ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-644/20 от 27.07.2020 Волоколамского городского суда (Московская область)

копия Р Е Ш Е Н И Е № 2-644/2020

Именем Российской Федерации 50RS0004-01-2020-000560-28

Г. Волоколамск 27 июля 2020 г.

Волоколамский городской суд Московской области в составе

Председательствующего судьи Е.Н. Касаткиной,

При секретаре О.Н. Тепляковой,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО2 к Администрации Волоколамского городского округа Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о понуждении к заключению договора купли- продажи земельного участка,

У с т а н о в и л :

В исковом заявлении ФИО2 просит признать незаконным отказ в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Волоколамского городского округа Московской области «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов», обязать Администрацию Волоколамского городского округа заключить с ним договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 690 кв.м по адресу <адрес>. В обосновании требований указано, что он является собственником объекта недвижимости здания амбулаторно- поликлинического обслуживания с кадастровым номером по адресу <адрес>. На праве аренды пользуется земельным участком площадью 690 кв.м. Администрация Волоколамского городского округа отказала ему в предоставлении государственной услуги ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, сославшись на то, что отсутствуют документы, подтверждающие изменение вида разрешенного использования здания с административного на амбулаторно- поликлиническое. При этом указала, что решение об отказе принято на основании сводного заключения по согласованию отказов министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ

Представитель истца по доверенности ФИО1 требования уточнил, просил также признать незаконным сводное заключение Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (п. 219) в части отказа ФИО2 в согласовании проекта. К участию в деле в качестве ответчика было привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.

ФИО2 не явился, извещен. Его представитель по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования просил удовлетворить. Суду пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Волоколамского муниципального района изменен вид разрешенного использования здания, в Едином государственном реестре недвижимости имеется соответствующая запись. Ответчики нарушают права истца на выкуп земельного участка как собственника здания, расположенного на нем. Просит признать за истцом право на выкуп земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес> в собственность за плату в размере, установленным действующим законодательством, без проведения торгов.

Представитель Администрации Волоколамского городского округа по доверенности ФИО3 иск не признал, поскольку решение от ДД.ММ.ГГГГ принято на основании сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Министерства имущественных отношений Московской области не явился. извещен, не просил об отложении слушания по делу, о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по существу иска не представил.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 является собственником нежилого здания амбулаторно- поликлинического обслуживания площадью 406 кв.м с кадастровым номером по адресу <адрес>. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Ему же принадлежит аренды земельного участка, на котором расположено здание, в соответствии с договором передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, площадь участка 690 кв.м, кадастровый номер , земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- амбулаторно- поликлиническое обслуживание.

На основании постановления главы Волоколамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 690 кв.м на основании договора аренды с «для размещения административного здания» на « амбулаторно- поликлиническое обслуживание».

ФИО2 обратился в Администрацию Волоколамского городского округа Московской области с заявлением о выкупе земельного участка площадью 690 кв.м с кадастровым , земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- амбулаторно- поликлиническое обслуживание, в собственность за плату в размере, установленным действующим законодательством, без проведения торгов.

Заявление ФИО2 с правоустанавливающими документами была направлено в Министерство имущественных отношений Московской области для согласования проекта договора купли-продажи. Сводным заключением от ДД.ММ.ГГГГФИО2 отказано в согласовании проекта, учитывая принятое ранее решение по вопросу 250 сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также отсутствие оснований для пересмотра вопроса. Ранее, ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Московской области в сводном заключении отказало в согласовании проекта по следующим основаниям- в границах земельного участка расположен объект капитального строительства, не отвечающий признакам объекта недвижимого имущества, создание которого осуществляется в соответствии с положениями ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (отсутствуют документы, подтверждающие изменение вида разрешенного использования здания с административного на амбулаторно- поликлиническое.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Волоколамского городского округа приняла решение об отказе ФИО2 в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов»- несоответствие документов, указанных в п. 10 Административного регламента, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации. Учитывая. Что в границах земельного участка расположен объект капитального строительства, не отвечающий признакам объекта недвижимого имущества, создание которого осуществляется в соответствии с положениями ст. ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ- отсутствуют документы, подтверждающие изменение вида разрешенного использования здания с административного на амбулаторно- поликлиническое.

Зарегистрированное право ФИО2 на нежилое здание амбулаторно- поликлинического обслуживания не оспорено.

Суд, рассмотрев заявленные требования, исследовав доказательства в их совокупности, считает, что требования ФИО2 подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу подпункта 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ, осуществляется без проведения торгов. Таким образом, приведенные правовые нормы в своей совокупности предоставляют право на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов собственнику находящегося на таком земельном участке объекта недвижимости.

Содержащиеся в ст. 39.16 ЗК РФ основания для отказа в предоставлении земельного участка за плату без проведения торгов не содержат основания, указанного в решении Администрации Волоколамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. Разрешенное использование спорного земельного участка- амбулаторно- поликлиническое обслуживание, наименование объекта недвижимости, находящегося в собственности истца,- здание амбулаторно- поликлинического обслуживания.

В соответствии со ст. 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.2, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6 или п. 2 ст. 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям п. 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с п. 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Суд считает, что сводное заключение Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (п. 219) в части отказа ФИО2 в согласовании проекта, отказ в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Волоколамского городского округа Московской области «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов» приняты без соблюдения требований ЗК РФ, а, поэтому, их следует признать незаконными.

Таким образом, за истцом суд признает право на выкуп спорного земельного участка в собственность за плату в размере, установленным действующим законодательством. ФИО2 подготовил все необходимые документы для заключения договора, то есть процедура, предусмотренная главой V.1 ЗК РФ им соблюдена.

В соответствии со ст. 445 ГК РФ в случае если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Поэтому имеются основания для понуждения Администрации Волоколамского городского округа к заключению с ФИО2 договора купли- продажи без проведения торгов земельного участка площадью 690 кв.м с кадастровым номером по адресу <адрес>

Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным сводное заключение Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (п. 219) в части отказа ФИО2 в согласовании проекта.

Признать незаконным отказ в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Волоколамского городского округа Московской области «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов».

Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на выкуп земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу <адрес>, в собственность за плату в размере, установленным действующим законодательством, без проведения торгов.

Обязать Администрацию Волоколамского городского округа Московской области заключить с ФИО2 в договор купли- продажи без проведения торгов, за плату в размере, установленным действующим законодательством, земельного участка площадью 690 кв.м с кадастровым номером 50:07:0030404:1979 по адресу <адрес>, земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- амбулаторно- поликлиническое обслуживание.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись.

Копия верна. Судья: Е.Н. Касаткина.