Дело №2-643/2022
УИД 23RS0052-01-2022-000938-64
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Тихорецк 06 июля 2022 года
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Сухорутченко В.А.,
секретаря судебного заседания Сафроновой М.А.,
с участием прокурора Веселовой Ж.Ю.,
ответчика ФИО8, ее представителя адвоката Винокуровой И.А., представившей удостоверение №7342 от 21.09.2020, ордер №268701 от 25.04.2022,
представителей ответчика администрации муниципального образования Тихорецкий район – ФИО9, действующей на основании доверенности №3807 от 22.04.2022, ФИО10, действующей по доверенности №7748 от 21.09.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Тихорецкий район, ФИО8 о признании незаконным решения администрации муниципального образования Тихорецкий район, бездействия муниципального служащего и возложении обязанности по расторжению муниципального трудового договора,
установил:
Тихорецкий межрайонный прокурор (далее – прокурор), действуя в интересах муниципального образования Тихорецкий район, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Тихорецкий район о признании не надлежаще рассмотренным представления межрайонного прокурора от 09.12.2021 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, направленного в адрес муниципального образования Тихорецкий район; признании незаконным бездействия муниципального служащего муниципального образования Тихорецкий район ФИО8, выразившееся в непринятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, признании ее стороной конфликта интересов; признании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов муниципального образования Тихорецкий район об отсутствии конфликта интересов между ФИО8 и ФИО11 незаконным; о возложении на администрацию муниципального образования Тихорецкий район обязанности расторгнуть муниципальный (трудовой) договор с ФИО8 по пункту 1 части 1 статьи 13.1 Закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в связи с утратой доверия; о возложении на администрацию муниципального образования Тихорецкий район обязанности включить сведения о применении к ФИО8, замещающей муниципальную должность, взыскании в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, по результатам которой в деятельности администрации Тихорецкий район выявлены нарушения в указанной сфере. Проведенной проверкой установлено, что ФИО8 является заместителем главы администрации муниципального образования Тихорецкий район. Разделом 7 распоряжения администрации муниципального образования Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ№ к должностным обязанностям ФИО8 отнесены непосредственная координация и курация работы, в том числе управления муниципальных ресурсов администрации.
ФИО11 назначена на должность главного специалиста управления жилищных отношений администрации 11.03.2019 с испытательным сроком три месяца на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ№ и распоряжения администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ При этом, ФИО11, состоящая с ФИО8 в родственных отношениях, являясь ее двоюродной сестрой, с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-л/с переведена на должность главного специалиста сектора муниципального земельного контроля управления муниципальных ресурсов администрации.
В соответствии с пунктом 1.8 должностной инструкции главного специалиста сектора муниципального земельного контроля управления муниципальных ресурсов администрации ФИО11 непосредственно подчинена заместителю главы администрации муниципального образования Тихорецкий район ФИО8 Пунктом 3.8 инструкции установлено, что главный специалист обязан выполнять устные и письменные поручения главы, заместителя главы, начальника управления. Согласно пункту 3.7 должностной инструкции заместителя главы администрации ФИО8 координирует и контролирует работу управления муниципальных ресурсов. Фактически ФИО11 с момента трудоустройства в администрацию муниципального образования Тихорецкий район с 11.03.2019 по 31.03.2019 исполнялись следующие виды работ, входящие в должностные обязанности: обработка документов по признанию граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; за период с 01.04.2019 по 31.05.2021 – рассмотрение обращений граждан и их консультирование по вопросам, входящим в компетенцию сектора муниципального земельного контроля; участие в мероприятиях по проверке целевого использования земельных участков, выявления самовольного занятия или использования земельных участков без правоустанавливающих документов физическими и юридическими лицами, участие в рейдовых мероприятиях по предотвращению, выявлению, пресечению самовольного строительства на территории сельских поселений Тихорецкого района; подготовка проектов постановлений администрации об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории; за период с 01.06.2021 по настоящее время – подготовка проектов постановлений администрации об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, находящихся в собственности муниципального образования Тихорецкий район, а также государственная собственность, на которые не разграничена, образуемых путем образования, объединения, раздела, перераспределения, о предварительном согласовании предоставления земельных участков, постановлений по вопросам предоставления земельных участков в аренду, безвозмездное пользование, в постоянное (бессрочное) пользование, постановлений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, постановлений по вопросам выдачи разрешений на использование земель или земельных участков, заключения договоров на размещение объекта на землях или земельных участках, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, постановлений администрации по вопросам заключения соглашений об установлении сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков; подготовка проектов договоров аренды, безвозмездного пользования, договоров на размещение объектов на землях или земельных участках, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, соглашений о перераспределении земельных участков, соглашений об установлении сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, соглашений о расторжении договоров аренды земельных участков, проектов; консультации граждан по вопросам, входящим в компетенцию отдела земельных отношений.
