Дело № 2-6432/10 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего Гапанцовой А.А.
при секретаре Рябиковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
28 декабря 2010 года
гражданское дело по жалобе Администрации города Кемерово на действия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Миновской Е.И., суд
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Кемерово обратилась в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Миновской Е.И., просят признать незаконным предупреждение об уголовной ответственности по ст.135 Уголовного кодекса РФ от 17.11.2010 ### вынесенное судебным приставом- исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области Миновской Е.И.
Свои требования мотивирует тем, что судебным приставом — исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области Миновской Е.И. **.**.**** было вынесено предупреждение об уголовной ответственности по ст.315 Уголовного кодекса РФ ###.
В администрацию города Кемерово данное предупреждение поступило **.**.****.
Считают вынесенное предупреждение незаконным и нарушающим права органов местного самоуправления по следующим основаниям.
Ответственность за злостное неисполнение или воспрепятствование исполнению решения суда установлена ст.315 Уголовного кодекса РФ.
Данная ответственность наступает в случае: умышленного бездействия должностного лица организации — должника по реализации судебного решения; совершения должностным лицом действий, направленных на то, чтобы помешать исполнению судебного решения. Злостность проявляется в продолжительном неисполнении судебного акта несмотря на неоднократные требования уполномоченных органов.
**.**.**** Центральным районным судом г.Кемерово было вынесено решение об обязании администрации г.Кемерово предоставить Филоненко В.Н. на состав семьи из 4-х человек жилое помещение, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета. При этом в мотивировочной части решения судом был сделан вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований Филоненко В.Н. за счет средств местного бюджета, поскольку право граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, на улучшение жилищных условий на льготных условиях предусматривалось Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с п. 14 ст. 15 указанного Закона, в редакции от 27.11.2002, действовавшей на момент вынесения решения судом 12.05.2003, военнослужащие, уволенные в запас или отставку, не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а так же внебюджетных источников финансирования.
Порядок улучшения жилищных условий граждан, уволенных с военной службы, на момент вынесения решения судом 12.05.2003 регулировался Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054. Указанные Правила предусматривали следующие способы улучшения жилищных условий военнослужащих, уволенных в запас или отставку: предоставление жилого помещения, приобретенного или построенного за счет средств федерального бюджета по договору социального найма, выдача государственного жилищного сертификата на строительство, либо приобретение жилого помещения. С 2001 года для улучшения жилищных условий граждан, уволенных в запас или отставку, администрации города Кемерово выделялись только государственные жилищные сертификаты, денежные средства на приобретение либо строительство жилья из федерального бюджета не поступают.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в Закон «О статусе военнослужащих» были внесены изменения, согласно которым обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. Учитывая данные изменения, иных способов улучшения жилищных условий указанной категории граждан, кроме как выдача государственных жилищных сертификатов, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Порядок выдачи государственных жилищных сертификатов регламентируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением «Правительства РФ от 21.03.2006 № 153. В соответствии с п. 19 указанных Правил участие в подпрограмме возможно только на основании заявления гражданина, к которому должен быть приложен соответствующий пакет документов.
Администрацией г.Кемерово В.Н. Филоненко письмами от 05.06.2006, 06.02.2008, 05.11.2008, 18.02.2009, 21.10.2009, а также неоднократно на приеме граждан предлагалось в порядке, предусмотренном действующим законодательством, написать заявление на получение государственного "жилищного сертификата». Однако до настоящего момента Филоненко В.Н. от данного способа исполнения решения суда отказывается.
Европейский Суд по правам человека постановлением от 31.07.2008 отказал в удовлетворении жалобы В.Н. Филоненко по тем основаниям, что заявитель отказался принять реальное исполнение решения суда.
Учитывая изложенное постановлением судебного пристава - исполнителя Миновской Е.И. от **.**.**** исполнительное производство по исполнению решения Центрального районного суда от **.**.**** в отношении Филоненко В.Н., возбужденное 21.01.2008, было окончено в соответствии со ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с тем, что взыскатель своими действиями препятствует исполнению.
