ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-642/2016 от 27.01.2016 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2016 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе

Председательствующего судьи Баташевой М.В.,

при секретаре судебного заседания Ефимовой А. Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пролетарского района г. Ростова-на-Дону в интересах Экаладзе МА к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Администрация Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, Министерство общего и профессионального образования <адрес>, Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области г. Ростова-на-Дону, Департамент координации и перспективного развития г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пролетарского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой Пролетарского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения жилищных прав Экаладзе М.А.Проведенной проверкой установлено, что Экаладзе М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» относится к лицам, оставшимся без попечения родителей.Согласно свидетельствам о смерти мать Экаладзе М.А. - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО умер 02.05.2003 года.На основании распоряжения администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону от 12.09.2011 № 524 Экаладзе М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи 1 человек включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

На основании изложенного, просят обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону обеспечить Экаладзе МА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 8 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением специализированного жилищного фонда, п. 1 ст. 6 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 № 363-3C«Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» жилым помещением специализированного жилищного фонда площадью от 25 до 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Истец Экаладзе М. А. в судебное заседание явилась, требования поддержала, просила удовлетворить, против предоставления отсрочки, о которой просит Администрация г.Ростова-на-Дону возражала, указав, что вопрос о предоставлении жилья не разрешается уже в течение 4-х лет.

Помощник прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону Долгалева А. А. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Дородницына Т.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. В случае удовлетворения требований просила предоставить отсрочку исполнения решения суда на 1 год.

Представитель третьего лица Департамента координации строительства и перспективного строительства Администрации г.Ростова-на-Дону Чебанян Э.С. в судебном заседании поддержал позицию ответчика, просил в удовлетворении иска отказать, указав, что денежные средства для предоставления квартиры в строящемся многоквартирном жилом доме истцу выделены, строительство дома осуществляется, просил предоставить в связи с этим отсрочку исполнения решения суда в случае удовлетворения иска.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещен о времени и месте судебного заседания, сведений о причинах неявки суду не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие, в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные материалы дела,суд приходит к следующему.

Так, судом установлено, что прокуратурой Пролетарского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения жилищных прав Экаладзе М.А.

Проведенной проверкой установлено, что Экаладзе М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к лицам, оставшимся без попечения родителей.

Согласно свидетельствам о смерти мать Экаладзе М.А. - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО умер ДД.ММ.ГГГГ.

На основании распоряжения администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону от 12.09.2011 № 524 Экаладзе М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи 1 человек включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Экаладзе М. А. в июне 2012 г. исполнилось 18 лет и в настоящий момент она подлежит обеспечению жилым помещением.

До настоящего момента Экаладзе М. А. постоянного жилья не имеет, никаких прав на жилое помещение не приобрела, жилое помещение Экаладзе М. А. в соответствии с действующим законодательством не предоставлено.

Наосновании части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство идетство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет правонажилище. Никто не может быть произвольно лишенжилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся вжилище, онопредоставляетсябесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и другихжилищныхфондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, (действовавшим также до 1 января 2013 года), предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещенияпо договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.

Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

К законодательству Российской Федерации относится в данном случае ст. 8 ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. От14.10.2014 года) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии со статьей 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).

Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 года № 499-ЗС, установлен Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области.

Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 года № 539 (в редакции от 27.08.2014 года) утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции от 27.08.2014 года № 604), Детям-сиротам за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлениям в письменной форме детей-сирот, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим на его внеочередное предос­тавление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

Судом установлено, что согласно сведениям из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним за Экаладзе М. А. какого-либо имущества не зарегистрировано.

Таким образом, в нарушение ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159- ФЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областного закона Ростовской области «О социальной поддержке детства в Ростовской области» органами исполнительной власти Экаладзе М. А. не обеспечена жилым помещением по независящим от нее обстоятельствам по настоящее время.

Обязанность по предоставлению жилого помещения Экаладзе М. А.должна быть возложена на муниципальное образование - Администрацию города Ростова-на-Дону.

Проведенной Прокуратурой Пролетарского района г. Ростова-на-Дону проверкой установлено, что Администрацией г. Ростова-на-Дону договор найма специализированного жилого помещения с Экаладзе М. А.до настоящего времени не заключен.

Предоставление жилого помещения должно осуществляться по норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.

Норма предоставления - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (часть 2 статьи 50 ЖК РФ). Норма предоставления, по общему правилу, устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Для граждан, категории которых определены федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъекта РФ, норма предоставления может устанавливаться соответствующими нормативными правовыми актами (часть 3 статьи 49, часть 3 статьи 50 ЖК РФ). Поэтому для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может применяться норма предоставления, установленная законами субъектов РФ для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, но не ниже нормы предоставления, установленной в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно п. 1 ст. 6 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 года № З6З-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет:

от 25 до 33 квадратных метров общей площади жилого помещения - для одиноко проживающих граждан;

от 34 до 42 квадратных метров общей площади жилого помещения - на семью из двух человек;

от 15 до 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.

Аналогичные положения закона содержатся в п. 1.1 Положения о регулировании жилищных отношений на территории города Ростова-на-Дону», принятого Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.04.2006 года № 124 (ред. от 09.04.2013 года).

Таким образом, поскольку Экаладзе М. А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилья, пригодного для проживания, поскольку до настоящего времени им не была обеспечена, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Экаладзе М. А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения на одного человека.

Суд считает необходимым обязать Администрацию города Ростова-на-Дону предоставить Экаладзе М. А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения исходя из состава семьи один человек.

Представитель ответчика предоставить отсрочку исполнения решения суда на срок до 1 года с момента его вступления в законную силу.

Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судеб­ного постановления или постановлений иных органов должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения. Такое заявление рассматривается в порядке ст. 203 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участ­вующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить исполнение решения суда.

В силу ст. 37 ФЗ "Об исполнительном производстве" предоставление отсрочки исполне­ния решения суда возможно при наличии обстоятельств, препятствующих его исполнению.

Исходя из положений названных норм закона, основания для отсрочки исполнения ре­шения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Возможная отсрочка исполнения реше­ния суда должна отвечать требованиям разумности и справедливости, быть адекватной, обеспе­чивать баланс интересов должника и взыскателя и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Согласно разъяснениям пункта 23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Фе­дерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" при рассмотрении ука­занных заявлений с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оцени­вать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и мате­риалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к ис­полнению.

В соответствии со статьей 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постанов­ления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организа­ций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, исполнение возложенных на заявителя обязательств в пределах компе­тенции к исполнению решения суда, в том числе необходимость соблюдения административ­ных процедур, не являются основанием для предоставления заявителю отсрочки исполнения вступившего в законную силу судебного акта.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержат перечень оснований для отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоя­тельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, с соблюде­нием баланса интересов лиц, участвующих в деле.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, согласно части 1,2 статьи 6 Фе­дерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в бу­дущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реаль­ную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя.

Таким образом, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препят­ствиях к совершению исполнительных действий.

Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом статей 15, 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости. Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателя и должника. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адек­ватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного произ­водства.

Между тем пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод определено, что каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 своего постановления N 55 от 10 октября 2003 года "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснил, что сроки судебного разбирательства по гражданским делам, согласно пункту 1 статьи 6 названной Конвенции, начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.

Следовательно, при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении решений в разумные сроки.

Несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя.

Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Принимая во внимание, что решение суда должно исполняться в разумные сроки, а предоставление отсрочки исполнения судебного решения фактически отдаляет реальную защиту прав и охраняемых законом интересов взыскателя, при этом представленный муниципальный контракт о строительстве многоквартирного жилого дома и сведения о выделении денежных средств на имя Экаладзе М.А. для приобретения квартиры в строящемся жилом доме со сроком сдачи 3-й квартал 2016 года, не свидетельствует о невозможности предоставления жилья из иного жилого фонда, находящегося в ведении Администрации г.Ростова-на-Дону, суд приходит к выводу что заявителем не представлено суду достаточных доказательств, препятствующих исполнению решения суда, в связи с чем, суд полагает необходимым отказать в предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 27.01.2016 года.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Пролетарского района г.Ростова-на-Дону в интересах Экаладзе МА к Администрации г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений - удовлетворить.

Обязать Администрацию г.Ростова-на-Дону предоставить Экаладзе МА благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на состав семьи 1 человек в соответствии с нормой предоставления.

В предоставлении отсрочки исполнения решения суда Администрации г.Ростова- на-Дону отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 01 февраля 2016 года.

Председательствующий: