ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-642/12 от 06.03.2012 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 марта 2012 года Ленинский районный суд города Самары

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,

при секретаре Колесник О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Самары о признании незаконным и недействующим решения Думы г.о. Самара от 14.12.2006 года №359 «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (в редакции решений Думы г.о. Самара от 31.03.2011 года №75 и от 30.06.2011 года №109),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Самары обратился в суд с заявлением о признании незаконным и недействующим решения Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (в редакции решений Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ). В обоснование своих требований указал, что пунктом 1 Решения Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» установлены территории, прилегающие к местам массового скопления граждан, в том числе детским, образовательным, медицинским организациям, физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям, и местам нахождения источников повышенной опасности, в том числе вокзалам, аэропортам, станциям метрополитена, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного назначения, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции. Данное решение опубликовано в «Самарской Газете» ДД.ММ.ГГГГ (3531). Решениями Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано в «Самарской газете» ДД.ММ.ГГГГ(4581)) и от ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано в «Самарской газете» ДД.ММ.ГГГГ(4643)) в вышеуказанное Решение внесены изменения.

Пункт 1 Решения Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» (в редакции решений Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ) противоречит федеральному закону и подлежит признанию недействующим по следующим основаниям.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» статья 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» изложена в новой редакции.

В соответствии с ч.2 ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон) введены ограничения розничной продажи алкогольной продукции, в том числе не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях. При этом согласно подпункту 7 статьи 2 Закона под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведённого из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объёма готовой продукции.

Частью 2 статьи 16 Закона установлен запрет на продажу на прилегающих территориях любой алкогольной продукции, а не только с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, как это указано в решении Думы г.о. Самара.

В соответствии с ч.4 ст.16 Закона к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.

До настоящего времени порядок определения границ указанных земельных участков, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, Правительством РФ не установлен.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ (даты введения в действие Федерального закона №218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) определение прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.3 ст.16 Закона (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), прилегающие территории определялись органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ. На основании указанной нормы федерального закона статьёй <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О мерах по противодействию алкоголизации населения на территории <адрес>» территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции, прилегающие к местам массового скопления граждан, определялись органами местного самоуправления путём установления расстояния (в метрах) от границ земельных участков, занимаемых в соответствии с действующим законодательством вышеуказанными объектами, до входа в помещение, используемое для осуществления розничной продажи алкогольной продукции.

Статья <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД утратила силу в связи с принятием <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес> и признании утратившими силу отдельных законодательных актов <адрес> по вопросам государственного регулирования оборота алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

Таким образом, в настоящее время не имеется правовых оснований для установления органами местного самоуправления прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, путём установления расстояния (в метрах) от границ земельных участков.

Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом вправе лишь определять границы земельных участков, прилегающих к зданиям, строениям и сооружениям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в порядке, установленном Правительством РФ.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать противоречащим закону и недействующим с ДД.ММ.ГГГГ пункт 1 решения Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» (в редакции решений Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ)

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> заявленные требования поддержал в полном объёме по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, представил соответствующий отзыв.

Представитель департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара заявленные требования не признала, представила отзыв.

Представитель Думы г.о. Самара, действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» установлены следующие территории, прилегающие к местам массового скопления граждан, в том числе детским, образовательным, медицинским организациям, физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям, и местам нахождения источников повышенной опасности, в том числе вокзалам, аэропортам, станциям метрополитена, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного назначения, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции:

- 200 метров от границ земельных участков, занимаемых в соответствии с действующим законодательством вышеуказанными объектами до входа в помещение, используемое для осуществления розничной продажи алкогольной продукции;

- 220 метров от ближайшей точки периметра указанного объекта до входа в помещение, используемое для розничной продажи алкогольной продукции (в случае отсутствия утверждённых границ земельного участка, на котором расположен один из вышеуказанных объектов).

Установлено, что данное решение опубликовано в «Самарской Газете» ДД.ММ.ГГГГ (3531).

ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу <адрес>-ГД «О мерах по противодействию алкоголизации населения на территории <адрес>».

Согласно ст.4 данного закона (в редакции действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) под местами массового скопления и источниками повышенной опасности понимались здания вокзалов, аэропортов, метрополитена. Оптовые продовольственные рынки, детские, образовательные учреждения, физкультурно-спортивные сооружения, медицинские организации. Розничная продажа алкогольной продукции, крепостью свыше 15% от общего объёма содержания этилового спирта была запрещена на прилегающей территории к местам массового скопления и источников повышенной опасности.

Установлено, что во исполнение положений данного закона, в Решение Думы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, согласно которым по г.о. Самара в марте 2011 года границы прилегающих территорий были определены в размере 200 метров, при наличии определенных границ и 220 м при отсутствии утверждённых границ земельного участка. Изменениями от ДД.ММ.ГГГГ данные границы были снижены до 100 и 120 метров соответственно.

ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее Федеральный закон), правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в РФ устанавливаются данным законом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона под спиртосодержащей пищевой продукцией понимается пищевая продукция (в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, дистилляты (спиртосодержащее сырье) виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объёма готовой продукции; а под алкогольной продукцией - пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведённого из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объёма готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино).

В соответствии с ч.2 ст. 16 Федерального введены ограничения розничной продажи алкогольной продукции, в том числе не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях. При этом согласно подпункту 7 статьи 2 Закона под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведённого из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объёма готовой продукции.

Частью 2 статьи 16 Закона установлен запрет на продажу на прилегающих территориях любой алкогольной продукции, а не только с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, как это указано в решении Думы г.о. Самара.

В соответствии с ч.4 ст.16 Закона к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.

До настоящего времени порядок определения границ указанных земельных участков, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, Правительством РФ не установлен.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ (даты введения в действие Федерального закона №218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) определение прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.3 ст.16 Закона (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), прилегающие территории определялись органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ. На основании указанной нормы федерального закона статьёй <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О мерах по противодействию алкоголизации населения на территории <адрес>» территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции, прилегающие к местам массового скопления граждан, определялись органами местного самоуправления путём установления расстояния (в метрах) от границ земельных участков, занимаемых в соответствии с действующим законодательством вышеуказанными объектами, до входа в помещение, используемое для осуществления розничной продажи алкогольной продукции.

Установлено, что в целях приведения законов <адрес> в соответствие с требованиями Федерального закона, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес> и признании утратившими силу отдельных законодательных актов <адрес> по вопросам государственного регулирования оборота алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе» нормы определяющие места массовых скопления граждан и источники повышенной опасности в <адрес>, а также нормы наделяющие органы местного самоуправления полномочиями по определению границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объёма готовой продукции, признаны утратившими силу.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесены: выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции; ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; приём деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением; осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции (ст. 6 Федерального закона).

Органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции (ст.7 Закона).

Лицензионные требования к розничной продаже алкогольной продукции установлены ст. 16 Федерального закона и выражаются в запрете на реализацию алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях. К прилегающим территориям, указанным относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.

Таким образом, в настоящее время положения законов <адрес>-ГД и 3-ГД, наделяющие органы местного самоуправления полномочиями по установлению порядка определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 15% от общего объёма содержания этилового спирта, отменены, как не соответствующие требованиям федерального законодательства.

Кроме того, Федеральный закон в действующей редакции не предусматривает возможности реализации слабоалкогольной продукции на прилегающей территории.

При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое прокурором Решение Думы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время по своим положениям не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора города Самары – удовлетворить.

Признать незаконным и недействующим решение Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (в редакции решений Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ).

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.

Мотивированное решение изготовлено 11.03.2012 года.

Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.

Копия верна: судья