Таким образом, обстоятельств, позволяющих сделать вывод о возможности злостного неисполнения должностными лицами администрации г.Кемерово или воспрепятствования ими исполнению решения Центрального районного суда от **.**.****, не имелось. Как лицо, непосредственно осуществляющее данное исполнительное производство, судебный пристав — исполнитель Миновская Е.И. не могла не знать об этом.
Постановлением старшего судебного пристава от **.**.**** постановление судебного пристава - исполнителя Миновской Е.И. от **.**.**** об окончании исполнительного производства отменено, исполнительное производство возобновлено.
Требованием судебного пристава — исполнителя Миновской Е.И. от **.**.**** установлен срок для исполнения администрацией г.Кемерово решения Центрального районного суда от **.**.**** в отношении Филоненко В.Н. - **.**.****.
Предупреждение об уголовной ответственности по ст.315 Уголовного кодекса РФ от **.**.**** ### было вынесено без учета данного срока.
В соответствии с п. 18 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, «судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению».
Иных случаев для вынесения предупреждения об уголовной ответственности по ст.315 Уголовного кодекса РФ Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», иными нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Таким образом, предупреждение об уголовной ответственности по ст.315 Уголовного кодекса РФ от **.**.**** ### было вынесено без учета вышеуказанных положений законодательства.
Представитель администрации города Кемерово Фролов С.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Миновская Е.И. требования признала.
Суд, выслушав судебного пристава-исполнителя, изучив письменные материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 441 ГПК РФ, на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного постановления, постановления государственного или иного органа либо на отказ в совершении таких действий взыскателем или должником может быть подана жалоба. Жалоба подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель, в течение десяти дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенным о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало о нем известно. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение суда.
Согласно ст. 12 ФЗ от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» (в ред. ФЗ от 25.12.2008 № 280-ФЗ), судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судом установлено, что судебным приставом — исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области Миновской Е.И. **.**.**** было вынесено предупреждение об уголовной ответственности по ст.315 Уголовного кодекса РФ ###.
В администрацию города Кемерово данное предупреждение поступило **.**.****.
Ответственность за злостное неисполнение или воспрепятствование исполнению решения суда установлена ст.315 Уголовного кодекса РФ.
Данная ответственность наступает в случае: умышленного бездействия должностного лица организации — должника по реализации судебного решения; совершения должностным лицом действий, направленных на то, чтобы помешать исполнению судебного решения. Злостность проявляется в продолжительном неисполнении судебного акта несмотря на неоднократные требования уполномоченных органов.
Решением Центральным районным судом г.Кемерово от **.**.**** постановлено: обязать администрацию г.Кемерово предоставить Филоненко В.Н. на состав семьи из 4-х человек жилое помещение, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета.
Кроме того, в мотивировочной части решения судом указано об отсутствии оснований для удовлетворения требований Филоненко В.Н. за счет средств местного бюджета, поскольку право граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, на улучшение жилищных условий на льготных условиях предусматривалось Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с п. 14 ст. 15 указанного Закона, в редакции от 27.11.2002, действовавшей на момент вынесения решения судом 12.05.2003, военнослужащие, уволенные в запас или отставку, не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а так же внебюджетных источников финансирования.
Порядок улучшения жилищных условий граждан, уволенных с военной службы, на момент вынесения решения судом **.**.**** регулировался Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054. Указанные Правила предусматривали следующие способы улучшения жилищных условий военнослужащих, уволенных в запас или отставку: предоставление жилого помещения, приобретенного или построенного за счет средств федерального бюджета по договору социального найма, выдача государственного жилищного сертификата на строительство, либо приобретение жилого помещения. С 2001 года для улучшения жилищных условий граждан, уволенных в запас или отставку, администрации города Кемерово выделялись только государственные жилищные сертификаты, денежные средства на приобретение либо строительство жилья из федерального бюджета не поступают.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в Закон «О статусе военнослужащих» были внесены изменения, согласно которым обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до **.**.**** в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. Учитывая данные изменения, иных способов улучшения жилищных условий указанной категории граждан, кроме как выдача государственных жилищных сертификатов, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Порядок выдачи государственных жилищных сертификатов регламентируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением «Правительства РФ от 21.03.2006 № 153. В соответствии с п. 19 указанных Правил участие в подпрограмме возможно только на основании заявления гражданина, к которому должен быть приложен соответствующий пакет документов.
