ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-642/202024 от 22.09.2020 Шарыповского городского суда (Красноярский край)

Дело 2-642/2020 24RS0057-01-2020-000775-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Киюциной Н.А.,

при секретаре судебного заседания Авдеевой И.М.,

с участием прокурора Мартынова А.М.,

представителя ответчика Администрации города Шарыпово – Гапанюк Ю.С. (по доверенности от 01.02.2020),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию город Шарыпово Красноярского края в лице Администрации города Шарыпово об устранении нарушений и возложении обязанностей,

Установил:

Шарыповский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику Муниципальному образованию город Шарыпово Красноярского края в лице Администрации города Шарыпово об устранении нарушений правил благоустройства территории городского округа и по обеспечению доступной городской среды для маломобильных групп населения, просит возложить на ответчика обязанности: в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обустроить парковочный карман на участке дороги по проспекту Энергетиков, микрорайон 3, около строения № 17 а (магазин

«Слива») местом для парковки инвалидов; привести участок местности на пересечении пешеходных и транспортных путей между домами № 2 и № 3 по улице Горького, по тротуару вдоль микрорайона Пионерный, в соответствие с правилами благоустройства территории городского округа города Шарыпово, а именно с обеих сторон проезжей части произвести работы по оборудованию бордюрным камнем, перед преградой установить тактильное покрытие, привести в соответствие пандусы, установить поручни; обустроить участок местности, между многоквартирными домами № 4 и № 5 микрорайона Северный, находящегося в муниципальной собственности, соответствующим покрытием поверхности, в соответствии с правилами благоустройства территории городского округа города Шарыпово, обеспечивающие на территории условия безопасного и комфортного передвижения, произвести работы по установлению ограждения бордюрным камнем.

Исковые требования обоснованы тем, что Шарыповской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения правил благоустройства территории городского округа города Шарыпово, а также доступной городской среды для маломобильных групп населения, в ходе которой установлено, что на участке дороги по проспекту Энергетиков, мкр. 3, около строения № 17а (магазин «Слива») имеется парковочный карман, который не оборудован местом для парковки инвалидов. Также в ходе проверки установлено, что по ул. Горького по тротуару вдоль мкр. Пионерный, на участке местности пересечения пешеходных и транспортных путей между домами № 2 и № 3, имеющих перепад более 0,015 м, с обеих сторон проезжей части не оборудованы бордюрным камнем, перед преградой не имеется тактильного покрытия, пандус не соответствует установленным нормам, отсутствуют поручни. Кроме того, земельный участок между многоквартирными домами № 4 и № 5 микрорайона Северный, находящийся в муниципальной собственности, не имеет покрытия, обеспечивающее на территории условия безопасного и комфортного передвижения, местами не имеет установленного ограждения бордюрным камнем. Благоустройство не ведется, контроль за использованием данного участка не осуществляется, что явилось основанием для неоднократного обоснованного обращения граждан в Администрацию <адрес> с соответствующими заявлениями.

В связи с выявленными нарушениями в адрес Администрации г. Шарыпово внесены представления об устранении нарушений: 14 октября 2019 года - по земельному участку между многоквартирными домами № 4 и № 5 микрорайона Северный; 30 марта 2020 года - по парковке для инвалидов и пересечению пешеходных и транспортных путей между домами № 2 и № 3 по ул. Горького по тротуару вдоль микрорайона Пионерный. Указанные представления рассмотрены Администрацией г. Шарыпово, однако не удовлетворены, до настоящего времени конкретные меры не приняты.

В судебном заседании прокурор Мартынов А.М. поддержал исковые требования по тем же основаниям и пояснил, что поскольку автодороги и указанная территория находятся в муниципальной собственности, собственник должен предпринимать меры по надлежащему их содержанию.

Представитель ответчика Администрации г. Шарыпово Гапанюк Ю.С. (по доверенности) иск в части обустройства парковочного кармана не признала, в обоснование возражений иска сослалась на то, что место для парковки инвалидов не предусмотрено, поскольку парковочный карман, по сути, является местом для подъезда к магазину и не является парковкой общего пользования, будет передан в собственность владельцу магазина «Слива». В части остальных исковых требований возражений не имеется. На приведение в соответствии с правилами благоустройства участка местности на пересечении пешеходных и транспортных путей между домами № 2 и № 3 по улице Горького, по тротуару вдоль микрорайона Пионерный составлена смета, согласно которой на выполнение работ требуется 1 932 832 рубля. Таких денежных средств на данный момент в бюджет города не заложено, это не приоритетное направление. Данные расходы планируется предусмотреть в бюджете на 2021 год.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Муниципального казенного учреждения «Служба городского хозяйства» в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства третье лицо было извещено надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просило, возражений в суд не направило.

