ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-643/12 от 22.11.2012 Верхнебуреинского районного суда (Хабаровский край)

Дело №2-643/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Чегдомын 22 ноября 2012 г.

Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе -

председательствующего судьи Руденко Л.В.,

с участием помощника прокурора Верхнебуреинского района Наумова С.М.

представителя администрации Верхнебуреинского муниципального района ФИО1

при секретаре Косоговой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия главы администрации Верхнебуреинского муниципального района, Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района по установлению порядка осуществления: муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, муниципального лесного контроля, контроля за проведением муниципальных лотерей на территории Верхнебуреинского муниципального района незаконным,

заинтересованные лица – глава администрации Верхнебуреинского муниципального района, Собрание депутатов Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края,

УСТАНОВИЛ

Прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия главы администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края и Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края незаконными, выразившееся в не установлении: порядка осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района; порядка осуществления муниципального лесного контроля; порядка осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, на территории Верхнебуреинского муниципального района.

Обязании главу администрации Верхнебуреинского района Хабаровского края, в месячный срок, с момента вступления решения суда в законную силу установить: порядок осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района; порядок осуществления муниципального лесного контроля; порядок осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, на территории Верхнебуреинского муниципального района.

Ссылаясь в заявлении на то, что прокуратурой проведена проверка по соблюдению органами местного самоуправления района законодательства в сфере осуществления муниципального контроля. Проведенной проверкой установлено, что нарушение требований закона, администрацией Верхнебуреинского муниципального района вопросы осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального лесного контроля, осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей не урегулированы, муниципальные правовые акты в указанных сферах правоотношений не приняты, что препятствует проведению на территории муниципального образования муниципального контроля. Прокуратурой района 05.09.2012г. в адрес главы Верхнебуреинского района внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений действующего законодательства. Вместе с тем, по результатам рассмотрения данного представления администрацией района указанные нарушения не устранены.

Отсутствие разработанного порядка осуществления на территории Верхнебуреинского района осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, вне границ населенных пунктов, в границах муниципального района, ставит под угрозу обеспечение безопасности дорожного движения на данных дорогах, что в свою очередь может вызвать причинение значительного материального и иного ущерба как гражданам, так и муниципальному образованию и как следствие интересам государства.

Отсутствие разработанного порядка осуществления муниципального лесного контроля, противоречит основным принципам лесного законодательства, направленным на обеспечение безопасности и охраны лесов.

Отсутствие разработанного порядка осуществления муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, может нарушить право субъектов предпринимательской деятельности, в случае организации ими проведения лотерей, на территории муниципального района, а также создает условие способствующие проведению нелегальных лотерей, что может негативным образом отразиться на состоянии законности и правопорядка в районе.

Таким образом, вследствие бездействия главы администрации района и собрания депутатов администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, создается угроза интересам государства, а также нарушается право неопределенного круга лиц на безопасность, благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Верхнебуреинского района требования изложенные в заявлении поддержал в полном объеме ссылаясь на обстоятельства изложенные в заявлении.

В судебном заседании представитель администрации Верхнебуреинского района требования прокурора признал частично и пояснил, что согласны с требованиями в части контроля за состоянием муниципальных дорог, но в этом направлении уже предприняты ряд мер, не принято только постановление по контролю за муниципальными дорогами, в части муниципального лесного контроля и контроля за муниципальными лотереями не согласен, поскольку администрация Верхнебуреинского муниципального района не имеет в своей собственности лесного фонда а контролировать лесной фонд находящийся в чужой собственности полагают невозможным, муниципальные лотерии в Верхнебуреинском районе никогда не проводились и их проведение не предвидится вообще, в связи с чем полагают нет необходимости в издании постановления для осуществления такого контроля. Полагают что когда возникнет необходимость в проведении такой лотереи будет издано постановление осуществляющее муниципальный контроль, так же и с муниципальным лесным контролем, когда в собственности администрации будет лесной фонд будет осуществляться и муниципальный контроль.

