Дело № 2-643/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2014 г. г. Сочи
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Симованян К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Сочи в интересах Российской Федерации и муниципального образования город – курорт Сочи к Товариществу собственников жилья «Крокус» о признании незаконным бездействия по принятию мер к приведению объектов недвижимости к единому архитектурно-планировочному облику,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Центрального района г.Сочи обратился в суд с требованием (уточненным в судебном заседании) о признании незаконным бездействия ТСЖ «Крокус» по приведению земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2440 кв.м. по <адрес> к единому архитектурно-планировочному облику и о возложении обязанности на ответчика по устранению выявленных нарушений федерального законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Сочи Нино К.С. исковые требования поддержал и мотивировал их тем, что проведенной проверкой соблюдения градостроительной деятельности при возведении объектов капитального строительства, расположенных в зоне особой архитектурно-планировочной организации территории и приведению их к единому архитектурному облику в связи с предстоящим проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи установлено, что ответчиком ТСЖ «Крокус» допущены нарушения в области федерального законодательства. Постановлениями главы г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 2440 кв.м. по <адрес> предоставлен в собственность бесплатно жильцам многоквартирных жилых домов № «А» по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Сочи ответчику ТСЖ «Крокус» выдано разрешение № на строительство 24-этажного объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом» общей площадью 15 870,99 кв.м., сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ года. Ответчиком ТСЖ «Крокус» на указанном земельном осуществлено строительство 24 -этажного объекта капитального строительства. Согласно сведениям, представленным из Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с Правилами землепользования и застройки данный земельный участок расположен в зоне особой архитектурно-планировочной организации территории. К настоящему времени работы по благоустройству расположенного под данным объектом земельного участка не завершены. Одним из принципов градостроительной деятельности в соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ является осуществление строительства на основе Правил землепользования и застройки. Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными Решением Городского С. С. № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями на 12.12.2011) установлена зона особой архитектурно-планировочной организации территории в составе: зоны международного гостеприимства (зоны особой архитектурно-планировочной организации); территорий, прилегающих к олимпийским объектам; территорий, установленных Единой архитектурной концепцией. Кроме того, во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Сочи издано распоряжение № 306-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении единых архитектурно-ландшафтных требований к застройке и благоустройству территории при реализации «Единой концепции архитектурного развития территории проведения XXI Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи» (далее - распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № 306-р. ПЗЗ и распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № 306-р) при размещении объектов капитального строительства установлены общие требования к благоустройству территории, формированию единого архитектурно-ландшафтного пространства, единой цветовой среды, системы компенсирующих элементов, формированию ансамблей. В соответствии с требованиями 4.14.3 ст. 14 Закона № 310-ФЗ лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, находящихся в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории, за счет собственных и (или) привлеченных средств обязаны завершить строительство расположенных на них объектов капитального строительства и иных объектов, а также реконструкцию расположенных на них объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает их внешний архитектурный облик, до ДД.ММ.ГГГГ, если более ранний срок не установлен разрешениями на строительство, и привести внешний архитектурный облик указанных объектов капитального строительства и иных объектов в соответствие с установленными требованиями к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов до ДД.ММ.ГГГГ. При этом согласно ч. 14.1 ст. 14 Закона № 310-ФЗ в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ запрещается возведение объектов капитального строительства и иных объектов, а также реконструкция объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный облик указанных объектов. Земельный участок, находящийся в пользовании ответчика, расположен в зоне визуального восприятия градостроительных ансамблей, где непосредственно будут пребывать многочисленные гости и участники Олимпиады. Однако благоустройство территории данного земельного участка в срок, установленный Законом № 310-ФЗ, не завершено, в связи с чем нарушены положения ч.ч. 14.1, 14.3 ст. 14 Закона № 310-ФЗ о завершении строительных работ и приведению объекта единому архитектурному облику. Решением 119-й сессии Международного Олимпийского Комитета (далее - МОК), состоявшейся в Гватемале ДД.ММ.ГГГГ года, город Сочи выбран местом проведения XXII Зимних олимпийских игр в 2014 году. Одновременно подписано трехстороннее соглашение между Российской Федерацией, МОК и Олимпийским комитетом России. Учитывая изложенное, нарушения Закона № 310-ФЗ, выразившиеся в невыполнении Товариществом требований по приведению расположенного в ОГК объекта капитального строительства по <адрес>, влечет нарушение интересов Российской Федерации как законодателя в указанной сфере и как участника договора, явившегося основанием для возникновения международных обязательств государства. Невыполнение ответчиком требований ПЗЗ влечет нарушение интересов муниципального образования город Сочи как одного из организаторов Олимпийских игр. Согласно п. 14.4 ст. 14 Федерального закона № 310-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты», лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, находящихся в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории, и (или) лица, являющиеся правообладателями расположенных на указанных земельных участках объектов недвижимого имущества, за счет собственных и (или) привлеченных средств обязаны завершить работы по благоустройству этих земельных участков в соответствии с проектной документацией и (или) правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи до ДД.