При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя МКУ «Служба городского хозяйства».

Выслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исковое заявление подписано заместителем Шарыповского межрайонного прокурора. В силу положений Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» заместитель межрайонного прокурора приравнивается к прокурору данного уровня.

Таким образом, иск предъявлен надлежащим лицом.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Кроме того, указанной статьей регламентировано, что на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид» и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 данного закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Пункт 5 статьи 3 Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог, относит, в том числе и стоянки (парковки) транспортных средств.

На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ

«Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся в том числе, установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

На основании пункта 1 статьи 9 данного закона организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно пункту 6 статьи 9 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» установлено, что стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе обязательности применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

Согласно приказу Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» с датой введения в действие 1 апреля 2020 года.

В соответствии с пунктом 5.7.5 ГОСТа, Знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» применяют для обозначения площадок и участков дороги, предназначенных для стоянки легковых автомобилей и мотоциклов, с одной из табличек 8.6.2 - 8.6.9 - для указания способа постановки транспортного средства у края проезжей части около тротуара или на нем. Пунктом 5.9.24 ГОСТа установлено, что Табличку 8.17 «Инвалиды» применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что парковка (парковочное место) отведена для стоянки автомобилей, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид». На основании пункта 5.9.25 ГОСТа Табличку 8.18 «Кроме инвалидов» применяют для указания, что действие знака не распространяется на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп или перевозящие таких инвалидов.

В силу пункта 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Аналогичное положение закреплено и в Уставе города Шарыпово Красноярского края (принят Решением Шарыповского городского Совета от 02.12.2003 № 11-74).

Согласно пункту 1.5. данного Устава дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.23. Устава города Шарыпово Красноярского края к вопросам местного значения Города также относится утверждение правил благоустройства территории Города, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории Города в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Города.

Решением Шарыповского городского Совета депутатов Красноярского края от 05.09.2017 № 26-91 «Об утверждении Норм и правил благоустройства территории городского округа города Шарыпово» утверждены нормы и правила благоустройства территории городского округа города Шарыпово, согласно которым:

1.1. Настоящие Нормы и правила по благоустройству территории городского округа города Шарыпово Красноярского края (далее - Правила) устанавливают общие параметры и минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территории городского округа города Шарыпово Красноярского края.

1.2. Требования Правил являются обязательными для всех физических и юридических лиц и направлены на поддержание санитарного порядка, охрану окружающей среды, повышение безопасности населения.

1.3. Правила применяются при проектировании, контроле за осуществлением мероприятий по благоустройству территории, эксплуатации благоустроенных территорий.

1.5. К деятельности по благоустройству территорий относится разработка проектной документации по благоустройству территорий, выполнение мероприятий по благоустройству территорий и содержание объектов благоустройства.

1.7. Благоустройство города обеспечивается деятельностью в том числе, администрации города, осуществляющей организационную и контролирующую функции.

В соответствии с пунктом 1.8. Правил благоустройство территорий - комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству твердых и естественных покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, проводимых с целью повышения качества жизни населения и привлекательности территории.

В силу п. 2.3.1. Правил покрытия поверхности обеспечивают на территории Города условия безопасного и комфортного передвижения, а также формируют архитектурно-художественный облик среды. Для целей благоустройства территории определить следующие виды покрытий: твердые (капитальные) - монолитные или сборные, выполняемые из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и т.п. материалов; мягкие (некапитальные) - выполняемые из природных или искусственных сыпучих материалов (песок, щебень, гранитные высевки, керамзит, резиновая крошка и др.), находящихся в естественном состоянии, сухих смесях, уплотненных или укрепленных вяжущими; газонные, выполняемые по специальным технологиям подготовки и посадки травяного покрова; комбинированные, представляющие сочетания покрытий, указанных выше (например, плитка, утопленная в газон, и т.п.).

Пункт 2.3.2. Правил регламентирует на территории Города не допускать наличия участков почвы без перечисленных видов покрытий, за исключением дорожно-тропиночной сети на особо охраняемых территориях зон особо охраняемых природных территорий и участков территории в процессе реконструкции и строительства.

В соответствии с пунктом 2.3.6. Правил на территории общественных пространств Города все преграды (уступы, ступени, пандусы, деревья, осветительное, информационное и уличное техническое оборудование, а также край тротуара в зонах остановок общественного транспорта и переходов через улицу) выделять полосами тактильного покрытия. Тактильное покрытие начинать на расстоянии не менее чем за 0,8 м до преграды, края улицы, начала опасного участка, изменения направления движения и т.п. Если на тактильном покрытии имеются продольные бороздки шириной более 15 мм и глубиной более 6 мм, их не располагать вдоль направления движения.

Согласно пункту 2.4.2. Правил установлено, что на стыке тротуара и проезжей части следует устанавливать дорожные бортовые камни. Бортовые камни устанавливать с нормативным превышением над уровнем проезжей части не менее 150 мм, которое должно сохраняться и в случае ремонта поверхностей покрытий. Для предотвращения наезда автотранспорта на газон в местах сопряжения покрытия проезжей части с газоном рекомендуется применение повышенного бортового камня на улицах общегородского и районного значения, а также площадках автостоянок при крупных объектах обслуживания.

В силу пункта 2.4.3. Правил при сопряжении покрытия пешеходных коммуникаций с газоном можно устанавливать садовый борт, дающий превышение над уровнем газона не менее 50 мм на расстоянии не менее 0,5 м, что защищает газон и предотвращает попадание грязи и растительного мусора на покрытие, увеличивая срок его службы. На территории пешеходных зон возможно использование естественных материалов (кирпич, дерево, валуны, керамический борт и т.п.) для оформления примыкания различных типов покрытия.

Пунктом 2.4.4. Правил установлено, что при уклонах пешеходных коммуникаций более 60 промилле предусматривать устройство лестниц. На основных пешеходных коммуникациях в местах размещения учреждений здравоохранения и других объектов массового посещения, домов инвалидов и престарелых ступени и лестницы предусматривать при уклонах более 50 промилле, обязательно сопровождая их пандусом. При пересечении основных пешеходных коммуникаций с проездами или в иных случаях, оговоренных в задании на проектирование, предусматривать бордюрный пандус для обеспечения спуска с покрытия тротуара на уровень дорожного покрытия.

В соответствии с пунктом 2.4.6. Правил пандус обычно выполняется из нескользкого материала с шероховатой текстурой поверхности без горизонтальных канавок. При отсутствии ограждающих пандус конструкций следует предусматривать ограждающий бортик высотой не менее 75 мм и поручни. Зависимость уклона пандуса от высоты подъема рекомендуется принимать по таблице 12 приложения N 2 к настоящим Правилам. Уклон бордюрного пандуса следует, как правило, принимать 1:12.

На основании пункта 2.4.8. Правил по обеим сторонам лестницы или пандуса предусматривать поручни на высоте 800 - 920 мм круглого или прямоугольного сечения, удобного для охвата рукой и отстоящего от стены на 40 мм. При ширине лестниц 2,5 м и более предусматривать разделительные поручни. Длину поручней устанавливать больше длины пандуса или лестницы с каждой стороны не менее чем на 0,3 м, с округленными и гладкими концами поручней. При проектировании предусматривать конструкции поручней, исключающие соприкосновение руки с металлом.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, одним из которых является исполнение обязанности в натуре.

В соответствии с пунктом 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Как установлено в судебном заседании и следует из актов прокурорской проверки от 28 марта 2020 года, на участке дороги по проспекту Энергетиков, микрорайон 3 г.Шарыпово, около строения № 17 а (магазин «Слива») имеется парковочный карман, который не оборудован местом для парковки инвалидов (фото № 1). На участке местности пересечения пешеходных и транспортных путей между домами № 2 и № 3, имеющих перепад более 0,015 м, с обеих сторон проезжей части не оборудованы бордюрным камнем, перед преградой не имеется тактильного покрытия, пандус не соответствует установленным нормам, отсутствуют поручни (фото № 2.).На участке дороги по адресу: Красноярский край, город Шарыпово, улица Гoрького, регулируемый наземный пешеходный переход напротив строения № 1Б, микрорайон Пионерный (магазин «Ветеран») в месте пересечения пешеходных и транспортных путей перепад высот составляет более 0,015 метров, со стороны проезжей части напротив микрорайона Пионерный, съезд с пешеходных путей по всей ширине не обустроен бордюрным камнем, а перепад высот между гранью съезда и проезжей части с обеих сторон, превышает предельно допустимые нормы, предусмотренные п. 5.1.8 СП 59.13330.2016 (фото № 3) (л.д.11-13).

Заместителем Шарыповского межрайонного прокурора Кулешовым А.О. в адрес Администрации города Шарыпово Красноярского края внесены представления с требованием о принятии мер к устранению выявленных нарушений: от 14 октября 2018 года № 1824ж-2018 и от 30 марта 2020 года № 7-01-2020 (л.д. 14-19, 32-34).

На представления были направлены ответы со ссылкой на отсутствие достаточного финансирования и невозможность в связи с этим устранить выявленные нарушения (л.д. 20-21, 35-36).

Кроме того, как следует из имеющихся в материалах дела заявлений, гражданка Воронцова Н.Ф., проживающая по адресу: город Шарыпово, микрорайон Северный, д. 4, неоднократно обращалась в Шарыповскую межрайонную прокуратуру и Администрацию города Шарыпово о проведении восстановительных работ на земельном участке между многоквартирными домами № 4 и № 5 в микрорайоне Северный, находящегося в муниципальной собственности (л.д. 22, 26, 27,37, 41).

Шарыповской межрайонной прокуратурой, в рамках проведения проверок по факту обращения Воронцовой Н.Ф., 08 октября 2019 года и 25 мая 2020 года были направлены запросы в Администрацию города Шарыпово о предоставлении информации о проведении восстановительных работ в микрорайоне Северный, между домами № 4 и № 5 (л.д. 23, 38).

В ответах на запросы 11 октября 2019 года и 28 мая 2020 года Администрация города Шарыпово Красноярского края сообщила, что по причине дефицита городского бюджета работы по благоустройству обозначенного участка территории Северного микрорайона за счет бюджетных средств в ближайшее время не запланированы (л.д. 25, 39, 40). Также Администрацией города Шарыпово Красноярского края давались ответы Воронцовой Н.Ф. об отсутствии финансовой возможности в городском бюджете для восстановительных работ в микрорайоне Северный (л.д. 28-31).

17 июня 2020 года помощником Шарыповского межрайонного прокурора Мартыновым А.М., в рамках рассмотрения обращения Воронцовой Н.Ф. и осуществления контроля за исполнением ранее внесенного представления был проведен осмотр земельного участка находящегося в муниципальной собственности, расположенного между многоквартирными домами№ 5 и № 4 микрорайона Северный города Шарыпово. В результате осмотра выявлено, что восстановительные работы в микрорайоне Северный между домами № 4 и № 5 не проведены (фото № 1, фото № 2, л. д. 42; фото № 3, фото № 4 л.д. 43).

Постановлением Администрации города Шарыпово Красноярского края от 21 сентября 2020 года № 187 утвержден реестр парковок общего пользования муниципального образования Администрации города Шарыпово (л.д. 60). В приложении № 1 данного постановления парковка на участке дороги по проспекту Энергетиков, микрорайон 3, около строения № 17 а (магазин Слива) действительно не значится (л.д. 61).

Вместе с тем, фактически парковочный карман существует и является частью автодороги, находящейся в ведении муниципального образования город Шарыпово. Парковочный карман находится возле магазина «Слива», относящегося к объектам торговли.

В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.

При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.

В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований.

Это такие требования, как досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; удобство и комфорт жизнедеятельности и другие.

Таким образом, исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, анализа перечисленных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что Администрацией города Шарыпово не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов).

При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.

Нормы действующего законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Доводы ответчика о том, что социальная поддержка инвалидов в виде организации выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов около здания, в котором расположен объект торговли, на участке дороги по проспекту Энергетиков, микрорайон 3, около строения № 17 а (магазин «Слива») не является расходным обязательством муниципалитета, и подлежит возложению на субъекта предпринимательской деятельности либо собственников объектов недвижимости, не основаны на действующем законодательстве, а потому подлежат отклонению.

Отсутствие у ответчика по делу достаточных денежных средств не освобождает ответчика от исполнения возложенных в силу закона обязанностей.

С учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий, при отсутствии доказательств со стороны ответчика, суд приходит к выводу о том, что выявленные прокурором нарушения должны быть устранены в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Оценив доказательства по делу в совокупности, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Иск Шарыповского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование город Шарыпово Красноярского края в лице Администрации города Шарыпово в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- обустроить парковочный карман на участке автодороги по проспекту Энергетиков г. Шарыпово (около строения № 17 а 3-го микрорайона г. Шарыпово) местом для парковки инвалидов;

- привести участок местности - пересечения пешеходных и транспортных путей между домами № 2 и № 3 по ул. Горького г. Шарыпово по тротуару вдоль микрорайона Пионерный в соответствие с правилами благоустройства территории городского округа города Шарыпово – с обеих сторон проезжей части произвести работы по оборудованию бордюрным камнем, перед преградой установить тактильное покрытие, привести в соответствие пандусы и поручни;

- обустроить участок местности между многоквартирными домами № 4 и № 5 микрорайона Северный соответствующим правилам благоустройства территории городского округа города Шарыпово – покрытием поверхности, обеспечивающим условия безопасного и комфортного передвижения, произвести работы по установлению ограждения бордюрным камнем.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2020 года.

Председательствующий: