиции Верховного суда РФ, изложенной в Постановлении от <Дата обезличена>. <Номер обезличен> «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГР РФ» квалификация электросетевого хозяйства в виде кабельных линий, ВЛ и КТП напряжением до 35 кВ к категории движимого имущества является правомерной. В связи с отсутствием фундамента, акта ввода в эксплуатацию, регистрации в ЕГРП, прямого указания закона на соответствие заявленного имущества режиму недвижимых вещей - бесхозяйных объектов электроснабжения, расположенных на территории <адрес>, с учетом вышеприведенных доводов заявленное имущество – электрическая сеть не относится к недвижимому имуществу и подлежит квалификации как движимое имущество.

Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены – администрация Дугдинского сельсовета <адрес>, администрация <адрес>, КУМИ <адрес>, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.

В судебное заседание представитель заявителя не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица КУМИ <адрес>, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, против удовлетворения заявленных требований не возражает.

Представитель заинтересованного лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, из письменной позиции по делу следует, что отсутствие сведений по спорным электрическим сетям в реестре федерального имущества не означает, что указанные объекты не находятся в собственности РФ.

Представитель заинтересованного лица администрации Дугдинского сельсовета <адрес>, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, из отзыва на исковое заявление следует, что муниципальное образование Дугдинского сельсовета <адрес> подтверждает факт непрерывного владения, обслуживания и эксплуатации бесхозяйного имущества объектов электроснабжения расположенных на территории <адрес> ООО «РЭС», поименованных в заявлении с 2009 года, а также подтверждает отсутствие своих притязаний на спорные объекты электросетевого хозяйства на территории <адрес>, спорное имущество ранее не находилось в собственности муниципального образования Дугдинского сельсовета, передача на баланс какими-либо передаточными актами не оформлялась. С 2009 года администрация Дугдинского сельсовета в целях обеспечения бесперебойного и надежного электроснабжения потребителей муниципального образования оформляла с ООО «РЭС» соглашение об эксплуатации указанных сетей.

Представитель заинтересованного лица администрации <адрес>, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, отзыв на исковое заявление не представил.

В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, по имеющимся в нём доказательствам.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 218 Гражданского кодекса РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с пунктом 5 статьи 225 ГК РФ, с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 225 ГК РФ, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов.

В силу положений ст. 226 ГК РФ, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Согласно ст. 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Истцом заявлены требования о признании бесхозяйным движимого имущества – электрической сети в <адрес> общей протяженностью 13739 м., в том числе КТП – 3шт, линии электропередач 0,4кВ – 9109 м., линии электропередач 10кВ – 4630 м., в следующем составе:

- Кабельные линии КЛ-0,4 кВ: ТП РП Ф.<Номер обезличен>,4, резерв до ТОЦа, ТП РП Ф.<Номер обезличен>,13 до КНС-1, ТП-1 Ф.<Номер обезличен>,14 до ФАП, ТП-1 Ф<Номер обезличен>, резерв <адрес>, ТП-1 Ф<Номер обезличен>, резерв <адрес>, ТП-1 Ф.<Номер обезличен>, резерв <адрес>, ТП-1 Ф<Номер обезличен> до оп.<Номер обезличен>, от оп.<Номер обезличен> до <адрес>, ТП-1 Ф<Номер обезличен> от оп.<Номер обезличен> до <адрес>, ТП-1 Ф<Номер обезличен> (КНС-3) до оп.<Номер обезличен>, ТП-1 Ф<Номер обезличен> (коттеджи) до оп.<Номер обезличен>, ТП-1 Ф<Номер обезличен> (КНС-3) до оп.<Номер обезличен>, ТП-2 Ф.<Номер обезличен>,15 школа, ТП-2 Ф.<Номер обезличен>,8 детский сад, ТП-2 Ф.<Номер обезличен><адрес>, ТП-2 Ф.<Номер обезличен><адрес>, ТП-2 Ф.<Номер обезличен>,16 <адрес>, ТП-2 Ф.<Номер обезличен>,27 <адрес>, ТП-2 Ф.<Номер обезличен>,25 <адрес>, ТП-2 Ф.31 до оп.<Номер обезличен> (пристрой), ТП-2 Ф<Номер обезличен> до оп.<Номер обезличен>, ТП-5 Ф.<Номер обезличен> (КНС-2, очистные) до оп.<Номер обезличен>, ТП-5 Ф.<Номер обезличен> опора <Номер обезличен> до КНС-2, ТП-3 Ф<Номер обезличен>,18 до ПНС;

