ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6440/2016 от 14.11.2016 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело № 2-6440/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.11.2016 г. г. Махачкала

Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего – судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре – ФИО4, с участием помощника прокурора <адрес>ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан о восстановлении на работе,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан о восстановлении на работе, указав, что ДД.ММ.ГГГГ прибыв на свое рабочее место в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РД получила приказ от ДД.ММ.ГГГГ о ее увольнении с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением занимаемой должности. Считает данный приказ незаконным.

Истицу не уведомляли о предстоящем сокращении штата в законном порядке. ДД.ММ.ГГГГ приказом министр утвердил новое штатное расписание и ввел его с ДД.ММ.ГГГГ. Этой же датой вышел приказ с номером 140 о комиссии по определению преимущественного права оставления на работе. ДД.ММ.ГГГГ истица вышла из отпуска по уходу за ребенком, о чем был составлен приказ от ДД.ММ.ГГГГ. С момента выхода из отпуска никто не уведомлял истицу о предстоящем сокращении. Не предложили занять вакантное место.

Как следует из приказа министра от ДД.ММ.ГГГГ штатное расписание новое вводилось 1 июня. Следовательно, если должность истицы сокращалась, то она должна была быть уволена с 1 июня. Однако, она продолжала работать на своем рабочем месте весь июнь 2016 г. и за этот месяц ей начислили заработную плату. Следовательно приказ о сокращении штатов не был реальным либо не распространялся на должность истицы.

Обстоятельства незаконного увольнения под вымышленной причиной «сокращения» причинило истице моральный вред. Считает, что данный вред подлежит возмещению в размере 50 000 рублей.

Для квалифицированной защиты трудовых прав истице понадобился адвокат, в связи с этим было заключено соглашение на составление искового заявления и представление интересов в суде с адвокатом ФИО6 Данные расходы подлежат возмещению.

Истца просила суд признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ за незаконным и восстановить ее на работе, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в связи с незаконным увольнением в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей, а также возмещение расходов на услуги представителя в размере 20 000 (Двадцать тысяч) рублей.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия РД представлены возражения на иск с просьбой об отказе в удовлетворении требований, в обоснование чего указано, что в соответствии частью 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих нормы трудового законодательства распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу статьи 11 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. и допол.) «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» (далее-Закон о госслужбе) гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы в соответствии с актом о назначении его на должность и служебным контрактом и получает денежное содержание за счёт средств республиканского бюджета Республики Дагестан.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в структуру аппарата Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД, согласно которым управление рыбного хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции было упразднено, а его функции в области рыбного хозяйства переданы Министерству природных ресурсов и экологии РД.

Согласно приказу Минсельхозпрода РД от ДД.ММ.ГГГГл ФИО2 вышла из отпуска по уходу за ребенком (внуком) до трёх лет и приступила к должностным обязанностям консультанта отдела организации, развития и прогнозирования рыболовства управления рыбного хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Приказом Минсельхозпрода РД от ДД.ММ.ГГГГл ФИО2 была уволена с занимаемой должности консультанта отдела организации, развития и прогнозирования рыболовства управления рыбного хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции в связи с сокращением штатов с выплатой компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания.

Во время нахождения в отпуске по уходу за ребёнком (внуком) ФИО2 в феврале 2016 года была уведомлена о предстоящем сокращении её должности, в связи с чем ей ДД.ММ.ГГГГ почтой было направлено уведомление.

При этом следует отметить, что ФИО2 была уволена с занимаемой должности по истечении двух месяцев со дня выхода на работу после отпуска по уходу за ребёнком (внуком) до трёх лет, как это предусмотрено законодательством, в связи с чем доводы истицы о том, что причина сокращение штатов является надуманной и её должны были уволить ДД.ММ.ГГГГ являются несостоятельными.

