ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-643/14 от 30.05.2014 Мысковского городского суда (Кемеровская область)

 Дело № 2- 643/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Мысковский городской суд Кемеровской области в составе

 председательствующего                         Литвиненко И.В.

 при секретаре                             Митьковской А.Н..

 Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Мыски 30 мая 2014 года дело по исковому заявлению прокурора г.Мыски к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Станция юных техников», Администрации Мысковского городского округа о понуждении к совершению действий,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор города Мыски обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Станция юных техников», Администрации Мысковского городского округа о понуждении к совершению действий.

 Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, расположенных на территории Мысковского городского округа.

 В ходе проверки было установлено, что здание Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» не оборудовано системой технического контроля (видеонаблюдения).

 Просит обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» принять меры по оборудованию здания системой технического контроля (видеонаблюдения).

 Обязать Администрацию Мысковского городского округа обеспечить финансирование оборудования здания МБОУ ДОД СЮТ, расположенное по адресу: г. Мыски, квартал 10, дом 1 «б», системой технического контроля (видеонаблюдения).

 В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для исполнения обязательств.

 В судебном заседании прокурор Бойко И.Н. на заявленных требованиях настаивал, просил установить ответчикам срок для совершения действий, направленных на оборудование здания системой технического контроля (видеонаблюдения) до 01 сентября 2015 года с учетом проводимых мероприятий со стороны ответчиков.

 Представитель Администрации Мысковского городского округа Задера О.С., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований, пояснив, что в настоящее время принимаются действия по оборудованию здания МБОУ ДОД СЮТ системой технического контроля (видеонаблюдения).

 Разработана Муниципальная целевая программа «Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательных учреждений на 2015-2017 гг..

 ДД.ММ.ГГГГ подана служебная записка с указанием, что проект постановления об утверждения программы передан на согласование органам Администрации Мысковского городского округа. В соответствии с п. 3.4 Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Администрации Мысковского городского округа от 27.10.2013 года № 2576-НЛ: «Согласование проекта программы осуществляется в течение 2-х недель с даты его поступления».

 Представитель Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» директор Солободчикова А.М. требований прокурора не оспорила.

 Представитель Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» Бубнова Е.А., действующая на основании доверенности, просила в иске прокурору отказать, представила отзыв на исковое заявление, в поддержание доводов которого пояснила, что МБОУ ДОД СЮТ не был включен в муниципальную программу «Профилактика терроризма и экстремизма на территории Мысковского городского округа» на 2014-2017 годы по оборудованию здания МБОУ ДОД СЮТ системой технического контроля (видеонаблюдения), приказом председателя Комитета по образованию Мысковского городского округа № 244 от 18.04.2014 г. методисту МБУ ИМЦ Комитета по образованию ФИО1 было поручено разработать Муниципальную целевую программу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательных учреждений на 2015-2017 гг. до 28 мая 2014 года. Методист ФИО1 разработал данную программу и проект постановления об утверждении данной программы, на имя председателя Комитета по образованию Мысковского городского округа ФИО2 29.05.2014 года подана служебная записка с указанием, что проект постановления об утверждения программы передан на согласование органам администрации Мысковского городского округа. В соответствии с п. 3.4 Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением администрации Мысковского городского округа от 27.10.2013 года № 2576-НЛ: «Согласование проекта программы осуществляется в течение 2-х недель с даты его поступления».

 Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

 В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

 В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

 Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

 В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" N 35-ФЗ от 06.03.2006 года, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

 Согласно п. 3 ст. 5 названного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.

 Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

 В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

 Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

 Письмом Рособразования от 16.01.2009 года N 16-2235/07-02 "О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности" предусмотрено предоставление образовательными учреждениями отчетов о выполнении антитеррористических мероприятий.

 При этом, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

 На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

 Согласно п. 5.39 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся необходимо предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".

 Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой города Мыски Кемеровской области проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, расположенных на территории города.

 В ходе проверки было установлено, что здание Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников», расположенное по адресу: г. Мыски, квартал 10, дом 1 «б», не оборудовано системой технического контроля (видеонаблюдения).

 Поскольку в образовательном учреждении отсутствует система видеонаблюдения, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, денежные средства на установку видеонаблюдения образовательному учреждению не выделены, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

 При этом, разрешая заявленные требования, суд руководствуется положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О противодействии терроризму" и исходит из того, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

 При таких обстоятельствах суд считает необходимым возложить на Администрацию Мысковского городского округа Кемеровской области обязанность обеспечить финансирование на оборудование здания Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» системой видеонаблюдения, а также обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» оборудовать здание системой видеонаблюдения, поскольку возложение данных обязанностей направлено на пресечение действий, нарушающих право на антитеррористическую безопасность или создающих угрозу его нарушения и основано также на положениях п. п. 1 и 2 ст. 1065 ГК РФ, в соответствии с которыми опасность причинения вреда в будущем может быть основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

 Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчики наделены правовыми полномочиями, а, следовательно, и обязанностями на осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и принятию мер по профилактике терроризма в данном учреждении в пределах их компетенции.

 Доводы ответчика Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников», изложенные в отзыве являются не состоятельными, поскольку удовлетворение требований прокурора, в первую очередь признает за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности.

 Таким образом, требования прокурора г.Мыски подлежат удовлетворению. Учитывая мнение прокурора, в порядке ст. 206 ГПК РФ, суд считает разумным и обоснованным установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий – до 01 сентября 2015 года.

 Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Удовлетворить исковые требования прокурора г.Мыски к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Станция юных техников», Администрации Мысковского городского округа о понуждении к совершению действий.

 Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» принять меры по оборудованию здания, расположенного по адресу: г. Мыски, квартал 10, дом 1 «б», системой технического контроля (видеонаблюдения).

 Обязать Администрацию Мысковского городского округа обеспечить финансирование оборудования здания Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников», расположенного по адресу: г. Мыски, квартал 10, дом 1 «б», системой технического контроля (видеонаблюдения).

 В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для исполнения обязательств до 01 сентября 2015 года.

 Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца.

 Решение в окончательном виде изготовлено 05 июня 2014 года.

 Судья                                     И.В. Литвиненко