- Кабельные линии КЛ-10 кВ: ТП-1 Ф.<Номер обезличен> до опоры <Номер обезличен>, ТП-РП до опоры <Номер обезличен> Ф.<Номер обезличен> ТП-1, от ПС-35/10 кВ "Дугда" Ф.<Номер обезличен> до ТП-2, от ПС-35/10 кВ "Дугда" Ф.<Номер обезличен> до оп.<Номер обезличен> (на ТП-2), от ПС-35/10 кВ "Дугда" Ф.<Номер обезличен> от оп.<Номер обезличен> до ТП-2, от ТП-3 Ф.<Номер обезличен>,7 до ТП-10/0,4 кВ "Котельная", от ТП РП Ф."Водозабор" до опоры <Номер обезличен> КТП-8, от ТП РП Ф."Водозабор" до опоры <Номер обезличен> КТП-9, ТП-3 Ф<Номер обезличен> на КТП-7, ТП-5 Ф<Номер обезличен> до оп.<Номер обезличен> (на КТП-7);

- Воздушные линии 0,4 кВ ТП-5 Ф<Номер обезличен> КНС-2, ТП-5 Ф<Номер обезличен> опора <Номер обезличен> – СБО, КТП-2 Ф.<Номер обезличен><адрес>, Центральная, Новая, Лесная, метеостанция, Ф<Номер обезличен> н.о., КТП-2 Ф.<Номер обезличен><адрес>, лесхоз, ф.<Номер обезличен> н.о., КТП-3 Ф<Номер обезличен><адрес>;

- Воздушные линии 10 кВ: от ТП РП Ф."Водозабор" до КТП-8, от ТП РП Ф."Водозабор" до КТП-9, от ТП-5 до КТП-7, от ТП-РП до ТП-1, ПС-35/10 Ф<Номер обезличен> до ТП-2;

- Силовое оборудование: Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ <Номер обезличен>, Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ <Номер обезличен>, Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ <Номер обезличен>, введенных в эксплуатацию в 1988 году, за исключением Воздушной линии 10 кВ ПС-35/10 Ф<Номер обезличен> до ТП-2 – ввод в эксплуатацию в 2010 году.

Обосновывая свои доводы тем, что <Дата обезличена> заявитель обратился в администрацию Дугдинского сельсовета с письмом об обращении движимой вещи- бесхозяйных объектов электроснабжения, образующих единый объект – электрическую сеть, расположенную на территории <адрес>, обслуживаемой ООО «РЭС» в собственность (исх. <Номер обезличен>).

Муниципальное образование выразило свое согласие на обращение в собственность ООО «РЭС» бесхозяйных объектов электроснабжения, расположенных на территории <адрес>, тем самым выразив свой отказ от указанных вещей, указав на то, что на балансе Дугдинского муниципального образования отсутствуют бесхозяйные объекты электроснабжения, участвующие в передаче и обеспечении электроэнергией (исх. <Номер обезличен> от <Дата обезличена>).

Вместе с тем, как следует из имеющихся в материалах дела документов, спорное имущество фактически передано администрацией Дугдинского сельсовета ООО «РЭС» с 2009 года, из исх. <Номер обезличен> ООО «РЭС» следует, что между ООО «РЭС» и администрацией Дугдинского сельсовета заключены договоры аренды муниципального имущества (объектов электроэнергетики), однако, данные договоры в материалы дела не представлены.

Из соглашения о приеме бесхозяйных устройств электроснабжения, линий электропередач на техническое обслуживание, ремонт, содержание и эксплуатацию от <Дата обезличена> заключенного между администрацией Дугдинского сельсовета и ООО «РСЭ», следует, что ООО «РЭС» по взаимному соглашению с органом местного самоуправления приняло на себя обязательство исполнять функции территориальной сетевой организации по техническому обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту бесхозяйных объектов электроэнергетики: линий электропередачь и систем энергоснабжения на территории муниципального образования <адрес>, настоящее соглашение одновременно является актом инвентаризации, подтверждающем натурное наличие проинвентаризованных объектов электроэнергетики, проинвентаризованные объекты технологически связаны с общей сетью электроснабжения <адрес>.

Настоящий договор вступает в силу с <Дата обезличена> и действует до признания права собственности на бесхозяйное имущество, условия договора распространяются на фактические правоотношения сторон с <Дата обезличена>.

При этом, объекты бесхозяйных объектов электроснабжения в <адрес>, указанные в акте инвентаризации, (приложение <Номер обезличен> к постановлению <Номер обезличен> от <Дата обезличена> (которое к материалам дела не приложено)), являющимся приложением к вышеуказанному соглашению, не в полном объеме совпадают с объектами, заявленными в исковом заявлении, количество кабельных и воздушных линий также не совпадает, общая длина линий отличается (всего 13270 м – согласно исковым требованиям, всего 14099 м – согласно акту инвентаризации).

В соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> № 35-ФЗ (ред. от <Дата обезличена>) «Об электроэнергетике» территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям; объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства;

Пунктом 4 ст. 28 Федерального закона № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что организации, осуществляющие эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут бремя содержания таких объектов.

Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (абз. 2 п. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетике).

Таким образом, материалами дела установлено, что по состоянию на 2022 год спорное имущество, заявленное истцом к признанию бесхозяйным, находится в техническом обслуживании ООО «РЭС» исполняющего функции территориальной сетевой организации на договорной основе, в связи с фактической передачей объектов электроснабжения ООО «РЭС».

Однако, истцом в материалы дела не представлено документов, на основании которых составлялся перечень переданного спорного имущества, заявленного в исковом заявлении, позволяющих осуществить проверку и идентифицировать наименование, год ввода в эксплуатацию, протяженность и основные характеристики элементов электрических сетей электроснабжения и их местонахождение в <адрес>.

Акт инвентаризации бесхозяйных объектов электроснабжения в <адрес>, являющийся приложением к соглашению от <Дата обезличена>, в связи с наличием разночтений в протяженности кабельных и воздушных линий и их наименованиях, расценивается судом критически и в качестве достоверного доказательства не принимается.

Отсутствие спорного имущества на балансе Дугдинского муниципального образования, в реестре муниципальной собственности <адрес> и в реестре федерального имущества само по себе не указывает, что указанные объекты не находятся в собственности РФ. С учетом наличия договорных отношений между администрацией Дугдинского сельсовета и ООО «РЭС», которые на данный момент не прекращены, доводы истца в части того, что ООО «РЭС» с 2016 года владеет бесхозяйными объектами электроснабжения, основаны на неверном толковании норм права и признаются судом несостоятельными.

Кроме того, разрешая требования истца о признании спорного имущества – бесхозяйным движимым имуществом, суд исходит из следующего.

Согласно положениям статьи 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В свою очередь, вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Именно такой подход положен в основу позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от <Дата обезличена><Номер обезличен> "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", которым в пункте 38 разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В контексте градостроительного законодательства линейные объекты являются разновидностью объектов капитального строительства, но имеют иной правовой режим в части процедур проектирования, строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 2 Раздела I "Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен>, указанный перечень может быть несколько расширен.

Так, к линейным объектам, за исключением объектов капитального строительства обустройства месторождений полезных ископаемых, относятся следующие виды объектов капитального строительства: железнодорожные линии; автомобильные дороги; искусственно созданные внутренние водные пути; трамвайные линии; линии электропередачи; трубопроводы; линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения); теплопроводы; коллекторы; газопроводы; водоводы; иные виды подобных объектов капитального строительства, расположенных в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к таким объектам.

Общими для всех линейных объектов является следующий перечень характеристик: длина объекта намного превышает его ширину; объект является сооружением; объекту свойственна связь с земельными участками; в состав линейного объекта могут входить площадочные объекты, технологически связанные с линейным объектом.

К линейным объектам не относятся сети инженерно-технического обеспечения, располагающиеся в границах того земельного участка, на котором размещено здание, энергоснабжение которого они обеспечивают.

В ситуации, когда сеть обеспечивает два и более объекта капитального строительства или выходит за пределы элемента планировочной структуры, она является линейным объектом в любом случае.

Таким образом, поскольку в пункте 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, линейные объекты отнесены к сооружениям, которые, в свою очередь, относятся к объектам капитального строительства, все упоминания о линейных объектах, имеющиеся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, касаются объектов капитального строительства.

Согласно пункту 1.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен>, электрическая сеть - совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.

Линии электропередач (их части) могут принадлежать различным лицам, их принадлежность определяется исключительно тем обстоятельством, за чей счет участки ЛЭП были построены, и на чьем балансе они состоят.

В Приказе Минэнерго РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок" содержатся следующие определения.

Трансформаторная подстанция - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.

Комплектная трансформаторная подстанция (КТП) - подстанция, состоящая из трансформаторов, блоков (КРУ - комплектное распределительное устройство для внутренней установки, и КРУН - комплектное распределительное устройство для внешней установки) и других элементов, поставляемых в собранном или полностью подготовленном на заводе-изготовителе к сборке виде.

Исходя из положений Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 линии электропередач являлись совокупностью конструктивных элементов и устройств (трансформаторные подстанции, опоры линии электропередач и т.п.), составляющих единый функциональный комплекс. При этом опора линия электропередачи является конструктивным элементом сооружения и самостоятельного практического значения не имеет, в связи с чем не может считать объектом недвижимости.

Между тем, Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 отменен с <Дата обезличена> в связи с изданием приказа Госстандарта от <Дата обезличена><Номер обезличен>-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008)" и введением в действие нового Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008).

