мотивированное решение составлено 24.09.2018
гражданское дело № 2-644/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Переяславка 19 сентября 2018 года
Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе
председательствующего Горбачева А.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
при секретаре Шулеповой Х.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Сахалинская Газовая Энергетическая компания» о признании незаконными действий ответчика по понуждению к заключению договора энергопотребления (по отоплению), понуждении ответчика произвести перерасчет платы за отопление,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Сахалинская Газовая Энергетическая компания» (далее – ООО «Сахалинская ГЭК») о признании незаконными действий ответчика по понуждению к заключению договора энергопотребления (по отоплению), понуждении ответчика произвести перерасчет платы за отопление.
В обоснование предъявленных требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит квартира <адрес>. Дом не оборудован коллективными и индивидуальными приборами учета отопления, подключен к сети централизованного теплоснабжения, управление многоквартирным домом осуществляет ООО УК «Новатор». В марте 2007 года по заявлению истца администрацией Хорского городского поселения согласовано переустройство занимаемого ею жилого помещение – теплоснабжение квартиры изменено с центрального (от котельной) на индивидуальное. 30.03.2007 приборы отопления (радиаторы) сняты, стояки центрального отопления демонтированы и «закольцованы» этажом ниже (на втором этаже) таким образом, что в ее квартире отсутствуют какие-либо трубы центрального отопления, в квартире установлены бытовые электроконвекторы с отдельным подключением энергоснабжения вне электросети многоквартирного дома. Сведения об изменении вида внесены в технический паспорт квартиры. Об отключении от системы центрального отопления ФИО1 уведомила 30.03.2007 Управляющую компанию и МУП «Межпоселенческий расчетно-кассовый центр за жилищно-коммунальные услуги», начисляющее плату за коммунальные услуги. Факт отключения проверен, с момента переустройства, то есть с 2007 года, ей плату за теплоснабжение и горячую воду не начисляли. 10.08.2017 ООО «Сахалинская ГЭК» в ее адрес направлено письмо с требованием о подключении к центральным внутридомовым сетям и предупреждением о взимании платы за отопление. С октября 2017 года ООО «МРКЦ» начисляет плату за отопление ежемесячно по 5463,37 рубля за «индивидуальное потребление 2,0247 Гкал», то есть сумма задолженности за непотребленную услугу на 01.01.2018 составила 14324,45 рублей. Истец, не имея долга за услуги отопления, своевременно, непосредственно после переустройства, уведомила ответчика об отказе от центрального теплоснабжения, договор энергопотребления (по отоплению и горячей воде) с апреля 2007 года расторгнут, с мая 2007 года в квитанциях на оплату коммунальных услуг в графе «отопление» начисления отсутствуют. Правоотношения между истцом и ответчиком по договору теплоснабжения отсутствуют. Ответчик, понуждая истца присоединиться к центральному отоплению, руководствуется ФЗ № 190 «О теплоснабжении», однако переустройство жилого помещение выполнено до введения его в действие. Она использует бытовые электрические конвекторы – отопительные приборы, которые не подпадают под перечень запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в многоквартирных домах. Качественные характеристики конвекторов соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологической, пожарной и технической безопасности, что подтверждается сертификатом соответствия. Истец обратилась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края для решения вопроса о законности начисления платы за отопление, однако данным органом отказано в разрешении конфликтной ситуации. Полагает, что она относится к числу собственников, которые на законных основаниях демонтировали прежнюю систему отопления в своей квартире, исполнитель коммунальных услуг (управляющая компания ООО УК «Новатор») должна была сначала провести действия, связанные с понуждением ее восстановить, и только после этого выставлять ей какие-либо счета.
Ответчиком ООО «Сахалинская ГЭК» представлен отзыв относительно заявленных требований, в котором указывают, что с требованиями истца не согласны, поскольку действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. Независимо от наличия в многоквартирном доме помещений с автономным индивидуальным отоплением, размер платы за услуги по отоплению определяется в едином порядке.
Представителем третьего лица ООО «МРКЦ» представлен отзыв, в котором указывают, что требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с законодательством запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества дома, поэтому уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В судебном заседании истец ФИО1, её представитель ФИО2, заявленные требования поддержали полностью, дали пояснения аналогичные изложенному в иске.
Представитель ответчика ООО «Сахалинская ГЭК» ФИО3, действующая по доверенности, исковые требования не признала полностью, по основаниям изложенным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица ООО «МРКЦ», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, о причинах неявки в суд не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, что в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) не препятствует рассмотрению дела по существу.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 является собственником квартиры, расположенной в <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права. Указанное жилое помещение имеет общую площадь <данные изъяты>.м., расположено на 3 этаже многоквартирного дома.
Как следует из квитанции, выставленной на имя ФИО1, на декабрь 2017 года имелась задолженность по оплате услуги по отоплению в размере 14324, 45 руб., на январь 2018 задолженность по оплате за услугу отопления составила 19216, 76 руб.