При этом, до настоящего времени заявление о возникновении конфликта интересов от ФИО8 в конфликтную комиссию администрации муниципального образования Тихорецкий район не поступило, мер к урегулированию конфликта интересов с момента назначения на должность ФИО11 и до настоящего времени не принято.
По результатам рассмотрения представления межрайонной прокуратуры от 09.12.2021 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, администрацией муниципального образования Тихорецкий район 29.12.2021 направлено письмо о результатах рассмотрения акта прокурорского реагирования, согласно которому ФИО8 и ФИО11 не являются близкими родственниками и не находятся в прямом подчинении, в связи с чем конфликт интересов отсутствует.
Тихорецкий межрайонный прокурор, указывая, что позиция администрации МО Тихорецкий район об отсутствии конфликта интересов является неправомерной, уточнив исковые требования, просил признать решение администрации муниципального образования Тихорецкий район об отсутствии конфликта интересов между ФИО8 и ФИО11 незаконным; обязать администрацию муниципального образования Тихорецкий район расторгнуть муниципальный (трудовой) договор с ФИО8 по пункту 1 части 1 статьи 13.1 Закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в связи с утратой доверия; признать незаконным бездействие муниципального служащего муниципального образования Тихорецкий район ФИО8, выразившееся в непринятии мер по недопущению конфликта интересов и в не направлении в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов муниципального образования Тихорецкий район о наличии личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
В судебном заседании прокурор Веселова Ж.Ю. поддержала уточненные исковые требования, настаивала на их удовлетворении, пояснила, что в соответствии с действующим законодательством личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым, в том числе относятся его близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей); граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) его близкие родственники или свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Личная заинтересованность должностного лица обусловлена возможностью получения доходов (включая доходы, полученные в виде имущественной выгоды), а также иных выгод. К иным выгодам, в частности, относятся: получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.; продвижение на вышестоящую должность или предоставление более престижного места службы (работы), содействие в получении поощрений и наград, научной степени и т.д. Ввиду того, что действующим правовым регулированием к субъектам возникновения конфликта интересов отнесены не только лица, обладающие признаками близкого родства или свойства, но и иные лица (к ним могут быть отнесены двоюродные братья и сестры) отношения между которыми могли повлечь за собой возникновение ситуации, при которой у муниципального служащего мог возникнуть конфликт интересов с этим лицами, позиция администрации в обоснование вывода о том, что между ФИО8 и ФИО11, являющейся двоюродной сестрой ФИО8 отсутствует конфликт интересов, является неправомерной. Считает, что прокуратурой полностью доказано, что являясь муниципальным служащим, ФИО8 с 2012 года допускала коррупционные правонарушения, при этом работодатель не принимал соответствующих мер по недопущению данных правонарушений со стороны своего работника. После получения представления прокурора о выявленных нарушениях, администрация МО Тихорецкий район должна была создать комиссию по урегулированию конфликтов интересов, которая должна вынести соответствующее решение. Фактически конфликт интересов был с 2012 года, поскольку согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, родственники заместителя главы муниципального образования Тихорецкий район являлись сторонами по договорам аренды либо по договорам купли-продажи земельных участков. Так, в 2014 году между ФИО11 и администрацией МО Тихорецкий район был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 также выступала стороной по сделке купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; в августе 2013 года был заключен договор купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, где одной стороной выступала администрация муниципального образования Тихорецкий район, сотрудником которой являлась ФИО8, а другой стороной выступала ФИО11.