Буквальное толкование положений классификатора свидетельствует о том, что линии электропередач им отнесены к сооружениям - законченным самостоятельным устройствам передачи энергии, а не к единому функциональному комплексу - трансформаторной подстанции.

Данный вывод подтверждает также факт отнесения кабельных и воздушных линий электропередач в Общероссийском классификаторе основных фондов к подгруппе "Сооружения", а комплектных трансформаторных подстанций - к подгруппе "Машины и оборудование".

Так, на основании ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) сооружение представляет собой результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей. Примерами сооружений могут служить такие объекты, как линии связи и электропередачи.

Таким образом, линии электросетей действительно являются сооружением, что следует из приведенных выше положений законодательства, и относятся к недвижимому имуществу, в связи с чем суд не может согласиться с доводами истца относительно того, что спорный объект не является недвижимостью.

Доводы искового заявления со ссылкой на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от <Дата обезличена> по делу № А40-317545/2018 и имеющиеся в нем экспертные заключения, основаны на неверном толковании норм права и признаются судом несостоятельными.

Так, в силу требований ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

При этом согласно ст. 60 ГК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В материалы дела не представлено доказательств того, что спорные сети электроснабжения являются бесхозяйными, их отсутствие на балансе администрации Дугдинского сельсовета и в реестре муниципальной собственности <адрес> само по себе таковым не является, согласие муниципального образования на обращение бесхозяйных объектов электроснабжения на территории <адрес> в собственность ООО «РЭС» не может являться отказом от указанных вещей.

Ссылка истца на ст. 44-<адрес> от <Дата обезличена><Номер обезличен>-ОЗ "О регулировании градостроительной деятельности в <адрес>" о том, что для линий напряжением до 35 кВ получение разрешения не требуется, акт ввода в эксплуатацию в связи с этим не составляется, объект электросетевого хозяйства по Дугде не является объектом капитального строительства и соответственно не имеет по данному признаку характеристики объекта недвижимости, с учетом года ввода элементов электрических сетей в эксплуатацию (1988) и отсутствием каких-либо документов, подтверждающим отнесение спорного имущества к линиям напряжением до 35 кВ, признается судом несостоятельной.

Доказательств того, что спорное имущество является движимым, кроме ссылок на сложившуюся судебную практику по другим делам, в материалы дела не представлено. Ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы отношении спорного имущества с целью установления критериев, позволяющих отнести его к движимому имуществу истцом не заявлялось, каких-либо технических заключений, актов осмотра спорного имущества специалистами, технической документации, факт принятия спорного имущества на учет в качестве самостоятельных основных средств движимого имущества, не являющихся частью какой-либо сложной неделимой вещи, представляющей собой недвижимое имущество, доказательств того, что спорные объекты каждый сам по себе является самостоятельной вещью, которая участвует в обороте вне зависимости от иных вещей, находящихся у заявителя на балансе, либо иных документов в отношении спорного имущества, истцом в материалы дела также не представлено. Акт инвентаризации бесхозяйных объектов электроснабжения в <адрес>, являющийся приложением к соглашению от <Дата обезличена> в качестве в качестве такого доказательства судом не принят, оценка чему приведена ранее.

Кроме того, суд обращает внимание на то, что на основании ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

По смыслу указанной выше статьи ГК РФ иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от <Дата обезличена><Номер обезличен>, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Обязанность органа местного самоуправления поставить бесхозяйный объект недвижимости на учет в органе государственной регистрации прав предусмотрена и Федеральным законом от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 которого к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения (ст. 50 указанного закона).

Также, п.п. 4, 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от <Дата обезличена> № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение; тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права Муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.

Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что заявленные в содержании иска объекты недвижимого имущества - электросетевого хозяйства, расположены в административных границах муниципального образования, то обязанность по принятию на учет объекта недвижимого имущества, в случае признания его бесхозяйным, лежит на органе местного самоуправления – администрации Дугдинского сельсовета <адрес>, который в силу закона является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйный объект электроснабжения, установлению его владельца, может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, создать угрозу бесперебойной работы и нарушить права неопределенного круга лиц, муниципального образования - Дугдинский сельсовет <адрес>.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленный объект, является недвижимым имуществом, входящим в состав сложного объекта, в связи с чем положения статьи 226 Гражданского кодекса РФ, применены при разрешении заявленного спора не могут.

На основании вышеизложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований, в связи с чем исковые требования ООО «Районные Электрические Сети» о признании движимого имущества бесхозяйным, признании права собственности на движимое имущество, подлежат отказу в удовлетворении.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ООО «Районные Электрические Сети» о признании движимого имущества бесхозяйным, признании права собственности на движимое имущество, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его оглашения.

Председательствующий

А.А. Плешков