ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-642/201028 от 11.01.2010 Вельского районного суда (Архангельская область)

                                                                                    Вельский районный суд Архангельской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Вельский районный суд Архангельской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

дело № 2-642/2010 28 сентября 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области

В составе председательствующего, судьи, Латфуллина И.Г.,

при участии помощника прокурора Русиновой К.О.,

при секретаре Баракшиной Н.К.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по заявлению Прокурора Вельского района о признании недействующим пунктов 1 и 2   постановления главы администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» от 11 января 2010 года № 1 «О признании утратившим силу муниципальных правовых актов, регулирующих назначение ежемесячной доплаты к пенсии лицам замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Вельский муниципальный район»,

у с т а н о в и л :

пункт 1 оспариваемого постановления отменяет муниципальные доплаты к трудовым пенсиям с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года, пункт 2 признает утратившими силу постановления и распоряжение связанные с установлением и исчислением стажа муниципальной службы и выплатой ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Прокурор Вельского района Архангельской области обратился в суд с  заявлением о признании недействующим  постановления от 11 января 2010 года № 1, позднее уточнил заявленные требования, просив, признать недействующими п.1 и п.2 постановления со дня вступления решения в законную силу. В обоснование указав, что оспариваемым постановлением отмены муниципальное правовые акты регулировавшие порядок предоставления доплаты к трудовой пенсии, лицам замещавшим должности муниципальной службы, следовательно, их отмена ущемляет конституционное право на социальное обеспечение и ухудшает сложившиеся материальное положение лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Вельский муниципальный район».

В судебном заседании помощник прокурора Русинова К.О. поддержала заявленное требование по тем же основаниям.

Представитель Главы администрации «Вельский муниципальный район» ФИО1 требования прокурора не признала, указав, что оспариваемое постановление не противоречит ни областному, ни федеральному законодательству, отмененная доплата к пенсии является дополнительной выплачиваемой за счет средств местного бюджета, установление указанной доплаты является правом, а не обязанностью муниципального образования и поэтому доплата отменена в связи с отсутствием средств в бюджете.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему:

В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признаны судом недействительным.

В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

В судебном заседании установлено, что пунктом 1 постановления главы администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» № 1 от 11 января 2010 года «О признании утратившим силу муниципальных правовых актов, регулирующих назначение ежемесячной доплаты к пенсии лицам замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Вельский муниципальный район», в связи с тяжелым финансовым положением вызванным дефицитом бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» отменены муниципальные доплаты к трудовым пенсиям с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года.

Пунктом 2 данного постановления признаны утратившими силу:

Постановление № 961 от 27.12.2005 года «Об утверждении положений «О комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальных служащих администрации МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области и «О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих администрации МО «Вельский муниципальный район»;

Постановление № 173 от 16.02.2009 года «Об исчислении стажа муниципальной службы»;

Распоряжение № 33-р от 12.03.2009 года «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии».

Пунктом 3 и 4 постановления Муниципально-правовому управлению до 20 января 2010 года поручено разработать Положение о порядке установления доплаты к трудовым пенсиям, и подготовить поправки в закон Архангельской области № 68-15-ОЗ от 16.04.1998г. «О муниципальной службе в Архангельской области» в части установления размера доплат к трудовым пенсиям.

Данное постановление является нормативно-правовым актом, официально опубликовано в газете «Вельские Вести» являющимся официальным периодическим изданием, осуществляющим публикацию нормативных правовых актов главы администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район», постановление вступило в силу с 1 января 2010 года.

Прокурор Вельского района оспаривает п.1 и п.2 данного постановления.

В соответствии со статьей 11 и 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ, муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Статьей 24 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и статьей 18 Областного закона Архангельской области «О муниципальной службе в Архангельской области» от 6 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 18 Областного закона «О муниципальной службе в Архангельской области» муниципальные служащие в связи с выходом на трудовую пенсию имеют право в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Порядок исчисления стажа муниципальной службы для установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии устанавливается областным законом от 7 июля 1999 года № 151-23-ОЗ «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Архангельской области».

Выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, производится за счет средств местного бюджета.

Как было установлено, п.1 оспариваемого постановления на один год – с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года в связи с дефицитом бюджета муниципального образования отменены муниципальные доплаты к трудовым пенсиям, установленные муниципальными правовыми актами, которые были признаны утратившими силу п.2 оспариваемого постановления.

Отмененные муниципальные доплаты к трудовым пенсиям были установлены как дополнительные доплаты к уже назначенной на общих основаниях трудовой пенсии, выплаты муниципальных доплат к трудовым пенсиям производились за счет средств местного бюджета.

В связи с принятием оспариваемого постановления лицам, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Вельский муниципальный район» ежемесячная выплата к трудовой пенсии не производится с 1 января 2010 года.

Порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии определяется муниципальными нормативными правовыми актами. Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования орган местного самоуправления обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях статьи 39 Конституции Российской Федерации и статьей 18 Областного закона «О муниципальной службе в Архангельской области». При внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям органа местного самоуправления, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Как было установлено, статья 18 Областного закона «О муниципальной службе в Архангельской области», устанавливает право муниципальных служащих в связи с их выходом на трудовую пенсию на ежемесячную доплату к трудовой пенсии размер, которой определяется областным законом, а выплата ежемесячной доплаты производится за счет средств местного бюджета, при этом порядок назначения ежемесячной доплаты определяется муниципальными нормативными правовыми актами.

Представитель главы администрации муниципального образования признал необходимость ежемесячных доплат к пенсии, но оспаривает их размер, при этом указав, что основанием для вынесения оспариваемого постановления явилось отсутствие денежных средств в бюджете для выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, размер которых установлен областным законом, в связи с чем они вышли с законодательной инициативой и подготовили поправки в ст.18 областного закона в части изменения размера ежемесячной доплаты, однако, до настоящего времени областной закон не изменен.

Таким образом, областным законом установлено обязательство муниципальных образований Архангельской области, в том числе МО «Вельский муниципальный район» перед муниципальными служащими при наличии соответствующего стажа муниципальной службы по выплате за счет средств местного бюджета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, размер которой установлен областным законом.

Согласно статье 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. С учетом данной нормы и по общим правилам статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнительное финансирование, в том числе доплаты муниципальным служащим, осуществляемые вне пределов выполнения отдельных делегированных государственных полномочий, вытекающих из законодательства Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации, должно осуществляться за счет средств бюджета муниципального образования.

Формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования, согласно статей 15 и 18 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся к вопросам местного значения.

В связи с чем, тяжелое финансовое положение вызванным дефицитом бюджета муниципального образования не может быть основанием для не исполнения расходных обязательств муниципального образования и для отмены ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 1-Г02-101 прокурору Архангельской области в удовлетворении заявления о признании недействующими и не подлежащими применению положений пункта 6 статьи 18 областного Закона от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области» (выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, предусмотренной настоящей статьей, производится за счет средств местного бюджета) отказано.

При таких обстоятельствах, пункт 1 постановления главы администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» от 11 января 2010 года № 1 отменяющий муниципальные доплаты к трудовым пенсиям с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года должен быть признан недействующим.

Признанное п.2 оспариваемого постановления утратившим силу Положение о порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих администрации МО «Вельский муниципальный район» утвержденное постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» № 961 от 27.12.2005 года, определяет порядок исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» дающего право на получение за выслугу лет, в том числе и доплаты к трудовой пенсии по старости, определяет круг лиц имеющих право на получение ежемесячной доплаты, размер доплаты, а также порядок установления и выплаты ежемесячной муниципальной доплаты к трудовой пенсии.

Положение о комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальных служащих администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области, также признанное п.2 оспариваемого постановления утратившим силу, определяет основные положения Комиссии - правовой статус, полномочия, порядок формирования, состав комиссии. Целью деятельности комиссии в соответствии с ее компетенцией является установление стажа муниципальной службы муниципальных служащих, в том числе назначения доплаты к трудовой пенсии и определение ее размера.

Постановлением от 16.02.2009 года № 173 «Об исчислении стажа муниципальной службы» признано утратившим силу с 1 января 2009 года постановление главы МО «Вельский муниципальный район» № 961 от 27.12.2005 года «Об утверждении положений «О комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальных служащих администрации МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области и «О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих администрации МО «Вельский муниципальный район».

Распоряжением от 12.03.2009 года № 33-р «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии» с 1 января 2009 года продолжена выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Областного закона «О муниципальной службе в Архангельской области», использовать при выплате ежемесячной доплаты до принятии соответствующего Положения ранее применявшийся порядок.

Таким образом, постановлением № 961 от 27.12.2005 года утверждены Положения о комиссии по установлению стажа муниципальной службы и о порядке исчисления стажа муниципальной службы, которые регулирую порядок предоставления доплаты к трудовой пенсии, а постановление № 173 от 16.02.2009 года признавало выше указанные Положения утратившими силу с 1 января 2009 года, а соответствии с распоряжением № 33-р от 12.03.2009 года вновь с того же числа - 1 января 2009 года на существующих ранее условиях продолжена выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии с ранее установленным и применявшимся порядком.

В соответствии со ст.1 областного закона Архангельской области  № 151-23-ОЗ от 7 июля 1999 года в редакции от 29 октября 2008 года «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Архангельской области» стаж муниципальной службы в Архангельской области исчисляется в том числе для назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии со статьей 18 областного закона от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области».