Представитель Собрания депутатов Верхнебуреинского района в суд не прибыл, согласно телефонограммы просит дело рассматривать в его отсутствии, предоставил отзыв из которого следует, что Решением Собрания депутатов от 25.01.2012 года № 6 создан муниципальный дорожный фонд Верхнебуреинского муниципального района с 1 января 2012 года, в размере не более <данные изъяты>% от налоговых и не налоговых поступлений в бюджет района, утверждено Положение о муниципальном дорожном фонде, где отражены основные направления деятельности фонда, порядок формирования и использования дорожного фонда, утверждена смета доходов и расходов фонда. Администрация района ведет большую работу по содержанию и ремонту дорожной сети, максимально, при своих возможностях создает благоприятные условия передвижения граждан по дорогам района, так заключен договор с ФИО6 на содержание и ремонт автодороги Чегдомын -Софийск, для этой цели районом приобретен автогрейдер и передан ФИО7 в аренду (<данные изъяты>), выделены <данные изъяты>. на ремонт (грейдерование) безхозяиновой автодороги <адрес> (<данные изъяты>), ежегодно выделяются более <данные изъяты> млн. руб. на содержание автодорог <адрес> (<данные изъяты>), <адрес> (<данные изъяты>), <адрес> (<данные изъяты>), <адрес> (<данные изъяты>), то есть со стороны Собрания депутатов, администрации района ведется постоянный контроль за состоянием и содержанием дорог на территории района, что касается нормативного правового акта по осуществлению контроля за сохранностью дорог, то в настоящее время он разрабатывается и будет принят на ближайшем заседании Собрания депутатов. Что касается принятия нормативно правового акта по осуществлению контроля за состоянием лесных участков находящихся в собственности района, то лесных участков в собственности района нет и принимать нормативный акт не под что, а принимать нормативный документ ради его принятия считаю не целесообразным. Такая же ситуация и в отношении нормативного акта на проведение лотерей на территории района. Лотереи никогда не проводились и по этой причине нормативно правовые акты не принимались (л.д. 24-25).

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.

Согласно ч. 1ст.27 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав в и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Статья 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление муниципального лесного контроля; осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей.

Согласно ст. 17.1 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии со ст. 1, ст. 2 ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Согласно Уставу Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог; осуществление муниципального лесного контроля; осуществление контроля за проведением муниципальных лотерей и др. (л.д. 14-22).

25.01.2012г. Собранием депутатов Верхнебуреинского муниципального района принято решение №6 о создании муниципального дорожного фонда Верхнебуреинского муниципального района с 1.01.2012г., утвердить Положение о муниципальном дорожном фонде (л.д. 28).

Согласно Положению о муниципальном дорожном фонде, утвержденного решением Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района, определяется порядок формирования и использования муниципального дорожного фонда. Дорожный фонд – часть денежных средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в казне Верхнебуреинского района (л.д. 26-27).

Представлена справка с наименованием автодорог, находящихся в казне Верхнебуреинского района и их балансовой стоимостью (л.д. 59).

Администрацией Верхнебуреинского муниципального района заключены муниципальные контракты на выполнение работ по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог находящихся в казне Верхнебуреинского района (л.д. 29-58).

В соответствии с ч. 1, 10 ст. 6 ФЗ от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 13 ФЗ от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 13.1 ФЗ от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (далее - орган муниципального контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Статья 98 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ предусматривает, что на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии со ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.

Согласно ст. 3, ст. 21 ч. 2 ФЗ от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» муниципальная лотерея - лотерея, которая проводится на территории одного муниципального образования. Муниципальный контроль за проведением муниципальных лотерей осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (далее - орган муниципального контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Из представленной справки отдела земельных и имущественных отношений администрации Верхнебуреинского муниципального района от 22.11.2012г. следует, что леса и лесные участки в муниципальной собственности Верхнебуреинского муниципального района отсутствуют.

По информации и.о. главы администрации района от 22.11.2012г. на территории Верхнебуреинского муниципального района муниципальные лотереи отсутствуют.

В судебном заседании установлено и следует из представленных материалов, что администрацией и Собранием депутатов Верхнебуреинского района принимаются меры по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог находящихся в казне Верхнебуреинского муниципального района, о чем представлены соответствующие доказательства, а именно: решение Собрания депутатов от 25.01.2012г. о создании муниципального дорожного фонда, положение о муниципальном дорожном фонде, муниципальные контракты, заключенные с организациями по содержанию и текущему ремонту автомобильных дорог.

Как следует из пояснений представителя администрации района в собственности Верхнебуреинском муниципальном районе отсутствуют лесные участки и на территории района не проводятся муниципальные лотереи. Доказательств заявителем опровергающих пояснения заинтересованных лиц не представлено. В связи, с чем суд приходит к выводу, что в настоящее время нет необходимости устанавливать порядок осуществления муниципального лесного контроля и контроля за проведением муниципальных лотерей, следовательно в этой части заявленных требований подлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь нормами закона, суд считает заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Требования прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края удовлетворить частично.

Признать бездействия главы администрации Верхнебуреинского муниципального района и Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в не установлении порядка осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов, в границах муниципального района – незаконным.

Обязать главу администрации Верхнебуреинского муниципального района и Собрание депутатов Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в месячный срок, со дня вступления решения в законную силу установить - порядок осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов, в границах муниципального района.

В остальной части заявленных требований отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2012 года.

Судья Л.В.Руденко