ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6444/2015 от 17.12.2015 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17.12.2015 г. <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Галкина К.А.,

при секретаре Петросян К.М.,

с участием: истца ФИО1, представителя ответчика департамента архитектуры и строительной политики <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО3 ФИО9, Сипсака ФИО10, ФИО3 ФИО11, ФИО6 ФИО12 к департаменту архитектуры и строительной политики <адрес> о постановке вне очереди на выдачу жилищного сертификата, предоставляемого гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 ФИО13, Сипсака ФИО14, ФИО3 ФИО15, ФИО6 ФИО16 обратились в суд с иском к департаменту архитектуры и строительной политики <адрес> о постановке вне очереди на выдачу жилищного сертификата, предоставляемого гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В исковом заявлении указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ истец проживала в <адрес><адрес> и работала в <адрес> в период ДД.ММ.ГГГГ, а затем в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Стаж работы в районе Крайнего Севера составил 16 лет. В районе Крайнего Севера истец проживала в <адрес> на праве социального найма, которая была освобождена истцом при выезде за пределы <адрес>. Компенсаций, сертификатов и иных выплат за сданное жилье истец не получала, что подтверждается справкой, выданной администрацией муниципального района <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году истцом было подано заявление о включении в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». ДД.ММ.ГГГГ семья истца в составе 4 человек была поставлена на учет под как лица, выехавшие из районов Крайнего Севера и нуждающиеся в получении жилищной субсидии и включены в общий список.

До настоящего времени право истца на получение жилищной субсидии не реализовано. Истец отдала квартиру, которую заработала и не получила ничего взамен, истцу и ее семье негде жить, они скитаются по квартирам.

Согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье» на 2011-2015 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; Федеральной целевой программы «Жилье» на 2002 – 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» истцу обязаны выдать жилищный сертификат вне очереди.

Истец считает, что ответчиком нарушено его право неправильным и незаконным формированием очередности, а именно: истец была поставлена в общий список очередников, хотя ее должны были поставить вне очереди, так как свою квартиру истец отдала, а не продала.

В связи с этим, истцы обратились в суд и просят обязать департамент архитектуры и строительной политики <адрес> выдать ФИО3 ФИО17, Сипсака ФИО18, ФИО3 ФИО19, ФИО6 ФИО20 вне очереди жилищный сертификат, как лицам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Истцы ФИО4, ФИО5 и ФИО6, представитель третьего лица администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке. От представителя третьего лица администрации <адрес> поступило заявление с просьбой рассмотрения дела в его отсутствие.

Суд, с учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст.ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Истец ФИО1 требования полностью поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика департамента архитектуры и строительной политики <адрес> по доверенности ФИО2 требования не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях (л.д.37-39), в том числе указав, что оснований для предоставления внеочередного жилого сертификата истцу нет.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 ФИО21 проживала в <адрес> по адресу: <адрес> на праве социального найма жилой площади. При выезде за пределы <адрес>, жилая площадь освобождена ею в соответствии с требованиями Жилищного Кодекса РСФСР. Компенсаций, сертификатов и иных выплат за сданное жилье при выезде за пределы <адрес> не получала, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией муниципального района <адрес> (л.д.15).

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ департамента архитектуры и строительной политики <адрес> в Сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015 года по <адрес> семья ФИО1 состоит под , дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи 4 человека, по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера», в разделе «Пенсионеры» (л.д.13-14).

Кроме того, согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ департамента архитектуры и строительной политики <адрес> истцу сообщается, что предоставление ее семье государственного жилищного сертификата вне очереди, не представляется возможным, так как будут нарушены права впереди стоящих участников. Социальная выплата в форме государственного жилищного сертификата будет предоставлена семье истца в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет и согласно выделяемых из федерального бюджета средств, с учетом принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.13-14).

В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.

В ч.2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» говорится, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;

инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

В силу ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).

Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

С ДД.ММ.ГГГГ из очереди на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом исключаются граждане, которые выезжают из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, и которым предоставление жилищных субсидий осуществляется на основании Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" с сохранением имеющейся очередности.

Гражданин, получивший жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и выехавший в иные районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, не имеет права на получение жилищной субсидии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.

В силу ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.

Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.

В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.

В случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее восемнадцати квадратных метров. В остальных случаях выдача государственного жилищного сертификата гражданину возможна при исполнении им условий, предусмотренных настоящей статьей.

Порядок освобождения гражданином занимаемого им жилого помещения и дальнейшего его использования определяется собственником жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

Предоставление социальных выплат гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера, осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок действия подпрограммы определен правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Формирование списков граждан-участников подпрограммы осуществляется в соответствии с пунктами 24-26 правил. В отношении граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, список формируется по дате подачи заявления гражданами в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Таким образом, действующим в настоящее время законодательством предусмотрена очередность предоставления социальных выплат в форме государственного жилищного сертификата гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера в соответствии со списком.

По данным департамента архитектуры и строительной политики <адрес> истец и члены ее семьи в составе четырех человек числится в Сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015 года по <адрес> под номером , следовательно, претендуя на предоставление государственного жилищного сертификата вне очереди, истцы затрагивают интересы граждан-участников указанной подпрограммы, которые поставлены на учет раньше них.

Доводы истцов о наличии у них права на внеочередное получение жилищного сертификата основано на не правильном толковании ими действующего законодательства.

С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 ФИО22, Сипсака ФИО23, ФИО3 ФИО24, ФИО6 ФИО25 к департаменту архитектуры и строительной политики <адрес> об обязании выдать вне очереди жилищный сертификат, как лицу, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Галкин

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года