Представители ответчика - администрации муниципального образования Тихорецкий район ФИО9, ФИО10 в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район утверждено Положение о порядке работы Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования Тихорецкий район и урегулированию конфликта интересов, а также утвержден состав Комиссии. Они принимают решение о том, подлежит ли рассмотрению конкретный вопрос на этой комиссии. Существует перечень вопросов, которые утверждены постановлением администрации МО Тихорецкий район и которые рассматриваются Комиссией. Принимает решение о передаче вопроса на комиссию то должностное лицо, которое рассматривает представление. В данном случае в представлении прокурора не было вопросов, которые бы могли подлежать рассмотрению на Комиссии. При рассмотрении представления было установлено отсутствие конфликта интересов. В представлении не описана ситуация конфликта интересов. Представление прокурора было рассмотрено в установленные законодательством сроки, правовых оснований для его удовлетворения не имелось. Представитель работодателя рассмотрел представление и направил ответ. При поступлении в администрацию МО Тихорецкий район представления прокурора руководствовались не только законодательством о противодействии коррупции, но и нормативно-правовыми актами о противодействии коррупции - постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район.
Ответчик ФИО8, ее представитель - адвокат Винокурова И.А. в судебном заседании не признали исковые требования, просили отказать в удовлетворении иска. Адвокат Винокурова И.А. пояснила, что конфликт интересов содержит в себе три элемента: личная заинтересованность работника, наличие у него служебных полномочий для получения выгоды и причинную связь между ними. Во всех случаях конфликт интересов обусловлен действиями сотрудников при обращении аффилированных к ним лиц и связан с возможностью предоставления себе или близким родственникам выгоды. Ни одного из этих понятий в исковом заявлении не доказано. Не доказано конфликта интересов, личной заинтересованности ФИО8 в каких-либо действиях, а также возможность получения выгоды, либо получение выгоды от этих действий. ФИО8 не обязана была подавать заявление о том, что её двоюродная сестра является работником администрации МО Тихорецкий район. Считает, что отсутствуют правовые основания для расторжения трудового контракта с ФИО8, так как истцом не предоставлено допустимых и достоверных доказательств наличия в действиях ответчика заинтересованности и корыстного умысла.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО11 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав на отсутствие конфликта интересов. Пояснила, что несколько лет назад ее мать переехала в г. Тихорецк, в период сделок, указанных прокурором, она находилась в состоянии развода, что бы избежать дальнейшего раздела этого имущества оформляла сделки на ее имя, но фактически владельцем и арендатором являлась ее мать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Доброшенный в судебном заседании свидетель ФИО2 пояснила в судебном заседании, что работает начальником управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район, до нее на этой должности работала ФИО8 При замещении ФИО8 указанной должности конфликт интересов с ФИО11 был исключен, поскольку трудовую дисциплину контролирует начальник отдела, вопрос о применении мер дисциплинарного характера, либо поощрении решает работодатель. Кроме того, вся документация отписывается ей заместителем главы муниципального образования Тихорецкий район, она расписывает начальникам отделов и далее они самостоятельно принимают решения. ФИО11 работает в отделе земельных отношений, всю документацию она согласовывает с начальником, после чего выносится итоговый документ. Случаев, когда заместитель или она решили применить наказание к ФИО11, а высшее руководство, в том числе ФИО8 не утвердили данное решение, не было.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд принимает во внимание следующее.
В силу части 4.1 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч 2).
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих (п. 1 ч. 3).
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Обязанность муниципального служащего уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В силу части 2.3, 4 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Из части 1 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО8 на основании распоряжения главы муниципального образования Тихорецкий район № от ДД.ММ.ГГГГ занимает должность заместителя главы администрации муниципального образования Тихорецкий район.
Распоряжением главы муниципального образования Тихорецкий район № от ДД.ММ.ГГГГ распределены должностные обязанности между первым заместителем главы муниципального образования Тихорецкий район, заместителями главы муниципального образования Тихорецкий район.
Из пункта 7.2 приложения к распоряжению администрации муниципального образования Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что заместитель главы муниципального образования Тихорецкий район непосредственно координирует и контролирует работу управлений администрации муниципального образования Тихорецкий район, в том числе управления муниципальных ресурсов.