Тот факт, что штатное расписание вводилось с ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для увольнения работника именно с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ФИО2 приступила к работе ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Минсельхозпрода РД от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено штатное расписание Минсельхозпрода РД вводимое с ДД.ММ.ГГГГ, в котором должность консультанта отдела организации, развития и прогнозирования рыболовства не предусмотрена, в связи с чем восстановление ФИО2 на ранее занимаемую должность, как этого требует истица, не представляется возможным.

При проведении процедуры сокращения штатов Минсельхозпродом РД были направлены письма в органы исполнительной власти Республики Дагестан в целях возможного трудоустройства высвобождаемых работников, где были указаны данные на восмерых работников. Такое письмо было направлено также и в Министерство природных ресурсов и экологии РД, которому были переданы функции в области рыбного хозяйства.

Согласно письма Минприроды РД от ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода могут быть приняты трое высвобождаемых работников Минсельхозпрода РД.

Требования истицы о взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, также считают необоснованными поскольку согласно абзацу четвертому пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учётом объёма и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работника, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В данном случае ФИО2 не приведены какие-либо доказательства и факты, подтверждающие причинение ей нравственных или физических страданий в связи с увольнением.

В судебном заседании представитель истицы адвокат ФИО6 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчика ФИО7 и ФИО8, действующие на основании доверенностей, просили в иске отказать по основаниям, указанным в возражениях.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы, заслушав заключение помощника прокурора <адрес>ФИО5, полагавшей увольнение истца незаконным, а исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Приказом к от ДД.ММ.ГГГГ истица переведена на должность консультанта отдела организации, развития и прогнозирования рыболовства с освобождением от должности начальника отдела госслужбы, кадровой политики и науки.

Приказом министра сельского хозяйства и продовольствия РД от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание Министерства в новой редакции, которым предусматривалось исключение ряда должностей, в том числе и должности истицы.

Приказом л от ДД.ММ.ГГГГ истица освобождена от занимаемой должности и уволена с гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением занимаемой должности согласно п. 8.2. ст. 35 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Республики Дагестан».

В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации (далее - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих должности субъектов Российской Федерации.

В ч. 2 ст. 23 данного Федерального закона предусмотрено, что представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативно правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

По п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии со ст. 31 названного Федерального закона о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещаемый сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2).

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 5 той же статьи).

Под предложением вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Федерального закона РФ N 79-ФЗ).

Кроме того, в соответствии со ст. 29 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;

уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы (ч. 1).

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2).

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (ч. 4).

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч. 5).

Судом установлено, что в нарушение указанных норм истица не уведомлялась о предстоящем увольнении в связи с изменениями в штатном расписании, утвержденном ДД.ММ.ГГГГ

Суд не принимает доводы ответчика о том, что истице направлялось уведомление о предстоящем увольнении от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данное уведомление было направлено истице в связи с изменениями в штатном расписании, которые были утверждены приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ, при этом в штатном расписании от ДД.ММ.ГГГГ должность истицы сохранена, дата ее увольнения не указана, а потому направление ей уведомления не имеет юридического значения.

В штатном расписании, утвержденном ДД.ММ.ГГГГ, должность истицы отсутствует, однако уведомление ей не направлено.

Кроме того, истице вакантные должности не были предложены, доказательств их отсутствия, ответчиком суду не представлены.

Таким образом, ответчиком существенно нарушен порядок увольнения истицы, а потому приказ министра сельского хозяйства и продовольствия РД от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО2 следует признать незаконным с восстановлением ее в прежней должности с даты ее увольнения.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

С учетом всех обстоятельств дела, а также требований разумности и справедливости, суд определяет компенсацию морального вреда, причиненного истице, в размере 5000 рублей.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В связи с удовлетворением иска с ответчика подлежат взысканию расходы истицы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Признать приказ министра сельского хозяйства и продовольствия РД от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО2 незаконным.

Восстановить ФИО2 в должности консультанта отдела организации, развития и прогнозирования рыболовства управления рыбного хозяйства и переработки сельхозпродукции Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Взыскать с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан в пользу ФИО2 расходы на услуги представителя в размере 10000 рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения через суд первой инстанции.

Председательствующий А.Х. Арсланалиев