Дело № 2-642/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 15.09.2014 года
Мотивированное решение составлено 19.09.2014 года
Прокопьевский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего Пальцева,
при секретаре Романовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске
15 сентября 2014 года
гражданское дело по иску прокурора Прокопьевского района Кемеровской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Ясная Поляна» о взыскании налога на доходы физических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Прокопьевского района в интересах в субъекта Российской Федерации – Кемеровской области, муниципального образования «Прокопьевский муниципальный район» и муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Ясная Поляна» (далее ООО «СП «Ясная Поляна») о взыскании налога на доходы физических лиц.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Прокопьевского района в период с 14.07.2014 по 05.08.2014 года проведена проверка исполнения налоговыми агентами обязанности по своевременности перечисления удержанных сумм НДФЛ. В ходе проверки выявлено, что ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Ясная поляна» не исполняет обязанности налогового агента по перечислению удержанных сумм НДФЛ в областной и местный бюджет в течение 2011-2014 года. ООО «СП «Ясная поляна» зарегистрировано в Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Кемеровской области в качестве организации - налогового агента, Осуществляющего выплаты физическим лицам, дата постановки на залоговый учет -ДД.ММ.ГГГГ года. Проверкой установлено, что ответчиком производится расчет и выплата заработной платы работникам, а также исчисление и удержание из заработной платы налога на доходы физических лиц. Однако, в нарушение требований федерального законодательства о налогах и сборах, перечисление в бюджетную систему удержанных из доходов физических лиц сумм НДФЛ в полном объеме не производится. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Кемеровской области от 16.12.2013 N 126-03 (ред. от 03.07.2014) «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» утверждены дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов (городских округов), заменяющие часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов согласно приложению 2 к настоящему Закону (для Прокопьевского муниципального района) утвержден дополнительный норматив отчисления от НДФЛ в размере 6, 69 % на 2014 год). Итого, нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц на 2014 год таковы: 11, 69 % от суммы - подлежит перечислению в Прокопьевский муниципальный район, 10 % - в бюджет Яснополянского сельского поселения и 78, 31 % - в бюджет субъекта Российской Федерации. Так, проверкой установлено, что в 2011 году ООО СП «Ясная поляна» удержала НДФЛ из доходов физических лиц в сумме 201566 рублей, перечислено в бюджет - 181515 рублей из удержанных сумм НДФЛ, расчетная задолженность ответчика перед бюджетной системой по перечислению НДФЛ за период 2011 года составила 20051 рублей. За период 2012 года удержано НДФЛ на сумму 19974 рублей, перечислено НДФЛ в сумме 110000 рублей, не перечислено за 2012 год НДФЛ на сумму 69974 рубля. За период 2013 года удержано НДФЛ в сумме 143626 рублей, перечислений НДФЛ в бюджет в 2013 году не производилось, таким образом, за период 2013 года не перечислено в бюджет НДФЛ в сумме 143626 рублей. За период 6 месяцев 2014 года начислено НДФЛ в сумме 60090 рублей, перечислений НДФЛ в бюджет не производилось за истекший период 2014 года, итого за период январь-июнь 2014 года ответчик не перечислил в бюджет НДФЛ в сумме 60090 рублей. Таким образом, за период 2011-6 месяцев 2014 года налоговый агент ООО «СП «Ясная поляна» не перечислил в бюджетную систему НДФЛ в сумме 293741 рубль.
Просит взыскать в бюджетную систему Российской Федерации с ООО Сельскохозяйственное предприятие «Ясная поляна» удержанную, но не перечисленную в установленном законом порядке сумму налога на доходы физических лиц за период 2011, 2012, 2013, январь-июнь 2014 года в размере 293741 рубль.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Прокопьевского района Киселев П.А. поддержал заявленные требования, привел доводы, изложенные в исковом заявлении, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика представитель ООО Сельскохозяйственное предприятие «Ясная поляна» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, также не просил отложить судебное разбирательство.
Представитель третьего лица – представитель межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Кемеровской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 13 НК РФ налог на доходы физических лиц является федеральным налогом и является обязательным к уплате на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налоговыми агентами по уплате налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ) являются российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доход.
В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Согласно п. 6 указанной статьи налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации -для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. В силу п.п. 6, п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам, облагаемым НДФЛ относится: вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
Статьей 216 НК РФ установлено, что налоговым периодом для уплаты НДФЛ признается календарный год. Налоговая ставка согласно п. 1 ст. 224 НК РФ установлена в размере 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы поступлений за операционный день, сгруппированные по кодам бюджетной классификации, подлежат распределению между бюджетами по нормативам, действующим в текущем финансовом году и установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами (решениями) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 22 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 18.12.2013 № 125»).
В соответствии с абз. 4 ч. 2 ст. 56 БК РФ в бюджет субъекта Российской Федерации подлежит зачислению налог на доходы физических лиц по нормативу 85 процентов. В силу абз. 2 ч. 2 ст. 61 БК РФ (действующей редакции) в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 процентов. В соответствии с п. 2 ст. 61.1 БК РФ (в действующей редакции) в бюджет муниципального района зачисляется налог на доходы физических лиц по нормативу 5 процентов.