В техническом паспорте жилого помещения, расположенного по адресу: п<адрес>, составленного по состоянию на 29.09.2016, указан вид отопления жилого помещения – электрический конвектор.
Как следует из справки администрации Хорского городского поселения от 27.09.2016, администрация Хорского городского поселения подтверждает законность разрешения на переустройство внутриквартирных инженерных тепловых сетей по адресу: п<адрес>. Основанием к выдаче указанной справки явились заявление и отчет № 29 по проведенным испытаниям электроустановок.
Из квитанций за период с января 2007 года по февраль 2008 года, усматривается, что ФИО1 начислялась оплата за услугу отопления с января 2007 по апрель 2007, за период с мая 2007 по февраль 2008 начисление платы за услугу отопления не производилось.
Из технического отчета № 5/18, изготовленного ООО «ДВ Стройэкспертиза» по заказу истца от 16.02.2018, следует, что в многоквартирном жилом <адрес> переустройство системы централизованного теплоснабжения горячего водоснабжения не повлекло к снижению нормативных требований, т.к. демонтаж стояков понизил гидравлическое сопротивление на обследуемом участке, тепловая гидравлическая устойчивость (параметры) не нарушены. Категория технического состояния конструкций теплоснабжения в жилых квартирах № после переустройства, и помещений в целом, соответствует нормативному уровню технического состояния, пригодного для проживания.
10.08.2017 ООО «Сахалинская ГЭК» в адрес ФИО1 направлено сообщение, в котором рекомендовано привести систему отопления квартиры согласно техническому паспорту дома – подключение к централизованным внутридомовым сетям, а также указано на то, что с 01.10.2017 ресурсоснабжающая организация будет направлять квитанции за отопление квартиры в установленном порядке. В случае неоплаты счетов и возникновения задолженности по коммунальным услугам, будет насчитана пеня, а вопрос о взыскании задолженности будет решаться в судебном порядке.
Как следует из ответа администрации Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 03.04.2018, ввиду истечения сроков хранения, представить документы, подтверждающие выдачу ФИО1 разрешения на переустройство внутриквартирных инженерных тепловых сетей ФИО1, проживающей в <адрес>, не представляется возможным.
Согласно сообщению ООО «МРКЦ» от 03.04.2018, в мае 2007 года МУП «МРКЦ» был произведен перерасчет за отопление по квартире, расположенной в <адрес> в отношении ФИО1 на основании письма, представленного в адрес МУП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства п. Хор», в связи с отключением вышеуказанной квартиры от системы централизованного отопления. В связи со сроком давности данное письмо не сохранилось.
Из сообщения ООО «УК Новатор» от 09.11.2015, направленного в адрес ФИО1, следует, что ООО «УК Новатор» осуществляет свою деятельность по управлению многоквартирными домами с 2009 года, и не имеет в составе технической документации на многоквартирный дом по <адрес> в том числе решения органа местного самоуправления о выдаче разрешения на его реконструкцию.
Как следует из справки ООО «Фарад» от 15.03.2018, в марте 2007 года квартира ФИО1, расположенная в п<адрес>, была переведена на автономное электроотопление, в связи с чем 23.03.2007 проведены контрольные электроизмерения состояния электропроводки в квартире.
Согласно акту от 26.02.2018 комиссией ООО «УК Новатор» обследовано жилое помещение по адресу: п<адрес>, в ходе которого установлено, что в квартире отопительные приборы и стояки центрального отопления отсутствуют, горячее водоснабжение отсутствует.
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает обязанность собственников помещений в многоквартирном доме вносить плату за предоставленные коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила № 354).
Согласно подпункту «е» пункта 4 Правил № 354 отопление – это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам.
Абзацем 2 пункта 40 Правил № 354 предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за данную коммунальную услугу совокупно без разделения на плату за потребление ее в жилом помещении и плату за потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, начисление платы за отопление предусматривает оплату тепловой энергии не только по обогреву жилого помещения, но и нежилых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома. При этом Правилами № 354 какой-либо иной порядок расчетов с собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе перешедшими на альтернативный способ отопления, не предусмотрен.
Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Указанная норма направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 1514-О-О).
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется, как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Исходя из положений статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.
Следовательно, предусмотренный абзацем вторым пункта 40 Правил порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, согласуется с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Согласно пункту 2 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая Правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 787 (далее Правила № 787), «подключаемый объект» – здание, строение, сооружение или иной объект капитального строительства, на котором предусматривается потребление тепловой энергии, тепловые сети или источник тепловой энергии; «подключение» – совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому объекту после подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения потреблять тепловую энергию из этой системы теплоснабжения, обеспечивать передачу тепловой энергии по смежным тепловым сетям или выдавать тепловую энергию, производимую на источнике тепловой энергии, в систему теплоснабжения; «точка подключения» – место физического соединения тепловых сетей исполнителя и тепловых сетей заявителя, для многоквартирного дома – сетей инженерно-технического обеспечения дома с тепловыми сетями исполнителя, устанавливаемое согласно договору о подключении к системе теплоснабжения на границе земельного участка подключаемого объекта, в случае подключения многоквартирного дома – на границе сетей инженерно-технического обеспечения дома. При подключении комплексной застройки точка подключения определяется для каждого объекта капитального строительства, входящего в состав комплексной застройки, в том числе для многоквартирного дома – на границе сетей инженерно-технического обеспечения дома, для объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктуры – на границе земельного участка подключаемого объекта согласно проекту межевания территории.
