ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6431/2023 от 17.07.2023 Ленинскогого районного суда г.Тюмени (Тюменская область)

УИД 72RS0014-01-2023-006401-97

Дело № 2 - 6431/2023

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 17 июля 2023 года

Ленинский районный суд г. Тюмени в составе: председательствующего судьи Мурай Ю.В.,

при секретаре Секисовой А.А.,

с участием (путем использования видеоконференц-связи) старшего помощника Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры Дзгоева Валерия Анатольевича,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Реском-Тюмень» о возложении обязанности принять меры по ликвидации горной выработки,

УСТАНОВИЛ:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Реском-Тюмень» о возложении обязанности в срок не позднее 30.11.2023 принять меры по ликвидации горной выработки, образовавшейся в результате разведки и добычи песка на месторождении "Гидронамывной карьер на ПК 1138" в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках лицензии СЛХ80824ТЭ, путем проведения на основании утвержденного (согласованного) проекта работ и предоставления в департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа документации, подтверждающей приведение горной выработки в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану природной среды, сохранность месторождений, горной выработки, для подписания акта о ее ликвидации.

Требования мотивирует тем, что Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой в ходе проверки деятельности ООО «Реском-Тюмень» выявлены нарушения требований законодательства о недропользовании.

ООО «Реском-Тюмень» в период с 18.08.2011 по 31.07.2021 на основании лицензии СЛХ80824ТЭ осуществляло разведку и добычу песка на месторождении «Гидронамывной карьер на ПК 1138».

Приказом руководителя департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.08.2021 № 2707 прекращено право ООО «Реском-Тюмень» на пользование недрами по лицензии СЛХ80824ТЭ, в связи с истечением установленного лицензией срока пользования участком недр.

В нарушение вышеуказанных требований закона ООО «Реском-Тюмень» до настоящего времени, по истечении срока действия лицензии СЛХ80824ТЭ необходимые работы по ликвидации горных выработок в соответствии с разработанным в установленном порядке проектом не произведены, соответствующие акты о ликвидации горных выработок не оформлены, с Департаментом природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа не согласованы.

Представитель истца старший помощник Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Дзгоев В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Реском-Тюмень» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица Департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представили пояснения, в которых указали, что исковые требования поддерживают, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Руководствуясь положениями статьи 233 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и представителя третьего лица в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ООО "Реском-Тюмень" в период с 18.08.2011 по 31.07.2021 на основании лицензии СЛХ80824ТЭ осуществляло добычу песка на месторождении "Гидронамывной карьер на ПК 1138" трассы а/д Сургут-Салехард, участок Надым-Салехард в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, что подтверждается лицензией на пользование недрами СЛХ 80824 ТЭ, лицензионным соглашением, приказом №662 от 28.07.2011, дополнением к лицензии на пользование недрами от 04.10.2013, дополнением №2 к лицензии на пользование недрами от 04.10.2013, дополнением №3 к лицензии на пользование недрами от 23.05.2016, дополнением №4 к лицензии на пользование недрами, приказом о продлении сроков действий лицензии на пользование недрами (л.д. 14-38).

На основании информации департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа было принято решение о проведении проверки в отношении ООО "Реском-Тюмень", предметом проверки является исполнение требование законодательства о недропользовании (л.д. 9).

28.03.2023 в адрес ООО "Реском-Тюмень" прокурором было направлено требование, согласно которому ООО "Реском-Тюмень" было уведомлено о проведении проверки по исполнению обязанности по проведению горных выработок и земельных участков в надлежащее состояние по окончании срока действия лицензии на право пользования недрами СЛХ80824ТЭ (л.д.10-11).

ООО "Реском-Тюмень" в ответ на требование прокурора уведомило прокурора, что ООО "Реском-Тюмень" обратилось в департамент природных ресурсов и экологии Ямало-ненецкого автономного округа с целью подписания акта консервации/ликвидации горной выработки (л.д.12-13).

20.04.2023 прокурор в адрес ООО "Реском-Тюмень" было направлено представление об устранении нарушений закона, в соответствии с которым в нарушение требований закона ООО "Реском-Тюмень" до настоящего времени, то есть по истечении более года со дня окончания срока лицензии необходимые работы по ликвидации горных выработок в соответствии с разработанными в установленном порядке проектом не произведены, соответствующие акты о ликвидации горных выработок не оформлены, с ДПР ЯНАО не согласованы (л.д.46-48).

Из ответа от 26.04.2023 № 0733 ООО "Реском-Тюмень" следует, что ООО «Реском-Тюмень», рассмотрев полученное представление № 7-50-2023 от 20.04.2023, сообщает следующее:

Пользование участком недр с целью разведки и добычи песка на месторождении «Гидронамывной карьер на ПК 1138» трассы а/д Сургут- Салехард, участок Надым-Салехард, Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществлялось в рамках лицензий СЛХ80824ТЭ от 18.08.2011 на основании проектной документации 2011-120ГМ-И, согласованной приказом № 856 от 15.08.2014 ДПРРЛО и РНГК ЯНАО.