Пунктом 2 статьи 58 БК РФ установлено, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 137 и 138 настоящего Кодекса, могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в соответствии с настоящим Кодексом в бюджет субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Кемеровской области от 16.12.2013 N 126-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» утверждены дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов (городских округов), заменяющие часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов согласно приложению 2 к настоящему Закону (для Прокопьевского муниципального района) утвержден дополнительный норматив отчисления от НДФЛ в размере 6, 69 % на 2014 год).
Судом установлено, что по результатам проведенной прокуратурой Прокопьевского района проверки в период с 14.07.2014 по 05.08.2014 года проверки выявлено, что ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Ясная поляна» не исполняет обязанности налогового агента по перечислению удержанных сумм НДФЛ в областной и местный бюджет в течение 2011-2014 года. ООО «СП «Ясная поляна» зарегистрировано в Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Кемеровской области в качестве организации - налогового агента, Осуществляющего выплаты физическим лицам, дата постановки на залоговый учет -ДД.ММ.ГГГГ года. Проверкой установлено, что ответчиком производится расчет и выплата заработной платы работникам, а также исчисление и удержание из заработной платы налога на доходы физических лиц. Однако, в нарушение требований федерального законодательства о налогах и сборах, перечисление в бюджетную систему удержанных из доходов физических лиц сумм НДФЛ в полном объеме не производится.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Кемеровской области от 16.12.2013 N 126-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц на 2014 год следующие: 11, 69 % от суммы - подлежит перечислению в Прокопьевский муниципальный район, 10 % - в бюджет Яснополянского сельского поселения и 78, 31 % - в бюджет субъекта Российской Федерации.
Проверкой установлено, что в 2011 году ООО СП «Ясная Поляна» удержала НДФЛ из доходов физических лиц в сумме 201566 рублей, перечислено в бюджет - 181515 рублей из удержанных сумм НДФЛ, расчетная задолженность ответчика перед бюджетной системой по перечислению НДФЛ за период 2011 года составила 20051 рублей. За период 2012 года удержано НДФЛ на сумму 19974 рублей, перечислено НДФЛ в сумме 110000 рублей, не перечислено за 2012 год НДФЛ на сумму 69974 рубля. За период 2013 года удержано НДФЛ в сумме 143626 рублей, перечислений НДФЛ в бюджет в 2013 году не производилось, таким образом, за период 2013 года не перечислено в бюджет НДФЛ в сумме 143626 рублей. За период 6 месяцев 2014 года начислено НДФЛ в сумме 60090 рублей, перечислений НДФЛ в бюджет не производилось за истекший период 2014 года, итого за период январь-июнь 2014 года ответчик не перечислил в бюджет НДФЛ в сумме 60090 рублей. Таким образом, за период 2011-6 месяцев 2014 года налоговый агент ООО «СП «Ясная поляна» не перечислил в бюджетную систему НДФЛ в сумме 293741 рубль.
Данные обстоятельства подтверждаются суммой расчетной задолженности пол НДФЛ за 2013 г. (л.д.№), сведениями о задолженности по НДФЛ (л.д.№), объяснением директора ООО «Ясная Поляна» (л.д.№), справками прокурору <адрес> (л.д.№), сведениями о доходах физических лиц (л.д.№).
Таким образом, судом установлено что ООО «СП «Ясная Поляна» нарушаются права и законные интересы субъекта Российской Федерации - <адрес> и муниципальных образований - «Прокопьевский муниципальный район» и «Яснополянское сельское поселение» на получение в полном объеме доходов в бюджеты от налога на доходы физических лиц. Неуплата ответчиком суммы налога влечет уменьшение доходов муниципальных образований, подрывает финансово-экономическую основу местного самоуправления, создает препятствие для осуществления экономической деятельности, направленной на решение вопросов местного значения, в связи с чем, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования и взыскать в бюджетную систему Российской Федерации с ООО Сельскохозяйственное предприятие «Ясная Поляна» удержанную, но не перечисленную в установленном законом порядке сумму налога на доходы физических лиц за период 2011г., 2012г., 2013г., январь-июнь 2014 года в размере 293741 рубль.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19. НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера организациями уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что в силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по данному делу в сумме 4000 руб. подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Прокопьевского района Кемеровской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Ясная Поляна» о взыскании налога на доходы физических лиц удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Ясная Поляна» в бюджетную систему Российской Федерации удержанную, но не перечисленную в установленном законом порядке сумму налога на доходы физических лиц 293741 рубль (двести девяносто три тысячи семьсот сорок один рубль).
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Ясная Поляна» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд Кемеровской области в течение месяца.
Председательствующий: подпись.
Копия верна. Судья: Д.А.Пальцев (На момент опубликования решение в законную силу не вступило.)