ММ.ГГГГ. Пояснил, что неисполнение требований Федерального закона № 310-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся приведения объектов капитального строительства к единому архитектурном облику, а также благоустройство земельных участков, на которых расположены такие объекты, может повлечь за собой неисполнение принятых государством международных обязательств по организации и проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года, негативно отразится на внешнем облике города Сочи как места проведения ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года. По изложенным обстоятельствам просит суд признать незаконным бездействие ТСЖ «Крокус» по приведению территории земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2440 кв.м. по <адрес> к единому архитектурно-ландшафтному облику и возложении обязанности на ответчика устранить выявленные нарушения федерального законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ года. Просит обратить данное решение суда к немедленному исполнению, так как соблюдение процессуальных сроков вступления решения суда в законную силу сделает невозможным его исполнение в установленные Федеральным законом № 310-ФЗ сроки, согласно которому объекты капитального строительства должны быть приведены к единому архитектурному облику до ДД.ММ.ГГГГ года, а соответствующие земельные участки, на которых расположены такие объекты и которые находятся в зоне особой архитектурно-планировочной организации территории, должны быть благоустроены в соответствии с проектной документацией и (или) Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представитель ТСЖ «Крокус» не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела извещен надлежащим образом, в адресованном суду ходатайстве исковые требования прокурора Центрального района г.Сочи признал в полном объеме и просил о рассмотрении данного дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель администрации г.Сочи поддержал исковые требования прокурора Центрального района г.Сочи и просил удовлетворить их в полном объеме и пояснил, что согласно акту обследования спорного объекта недвижимости и земельного участка под ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости «Многоквартирный жилой дом», расположенный на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 2440 кв.м. по <адрес> соответствует требованиям единого архитектурного облика, однако благоустройство придомовой территории не соответствует данным требованиям.
Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации уполномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Решением 119-й сессии Международного Олимпийского Комитета, состоявшейся в Гватемале ДД.ММ.ГГГГ г., город Сочи выбран местом проведения XXII Зимних олимпийских игр в 2014 году. Одновременно подписано трехстороннее соглашение между Российской Федерацией, МОК и Олимпийским комитетом России.
Исходя из смысла ст. 1 Закона № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», данный законодательный акт принят в целях регулирования отношений, возникающих в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
На основании статьи 14 названного Закона № 310-ФЗ определены особенности осуществления градостроительной деятельности в городе Сочи.
В соответствии с ч. 14 ст. 14 названного Закона в целях обеспечения единства архитектурно-планировочной организации г. Сочи как места проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр на территории муниципального образования город-курорт Сочи на период до ДД.ММ.ГГГГ устанавливаются зоны особой архитектурно-планировочной организации территории.
Границы зон особой архитектурно-планировочной организации территории и требования к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов, расположенных в границах таких зон, определяются органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи по согласованию с Госкорпорацией «Олимпстрой» и устанавливаются в Правилах землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи.
Одним из принципов градостроительной деятельности в соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ является осуществление строительства на основе Правил землепользования и застройки.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными Решением Городского С. С. № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями на 12.12.2011) установлена зона особой архитектурно-планировочной организации территории в составе:
- зоны международного гостеприимства (зоны особой архитектурно-планировочной организации);
- территорий, прилегающих к олимпийским объектам; территорий, установленных Единой архитектурной концепцией.
Во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации № ДК-П9-2150 от ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Сочи издано распоряжение № 306-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении единых архитектурно-ландшафтных требований к застройке и благоустройству территории при реализации «Единой концепции архитектурного развития территории проведения XXI Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи».
Правилами землепользования и застройки и Распоряжением администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № 306-р при размещении объектов капитального строительства установлены общие требования к благоустройству территории, формированию единого архитектурно-ландшафтного пространства, единой цветовой среды, системы компенсирующих элементов, формированию ансамблей.
В соответствии с требованиями пункта 14.3 ст. 14 Федерального закона № 310-ФЗ лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, находящихся в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории, за счет собственных и (или) привлеченных средств обязаны завершить строительство расположенных на них объектов капитального строительства и иных объектов, а также реконструкцию расположенных на них объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает их внешний архитектурный облик, до ДД.ММ.ГГГГ, если более ранний срок не установлен разрешениями на строительство, и привести внешний архитектурный облик указанных объектов капитального строительства и иных объектов в соответствие с установленными требованиями к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 14.1 ст. 14 Федерального закона № 310-ФЗ определено, что в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ запрещается возведение объектов капитального строительства и иных объектов, а также реконструкция объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный облик указанных объектов.