Администрацией г.Кемерово Филоненко В.Н. письмами от **.**.****, **.**.****, **.**.****, **.**.****, **.**.****, а также неоднократно на приеме граждан предлагалось в порядке, предусмотренном действующим законодательством, написать заявление на получение государственного "жилищного сертификата». Однако до настоящего момента Филоненко В.Н. от данного способа исполнения решения суда отказывается.
Постановлением Европейского Суда по правам человека от **.**.**** отказано в удовлетворении жалобы Филоненко В.Н. по тем основаниям, что заявитель отказался принять реальное исполнение решения суда.
Из постановления судебного пристава - исполнителя Миновской Е.И. от **.**.**** следует, что исполнительное производство по исполнению решения Центрального районного суда от **.**.**** в отношении Филоненко В.Н., возбужденное **.**.****, было окончено в соответствии со ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с тем, что взыскатель своими действиями препятствует исполнению.
Из пояснений судебного пристава Миновской Е.И. следует, что в связи с бездействием взыскателя, выразившимся в непредставлении пакета документов и заявления, необходимых для получения сертификата, в администрацию г.Кемерово, ее **.**.**** было вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращение исполнительного документа взыскателю по п.б.ч.1. ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве», взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа. **.**.**** старшим судебным приставом МОСП по ОВИЛ Т.И.Головиной вынесено постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству, в связи с тем, что судебным приставом-исполнителем принят не в полном объеме комплекс мер для фактического исполнения требований исполнительного документа.
Предупреждение об уголовной ответственности Главе Администрации г.Кемерово В.В.Михайлову по ст.315 УК РФ являлось одним из пунктов комплекса дополнительных мер для фактического исполнения требований исполнительного документа, разработанный специалистами Управления ФССП по Кемеровской области, которые судебный пристав-исполнитель обязан исполнить.
Таким образом, суд оценивая все доказательства в совокупности приходит к выводу о том, что обстоятельств злостного неисполнения администрацией г.Кемерово или воспрепятствования ими исполнению решения не имелось.
Постановлением старшего судебного пристава от **.**.**** постановление судебного пристава - исполнителя Миновской Е.И. от **.**.**** об окончании исполнительного производства отменено, исполнительное производство возобновлено.
Требованием судебного пристава — исполнителя Миновской Е.И. от **.**.**** установлен срок для исполнения администрацией г.Кемерово решения Центрального районного суда от **.**.**** в отношении Филоненко В.Н. - **.**.****.
Предупреждение об уголовной ответственности по ст.315 Уголовного кодекса РФ от **.**.**** ### было вынесено без учета данного срока.
В соответствии с п. 18 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, «судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению».
Иных случаев для вынесения предупреждения об уголовной ответственности по ст.315 Уголовного кодекса РФ Федеральным законом от **.**.**** № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», иными нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Таким образом, предупреждение об уголовной ответственности по ст.315 Уголовного кодекса РФ от **.**.**** ### было вынесено без законных на то оснований.
При таких обстоятельствах, оценивая все доказательства в совокупности, суд считает необходимым жалобу администрации города Кемерово на действия судебного пристава-исполнителя удовлетворить, признать незаконным предупреждение об уголовной ответственности по ст. 135 Уголовного кодекса РФ от **.**.**** ###, вынесенное судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области Миновской Е.И.
Руководствуясь ст. 441 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу администрации города Кемерово на постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области Миновской Е.И. удовлетворить.
Признать незаконным предупреждение об уголовной ответственности по ст. 135 Уголовного кодекса РФ от **.**.**** ###, вынесенное судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области Миновской Е.И.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в мотивированной форме.
Судья А.А. Гапанцова
Решение в мотивированной форме изготовлено 14.01.2011 года.