Статья 3 областного закона «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Архангельской области» предусматривает, что установление стажа муниципальной службы осуществляется кадровыми службами органов местного самоуправления или муниципальными служащими, осуществляющими кадровое обеспечение деятельности органов местного самоуправления.

Таким образом, в соответствии с новой редакцией областного закона «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Архангельской области», стаж муниципальной службы должен устанавливаться кадровой службой органа местного самоуправления либо служащими органа местного самоуправления на которых возложено осуществление кадрового обеспечения органа, а не как ранее  комиссиями по установлению стажа муниципальной службы муниципальных служащих органа местного самоуправления и поэтому пункт 2 постановления главы администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» от 11 января 2010 года № 1 в части признания утратившим силу постановления № 961 от 27 декабря 2005 года «Об утверждении положений «О комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальных служащих администрации МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области» соответствует закону. В этой части требование прокурора удовлетворению не подлежит.

Между тем, признание утратившим силу пунктом 2 постановления главы администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» от 11 января 2010 года № 1 в части постановления № 961 от 27 декабря 2005 года «Об утверждении положений «О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих администрации МО «Вельский муниципальный район» орган местного самоуправления лишился муниципального нормативного правового акта о порядке исчисления стажа муниципальной службы с 1 января 2010 года, поскольку до настоящего времени главой муниципального образования новое Положение не утверждено. Отмена положения «О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих администрации МО «Вельский муниципальный район» нарушает права и интересы лиц, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и противоречит пункту 2 ст. 18 Закона от 7 июля 1999 года № 151-23-ОЗ.

Ссылка представителя Главы администрации «Вельский муниципальный район» о том, что для исчисления стажа они используют областные нормативные акты является несостоятельной, поскольку порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии определяется муниципальными нормативными правовыми актами.

При таких обстоятельствах, пункт 2 постановления главы администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» от 11 января 2010 года № 1 в части постановления № 961 от 27 декабря 2005 года «Об утверждении положений «О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих администрации МО «Вельский муниципальный район» должен быть признан недействующим.

Постановлением от 16.02.2009 года № 173 «Об исчислении стажа муниципальной службы» утратило силу с принятием распоряжения от 12.03.2009 года № 33-р «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии», а данное распоряжение утратило силу в связи с принятием   постановления главы администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» от 11 января 2010 года № 1, следовательно, они не являются действующими нормативными правовыми актами и не требуют проверки на законность. В этой части требование прокурора удовлетворению не подлежит.

При таких обстоятельствах, суд, дав анализ приведенных норм и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, пришел к выводу, что постановление Главы администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» № 1 от 11.01.2010 года «О признании утратившими силу муниципальных правовых актов, регулирующих назначение ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Вельский муниципальный район» противоречит положениям федерального и областного законодательства, имеющим большую юридическую силу, поэтому требование прокурора Вельского района Архангельской области о признании недействующим пункта 1 постановления и части пункта 2 постановления указанных выше, подлежит удовлетворению.

Представителем Главы администрации «Вельский муниципальный район» в соответствии ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратному в суд не предъявлено.

Решение суда о признании недействующим пункта 1 и части пункта 2 постановления главы администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» от 11 января 2010 года № 1 вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст.209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и влечёт за собой утрату силы этого нормативного правового акта в указанной в решении части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим в указном части нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

На основании ч. 3 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 35 Закона РФ «О средствах массовой информации» суд считает необходимым по вступлению решения в законную силу обязать редакцию районной газеты «Вельские вести» опубликовать сообщение о принятом судом решении.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

р е ш и л :

заявления Прокурора Вельского района удовлетворить частично.

Признать недействующим пункт 1 постановления главы администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» от 11 января 2010 года № 1 «О признании утратившим силу муниципальных правовых актов, регулирующих назначение ежемесячной доплаты к пенсии лицам замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Вельский муниципальный район» со дня вступления решения в законную силу.

Признать недействующим пункт 2 постановления главы администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» от 11 января 2010 года № 1 «О признании утратившим силу муниципальных правовых актов, регулирующих назначение ежемесячной доплаты к пенсии лицам замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Вельский муниципальный район» в части признания утратившим силу постановления № 961 от 27 декабря 2005 года «Об утверждении положений «О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих администрации МО «Вельский муниципальный район» со дня вступления решения в законную силу.

В остальной части удовлетворения заявления Прокурора Вельского района отказать.

Возложить на редакцию газеты «Вельские вести» обязанность по опубликованию официального сообщения о решении суда после вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Архангельский областной суд через Вельский районный суд.

Председательствующий: И.Г.Латфуллин