ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-643/2013 от 10.04.2013 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 апреля 2013 года      город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре ЯМАЛЕЕВОЙ С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-643/2013 по заявлению муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад № об оспаривании бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ заявитель муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № (далее по тексту - МБДОУ Детский сад №) обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области (далее по тексту - МРИ ФНС Росси № по СО), выразившееся в невнесении изменений в ЕГРЮЛ относительно статуса юридического лица и возложении обязанности по внесению изменений в ЕГРЮЛ в раздел «сведения о состоянии юридического лица и регистрирующем органе, в котором находится регистрационное дело» данные о том, что МБДОУ Детский сад № «является действующим юридическим лицом». Одновременно просил взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...> руб.

В обоснование требований заявитель указал, что на основании решения Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о реорганизации МБДОУ Детский сад № путем присоединения его к МБДОУ Детский сад «Маячок» комбинированного вида. В соответствии с требованиями действующего законодательства и Приказом управления образования Администрации города Нижний Тагил МБДОУ Детский сад «<...>» было подано в МРИ ФНС России № 16 по СО заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации. ДД.ММ.ГГГГ получении свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо МБДОУ Детский сад № находится в процессе реорганизации в форме присоединения (ГРН записи - №). Постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № в вышеуказанное Постановление внесены изменения, в соответствии с которым реорганизация МБДОУ Детский сад № отменена. ДД.ММ.ГГГГ в МРИ ФНС России № 16 по СО подано заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменения о том, что МБДОУ Детский сад № является действующим. ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС России № 16 по СО в адрес заявителя направлено информационное письмо об отсутствии возможности внести соответствующие изменения.

Представитель МБДОУ Детский сад № ФИО1 в судебном заседании заявленные требования и обоснование требований поддержала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица МРИ ФНС России № 16 по СО в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором просил рассмотреть в его отсутствие. Суд, обсудив неявку представителя заинтересованного лица, определил в соответствии с частью 5 статьи 167 и частью 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.

В письменном отзыве заинтересованное лицо предъявленные требования не признает и просит производство по делу прекратить. По мнению заинтересованного лица заявление принято к рассмотрению суда с нарушением правил подведомственности и подлежит рассмотрению и разрешению арбитражным судом, поскольку и заявитель и заинтересованное лицо являются юридическими лицами.

Заслушав представителя заявителя, огласив письменный отзыв заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом (далее - корпоративные споры), в том числе по спорам, связанным с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица, и по спорам, связанным с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юридического лица, а также споры, возникающие из гражданских правоотношений, между указанными лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц.

Вместе с тем, возникший спор не связан с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, так как МБДОУ Детский сад № является некоммерческим образовательным учреждением, не объединяет какие-либо коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей; одновременно МБДОУ Детский сад № не имеет статуса саморегулируемой организации, - доказательств этого суду не представлено.

Кроме того, согласно разъяснениям, данным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в судах общей юрисдикции независимо от состава участников правоотношений, из которых возникло требование, не могут рассматриваться дела об оспаривании отказа в государственной регистрации, уклонения от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (пункт 3 части 1 и часть 2 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако дела об оспаривании отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций, в частности общественных объединений, религиозных организаций, политических партий, уклонения от такой регистрации подведомственны судам общей юрисдикции (пункт 5 статьи 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьи 23, 42, 44 Федерального закона «Об общественных объединениях», статьи 12, 14 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», статья 20 Федерального закона «О политических партиях»).

Одновременно в силу пункта 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

При указанных обстоятельствах оспариваемое бездействие подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, оснований для прекращения производства по делу судом не усматривается.

Как установлено в судебном заседании, МБДОУ Детский сад № зарегистрировано МРИ ФНС России № 16 по СО в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ (государственный регистрационный номер №).

На основании Постановления Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «<...>» комбинированного вида» принято решение о реорганизации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «<...>» комбинированного вида в форме присоединения к нему МБДОУ Детский сад №.

ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесены сведения о том, что МБДОУ Детский сад № находится в процессе реорганизации в форме присоединения (ГРН записи - №).

Постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № в вышеуказанное Постановление ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения, в соответствии с которым реорганизация МБДОУ Детский сад № отменена.

ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ Детский сад № представило в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в реестре, просил включить в раздел «сведения о состоянии юридического лица и регистрирующем органе, в котором находится регистрационное дело» данные о том, что МБДОУ Детский сад № «является действующим юридическим лицом», приложив к нему Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №.

По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на пункт 4 статьи 5, пункт 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Закон о государственной регистрации), Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» направлена информация о невозможности внести в ЕГРЮЛ сведения об отмене процедуры реорганизации юридического лица, поскольку отсутствует утвержденная в установленном порядке форма заявления либо уведомления, содержащего сведения об отмене процедуры реорганизации юридического лица.

МБДОУ Детский сад №, посчитав названное информационное письмо инспекции незаконным и нарушающим его права, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Статьей 1 Закона о государственной регистрации установлено, что данным Законом регулируются отношения, возникающие в том числе в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением реестра. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, этого Закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Сведений о завершении процедуры реорганизации и внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица МБДОУ Детский сад №, суду не представлено.

Действующее законодательство не предусматривает, что начавшаяся реорганизация юридического лица носит необратимый характер и должна быть непременно завершена.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11 Закона о государственной регистрации решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Для внесения в реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации заявителем представляется заявление по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных указанным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в реестре (пункт 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации).

Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Законом о государственной регистрации не предусмотрено, приведенный в статье 23 этого Закона перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Отсутствие специальных норм о порядке государственной регистрации прекращения реорганизационных процедур либо отмене ранее принятого решения о реорганизации, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации соответствующих изменений, поскольку действующее гражданское законодательство не содержит препятствий для отмены ранее принятого решения о реорганизации юридического лица, соответственно, не должно быть препятствий и при государственной регистрации таких изменений.

Таким образом, у инспекции отсутствуют основания для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в реестре, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Оспариваемое бездействие инспекции следует признать незаконным как не соответствующее требованиям действующего законодательства, а также нарушающее права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявителю подлежат по возмещению судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> руб.

Руководствуясь статьями 12, 194-199,320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области, выразившееся в невнесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в сведения о юридическом лице муниципальном бюджетном образовательном учреждении детский сад №, содержащиеся в реестре, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в сведения о юридическом лице муниципальном бюджетном образовательном учреждении детский сад № в разделе «сведения о состоянии юридического лица и регистрирующем органе, в котором находится регистрационное дело» данные о статусе юридического лица - «является действующим юридическим лицом».

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области в пользу муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад № судебные расходы в сумме <...> рублей <...> копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья -        М.В. ПЕСТЕРНИКОВА