В соответствии с должностной инструкцией заместителя главы муниципального образования Тихорецкий район, утвержденной главой муниципального образования Тихорецкий район 23 октября 2020 года, вид профессиональной служебной деятельности, в соответствии с которым заместитель главы исполняет должностные обязанности, в том числе осуществляет муниципальный земельный контроль (п. 1.4). В соответствии с пунктом 3.7 в должностные обязанности заместителя главы входит координация и контроль работы, в том числе управления муниципальных ресурсов.
11 марта 2019 года между представителем нанимателя в лице главы муниципального образования Тихорецкий район ФИО12 и ФИО11 был заключен трудовой договор № с муниципальным служащим, замещающим муниципальную должность муниципальной службы в муниципальном образовании Тихорецкий район, в соответствии с которым ФИО11 принята на должность главного специалиста управления жилищных отношений администрации муниципального образования Тихорецкий район.
Распоряжением главы муниципального образования Тихорецкий район № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 назначена главным специалистом управления жилищных отношений администрации муниципального образования Тихорецкий район ДД.ММ.ГГГГ с испытанием на срок три месяца.
Распоряжением главы муниципального образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 назначена главным специалистом сектора муниципального земельного контроля образования Тихорецкий район, и освобождена от должности главного специалиста управления жилищных отношений администрации муниципального образования Тихорецкий район, ДД.ММ.ГГГГ.
Из пункта 1.8 должностной инструкции главного специалиста сектора муниципального земельного контроля управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район, утвержденной главой муниципального образования Тихорецкий район следует, что главный специалист непосредственно подчинен заведующему сектором муниципального земельного контроля, заместителю начальника управления, начальнику управления, заместителю главы муниципального образования Тихорецкий район.
Согласно пунктам 1.5, 1,6 должностной инструкции цель исполнения должностных обязанностей муниципального служащего, замещающего должность главного специалиста – обеспечение выполнения сектором муниципального земельного контроля возложенных на него задач и функций, в соответствии с действующим законодательством; основными задачами, на реализацию которых ориентировано исполнение должностных обязанностей главного специалиста указана, в том числе проверка целевого использования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, расположенных на территории муниципального образования Тихорецкий район, переданных в аренду безвозмездное пользование, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, или в собственности физических и юридических лиц.
Распоряжением главы муниципального образования Тихорецкий район № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 назначена главным специалистом отдела земельных отношений управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования <адрес>, освобождена от должности главного специалиста управления жилищных отношений администрации муниципального образования Тихорецкий район, ДД.ММ.ГГГГ.
Из информационного письма администрации муниципального образования Тихорецкий район №2285 от 14.03.2022 следует, что ФИО11 с момента трудоустройства в администрацию муниципального образования Тихорецкий район до 31 марта 2019 года фактически исполнялись следующие виды работ, входящие в должностные обязанности: обработка документов по признанию граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; за период с 01 апреля 2019 года по 31 мая 2021 года: рассмотрение обращений граждан и их консультирование по вопросам, входящим в компетенцию сектора муниципального земельного контроля; участие в мероприятиях по проверке целевого использования земельных участков, выявления самовольного занятия или использования земельных участков без правоустанавливающих документов физическими и юридическими лицами, участие в рейдовых мероприятиях по предотвращению, выявлению, пресечению самовольного строительства на территории сельских поселений Тихорецкого района; подготовка проектов постановлений администрации об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории; за период с 01 июня 2021 года по настоящее время: подготовка проектов постановлений администрации об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, находящихся в собственности муниципального образования Тихорецкий район, а также государственная собственность, на которые не разграничена (далее - земельные участки), образуемых путем образования, объединения, раздела, перераспределения, о предварительном согласовании предоставления земельных участков, постановлений по вопросам предоставления земельных участков в аренду, безвозмездное пользование, в постоянное (бессрочное) пользование, постановлений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, постановлений по вопросам выдачи разрешений на использование земель или земельных участков, заключения договоров на размещение объекта на землях или земельных участках, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, постановлений администрации по вопросам заключения соглашений об установлении сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков; подготовка проектов договоров аренды, безвозмездного пользования, договоров на размещение объектов на землях или земельных участках, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, соглашений о перераспределении земельных участков, соглашений об установлении сервитута в отношении земельных участков, соглашений о расторжении договоров аренды земельных участков, проектов; консультации граждан по вопросам, входящим в компетенцию отдела земельных отношений.
