ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-642 от 05.04.2011 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

                                                                                    Промышленный районный суд города Ставрополя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Промышленный районный суд города Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-642/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 апреля 2011 года г. Ставрополь

Судья Промышленного районного суда г. Ставрополя Соколовский А.Ю.

с участием:

заявителя ФИО1,

представителя заинтересованного лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» ФИО2,

действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ

заинтересованного лица представителя министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края ФИО3,

действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица представителя администрации г. Пятигорска

ФИО4,

действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ заинтересованного лица представителя администрации г. Пятигорска

ФИО5,

действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре Серга Е.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК по невнесению в государственный кадастр и не постановке на государственный кадастровый учет,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК по невнесению в государственный кадастр и не постановке на государственный кадастровый учет зон горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края. В обоснование своих доводов ФИО1 указал, что постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 г. № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» определены границы и режим округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае. Этим же постановлением уполномоченному органу исполнительной власти Ставропольского края (в 1985 г. - Ставропольскому крайисполкому) предписывалось осуществить необходимые санитарно-оздоровительные мероприятия в пределах установленного указанным Постановлением округа санитарной охраны.

В соответствии со ст. 22 ФЗ № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождения природных лечебных ресурсов, утвержденные до вступления в силу Федерального закона №26-ФЗ от 23.02.1995 г., считаются округами горно-санитарной охраны.

Согласно определению, содержащемуся в ст. 1 ФЗ № 26-ФЗ от 23.12.1995 г., круг санитарной (горно-санитарной) охраны представляет собой особо охраняемую природную территорию с установленным режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 г. № 14, принятым во исполнение ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 г. № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

Таким образом, на основании вышеперечисленных нормативных правовых актов, на территории курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск должны быть выделены в пределах определенных границ и поставлены на кадастровый учет горно-санитарные зоны, предусматривающие особый режим пользования и ведения деятельности.

Органом, уполномоченным на осуществление государственного кадастрового учета и ведение государственного кадастра недвижимости, на основании ст. 3 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Росреестр вправе передать осуществление данных функций подведомственным ему государственным бюджетным учреждениям. В Ставропольском крае органом, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, является Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю.

05 марта 2010 г. ФИО1 обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю с запросом о предоставлении информации об установлении границ санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск и наличии на кадастровом учете указанных горно-санитарных зон. Кроме того, заявитель просил сообщить номера кадастровых кварталов Ставропольского края, по которым проходят границы этих зон.

На данное обращение был получен ответ, из которого следует, что запрашиваемая информация предоставлена быть не может, поскольку горно-санитарные зоны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск на кадастровый учет не поставлены и сведения о них в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

В настоящее время ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю: реализовала требования закона № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и от 14.03.1995 г. № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях»; поставило на государственный кадастровый учет округа санитарной (горно­-санитарной) охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края; исполнило тем самым Постановление Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 г. № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

Однако, требования нормативных актов об установлении границ горно­-санитарных зон и их кадастровом учете не выполнялись на протяжении 25 лет, с 1985 года. Отсутствие определения горно-санитарных зон на местности препятствует реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение режима особого статуса таких зон с установленными ограничениями в ведении промышленной, строительной и иной деятельности, которая может нанести ущерб природным и лечебным ресурсам, расположенным на территории городов-курортов региона Кавказских Минеральных Вод.

Данное бездействие причиняет вред интересам граждан Российской Федерации, в том числе и интересам ФИО1, поскольку наносит ущерб окружающей среде, а в соответствии с ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации.

В судебном заседании заявитель ФИО1 доводы, изложенные в заявлении поддержал, дал пояснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении, просил признать незаконным бездействие Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю по невнесению в государственный кадастр недвижимости и не постановке на государственный кадастровый учет зон горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края.