Таким образом, в рассматриваемом случае, объектом теплоснабжения является именно многоквартирный жилой дом, частью которого является квартира истца, с единой системой инженерных коммуникаций.
В подпункте «в» пункта 35 Правил № 354 закреплено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в том числе путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с частью 2 статьи 40, части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Между тем, как следует из материалов дела, согласие иных собственников многоквартирного дома (расписки о том, что баланс подачи тепла в иные квартира дома не нарушен) датировано ноябрем 2017 года, тогда как переустройство произведено в 2007 году.
Истцом, в обоснование своего иска указано на переустройство системы отопления принадлежащей ей квартиры на основании разрешения администрации Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края, в подтверждение истцом представлена справка администрации Хорского городского поселения, однако указанная справка не свидетельствует о наличии такого разрешения. Кроме того, отчет № 29, изготовленный ООО «Фарад» 23.07.2007, на который ссылается администрация Хорского городского поселения, как на основание разрешения на демонтаж и переустройство системы отопления, надлежащим образом не оформлен, не подписан специалистами.
Технический отчет № 5/18 по результатам обследования технического состояния системы отопления и горячего водоснабжения <адрес>, изготовлен 06.02.2018.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом произведено переустройство (демонтаж) системы отопления жилого помещения в отсутствие соответствующего разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке.
Представленные истцом доказательства не свидетельствуют о законности переустройства (демонтажа) части внутридомовой системы теплоснабжения в квартире истца.
Кроме того, сам факт переустройства квартиры на основании решения органа местного самоуправления с выполнением работ по демонтажу приборов отопления, присоединенных к централизованной системе отопления, не может свидетельствовать о прекращении теплопотребления и не изменяет нормативно введенный порядок предоставления коммунальной услуги и расчета оплаты за данную услугу, соответствующий Правилам № 787, и Правилам № 354, не свидетельствует о том, что тепловая энергия не потреблялась, поскольку энергия передавалась в многоквартирный дом, где распределялась через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь дом, в связи с чем, не освобождает, в силу положений статей 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расходов тепловой энергии на общедомовые нужды и не влечет такие правовые последствия, как отключение квартиры от централизованного отопления и прекращение договора центрального теплоснабжения с момента устройства в квартире автономного отопления.
Более того, частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Подпункт «в» пункта 53 ранее действовавших Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 (далее Правила № 307), также запрещал потребителю вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом, либо в технический паспорт жилого помещения.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Действующее законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из утвержденных Правительством РФ нормативов. Какой-либо иной способ определения объема потребления коммунальных услуг по отоплению, в частности особый порядок расчетов с отдельными собственниками помещений в многоквартирном доме, отключившими свои помещения от централизованной системы отопления и перешедшими на альтернативный способ отопления, не предусмотрен.
Независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, размер платы за услуги по отоплению определяется в едином порядке, что соответствует Правилам № 307 и Правилам № 354.
Право потребителей на отказ от предоставления и оплаты услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений.
Вместе с тем, в техническом паспорте многоквартирного жилого дома, расположенного в <адрес> указан вид отопления – центральное.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации ООО «Сахалинская ГЭК», являясь ресурсоснабжающей организацией, является лицом, обязанным заключить договор оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя. Однако направленное 10.08.2017 в адрес истца ФИО1 сообщение, содержащее рекомендации по подключению системы отопления квартиры к централизованным внутридомовым сетям, а также о том, что с 01.10.2017 ресурсоснабжающей организацией будут направляться квитанции за отопление квартиры истца в установленном порядке, не свидетельствует о действиях ответчика по понуждению истца к заключению договора энергопотребления (по отоплению).
Оценив, имеющиеся в деле доказательства по правилам, установленным статьей 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что законными действиями ответчика, права и законные интересы истца не нарушены, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 к ООО «Сахалинская ГЭК» о признании незаконными действий ответчика по понуждению к заключению договора энергопотребления (по отоплению), обязании произвести перерасчет платы за отопление, как необоснованных.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Сахалинская Газовая Энергетическая компания» о признании незаконными действий ответчика по понуждению к заключению договора энергопотребления (по отоплению), понуждении ответчика произвести перерасчет платы за отопление – отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий подпись А.В. Горбачев
копия верна
Председательствующий А.В. Горбачев