Вышеперечисленные должностные обязанности указаны в должностной инструкции главного специалиста управления жилищных отношений администрации муниципального образования Тихорецкий район, утвержденной главой муниципального образования Тихорецкий район 11 марта 2019 года.
Также судом установлено, что заместитель главы администрации муниципального образования Тихорецкий район ФИО8 и главный специалист отдела земельных отношений управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район ФИО11 состоят в родственных отношения, являются двоюродными сестрами, что подтверждается документами и не оспаривалось ими в судебном заседании.
Из представленных истцом копий заявлений: ФИО4 о предварительном согласовании предоставления земельного участка; ФИО5 о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности; ФИО6 о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов; ФИО7 о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; ФИО1 о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов следует, что отписанные ФИО8 в проработку указанные заявления передавались для исполнения ФИО11, что подтверждается резолюциями на заявлениях.
Постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район от 14.11.2012 №2144 утвержден административный регламент по исполнению муниципальной функции осуществления муниципального земельного контроля.
В соответствии с пунктом 4.2 Административного регламента порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества осуществления Муниципальной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством осуществления Муниципальной функции. Контроль за полнотой и качеством осуществления Муниципальной функции включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок. Плановые и внеплановые проверки проводятся заместителем главы муниципального образования Тихорецкий район, курирующим деятельность Управления.
Аналогичный порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления муниципальной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления муниципальной услуги, указаны в подразделе 4.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район от 03 марта 2016 года №238.
Из пункта 5.3.2 указанного административного регламента следует, что жалоба на действия (бездействие) Управления, через которое предоставляется муниципальная услуга, подается заместителю главы муниципального образования Тихорецкий район, курирующему деятельность Управления.
Таким образом, ФИО8, занимая должность заместителя главы администрации МО Тихорецкий район, в силу своих должностных обязанностей координирует работу управления муниципальных ресурсов и рассматривает жалобы на действие (бездействие) должностных лиц управления.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об осуществлении заместителем главы администрации МО Тихорецкий район ФИО8, контрольных функций, в том числе в отношении своей двоюродной сестры, являющейся главным специалистом сектора муниципального земельного контроля управления муниципальных ресурсов администрации.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между управлением муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район, в лице начальника управления ФИО8, с одной стороны, и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> были заключены договоры купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности № и №.
Согласно же статье 10 Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ возможность возникновения такого противоречия само по себе является конфликтом интересов, подлежащим обязательному урегулированию.
При этом, суд принимает во внимание на то, что в силу части 1 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего не только влияет, но и может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей.
При этом в силу положений статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Таким образом, учитывая, что в полномочия заместителя главы администрации МО Тихорецкий район ФИО8, входят, в том числе, координация, контроль работы управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район, то есть осуществляет контроль и координирует трудовую деятельность своей двоюродной сестры, также указывает на возможность возникновения личной заинтересованности ФИО8, которая могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею своих должностных обязанностей, соответственно, свидетельствует о возможности возникновения конфликта интересов, однако в нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 12 Закона «О муниципальной службе», части 2 статьи 11, пункта 1 части 3 статьи 10 «Закона о противодействии коррупции» последняя о возникшем конфликте интересов работодателю не сообщила, мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не приняла, в связи с чем исковые требования в части признания незаконным бездействия муниципального служащего муниципального образования Тихорецкий район ФИО8, выразившееся в не направлении в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов муниципального образования Тихорецкий район о наличии личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов подлежит удовлетворению. При этом суд считает необходимым обязать муниципального служащего муниципального образования Тихорецкий район ФИО8 подать уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Разрешая требования прокурора о признании решения администрации муниципального образования Тихорецкий район об отсутствии конфликта интересов между ФИО8 и ФИО11, а также о возложении обязанности на администрацию муниципального образования Тихорецкий район расторгнуть муниципальный (трудовой) договор с ФИО8, в связи с утратой доверия, суд считает следующее.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При реализации этих полномочий прокурор вправе проверить исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года № 2493-О, согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», конкретизирующему статью 129 (часть 1) Конституции Российской Федерации, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).