Представитель заинтересованного лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» ФИО2 в судебном заседании пояснил, что горно-санитарные зоны и режим округов установлен постановлением Совета Министров РСФСР 1985 г., и подлежал внесению в кадастровый учет в силу закона, потому что в соответствии с Конституцией РФ законные акты Советского Союза, не противоречащие Конституции РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Считает, что режим округов должен был быть внесен в кадастровый учет. Пояснить, почему этого не было сделано, он не может, но в настоящее время было принято решение о необходимости приведения в соответствие с действующим законодательством тех сведений, которые содержатся в государственном кадастровом учете. ФГУ «Земельная кадастровая палата» проверялись данные, в том числе и по горно-санитарным зонам в отношении этих городов-курортов, однако ФГУ «Земельная кадастровая палата» не успело внести эти сведения своевременно. Решением суда Промышленного районного суда г. Ставрополя от 06.05.2010 г. было указано, что действительно постановка на кадастровый учет зон горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, и Пятигорск в границах установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 г. № 300 не было осуществлено своевременно. Хотя сведения об этих зонах должны были быть внесены независимо от наличия этого решения или заявления ФИО1, так как они установлены законом: Постановлением Совета Министров РСФСР, что приравнивается к Постановлению Правительства РФ, и так как города-курорты являются городами федерального значения с 2005 г., полномочия по установлению этих зон входит в юрисдикцию Федерации, а никак не местных или краевых органов власти. В настоящее время, зоны горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, и Пятигорск поставлены на кадастровый учет, так что ФГУ «Земельная кадастровая палата» теперь выдаются актуальные сведения.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Пятигорска ФИО4 в судебном заседании пояснил, что заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению, поскольку заявление подано к ненадлежащему лицу, так в функции ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю не входит деятельность по установлению округов санитарной (горно-санитарной) охраны, определению в их составе зон санитарной (горно-санитарной) охраны, установлению их режима. Соответственно ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю не обладает полномочиями в указанной сфере.

Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007г. №221-ФЗ
"О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Таким образом, функция ЗКП сводится к сбору и отражению сведений, которые поступают от иных лиц, но никак не к установлению ограничений или режимов использования земель.

Кроме того, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ
"О государственном кадастре недвижимости" гласит, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

В ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю никаких документов от государственных органов или органов местного самоуправления не поступало.

На сегодняшний день не имеется документов, устанавливающих зоны горно-санитарной охраны в городах-курортах Пятигорск, Ессентуки, Железноводск.

Согласно п. 14 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010г. №42, Запись о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в Реестре имеет следующую структуру:

1) индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий;

2) описание местоположения границы территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий в виде списка координат характерных точек границы территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН;

3) реквизиты правовых актов: акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территорий и источники официального опубликования этого акта; акта органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, содержащих градостроительный регламент, и источники официального опубликования этого акта;

4) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах зоны с особыми условиями использования территорий;

5) виды разрешенного использования объектов недвижимости, а также предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, входящих в состав территориальной зоны;

6) дата внесения, изменения либо аннулирования кадастровых сведений.

ФГУ ЗКП не обладает сведениями, необходимыми для постановки на кадастровый учет зон горно-санитарной охраны. В частности, отсутствует описание местоположения границы зон с особыми условиями использования территорий в виде списка координат характерных точек границы зоны с особыми условиями использования территорий с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН.

Ссылка ФИО1 и представителя ФГУ ЗКП на Постановление Совета министров РСФСР от 09 июля 1985 года №300 как на основание постановки на государственный кадастровый зон горно-санитарной охраны неуместна, так как в указанном Постановлении, во-первых, речь идет о зонах санитарной охраны, что для городов-курортов КМВ не применимо, так как согласно Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах федерального значения в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных) устанавливаются округа горно-санитарной охраны, а не округа санитарной охраны, во-вторых, точки, указанные в Постановлении Совета министров РСФСР от 09 июля 1985 года №300 являлись условными, то есть не позволяющими достоверно установить границы зон, в-третьих, большинство указанных условных точек с 1985 года не сохранились, что также свидетельствует о невозможности применения Постановления Совета министров РСФСР от 09 июля 1985 года №300 как основания для постановки зон горно-санитарной охраны на государственный кадастровый учет.

Различный подход законодателя к округам санитарной и горно-санитарной охраны выражен также в п.п. 8 и 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, где для разработки проектов горно-санитарных зон (в отличие от санитарных) требуется согласование также с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии выбранного участка требованиям санитарного законодательства, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Аналогично подходит Правительство РФ к утверждению проекта зон. Если для санитарной зоны достаточно согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то проект округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения дополнительно согласовывается с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта требованиям санитарного законодательства, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Границы округа горно-санитарной охраны и входящих в него зон горно-санитарной охраны никогда не выносили на местность, не согласовывались с органами государственной власти, местного самоуправления, собственниками объектов недвижимого имущества.

Без проведения процедуры вынесения на местность установленных границ округа горного санитарной охраны и входящих в него зон горно-санитарной охраны невозможно поставить указанные зоны на государственный кадастровый учет, так как согласно Федеральному закону от 24 июля 2007г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Для земельных участков характеристиками, позволяющими определить их в качестве индивидуально-определенной вещи, являются их границы (с вынесением на местность) и площадь.

Очевидно, что ни заявитель, ни ФГУ ЗКП никогда не выступали заказчиками разработки проекта округа горно-санитарной охраны, а также работ по вынесению на местность границ округа горно-санитарной охраны и входящих в него зон горно-санитарной охраны.

Таким образом, сведения и материалы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет могут быть получены исключительно после выполнения всех процедур, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения".

