ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6433/18 от 25.12.2018 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-6433/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Лушковой С.В.

при секретаре Куприенковой Л.А.,

с участием представителя ответчика МКП « Дорожное хозяйство» ФИО1

представителя третьего лица администрации МО ГО « Сыктывкар» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 25 декабря 2018 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к МКП МО ГО «Сыктывкар» о взыскании задолженности по заработной плате,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратился в суд с иском к МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» о взыскании задолженности по заработной плате, в которых просил признать незаконными действия ответчика по применению системы оплаты труда истца за период ** ** **., взыскать заработную плату в сумме 455092,65 руб., возложить обязанность производить начисление и выплату заработной платы с ** ** ** в соответствии с положениями Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на ** ** ** годы, заключенного между Федеральным дорожным агентством, Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, действие которого Дополнительным соглашением №... продлено на ** ** ** годы. Требования мотивированы неприменением ответчиком при исчислении заработной платы истцов в указанный период положений Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству. Указано, что непредставление ответчиком в установленном ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению, свидетельствует о распространении соглашения на ответчика.

Определением суда от ** ** ** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация МО ГО «Сыктывкар».

В судебном заседании истец участия не принимает, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика требования не признает.

Представитель третьего лица указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований.

Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, оценив доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО3 ** ** **. состоит в трудовых отношениях с МКП « Дорожное хозяйство» в должности водителя автомобиля 6 разряда.

МКП «Дорожное хозяйство» учреждено Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 17.11.2011 г. № 11/3581 и является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления.

В соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» учредителем и собственником имущества предприятия является муниципальное образование городского округа «Сыктывкар», от имени которого действует администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

Как следует из Устава МКП «Дорожное хозяйство» (в редакции на момент рассматриваемых отношений), предметом деятельности предприятия является эффективное управление муни­ципальным имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения (п. 3.2), для достижения указанных целей предприятие, в частности, осуществляет следующий виды деятельности: эксплуатация автомобильных дорог общего пользования, в том числе: выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, улиц и тротуаров, закрепленных за предприятием на праве оперативного управления; организация и контроль выполнения работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, улиц и тротуаров, закрепленных за предприятием на праве оперативного управления, а также осуществление приемки выполненных работ; разработка проектной, сметной документации на выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, улиц и тротуаров, закрепленных за предприятием на праве оперативного управления (п. 3.3.1).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, к основному виду деятельности МКП «Дорожное хозяйство» относиться деятельность с кодом по ОКВЭД 2 «52.21.22», а именно: деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 45, 48 ТК РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

На федеральном уровне заключено Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на ** ** ** годы между Федеральным дорожным агентством, Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР", Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (6 декабря 2013 года, N 235/14-16), опубликовано в журнале "Охрана и экономика труда" (приложение N 3 к N 4 (13) 2013 г.), газете "Солидарность" (приложение к газете "Солидарность" N 2, 2014 г.) и размещено на официальном сайте Минтруда России ...

Соглашение устанавливает общие условия оплаты и охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

Сторонами Соглашения являются: работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства в лице их представителя - Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства"; работодатели в лице их представителей: Федерального дорожного агентства (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);Союза работодателей "Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР" (представитель работодателей - организаций, входящих в состав объединения работодателей "АСПОР" и уполномочивших "АСПОР" заключить Соглашение от их имени);Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" (представитель работодателей, уполномочивших "РАДОР" на заключение настоящего Соглашения от их имени).

Данное Соглашение распространяется на работников и работодателей подрядных организаций, на работников и работодателей организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не являющихся государственными служащими, в части, не противоречащей законодательным актам, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, работников и работодателей проектных и изыскательских организаций, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников.

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений;

Согласно п.1.10. Соглашение открыто для присоединения к нему работодателей и работников, заявивших свое согласие на присоединение к Соглашению. Решение о присоединении к Соглашению оформляется совместным письмом работодателя и соответствующего профсоюзного органа данной организации с уведомлением о присоединении к Соглашению, направленным в адрес представителей сторон Соглашения.

Дополнительным соглашением №1 от 30.11.2016 продлено действие на ** ** ** годы Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на ** ** ** годы. Письмо Минтруда России от 10 марта 2017 года № 14-4/10/В-1819 «О присоединении к Дополнительному соглашению № 1 о продлении на ** ** ** годы действия Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на ** ** ** годы и внесении в него изменений и дополнений» опубликовано в Российской газете, № 58 от ** ** ** года.

Мотивированных отказов МКП «Дорожное хозяйство» от присоединения к указанному Дополнительному соглашению в Минтруд России не поступало.

Основным видом деятельности Предприятия в соответствии со сведениями о юридическом лице, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей (Код ОКВЭД 52.21.22).Данный вид деятельности относиться к вспомогательной транспортной деятельности.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность подразумевает собой комплекс работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги. Капитальный ремонт автомобильной дороги это комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется впределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги. Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Как следует из материалов дела, МКП «Дорожное хозяйство» не осуществляет работы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог, а занимается вспомогательной транспортной деятельностью, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан на благоустроенных территориях. Строительство новых сооружений, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт в том числе автомобильных дорог и улично-дорожной сети относится к Разделу «Строительство», Класс «Строительство инженерных сооружений» (ОКВЭД 42.11). Данный вид экономической деятельности не является ни основным, ни дополнительным видом деятельности предприятия и не входит в компетенцию МКП «Дорожное хозяйство», что подтверждается сведениями о юридическом лице, внесенными в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с п. 2.2. «Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на ** ** ** годы» на организации дорожного хозяйства возложена обязанность по обеспечению качественного выполнения работ по проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с требованиями норм и условиями договоров на выполнение дорожных работ, т.е. комплекс мероприятий, связанный с осуществлением дорожной деятельности.

Однако, учитывая, что МКП «Дорожное хозяйство» не является предприятием дорожной отрасли, не имеет специально-оборудованной техники и квалифицированных специалистов в дорожной области, соответственно не сможет выполнять требования, предъявляемые к организациям дорожной деятельности, установленные названным Соглашением.

В соответствии с Приложением №4 «Отраслевого тарифного соглашения в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации ** ** **» определена собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности «Жилищно- коммунальное хозяйство» на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), из которого следует, что деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей (Код ОКВЭД 52.21.22) относится к компетенции ЖКХ, а не дорожного хозяйства.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что действие «Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству ** ** ** не распространяется на МКП «Дорожное хозяйство», в связи с чем, обязанность присоединения (либо отказа от присоединения) к названному Соглашению на предприятие не возлагалась. В связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований о признании незаконными действий по применению системы оплаты труда за период ** ** **., взыскании заработной платы ** ** ** в сумме 455092,65 руб., возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы с ** ** ** в соответствии с положениями Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству ** ** **

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО3 к Муниципальному казенному предприятию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» о признании незаконными действий по применению системы оплаты труда за период ** ** **., взыскании заработной платы ** ** ** в сумме <данные изъяты> руб., возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы с ** ** ** в соответствии с положениями Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на ** ** **, - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.В.Лушкова

...