Работы по приведению земельного участка горной выработки осуществлялось на основании тома 5. «Рекультивация карьера» в составе проекта 2011-120ГМ-И, разработанного организацией «Надымский лезхоз- филиал окружного автономного учреждения «Леса ЯМАЛА»».

Факт приведения в надлежащее состояние участка недр подтверждается актами приема передачи лесных участков и актами осмотра рекультивированных участков. При этом акт о ликвидации (консервации) горных выработок не требовался и не оформлялся. На сегодняшний день ООО «Реском-Тюмень» приняло следующие меры по устранению нарушений закона: 13.04.2023 ООО «Реском-Тюмень» (Заказчик) заключило с ООО «ПурГеоКом» (Исполнитель) договор № 046- 2023, в соответствии с которым Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по разработке технического проекта па ликвидацию горнодобывающего предприятия и горной выработки при разработке гидронамывного карьера на ПК 1138 автодороги Надым-Салехард в срок с 13.04.2023 по 01.07.2023.

После разработки проекта он будет направлен на согласование в ДПР ЯНАО. Также ООО «Реском-Тюмень» будет подготовлен и направлен в ДПР ЯНАО на рассмотрение и подписание акт о ликвидации горной выработки.

Впредь ООО «Реском-Тюмень» обязуется не допускать подобных нарушений.

Отдел недропользования, на который была возложена обязанность соблюдения требований законодательства о недропользовании, в настоящее время расформирован, сотрудники отдела сокращены. В связи с чем применение дисциплинарного взыскания невозможно. (л.д. 49-50).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон Российской Федерации «О недрах») недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Согласно п. 9 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию.

Соблюдение установленного порядка ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, в соответствии с п. 9 ст. 23 Закона Российской Федерации «О недрах» является одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр.

На основании ст. 26 Закона Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 123-ФЗ) горные выработки, буровые скважины и иные сооружения, связанные с пользованием недрами, подлежат ликвидации или консервации по истечении установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или при досрочном прекращении пользования недрами.

У лица, право пользования недрами которого прекращено, в том числе досрочно, сохраняются не исполненные им ранее или ненадлежаще исполненные обязательства пользователя недр по ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, до дня их полного исполнения.

При полной или частичной ликвидации или консервации горные выработки, буровые скважины и иные сооружения, связанные с пользованием недрами, должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, сохранность зданий и сооружений, а при консервации также сохранность месторождения, горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, на все время консервации. Для ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.

При ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, геологическая, маркшейдерская и иная документация, оформленная на дату ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, сдается на хранение в порядке, предусмотренном статьей 27 настоящего Закона.

Ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, указанными в статьях 37 и 38 настоящего Закона.

Ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств пользователей недр, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой статьи 21 настоящего Закона.

Согласно части 2 статьи 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах» ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2127 (далее - Порядок № 2127).

Согласно пункту 8 Порядка № 2127 проектная документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с пунктом 11 Порядка № 2127 уполномоченный орган осуществляет согласование проектной документации по участкам недр местного значения, предоставленным в пользование для осуществления видов пользования недрами, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 6 Закона о недрах, в том числе, технического проекта ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в отношении общераспространенных полезных ископаемых, и изменения к нему.

Согласно ст. 35 Закона Российской Федерации «О недрах» основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов Российской Федерации.

При этом ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных е пользованием недрами, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, указанными в ст. 37, 38 Закона Российской Федерации «О недрах» (органы геологического контроля (надзора) и федерального государственного горного надзора).

Хозяйственная и иная деятельность органов власти, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.

Поскольку до настоящего времени требования прокуратуры не выполнены, ООО «Реском-Тюмень» по истечении срока действия лицензии СЛХ80824ТЭ необходимые работы по ликвидации горных выработок в соответствии с разработанным в установленном порядке проектом не произведены, соответствующие акты о ликвидации горных выработок не оформлены, с Департаментом природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа не согласованы, то суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 3, 12, 56, 57, 67, 194-199, 103, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации - удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Реском-Тюмень» (ИНН 7203133626, ОГРН 1037200589250) в срок не позднее 30.11.2023 принять меры по ликвидации горной выработки, образовавшейся в результате разведки и добычи песка на месторождении «Гидронамывной карьер на ПК 1138» в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках лицензии СЛХ80824ТЭ, путем проведения на основании утвержденного (согласованного) проекта работ и предоставления в департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа документации, подтверждающей приведение горной выработки в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды и сохранность месторождений, горной выработки, для подписания акта о ее ликвидации.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Реском-Тюмень» (ИНН 7203133626, ОГРН 1037200589250) в доход муниципального образования городской округ город Тюмень государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 июля 2023 года.

Председательствующий судья /подпись/ Ю.В. Мурай

Подлинник судебного акта подшит

в гражданское дело №2- 6431/2023

и хранится в Ленинском районном суде г. Тюмени.

Копия верна.

Решение (не) вступило в законную силу

«____» ___________________ 20 ____ г.

Судья Ю.В. Мурай

Секретарь: А.А. Секисова