Позиция заявителя о неприменении Постановления Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" к зонам горно-санитарной охраны в городах КМВ по причине того, что эти зоны существуют с момента издания Постановления Совета министров РСФСР от 09 июля 1985 года №300 не основана на законе, так как при постановке объектов на государственный кадастровый учет орган, осуществляющий учет обязан руководствоваться законодательством, действующим на дату такой постановки.

В тексте Постановления Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 не содержится указания на неприменение указанного акта к ранее возникшим правоотношениям, следовательно, оно подлежит обязательному применению. Также очевидно, что Постановление Совета министров РСФСР от 09 июля 1985 года №300 не содержит механизма установления зон, что делает его применение невозможным без реализации положений Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425.

ФИО1 избрал ненадлежащий способ защиты своих прав. Надлежащим способом было бы обращение в орган, в полномочия которого входит исполнение функций заказчика по разработке проекта округа горно-санитарной охраны с требованием исполнить указанные функции.

Требование же, адресованное учреждению, в функции которого входит ведение информационного ресурса никак не может быть исполнено без нарушения закона.

При указанных обстоятельствах представитель администрации г. Пятигорска ФИО4 считает невозможным удовлетворение требования ФИО1 о признании незаконным бездействия ФГУ ЗКП.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Пятигорска ФИО5 в судебном заседании доводы представителя заинтересованного лица администрации г. Пятигорска ФИО4 поддержала, просила в удовлетворении заявления ФИО1 отказать.

Представитель заинтересованного лица правительства Ставропольского края, министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края ФИО3 в судебном заседании пояснила, что Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении Положений об этих курортах» курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 23.02.1995 №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» Правительство Ставропольского края, как высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, наделено полномочиями по установлению границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение.

Кроме того, согласно п. 23 Положения об округах санитарной и горно-­санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425, государственный экологический контроль на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, а также на объектах, расположенных за пределами этих территорий, но оказывающих на них вредное техногенное воздействие, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Внесение сведений в государственный кадастр недвижимости носит заявительный характер. Внесение сведений о зонах с особыми условиями использования территорий осуществляется в порядке информационного взаимодействия при предоставлении картографической основы кадастра (карты-плана). Таким образом, для постановки на государственный кадастровый учёт зон горно-санитарной охраны курортов федерального значения Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края необходимо, чтобы лицо, имеющее право на обращение с заявлениями о кадастровом учете в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» обратилось с заявлением о постановке на государственный кадастровый учёт в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, с предоставлением картографической основы кадастра. Однако в исковом заявлении отсутствует информация о направлении заявления в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учёта.

Учитывая вышеизложенное, считает, что предмет спора входит в компетенцию федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере природопользования. Просила вынести решение в соовтетсвии с действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Ессентуки в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просил в удовлетворении требований ФИО1 отказать в полном объеме, в обоснование своих доводов представил возражения, в которых указал, что ФИО1 не указаны причины уважительности пропуска срока обращения с заявлением в суд.

На основании п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 24 июля 2007 г N221-03 О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

В соответствии со ст. 22 указанного закона с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы;

- межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

- копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке);

- копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).

ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю самостоятельно не вправе вносить в государственный кадастр недвижимости и ставить на государственный кадастровый учет зоны горно-­санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края.

При таких условиях, Администрация города Ессентуки считает, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения заявления ФИО1 Просил отказать в удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконными бездействий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю по невнесению в государственный кадастр недвижимости, не постановке на государственный кадастровый учет зон горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края.

Представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения и социального развития в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии РФ в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Ставропольского края в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Кисловодска в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Железноводска в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.

Выслушав пояснения участников процесса исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 20 Федерального закона от 24 июля 2007 г N221-03 «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

Земельные участки, входящие в зону горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края относятся к муниципальной собственности на основании Федерального закона от 03.12.2008г. № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – закон № 244-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции Закона № 244-ФЗ), особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах городов курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Согласно части 7 статьи 1 Закона № 244-ФЗ земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8-11 данной статьи.

В силу частей 10,11 статьи 1 закона № 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые указаны в части 7 статьи 1, расположены в границах курортов федерального значения и которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8-10 статьи 1.

До вступления в силу Закона № 244-ФЗ право федеральной собственности на земельные участки, составляющие зоны горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края не было зарегистрировано, следовательно Законом № 244-ФЗ указанные земельные участки отнесены к муниципальной собственности.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что на сегодняшний день не имеется документов, устанавливающих зоны горно-санитарной охраны в городах-курортах Пятигорск, Ессентуки, Железноводск.

Согласно п. 14 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010г. №42, Запись о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в Реестре имеет следующую структуру:

1) индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий;

2) описание местоположения границы территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий в виде списка координат характерных точек границы территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН;

3) реквизиты правовых актов: акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территорий и источники официального опубликования этого акта; акта органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, содержащих градостроительный регламент, и источники официального опубликования этого акта;

4) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах зоны с особыми условиями использования территорий;

5) виды разрешенного использования объектов недвижимости, а также предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, входящих в состав территориальной зоны;

6) дата внесения, изменения либо аннулирования кадастровых сведений.

ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю не обладает сведениями, необходимыми для постановки на кадастровый учет зон горно-санитарной охраны. В частности, отсутствует описание местоположения границы зон с особыми условиями использования территорий в виде списка координат характерных точек границы зоны с особыми условиями использования территорий с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН.

Ссылка заявителя ФИО1 и представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю на Постановление Совета министров РСФСР от 09 июля 1985 года №300 как на основание постановки на государственный кадастровый зон горно-санитарной охраны неуместна, так как в указанном Постановлении, речь идет о зонах санитарной охраны, что для городов-курортов КМВ не применимо, так как согласно Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах федерального значения в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных) устанавливаются округа горно-санитарной охраны, а не округа санитарной охраны. Точки, указанные в Постановлении Совета министров РСФСР от 09 июля 1985 года №300 являлись условными, то есть не позволяющими достоверно установить границы зон, в-третьих, большинство указанных условных точек с 1985 года не сохранились, что также свидетельствует о невозможности применения Постановления Совета министров РСФСР от 09 июля 1985 года № 300 как основания для постановки зон горно-санитарной охраны на государственный кадастровый учет.

Различный подход законодателя к округам санитарной и горно-санитарной охраны выражен также в п.п. 8 и 9 Постановления Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425, где для разработки проектов горно-санитарных зон (в отличие от санитарных) требуется согласование также с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии выбранного участка требованиям санитарного законодательства, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Аналогично подходит Правительство РФ к утверждению проекта зон. Если для санитарной зоны достаточно согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то проект округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения дополнительно согласовывается с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта требованиям санитарного законодательства, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, что ни с одним из ведомств, указанных в Постановлении Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" постановка зон государственный кадастровый учет не согласовывалась. Заключений органов, определенных Правительством РФ в указанном Постановлении не получалось.

Также суду не были представлены документы, подтверждающие выполнение мероприятий указанные в п. 21 Постановления Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения». Не производилось вынесение на местность установленных границ округа (напрямую отнесено к компетенции органов местного самоуправления), а также оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа горно-санитарной охраны.

Кроме того, ни заявитель, ни ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю не смогли пояснить суду в каких границах должны быть поставлены на кадастровый учет зоны горно-санитарной охраны.

Границы округа горно-санитарной охраны и входящих в него зон горно-санитарной охраны никогда не выносили на местность, не согласовывались с органами государственной власти, местного самоуправления, собственниками объектов недвижимого имущества.

Без проведения процедуры вынесения на местность установленных границ округа горного санитарной охраны и входящих в него зон горно-санитарной охраны невозможно поставить указанные зоны на государственный кадастровый учет, так как согласно Федеральному закону от 24 июля 2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Для земельных участков характеристиками, позволяющими определить их в качестве индивидуально-определенной вещи, являются их границы (с вынесением на местность) и площадь.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что заявитель ФИО1 или ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю, выступали заказчиками разработки проекта округа горно-санитарной охраны, а также работ по вынесению на местность границ округа горно-санитарной охраны и входящих в него зон горно-санитарной охраны.

Таким образом, сведения и материалы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет могут быть получены исключительно после выполнения всех процедур, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения».

Мнение заявителя ФИО1 о неприменении Постановления Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» к зонам горно-санитарной охраны в городах КМВ по причине того, что эти зоны существуют с момента издания Постановления Совета министров РСФСР от 09 июля 1985 года №300 не основана на законе, так как при постановке объектов на государственный кадастровый учет орган, осуществляющий учет обязан руководствоваться законодательством, действующим на дату такой постановки.

В тексте Постановления Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 не содержится указания на неприменение указанного акта к ранее возникшим правоотношениям, следовательно, оно подлежит обязательному применению. Постановление Совета министров РСФСР от 09 июля 1985 года №300 не содержит механизма установления зон, что делает его применение невозможным без реализации положений Постановления Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявление ФИО1 о признании незаконным бездействий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК по невнесению в государственный кадастр и не постановке на государственный кадастровый учет зон горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК по невнесению в государственный кадастр и не постановке на государственный кадастровый учет зон горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края отказать.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд города Ставрополя в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: А.Ю.Соколовский

Копия верна. Судья: