ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-644/2015 от 19.01.2016 Иланского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

19 января 2016 года Красноярский край, г.Иланский

Иланский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Сасенко И.Е.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Иланского района Красноярского края к Администрации муниципального образования Ельниковский сельсовет Иланского района, Красноярского края о признании незаконным бездействия Администрации Ельниковского сельсовета Иланского района Красноярского края,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Иланского района Красноярского края обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к Администрации МО Ельниковский сельсовет Иланского района, Красноярского края о признании незаконным бездействия Администрации Ельниковского сельсовета Иланского района Красноярского края, обязании Администрацию МО Ельниковский сельсовет Иланского района, Красноярского края обеспечить население <адрес> холодной питьевой водой надлежащего качества. В обоснование своего иска указывая, что по результатам проведенной прокуратурой Иланского района проверки обеспечения населения <адрес> сельсовета Иланского района установлено, что для питьевых целей гражданами используется вода из радиаторов системы отопления в том числе в летнее время.

В ДД.ММ.ГГГГ в рамках долгосрочной целевой программы "Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края" на ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ была выделена субсидия на капитальный ремонт сетей водоснабжения и капитальный ремонт водонапорной башни <адрес>, в сумме 3 023 658,24 рублей, сумма софинансирования из местного бюджета составила 30 542,01 рублей. После проведения аукционных процедур, заключены 2 муниципальных контракта с подрядными организациями на выполнение данных видов работ.

Установлено, что согласно муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ (цена контракта 1 322 966,02 руб.) ООО «Подрядчик» в ДД.ММ.ГГГГ году на территории <адрес> осуществлялись работы по бурению скважины для хозяйственно - питьевого водоснабжения поселка (смета работ предусматривала бурение скважины, определение скорости фильтрации подземных вод, анализ воды подземных источников, бактериологический анализ и др.). Акты приемки работ подписаны заказчиком – администрацией Ельниковского сельсовета. Бюджетные денежные средства перечислены в адрес подрядчика согласно условий контракта в полном объеме.

Согласно муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ (цена контракта 1 731 204,23 руб.) ООО «Промкомплектстрой» в ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> осуществлялись работы по капитальному ремонту системы водоснабжения <адрес> (начало работ ДД.ММ.ГГГГ, окончание работ ДД.ММ.ГГГГ) В перечень работ входили: демонтажные работы, устройство фундаментов, монтаж башни «<данные изъяты>», прокладка сетей водоснабжения, гидравлические испытания и промывка системы водоснабжения. Акты приемки работ подписаны заказчиком – администрацией Ельниковского сельсовета. Бюджетные денежные средства перечислены в адрес подрядчика согласно условий контракта в полном объеме.

При проверке установлено, что в скважинах, выполненных подрядчиком (фактически пробурено 2 скважины) в рамках муниципального контракта, не имеется воды. С момента приемки выполненных работ скважины (не имеющие дебета воды), башня «Рожновского»- БР-25, трубопровод холодного водоснабжения не использовались по целевому назначению и технологически не функционируют. Социально-значимые объекты: МБОУ «Хайрюзовская средняя школа», «Хайрюзовский д/сад», «Хайрюзовский СДК» не обеспечены холодным водоснабжением. Водоснабжение указанных объектов осуществляется через сеть горячего водоснабжения.

Акты выполненных работ подписаны и.о. главы Ельниковского сельсовета Зайцевой Т.А., представителем технадзора- директором ООО «СФ СтройТрест» ФИО1, подрядной организацией - ООО «Промкомплектстрой» ФИО2, подрядной организацией- ООО «Подрядчик» в лице Генерального директора ФИО3

Директором ООО «Промкомплектстрой» ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. главы сельсовета Зайцевой Т.А. направлено гарантийное письмо о том, что с наступлением положительных температур воздуха в ДД.ММ.ГГГГ. будут проведены гидравлические испытания системы водоснабжения <адрес> протяженностью 1500 м и водонапорной башни БР-25.

Взятые на себя обязательства подрядчиками не выполнены. С момента приемки объекты коммунальной инфраструктуры по целевому назначению не использовались ввиду непригодности к эксплуатации.

Однако на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ объекты водоснабжения, принятые согласно актов приемки, не функционируют. Указанные объекты не функционируют с момента приемки их в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.

Следствием ненадлежащего выполнения подрядчиками работ и их приемки заказчиком стало отсутствие холодного питьевого водоснабжения на объектах соцкультбыта <адрес>: Хайрюзовской школа, Хайрюзовский д/сада, Хайрюзовского СДК» и населения поселка.

Установлено, что администрация Ельниковского сельсовета в суд по факту ненадлежащего выполнения подрядчиками работ не обращалась. Письменных претензий в адрес подрядчиков не направлялось. Обращений в правоохранительные органы по данным фактам не имелось.

Установлено, что стационарных водоразборных колонок холодного водоснабжения на территории <адрес> не имеется. Для питьевых целей населением используется вода из радиаторов системы отопления, в том числе в летнее время.

Согалсно информации представленной Главой Ельниковского сельсовтеа Зайцевой Т.А. ранее, более 15 лет назад на территории <адрес> осуществлялся подвоз питьевой воды населению силами исправительного учреждения КП-26 расположенного на территории. Однако, в последствии было найдено техническое решение подавать питьевое водоснабжение в дома (через радиаторы отопления и зимой и летом в отсутствие отопительного сезона).

Таким образом, ситуация с обеспечением населения холодным питьевым водоснабжением не получила должного разрешения в течение длительного времени, что является недопустимым.

Информации об организации, отвечающей за поставку данного ресурса, условиях и качестве его получения, тарифах и способах оплаты у населения <адрес> не имеется. Услуги по предоставлению питьевого водоснабжения гражданскому населению на территории поселка никем не оказываются.

Фактически для обеспечения жителей поселения холодным водоснабжением необходимо строительство уличных водоразборных колонок и проведение сетей холодного водоснабжения, которых в настоящее время на территории не имеется. Подвоз холодной питьевой воды жителям <адрес> администрацией поселения не организован.

Административный истец – Прокурор Иланского района Красноярского края, административный ответчик представитель Администрации МО Ельниковского сельсовета Зайцева Т.А. уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, административный ответчик письменных возражений относительно заявленных требований не представил, административный истец, административный ответчик ходатайствовали о рассмотрении дела в упрощенном порядке судопроизводства, а также о рассмотрении дела в свое отсутствие, с заявленными исковыми требования административный ответчик согласен в полном объеме.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

Согласно ч.1.1 Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. (часть 1.1 введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГФЗ)

Согласно статьи 1 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ за сельскими поселениями Красноярского края закреплены следующие вопросы местного значения: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 1 края от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ за сельскими поселениями Красноярского края закреплены следующие вопросы местного значения: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" названный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу ч. 3 ст. 19 указанного Федерального закона население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1092 в целях обеспечения населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным в технических регламентах и санитарно-эпидемиологических правилах, утверждена федеральная целевая программа "Чистая вода" на ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающая привлечение долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Решение вопросов местного значения исполняется за счет средств местных бюджетов, однако, в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 закона N 131-ФЗ).

Жилищный кодекс РФ определяет, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан (п. 2 ст. 2).

В соответствии с требованиями п.11.19 СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от ДД.ММ.ГГГГ N 635/14 и введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м.

Аналогичный радиус действия водозаборной колонки был предусмотрен и п. 8.20 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84 "Водоснабжение, наружные сети и сооружения", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ.

Положения изложенных норм обязывают органы местного самоуправления обеспечить питьевой водой население в границах муниципального образования.

Таким образом, указанное положение закона не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности.

Принимая во внимание конституционный принцип самостоятельного решения вопросов местного значения орган местного самоуправления - администрация Ельниковского сельсовета вправе самостоятельно избрать наиболее допустимый для нее способ обеспечения населения холодной питьевой водой надлежащего качества, как-то путем строительства водопровода, установки водоразборных колонок, либо путем подвоза питьевой воды.

Кроме того, нормы действующего законодательства не предусматривают такого понятия как круглосуточное водоснабжение, а устанавливают лишь, что население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Как следует из материалов дела, согласно муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ (цена контракта 1 322 966,02 руб.) ООО «Подрядчик» в ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> осуществлялись работы по бурению скважины для хозяйственно - питьевого водоснабжения поселка (смета работ предусматривала бурение скважины, определение скорости фильтрации подземных вод, анализ воды подземных источников, бактериологический анализ и др.). Акты приемки работ подписаны заказчиком – администрацией Ельниковского сельсовета. Бюджетные денежные средства перечислены в адрес подрядчика согласно условий контракта в полном объеме.

Согласно муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ (цена контракта 1 731 204,23 руб.) ООО «Промкомплектстрой» в 2013 году на территории <адрес> осуществлялись работы по капитальному ремонту системы водоснабжения <адрес> (начало работ ДД.ММ.ГГГГ, окончание работ ДД.ММ.ГГГГ) В перечень работ входили: демонтажные работы, устройство фундаментов, монтаж башни «<данные изъяты>», прокладка сетей водоснабжения, гидравлические испытания и промывка системы водоснабжения. Акты приемки работ подписаны заказчиком – администрацией Ельниковского сельсовета. Бюджетные денежные средства перечислены в адрес подрядчика согласно условий контракта в полном объеме.

При проверке установлено, что в скважинах, выполненных подрядчиком (фактически пробурено 2 скважины) в рамках муниципального контракта, не имеется воды. С момента приемки выполненных работ скважины (не имеющие дебета воды), башня «<данные изъяты>»- БР-25, трубопровод холодного водоснабжения не использовались по целевому назначению и технологически не функционируют. Социально-значимые объекты: МБОУ «Хайрюзовская средняя школа», «Хайрюзовский д/сад», «Хайрюзовский СДК» не обеспечены холодным водоснабжением. Водоснабжение указанных объектов осуществляется через сеть горячего водоснабжения.

Акты выполненных работ подписаны и.о. главы Ельниковского сельсовета Зайцевой Т.А., представителем технадзора- директором ООО «СФ СтройТрест» ФИО1, подрядной организацией - ООО «Промкомплектстрой» ФИО2, подрядной организацией- ООО «Подрядчик» в лице Генерального директора ФИО3

Директором ООО «Промкомплектстрой» ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. главы сельсовета Зайцевой Т.А. направлено гарантийное письмо о том, что с наступлением положительных температур воздуха в ДД.ММ.ГГГГ. будут проведены гидравлические испытания системы водоснабжения <адрес> протяженностью 1500 м и водонапорной башни БР-25.

Взятые на себя обязательства подрядчиками не выполнены. С момента приемки объекты коммунальной инфраструктуры по целевому назначению не использовались ввиду непригодности к эксплуатации.

Таким образом, Администрацией МО Ельниковский сельсовет Иланского района Красноярского края не исполнена предусмотренная действующим законодательством обязанность по организации водоснабжения <адрес>, в связи с чем, административные исковые требования прокурора Иланского района Красноярского края подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Прокурора Иланского района Красноярского края удовлетворить полностью.

Признать бездействие Администрации муниципального образования Ельниковский сельсовет Иланского района, Красноярского края в виде не обеспечения населения <адрес> холодной питьевой водой надлежащего качества незаконным.

Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования Ельниковский сельсовет Иланского района, Красноярского края в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить круглосуточное бесперебойное снабжение населения <адрес> холодной питьевой водой надлежащего качества.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Иланский районный суд Красноярского края в Красноярский краевой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья И.Е.Сасенко