При проведении Тихорецкой межрайонной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции выявлены факты, свидетельствующих о наличии конфликта интересов между заместителем главы муниципального образования Тихорецкий район ФИО8 и главным специалистом сектора муниципального земельного контроля управления муниципальных ресурсов ФИО11
09.12.2021 заместителем Тихорецкого межрайонного прокурора в адрес администрации муниципального образования Тихорецкий район направлено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции.
29.12.2021 в адрес прокуратуры направлен ответ за подписью первого заместителя главы муниципального образования Тихорецкой район ФИО3, из которого следует, что ФИО8 и ФИО11 не являются близкими родственниками. Кроме того, ФИО11 не находится в прямом подчинении ФИО8 Следовательно ситуация, при которой может возникнуть или возник конфликт интересов отсутствует. В связи с этим обязанность муниципального служащего самостоятельно принять меры к урегулированию конфликта интересов отсутствует. Таким образом, законодательство о муниципальной службе, о противодействии коррупции должностными лицами администрации не нарушено, конфликт интересов между заместителем главы муниципального образования Тихорецкий район ФИО8 и главным специалистом сектора муниципального земельного контроля управления муниципальных ресурсов ФИО11, отсутствует.
Судом установлено, что представление прокурора не было передано для рассмотрения в Комиссию по урегулированию конфликтов интересов, при этом в адрес Тихорецкой межрайонной прокуратуры поступило сообщение, подписанное первым заместителем главы муниципального образования Тихорецкий район ФИО3 об отсутствии конфликта интересов между ФИО8, заместителем главы муниципального образования Тихорецкий район, ФИО11, главным специалистом сектора муниципального контроля управления муниципальных ресурсов. Решение комиссии по данному вопросу не принималось, данные обстоятельства представителями администрации муниципального образования Тихорецкий район в судебном заседании не оспаривались.
Как предусмотрено частью 3 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; доклада подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия); объяснений муниципального служащего; иных материалов.
В силу части 3 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ при применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
С учетом того, что представление заместителя Тихорецкого межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции Комиссией по урегулированию конфликтов интересов не рассматривалось, решение по данному вопросу не принималось, кроме того, прокурор не ссылался в представлении на установленные в судебном заседании обстоятельства по факту заключения 27 июля 2012 года между управлением муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район, в лице начальника управления ФИО8, с одной стороны, и ФИО11 договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании решения администрации муниципального образования Тихорецкий район об отсутствии конфликта интересов, а также о возложении обязанности на администрацию муниципального образования Тихорецкий район расторгнуть муниципальный (трудовой) договор с ФИО8, в связи с утратой доверия.
Кроме того, суд считает, что представленные прокурором копии заявлений о предоставлении муниципальной услуги : ФИО18ФИО19; ФИО20ФИО21; ФИО1, на которых имеются резолюции ФИО8 о передачи для исполнения ФИО11, не могут являться безусловным основанием для установления конфликта интересов.
Исходя из норм действующего законодательства при рассмотрении уведомления муниципального служащего муниципального образования Тихорецкий район о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов Комиссии по урегулированию конфликтов интересов следует выяснить обладал ли муниципальный служащий администрации муниципального образования Тихорецкий район ФИО8 в соответствии с должностной инструкцией по занимаемой ею должность заместителя муниципального образования Тихорецкий район властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных функций по принятию кадровых решений в порядке подчиненности в отношении главного специалиста сектора муниципального земельного контроля управления муниципальных ресурсов ФИО11 (двоюродная сестра), состоящей с ней в родстве; способствовали ли родственные отношения между ФИО8 и ФИО11 принятию ФИО8 решений о помощи ей в продвижении по службе; заключению договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Удовлетворить исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Тихорецкий район, ФИО8 о признании незаконным решения администрации муниципального образования Тихорецкий район, бездействия муниципального служащего и возложении обязанности по расторжению муниципального трудового договора частично.
Признать незаконным бездействие муниципального служащего муниципального образования Тихорецкий район ФИО8, выразившееся в не направлении в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов муниципального образования Тихорецкий район о наличии личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
Обязать муниципального служащего муниципального образования Тихорецкий район ФИО8 подать уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
В остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения в окончательной форме.
Судья Тихорецкого
городского суда подпись В.А. Сухорутченко
Мотивированное решение суда изготовлено 08.07.2022 года
Судья Тихорецкого
городского суда подпись В.А. Сухорутченко