Постановлениями главы г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 2440 кв.м. по <адрес> предоставлен в собственность бесплатно жильцам многоквартирных жилых домов № «А» по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Сочи ответчику ТСЖ «Крокус» выдано разрешение № на строительство двадцати четырех этажного объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом» общей площадью 15 870,99 кв.м., сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ года.
Судом установлено и признано сторонами, что ответчик ТСЖ «Крокус» возвел объект капитального строительства: «Многоквартирный жилой дом» на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 2440 кв.м. по <адрес>
Согласно сведениям, представленным ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи, в соответствии с Правилами землепользования и застройки возводимый ответчиком объект капитального строительства и земельный участок под данным объектом расположены в зоне особой архитектурно-планировочной организации территории.
В соответствии с актом обследования спорного объекта недвижимости и земельного участка под ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект капитального строительства «Многоквартирный жилой дом», возведенный на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 2440 кв.м. по <адрес> соответствует требованиям единого архитектурного облика, однако благоустройство придомовой территории не соответствует данным требованиям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчиком к настоящему времени не окончены работы по приведению земельного участка придомовой территории объекта «Многоквартирный жилой дом» по <адрес> к единому архитектурному облику, чем нарушены положения пунктов 14.1, 14.3 ст. 14 Федерального закона № 310-ФЗ, предписывающие сроки завершения строительных работ и приведения капитальных объектов строительства к единому архитектурному облику.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Нарушение положений, установленных Федеральным законом № 310-ФЗ, в части невыполнения ответчиком требований по приведению расположенного в зоне особой архитектурно-планировочной организации территории объекта капитального строительства – «Многоквартирный жилой дом» по <адрес> влечет нарушение интересов Российской Федерации как законодателя в данной сфере и как участника международного договора, явившегося основанием для возникновения международных обязательств государства.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с международной организацией либо с иным образованием, в письменной форме относится к международным договорам, которые подлежат выполнению Российской Федерацией в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона № 310-ФЗ к числу организаторов Олимпийских игр и Паралимпийских игр отнесен и город-курорт Сочи.
Статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» требует обязательного выполнения муниципальных правовых актов на территории муниципального образования всеми гражданами и юридическими лицами.
Согласно п. 14.4 ст. 14 Федерального закона № 310-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты», лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, находящихся в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории, и (или) лица, являющиеся правообладателями расположенных на указанных земельных участках объектов недвижимого имущества, за счет собственных и (или) привлеченных средств обязаны завершить работы по благоустройству этих земельных участков в соответствии с проектной документацией и (или) правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что вопросы организации и проведения ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи являются особо актуальными, непосредственно связанными с престижем государства, как участника международных правоотношений, а также муниципального образования город-курорт Сочи, как места проведения ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года, неисполнение требований Федерального закона № 310-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся приведения объектов капитального строительства к единому архитектурном облику и в части благоустройства земельных участков, на которых расположены такие объекты, может повлечь за собой неисполнение принятых государством международных обязательств по организации и проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года, негативно отразится на внешнем облике города Сочи как места проведения ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года.
Таким образом, суд признает обоснованными доводы прокурора Центрального района г.Сочи о том, что неисполнение ответчиком требований Федерального закона № 310-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в части благоустройства земельного участка по <адрес>, на котором расположен возведенный им объект, может повлечь за собой неисполнение принятых государством международных обязательств по организации и проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года, негативно отразится на внешнем облике города Сочи как места проведения ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года, и как следствие нарушит интересы Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд признает заслуживающим внимание и состоятельным довод истца об обращении решения суда по данному гражданскому делу к немедленному исполнению, так как соблюдение процессуальных сроков вступления настоящего решения суда в законную силу сделает невозможным его исполнение в установленные Федеральным законом № 310-ФЗ сроки, в связи с чем суд полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, установив срок его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии с п.п. 3 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций установлена в размере 4 000 рублей, которая и подлежит взысканию с ответчика в доход государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие ТСЖ «Крокус» по благоустройству земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2440 кв.м. по <адрес>
Обязать ТСЖ «Крокус» в срок до ДД.ММ.ГГГГ завершить благоустройство земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2440 кв.м. по <адрес> и привести его в соответствие с проектной документацией и Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Взыскать с ТСЖ «Крокус» <адрес>, <данные изъяты>) государственную пошлину в доход государства в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в
Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Согласовано 28.01.2014
Судья Курин Ю.В.